Валентин Скурлов
(Санкт – Петербург)
Генезис и особенности формирования менталитета
профессиональной группы ювелиров. На примере столичных ювелиров Санкт –
Петербурга и Москвы XIX – начала XX вв.
Приступая к
раскрытию главной темы конференции «Историко – психологические основы
формирования ментальности», напомним энциклопедические понятия менталитета,
сложившиеся к настоящему времени. Напомним, что как всякая категория, понятие
исторический меняется и уточняется.
Менталитет — это склад ума,
совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных
ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации,
народу, народности.
Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки,
ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и
многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.
Виды менталитета
К типу групповых менталитетов
отнесены философский, политический, классовый, экономический, религиозный, эстетический, национальный,
этнический, профессиональный, региональный, партийный, исторический (античный и
др.), криминальный типы менталитета. Еще одно определение: «Менталитет простыми словами — это «склад ума» или
«национальный характер», присущий представителям определённой культуры или
народа. То, как люди
привыкли думать и действовать, часто не осознавая этого».
Это совокупность умственных, эмоциональных и культурных
особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще — целого народа.
Мы рассматриваем такую специфическую профессиональную
группу, как ювелиры, на примере истории всемирно известного ювелира Фаберже.
Фирмы существовала с 1842 по 1918 гг., в
том числе с 1872 г. – под руководством Карла Густавовича Фаберже (1846 – 1920).
Национальный состав сотрудников фирмы менялся каждые четверть века. Вначале
это были немцы и балтийские немцы, с их
протестантской этикой. Затем, после отмены крепостного права (1861 г.) в
столицы хлынули толпы крестьян. Некоторым из них удалось записаться в
Ремесленные цеха. Доля русских сотрудников увеличилась. Например, в 1877 г. в
Санкт – Петербург прибыл крестьянин из Петрозаводсткого уезда Олонецкой
губернии Михаил Перхин (1860 – 1903 г.) , с 1884 г. – важнейших сотрудник фирмы
Фаберже, исполнивший до 1903 г. 28 императорских пасхальных яиц и
обессмертивший свое имя и славу Фаберже. Как отмечал в своих «Записках по истории
фирмы» главный мастер Франц Петрович Бирбаум «…Михаил Перхин прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого
образования, по всей вероятности даже безграмотным; упорным трудом и
сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью
фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям
производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и
настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко
ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев».
Ювелиры составляли привилегированную
часть рабочего класа, его верхнюю прослойку. Журнал «Голос
золотосеребянника» (СПб) в своем
программной статье в начале 1906 г.
отмечал ситуацию встречи ювелира
и портного: «Ты портняжка, руку ювелиру не тяни. Мы, ювелиры, при Елизавете
Петровне ходили в «мундирах со шпагой». Другие
исследователи отмечают креативность русских ювелиров – ремесленников (вспомним
знаменитого «Левшу», персонажа писатель Лескова). Поскольку, на рубеже 40- 50-х гг. прошлого
века слава фирмы Фаберже стала уже бесспорной, то первые биографы фирмы, англичане
Г.Ч. Бэйнбридж и К. Э. Сноуман задавали вопросы Евгению Фаберже о
национальности мастеров и художников фирмы, стараясь подчеркнуть, что
выдающиеся художественные навыки
привнесены разными национальностями, но в меньшей степени русскими.
Действительно, фирма Фаберже, была интернациональной по составу, но не менее 60
% в ,и около 90 % московских сотрудников фирмы были россиского
происхождения. Финская исследовательница Улла Тилландер утверждает, что 70 %
петербургских ювелиров фирмы были финляндского происхождения. НА самом деле, по
нашим подсчетам, не более 30 %. Не случайно, вернувших после 1917-1920 гг. на
родину в Финляндию, финские ремесленники не смогли создать таких шедевров, над
которыми они трудились в Петербурге – Петрограде.
Тот же биограф фирмы Г.Ч. Бэйнбридж
отмечает такую разницу между русским и английским ювелиром. В Англии
разоряющиеся аристократы несли ювелирам свои фамильные драгоценности, отдавали
их в залог (режим ломбарда) , получали 25 % стоимости и не выкупали. Таким
образом, ювелир становился обладателем драгоценностей, не прилагая усилий для
разработки и изготовления новых фасонов. Карл Фаберже, замечает Бэйнбридж, мог
бы идти тем же путем, однако, он все время искал что-то новое. Хотя мог бы
остановиться на трех – четырех фасонах и многократно тиражировать их. Итог исторический известен. Где сейчас
изделия английских ювелиров – современников Фаберже? В то время как слава
российской фирмы захватила весь мир.
В 1887 г. Карл Фаберже открыл
ювелирное отделение в Москве, под руководством петербургского финна Оскара
Пиля, а с 1890 г. в Москве стала действовать Серебряная фабрика, численность
работающих в которой, к 1895 г. достигла 250 чел. Это было преимущественно
русские ремесленники с их менталитетом. Однако в руководстве московского
отделения были англичане и ительянцы. Такой симбиоз не мог не привести к
конфликту. В 1906 г. англичанин Аллан Боу, которого в 1887. Карл Фаберже
привлек к руководству , фактически «изменил» Карлу, продав совместный магазин фирмы
в Лондоне. Продажу Аллан Боу объяснял отсутствие поставок товара из Московской
фабрики, что объяснялась революцией 1905 – 1906 гг. в России. Характерно, что
Карл Фаберже не стал предъявлять юридических претензий, поскольку, по русской
купеческой традиции, полагался на «честное купеческое слово». Но словесная
договоренность не входила в поятия английского менталитета.
Следует однако отметить, что многолетнее нахождение сотрудников иных
национальностей в русском кругу исторически способствовало изменением в
национальном характере и менталитете. Так образовались группа «петербургских
немцев» и «московских итальянцев», которые верой и правдой служили Карлу Фаберже.
Несмотря на то,
что Москва и Санкт – Петербург были столичными горадами, существовали
существенные различия в менталитете клиентов
ювелирных фирм. Ориентация на клиентов. Санкт-Петербург – это аристократия, Москва –
буржуазия и купцы, и только потом – отставные чиновники. .
После 1860 г. произошло на фоне бурного развития капитализма становление крупных
российских фирм: Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Немирова - Колодкина,
Курлюкова, Постникова и др. Однако, по – прежнему, еще с петровских времен, в
обеих столицах функционировали Русский и Иностранный ремесленные
Серебряные цеха (до 1915 гг.), которые давали аттестаты и дипломы
подмастерье и мастеров.. Крупные фирмы: Фаберже и Болин работали в обеих
столицах, поэтому в менталитет ювелиров в каждой локации В Москве жалование ювелиров меньше на 20 %,
продукция дешевле.
Франц Бирбаум, главный мастер фирмы
в главе «РЕМЕСЛЕННАЯ СРЕДА, МАСТЕРА, ВЛАДЕЛЬЦЫ И ПОДМАСТЕРЬЯ» своих
Записок по истории фирмы (1919) пишет:
«….Встречаются
отдельные талантливые мастера, но нет кадра, нет той армии хороших
ремесленников, которою держится производство. Создание этого кадра образованных
ремесленников есть первое и главное условие дальнейшего развития производства
и залог успешной борьбы с иностранной конкуренцией.
Я
позволю себе остановиться на характеристике русского ремесленника, с которым я
работал в течение более 25 лет. По способностям он, безусловно, превосходит
своих европейских коллег, но чего ему недостает — это сознательности,
вытекающей из образования и общего развития. Ремесленник, любящий cвое ремесло,
гордящийся им, редкое у нас явление, а отсюда халатность, недобросовестное
отношение к работе, отсутствие выдержки и прилежания. Я видел мастеров,
способных в экстренных случаях работать по 60 часов в течение трех суток, но не
подстрекаемые нуждою или повышенным заработком они редко работали 8 часов в
день. Отсутствие системы в процессе работы также сильно снижает продуктивность
нашего ремесленника. В то время как западный ремесленник, методичный во всех
приемах работы, избегает благодаря этому многих неожиданностей и дефектов,
русский ремесленник беспорядочен, непоследователен в приемах и теряет
бесполезно много времени.
Потомственные
ремесленники — редкое еще явление в России; большая часть ремесленников
сделалась ими случайно. Это элемент, пришедший из деревни с минимумом
образования, если не совсем его лишенный. Дети этих осевших в городе
ремесленников, получив некоторое образование, никогда не продолжали дело отцов,
а находили для себя выгоднее и почетнее другое занятие. При таком положении
дела становится невозможным образование кадра традиционных ремесленников, а так
как традиции играют важную культурную роль в развитии художественных ремесел,
то отсутствие их снижает общий художественный уровень работ.
Опыт
революционного времени должен в корне изменить это положение; интеллигенция и
полуинтеллигенция могла за это время убедиться, что знание какого-нибудь
ремесла служит лучшим обеспечением, чем чиновничья или всякая другая карьера;
это капитал, который нельзя ни конфисковать, ни аннулировать. Продукт
ремесленного труда всегда будет нужен, это верно даже по отношению к ремеслу,
изготавливающему предметы роскоши, например ювелирному; даже в настоящий
момент, если бы налицо были условия и материалы, необходимые производству, то
ювелирные и золотые изделия имели бы сбыт, никогда не виданный ранее.
Я
наблюдал работу на одинаковых станках нашего русского ремесленника и австрийца;
последний, благодаря методичности своих приемов и своему прилежанию, выпустил в
три раза больше предметов, чем русский за тот же промежуток времени. Если это
перевести в часы рабочего времени, то окажется, что австрийский ремесленник
может, не опасаясь нашей конкуренции, установить себе трехчасовой рабочий день.
Я всегда утверждал, что можно бы установить не только восьмичасовой, но даже
шестичасовой рабочий день, если бы эти шесть часов были действительно
интенсивной работой. В подтверждение могу привести примеры, когда при сдельной
работе продуктивность одного десятичасового рабочего дня равнялась
продуктивности трех дней при поденной оплате. Допустим, что такая напряженность
работы вредна и не может повторяться изо дня в день, но если мы ее ослабим даже
наполовину, то получим в итоге шестичасовой рабочий день. Ремесленной среде
недостает знания и света, ведущих за собой сознательность и моральную
дисциплину.
Как
я уже писал, мастера-владельцы мастерских были автономны в ведении хозяйства
своих мастерских, и фирма редко вмешивалась в отношения между мастерами и
подмастерьями. Обычно тип мастера был хозяин-эксплуататор, но были исключения,
например ... (11). Характерно, что эти три мастера были лучшими работниками
своих собственных мастерских, то есть лично работали за верстаками и любили
свое ремесло; это были художественные натуры. Зато мы видели, как первый из них
вынужден был бросить мастерскую из-за нервного переутомления, второй из-за
того же переутомления умер, а все три не сумели нажиться, в то время как
мастера другого типа в короткое время составляли себе кругленькие состояния.
Особенно характерно выступили отношения мастеров к своим рабочим и к фирме,
когда в силу революционного времени и Декрета о 36-й пробе пришлось закрывать
мастерские. Все расходы по удовлетворению претензий подмастерьев, трехмесячный
заработок и т. д. мастера взвалили на фирму, нисколько не считаясь с тем, что
они, мастера, получали изряднейший доход от труда своих рабочих. Так как
большинство рабочих работало для фирмы, хотя и косвенно, то фирма долгое время
удовлетворяла все их требования, и мастерские закрывались с согласия рабочих и
без инцидентов. Масса мастеров-владельцев во всем, что не касалось наживы, была
инертна, неорганизованна, и солидарность совершенно отсутствовала даже в
вопросах защиты своих интересов. Существовавшее общество ювелиров мало
способствовало их сплочению. Когда к какому-нибудь мастеру бывали предъявляемы
требования со стороны его подмастерьев, постановления общества не соблюдались,
а он уступал или отказывался удовлетворить рабочих, считаясь лишь со своей
собственной выгодой. Общественные просветительные задачи не встречали поддержки
и сочувствия большинства; основанный маленькой группой ювелиров,
преимущественно торговцев, журнал «Ювелир» должен был прекратить свое
существование (12). Общество содействия художественно-промышленному
образованию также. В таком положении находилась производственная среда перед
1914 годом.
Таким
образом, можно констатировать, что помимо положительных черт, характеризующих
ментальность российского мастера – ювелира, сохранялись еще черты
неупорядоченности и хаотичности, а иногда и лени. Вспоминаются персонажи романа
Ивана Гончарова «Обломов» : Илюша Обломов и Штольц. Такие персонажи были и в рядах российских ювелиров.
И только мощная воля лидера фирмы Карла Фаберже позволяла организовать
тружеников в монолитный коллектив,
решавший самые сложные творчески задачи,
прославивший русское ювелирное искусство на многие годы вперед и
заложившие традиции, которые надо изучать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий