суббота, 4 января 2025 г.

Генезис и особенности формирования менталитета профессиональной группы ювелиров. На примере столичных ювелиров Санкт – Петербурга и Москвы XIX – начала XX вв.

 

Валентин Скурлов (Санкт – Петербург)

Генезис и особенности формирования менталитета профессиональной группы ювелиров. На примере столичных ювелиров Санкт – Петербурга и Москвы XIX – начала   XX вв.

 

Приступая к раскрытию главной темы конференции  «Историко – психологические основы формирования ментальности», напомним энциклопедические понятия менталитета, сложившиеся к настоящему времени.  Напомним, что как всякая категория, понятие исторический меняется и уточняется.

Менталитет — это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. 

Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Виды менталитета

К типу групповых менталитетов отнесены философский, политический, классовый, экономический, религиозный, эстетический, национальный, этнический, профессиональный, региональный, партийный, исторический (античный и др.), криминальный типы менталитета. Еще одно определение:  «Менталитет простыми словами — это «склад ума» или «национальный характер», присущий представителям определённой культуры или народа. То, как люди привыкли думать и действовать, часто не осознавая этого».

Это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще — целого народа.

Мы рассматриваем такую специфическую профессиональную группу, как ювелиры, на примере истории всемирно известного ювелира Фаберже. Фирмы существовала с 1842 по 1918 гг.,  в том числе с 1872 г. – под руководством Карла Густавовича Фаберже (1846 – 1920).

Национальный состав сотрудников фирмы менялся каждые четверть века. Вначале это были  немцы и балтийские немцы, с их протестантской этикой. Затем, после отмены крепостного права (1861 г.) в столицы хлынули толпы крестьян. Некоторым из них удалось записаться в Ремесленные цеха. Доля русских сотрудников увеличилась. Например, в 1877 г. в Санкт – Петербург прибыл крестьянин из Петрозаводсткого уезда Олонецкой губернии Михаил Перхин (1860 – 1903 г.) , с 1884 г. – важнейших сотрудник фирмы Фаберже, исполнивший до 1903 г. 28 императорских пасхальных яиц и обессмертивший свое имя и славу Фаберже.  Как отмечал в своих «Записках по истории фирмы» главный мастер Франц Петрович Бирбаум «…Михаил Перхин прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотным; упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определен­ных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев».

Ювелиры составляли привилегированную часть рабочего класа, его верхнюю прослойку. Журнал «Голос золотосеребянника»  (СПб) в своем программной статье в начале 1906 г.  отмечал  ситуацию встречи ювелира и портного: «Ты портняжка, руку ювелиру не тяни. Мы, ювелиры, при Елизавете Петровне ходили в «мундирах со шпагой».  Другие исследователи отмечают креативность русских ювелиров – ремесленников (вспомним знаменитого «Левшу», персонажа писатель Лескова).  Поскольку, на рубеже 40- 50-х гг. прошлого века слава фирмы Фаберже стала уже бесспорной, то первые биографы фирмы, англичане Г.Ч. Бэйнбридж и К. Э. Сноуман задавали вопросы Евгению Фаберже о национальности мастеров и художников фирмы, стараясь подчеркнуть, что выдающиеся художественные навыки  привнесены разными национальностями, но в меньшей степени русскими. Действительно, фирма Фаберже, была интернациональной по составу, но не менее 60 % в ,и около  90 %  московских сотрудников фирмы были россиского происхождения. Финская исследовательница Улла Тилландер утверждает, что 70 % петербургских ювелиров фирмы были финляндского происхождения. НА самом деле, по нашим подсчетам, не более 30 %. Не случайно, вернувших после 1917-1920 гг. на родину в Финляндию, финские ремесленники не смогли создать таких шедевров, над которыми они трудились в Петербурге – Петрограде.

Тот же биограф фирмы Г.Ч. Бэйнбридж отмечает такую разницу между русским и английским ювелиром. В Англии разоряющиеся аристократы несли ювелирам свои фамильные драгоценности, отдавали их в залог (режим ломбарда) , получали 25 % стоимости и не выкупали. Таким образом, ювелир становился обладателем драгоценностей, не прилагая усилий для разработки и изготовления новых фасонов. Карл Фаберже, замечает Бэйнбридж, мог бы идти тем же путем, однако, он все время искал что-то новое. Хотя мог бы остановиться на трех – четырех фасонах и многократно тиражировать их.  Итог исторический известен. Где сейчас изделия английских ювелиров – современников Фаберже? В то время как слава российской фирмы захватила весь мир.

 В 1887 г. Карл Фаберже открыл ювелирное отделение в Москве, под руководством петербургского финна Оскара Пиля, а с 1890 г. в Москве стала действовать Серебряная фабрика, численность работающих в которой, к 1895 г. достигла 250 чел. Это было преимущественно русские ремесленники с их менталитетом. Однако в руководстве московского отделения были англичане и ительянцы. Такой симбиоз не мог не привести к конфликту. В 1906 г. англичанин Аллан Боу, которого в 1887. Карл Фаберже привлек к руководству , фактически «изменил» Карлу, продав совместный магазин фирмы в Лондоне. Продажу Аллан Боу объяснял отсутствие поставок товара из Московской фабрики, что объяснялась революцией 1905 – 1906 гг. в России. Характерно, что Карл Фаберже не стал предъявлять юридических претензий, поскольку, по русской купеческой традиции, полагался на «честное купеческое слово». Но словесная договоренность не входила в поятия английского менталитета.

Следует однако отметить, что многолетнее нахождение сотрудников иных национальностей в русском кругу исторически способствовало изменением в национальном характере и менталитете. Так образовались группа «петербургских немцев» и «московских итальянцев», которые верой и правдой служили  Карлу Фаберже. 

Несмотря на то, что Москва и Санкт – Петербург были столичными горадами, существовали существенные различия в менталитете клиентов  ювелирных фирм. Ориентация на клиентов.  Санкт-Петербург – это аристократия, Москва – буржуазия и купцы, и только потом – отставные чиновники. .

После 1860 г.  произошло на фоне бурного  развития капитализма становление крупных российских фирм: Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Немирова - Колодкина, Курлюкова, Постникова и др. Однако, по – прежнему, еще с петровских времен, в обеих столицах функционировали Русский и Иностранный  ремесленные  Серебряные цеха (до 1915 гг.), которые давали аттестаты и дипломы подмастерье и мастеров.. Крупные фирмы: Фаберже и Болин работали в обеих столицах, поэтому в менталитет ювелиров в каждой локации  В Москве жалование ювелиров меньше на 20 %, продукция дешевле.

 Франц Бирбаум, главный  мастер фирмы  в главе «РЕМЕСЛЕННАЯ СРЕДА, МАСТЕРА, ВЛАДЕЛЬЦЫ И ПОДМАСТЕРЬЯ» своих Записок по истории фирмы (1919) пишет:

«….Встречаются отдельные талантливые мастера, но нет кадра, нет той армии хороших ремесленников, которою держится производство. Создание этого кадра образованных ремесленников есть первое и главное условие дальнейше­го развития производства и залог успешной борьбы с иностранной конкурен­цией.

Я позволю себе остановиться на характеристике русского ремесленника, с которым я работал в течение более 25 лет. По способностям он, безусловно, превосходит своих европейских коллег, но чего ему недостает — это сознательности, вытекающей из образования и общего развития. Ремесленник, любящий cвое ремесло, гордящийся им, редкое у нас явление, а отсюда халатность, недобросовестное отношение к работе, отсутствие выдержки и прилежания. Я видел мастеров, способных в экстренных случаях работать по 60 часов в течение трех суток, но не подстрекаемые нуждою или повышенным заработ­ком они редко работали 8 часов в день. Отсутствие системы в процессе работы также сильно снижает продуктивность нашего ремесленника. В то время как западный ремесленник, методичный во всех приемах работы, избегает благода­ря этому многих неожиданностей и дефектов, русский ремесленник беспорядо­чен, непоследователен в приемах и теряет бесполезно много времени.

Потомственные ремесленники — редкое еще явление в России; большая часть ремесленников сделалась ими случайно. Это элемент, пришедший из деревни с минимумом образования, если не совсем его лишенный. Дети этих осевших в городе ремесленников, получив некоторое образование, никогда не продолжали дело отцов, а находили для себя выгоднее и почетнее другое занятие. При таком положении дела становится невозможным образование кадра традиционных ремесленников, а так как традиции играют важную куль­турную роль в развитии художественных ремесел, то отсутствие их снижает общий художественный уровень работ.

Опыт революционного времени должен в корне изменить это положение; интеллигенция и полуинтеллигенция могла за это время убедиться, что знание какого-нибудь ремесла служит лучшим обеспечением, чем чиновничья или всякая другая карьера; это капитал, который нельзя ни конфисковать, ни аннулировать. Продукт ремесленного труда всегда будет нужен, это верно даже по отношению к ремеслу, изготавливающему предметы роскоши, например ювелирному; даже в настоящий момент, если бы налицо были условия и мате­риалы, необходимые производству, то ювелирные и золотые изделия имели бы сбыт, никогда не виданный ранее.

Я наблюдал работу на одинаковых станках нашего русского ремесленника и австрийца; последний, благодаря методичности своих приемов и своему прилежанию, выпустил в три раза больше предметов, чем русский за тот же промежуток времени. Если это перевести в часы рабочего времени, то окажет­ся, что австрийский ремесленник может, не опасаясь нашей конкуренции, установить себе трехчасовой рабочий день. Я всегда утверждал, что можно бы установить не только восьмичасовой, но даже шестичасовой рабочий день, если бы эти шесть часов были действительно интенсивной работой. В под­тверждение могу привести примеры, когда при сдельной работе продуктив­ность одного десятичасового рабочего дня равнялась продуктивности трех дней при поденной оплате. Допустим, что такая напряженность работы вредна и не может повторяться изо дня в день, но если мы ее ослабим даже наполови­ну, то получим в итоге шестичасовой рабочий день. Ремесленной среде недоста­ет знания и света, ведущих за собой сознательность и моральную дисциплину.

Как я уже писал, мастера-владельцы мастерских были автономны в ведении хозяйства своих мастерских, и фирма редко вмешивалась в отношения между мастерами и подмастерьями. Обычно тип мастера был хозяин-эксплуататор, но были исключения, например ... (11). Характерно, что эти три мастера были лучшими работниками своих собственных мастерских, то есть лично работали за верстаками и любили свое ремесло; это были художественные натуры. Зато мы видели, как первый из них вынужден был бросить мастерскую из-за нервно­го переутомления, второй из-за того же переутомления умер, а все три не сумели нажиться, в то время как мастера другого типа в короткое время составляли себе кругленькие состояния. Особенно характерно выступили отно­шения мастеров к своим рабочим и к фирме, когда в силу революционного времени и Декрета о 36-й пробе пришлось закрывать мастерские. Все расходы по удовлетворению претензий подмастерьев, трехмесячный заработок и т. д. мастера взвалили на фирму, нисколько не считаясь с тем, что они, мастера, получали изряднейший доход от труда своих рабочих. Так как большинство рабочих работало для фирмы, хотя и косвенно, то фирма долгое время удовлетворяла все их требования, и мастерские закрывались с согласия рабочих и без инцидентов. Масса мастеров-владельцев во всем, что не касалось наживы, была инертна, неорганизованна, и солидарность совершенно отсутствовала даже в вопросах защиты своих интересов. Существовавшее общество ювелиров мало способствовало их сплочению. Когда к какому-нибудь мастеру бывали предъявляемы требования со стороны его подмастерьев, постановления общества не соблюдались, а он уступал или отказывался удовлетворить рабочих, считаясь лишь со своей собственной выгодой. Общественные просветительные задачи не встречали поддержки и сочувствия большинства; основанный маленькой группой ювелиров, преимущественно торговцев, журнал «Ювелир» должен был прекратить свое существование (12). Общество содействия худо­жественно-промышленному образованию также. В таком положении находи­лась производственная среда перед 1914 годом.

Таким образом, можно констатировать, что помимо положительных черт, характеризующих ментальность российского мастера – ювелира, сохранялись еще черты неупорядоченности и хаотичности, а иногда и лени. Вспоминаются персонажи романа Ивана Гончарова «Обломов» : Илюша Обломов и Штольц.  Такие персонажи были и в рядах российских ювелиров. И только мощная воля лидера фирмы Карла Фаберже позволяла организовать тружеников в монолитный коллектив,   решавший самые сложные творчески задачи,  прославивший русское ювелирное искусство на многие годы вперед и заложившие традиции, которые надо изучать.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий