понедельник, 2 марта 2009 г.

ОТЧЕТ ПРАВЛЕНИЯ ЗА 1918 ГОД.

  ОТЧЕТ ПРАВЛЕНИЯ ЗА 1918 ГОД.
Если деятельность Общества в 17 году прошла в тяжелых условиях, когда вся страна под давлением исторических событий замерла, когда все помыслы просвещенного русского общества под тяжестью разрухи и голода направились по другому пути, в то время когда неоднократно над Обществом собирались тучи, Общество наше не могло и мечтать о какой либо культурной работе, лежащей на ее обязанности, а все силы были сосредоточены на самосохранении, на лавировании между подводными камнями, что до сих пор правлению не удавалось.
На годичном Общем Собрании истекшего года были избраны новые члены: г.г. Авилов, бобышев, Богословский, А. Бенуа, Гужавин, Репин, Овсянников Июдин.
В прошлом году покупка картин для музеев была приостановлена за отсутствием свободных средств.
В январе прошлого года В. Андросовым был составлен проект постройки дома для художников в Крыму в имении Общества комнатной системы, с общей столовой, гостиной, ванной и прочими службами, всего 33 комнаты, стоимостью в 155.000 руб. Размеры комнат 4 ½*9 арш. с наружным балконом к каждой. В виду большой единовременной затраты предполагалось на первых порах сделать не только 16-17 комнат в 500 куб. саж. стоимостью в 100.000 руб.
Для детальной разборки вопроса Ое Собранием 12 Января 18 года были привлечены г. г. В. Андросов, А.Рылов, Н.Химона, С.Дудин, М.Курилко, И.Владимиров и Вен. Кузнецов.
В Июле месяце Общество нашло необходимым послать комиссию в составе г.г. В.Андросова, С.Дудина, Н.Химону и Вен.Кузнецова для детального ознакомления с именем в связи с постройкой дома. О результатах этой поездки Общему Собранию доложит один из участников этой поездки.
  ПРОДАЖА КАРТИН А. И. КУИНДЖИ
В прошлом году были проданы следующие картины: «Степь весной», «Закат» и «Украинская ночь» за 47.250 руб. г. Дембовскому.
В виду обесценивания денег стоимость картины «Христос в саду Гефсиманском» Правлением была повышена до 75,000 руб. получила одобрние Общего Собрания, а потом на одном из Чрезвычайных Собраний было решено вообще прекратить продажу картин Архипа Ивановича впредь до нормального восстановления стоимости нашего рубля.
  АУКЦИОН КАРТИН
Для того чтобы реализовать картины, пожертвованные членами Общества на постройку памятника А.И. Куинджи был устроен аукцион совместно с работами преподавателей поощрения художеств с удержанием 25 % на его расходы, давший чистой прибыли 4,333 руб. 75 к.
  КОМИССИИ.
Не один, кажется, год не был так обилен комиссиями как 18-й. Была избрана комиссия для реорганизации Академии Художеств из 2-х членов Общества: В.Штемберга и А. Кудрявцева и кандидата к ним И. Дроздова. Была избрана комиссия в «Пролеткульт» в составе г.г. И. Дроздова, А.Кудрявцева П.Протопопова и М.Курилки. Комиссия состоящая из г.г. Вен.Кузнецова и И.Владимирова для участия в организоционном Комитете Коллегии военной техники маскировки.
Потом комиссия по выработке правил постоянной выставки в стенах Общества, членами которой состояли: Вен.Кузнецов, А.Вахрамеев и Грабовски. далее комиссия по организации выдачи ссуд под картины членов Общества в виду тяжелого материального положения, создававшегося обстоятельствами времени. В состав этой комиссии вошли А.Кудрявцев, О.Бухгольц, В.Навозов. По окончании выработки и утверждению правил ссуды Общим Собранием 24 июля были избраны члены, по выдаче этих ссуд г.г. А.Афонасьев, О. Бухгольц, А.Васбтинский, А.Кудрявцев и Светлицкий. Был избран депутат в Отдел изобразительных искусств и т.д.
По распоряжению Комиссариата Просвещения Обществу была приостановлена выдача денег из банка. Для выяснения причин были назначены Председатель и Секретарь Правления, которые при личном объяснении с Ан.Луначарским узнали, что распоряжение это исходило ни от А.Луначарского, а его помощника г. Штемберга, объяснившего свое распоряжение неисполнением Обществом своего устава и вообще вредным направлением Общества. При этом было указано лицо, состоявшее членом нашего Общества, которое дало такие сведения на словах, общаясь написать по этому поводу докладную записку. Для разъеснения таких нелепостей Председатель Правления при вторичном посещении А. Луначарского вручил докладную записку о деятельности Общества, книгу А.Куинджи, отчет за 2 последних года и устав Общества.
После опубликования декрета о доставлении сведений и точной регистрации хранящихся в частных руках художественных коллекций Правлению пришлосьобратиться в Комиссариат Просвещения в отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины за охранным сведетельством сотрудником вышеуказанного Отдела и вручения ему списка, картин а такие числа книг и журналов находящихся у нас было получено охранное свидетельство.
По предписанию декрета о регистрации всех обществ Правление не замедлило своевременно исполнить распоряжение декрета.
Осенью прошлого года Отделом Изобразительных Искусств были разосланы всем художественным обществам и выставкам приглашения прислать свои произведения на общегосударственную выставку, устраиваемую Отделом. На общем Собрании 27-го Марта было решено принять участие на выставке при чем действительные члены Куинджевской выставки изъявили взять на себя хлопоты по устройству последней, а заведовать выставкой поручено Вен. Кузнецову.
Во время праздненств Октябрьского переворота группа членов общества принимала участие в украшении Петрограда.
Большую и сложную работу в прошлом году сделала ревизионная комиссия вместе с Правлением и членами хозяйственного комитета6 проверила наличность всех картин Архипа Ивановича, составила опись их и внесла в шнуровую книгу. В виду блестящего выполнения трудной и кровопотливой работы, Правление постановило выразить благодарность членам ревизионной комиссии.
  ПРИСУЖДЕНИЕ ПРЕМИЙ.
На общем собрании 8-го Апреля 1918 года по второму конкурсу А.И. Куинджи ни первая, ни вторая и не третья премии присуждены не были. 
  РИСОВАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА.
Рисовальные вечера при создавшейся ненормальной жизни в столице вынуждены были прекратить свою деятельность.
  ПОСОБИЯ И ССУДЫ.
Пособий и ссуд в отчетном году было на сумму 18.505 руб.
Общих собраний в отчетном году было: Годичных – одно (19 февраля), чрезвычайных 15.
Правление имело 39 заседаний.
25-го октября скончался А.Н. Юдин
Секретарь: А.Максимов (подпись) 
19-го Февраля 1919 года.
   
  В Союз работников
  Д О К Л А Д.
ОБЩЕСТВО имени А.И. КУИНЖДИ возникло в 1909 г. до мысли группы художников, выставляющих на «Весенней выставке», свой Устав и организацию оно получило при длительном, направляющем участии самого Архина Ивановича Куинджи, бывшего, как известно, душой упомянутой выставки.
Заветной мечтой всей жизни Архипа Ивановича была, казавшаяся долгое время утопичной задача – объеденить в большое стройное целое разорванные кружки и общества художников. Он думал, что рознь между ними создалась не столько на идейной основе, сколько на почве борьбы за успех и другие чисто материальные блага. Разница же во взглядах на задачи искусства и т.п. неизбежная и нужная даже для преуспеяния последнего, по его мнению только свидетельствовало о глубине основы на которой зиждется самое искусство, -любви к нему и готовности беззаветно служить ему. И вот, на этой то основе и исключительно на ней одной. Архипу Ивановичу и казалось возможным осуществить его мечту об объединении художников всех лагерей. Сохраняя за собой все свои индивидуальные особенности, каждый из них и каждая группа их, оставив на время в стороне свои чисто личные и кружковые задачи, могли бы совместно разрешать общие задачи и вопросы родного искусства, задачи большого масштаба и значения. по его мысли общество должно было взять на себя способствование материальное и идейное упомянутой работе со стороны отдельных работников или их групп.
При такой работе, идейной по преимуществу, споры возникающие на материальной и личной почве сильно вредили бы ровному и успешному ходу работы, поэтому Архип Иванович настоял, чтобы в цикл задач Общества не вошли задачи так сказать стяжательного характера. На чсила этих последних Архип Иванович выделил только выставки художественных произведений, так как в них идейная сторона совершенно почти заслоняет материальную сторону.
И Архип Иванович и группа его основателей должны были учесть и то обстоятельство, что создавая деловое общество, необходимо избежать проникновения в него малодеятельных и вздорных элементов. Для этого в Устав Общества пришлось ввести параграфы, поскольку стесняющие вступление в него новых членов (главную массу членов Архип Иванович ввел в Общество сам).
подчиняясь указанным основаниям и соображениям был составлен Устав Общества. В Общество вошли представители всех имевшихся тогда на лицо в Петрограде групп и обществ художников, а именно: «Весенней выставки», «Т-ва Передвижных выставок», «Независимых», «Т-ва Петербургских художников», «Т-ва Художников», «Нового Общества Художников», «Союза русских Художников», «Мира Искусства», «Общины Художников», «Общества Взаимопомощи русских Художников» и лица вне организаций.
В настоящее время общество насчитывает в своем составе до 125 членов; из нихсейчас в Петрограде находится около половины. Управляется общество общими Собраниями (на которых одно годичное) и Правлением из 12 членов. Хозяйственными делами Общества заведует Хозяйственный Комитет из 3 лиц. ревизует дела Общества ревизионная Комиссия, состоящая также из 3 лиц. Все эти лица избираются на 3 года, могут быть неизбираемы снова и никакого вознаграждения за свою деятельность не получают.
До аннулирования ценных бумаг Общество владело капиталом несколько более 400.000 рублей, переданных ему Архипом Ивановичем на начале неприкосновенности. Расходный капитал Общества составлялся из % на неприкосновенный капитал членских годичных взносов.
В настоящее время расходной капитал составляется из членской взносов и % отчислений, взимаемых с членов общества при продаже их произведений на постоянной и др. выставках, устраиваемых в помещении Общества.
В первые два-три года своего существования, Общества не могло развить в олной мере свою деятельность. Новизна задач, их многообразие и неопределенность приемов их разрешения требовали известной неторопливости и сознательности. Вызванное этим замедление в открытии действий было усилено отклонением внимания Общества в сторону наложения самого механизма будущей деятельности (прием наследства Архипа Ивановича, его раздел с другими наследниками, поиски и устройство помещения и т.д. и т.д.). А затем смерть Архипа Ивановича и вскоре последовавшая за ней гибель первого Председателя Общества К.Я. Крыжицкого еще несколько задержали Правление Общества от исполнения его задач при самом начале работ (в 1911 г.). Таким образом только в 1912 общество могло приняться за ожидавшую его работу.
В связи с предначертаниями Устава эта работа распалась на благотворительную деятельность (исключительно художникам, безразлично, членам и не членам Общества) и культурно-просветительную деятельность в смысле повышения уровня художественного образования как самих художников, так и публики.
Располагая сравнительно небольшими средствами общество, конечно, не могло развить свою благотворительную деятельность в желательном ему масштабе, тем не менее до времени аннулирования капиталов Общества им было выдано 53.617 рублей пособий 115 лицам.
Культурно-просвятительная деятельность выразилась в следующих начинаниях, частью доведенных уже далеко, частью прерванных сперва войной, а потом революцией:
1) Чтобы облегчить художникам возможность ознакомления с литературой их искусства, особенно новейшей. Правление занялось устройством библиотеки, куда получались все какие можно было достать периодические издания на русском и иностранных языках по вопросам искусства и художественной промышленности, разного рода подсобные увражи и ряд книг по специальным и общим вопросам пластических искусств, как новейших, так и вышедших раньше. Ведение библиотеки было поручено одному лицу, чтобы легче сохранить проведение единого цельного плана ее. К настоящему времени библиотека общества располагает более или менее приличным комплектом книг, в пределах почти совершенно достаточных для средних требований. Пользоваться библиотекой исключительно в помещении Общества) могут кроме членов Общества, с разрешения Правления и посторонние лица.
 2)Идя навстречу желаниям художников и публики ознакомиться с деятельностью А.И. Куинджи, Общество получив после смерти Архипа Ивановича в свое распоряжение его художесвтенное наследство и разобрав его, озаботилось устроить в залах Академии Художеств выставку всех его произведений, которая затем в несколько сокращенном объеме была повторена и в Москве.
3)Издало большую монографию «Куинджи» с большим количеством трехцветных и черных снимков с произведений Архипа Ивановича. Книга эта, изданная Обществом в количестве 3000 экземпляров в конце 1912 г., к 1916 г. разошлась, что указало Правлению на необходимость возобновления издания.
4) Обсудив этот вопрос, Правление приняло шаги в этом направлении, озаботившись подбором новой серии иллюстраций и переработкой текста, чем и занято в настоящее время.
5)Учитывая бедность на русском языке литературы по вопросам техники живописи (как известно вся она исчерпывается 3-4 солидными, но к сожалению устаревшими несколько, книгами, ставшими уже библиографической редкостью) наметило к изданию 3 книги двух авторов: Моро-Вотье и Лори, посвященных вопросам техники живописи и не только получило переводы их, но и закончило даже переговоры с одним из авторов и его издателем (во Франции) и получило право на издание и согласие на изготовление красочных и черных таблиц. Начинавшаяся война, к сожалению, остановила дальнейший ход этого дела.
6) С ликвидацией книги «Куинджи» у правления возникла мысль обратить вырученную за нее сумму в издательский капитал, увеличив который путем займа не расходованного капитала. Правление намеревалось начать издание Художественного Ежемесячника. Им была выработана программа журнала и закончены переговоры с соответствующими предприятиями для дальнейшего осуществления издания, но вспыхнувшая революция – положила конец этому начинанию.
7) С 1914 г. Правление Общества начало осуществлять один из самых важных приемов распространения среди публики художественного образования: оно стало ежегодно выделять из своего бюджета сумму в 10-110000 рублей для приобретения на всех очередных выставках Петрограда художественные произведения для распределения наибольшей части их по художественные произведения для распределения наибольшей части их по художественным музеям провинции. (Остальная, значительно меньшая часть должна была оставаться в обществе для проэктируемого при нем Музея имени А.И. Куинджи. С 1914 по 1918 г. Обществом приобретено таким образом 128 произведений 82-х авторов. Значительная часть приобретенных произведений распределена по музеям в следующих городах: в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринсославе, Екатеринодаре, Казани, Перми, Уфе, Вятке Вильне, Пензе, Саратове, Пскове, Самаре, Николаеве и др.
8) После разбора художественного наследства Архипа Ивановича, Правление внедрило одну серию произведений для распределения их между упомянутыми выше музеями, что отчасти и исполнило, часть же ее сохраняется для дальнейшей раздачи. Другую, состоящую главным образом из крупных произведений принесло в дар музеям Академия Художеств и Русскому в Петрограде и Третьяковской Галлерее в Москве. Третья серия – назначена Правлением для Музея имени А.И. Куинджи при Обществе совместно с некоторой частью произведений, приобретаемых на выставках. Четвертая серия, куда вошли повторения и варианты разных этюдов и эскизов – назначены были в распродажу для образования капитала, на который Общество рассчитывало построить свой дом и Музей и, наконец, в последнюю пятую серию вошли незаконченные произведения, которые предположено хранить только как материал важный для изучения деятельности Архипа Ивановича. На четвертой серии часть была продана, но т.к. до сведения Правлония дошло, что уступленные вещи начали перепродаваться, последнее вместе с Общим Собранием вскоре прекратило дальнейшую продажу.
9) Исполняя один из параграфов Устава рекомендующий выдачу премий как поощрительное средство. Общество до 1917 года выдало премии нескольим лицам в сумме 2000 рублей.
10) Наняв и обставив квартиру для Общества. Правление сделало ее открытой для посещений членов и их знакомых ежедневно по вечерам (кромепраздников), что давало возможность товарищеского обмена мнений и тем укрепляло не только деловые, но идейные связи посетителей между собой. здесь же посетители имели возможность артистического отдыха и сближения с представителями искусств сцены и музыки, так как вскоре после открытия помещения Общества, Правлением были организованы артистические «пятницы», на которых художники рисовали с моделя, а музыканты и артисты знакомили гостей с новинкамиих искусств.
11) Часть вечеров Правлением была отведена для того, чтобы знакомить посетителей с новостями близкого им искусства. Поэтому каждую неделю читались обзоры текущей художественной жизни столиц и провинции, состовляемые одним из членов Общества, а раз в две недели – доклады по вопросам искусства – истории, техники, истории техники, реставрации художественных произведений и т.п. (Среди докладчиков могу указать И.Я. Гинзбурга, В.Т. Георгиевского, С.М. Дудина, А.И. Кудрявцева, В.А. Плотникова, Романова и др.). доклады почти всегда сопровождались иллюстративным материалом в виде диапозитов и т.п. Эта последняя деятельность ведется в Обществе и до сих пор, с той только разницей, что иллюстративная сторона в виде диапозитов отсутствует из-за трудности их добывания.
12) Высоко чтя заслуги основателя Общества и его дарствователя Архипа Ивановича Куинджи, члены Общества на свои средства воздвигли на его могиле художественный памятник по проекту архитектора А.В. Щусева.
13) Идя навстречу группе своих членов Общество дало ей возможность организовать выставку картин под названием «Выставки членов Общества имени А.И. Куинджи». Первая из них состоялась в Октябре-ноябре 1919 г.
14) В Революцию 1917 г. члены Общества принимали деятельное участие в декорировке выступлений, а в день годовщины революции 1918 г. общество группой своих членов и в лиуе отдельных представителей принимало деятельное участие в украшениях разных частей города (площадь Клиники Вилие, несколько пунктов на Петербургской стороне, площадь Восстания и т.д., ряд плакатов, флагов, знамен, открыток и т.п.).
15) Как районная организация Общество вошло в состав Союза работников Искусств с 1919 г. отдельные его члены принимают участие в качестве преподавателей и членов самых разнообразных культурнопросветлительных учреждений (Училища разного рода высшие и низшие. Специальные художественные и техничесие школы и учреждения, Ученыем учреждения и т.п.).
11 Августа 1921 г.
№ 119
Петроград.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий