Светлана Валентиновна СЕМЁНОВА.
ПЛАМЯ И КАМЕНЬ. Екатеринбург, 2007.
ЗАМЕЧАНИЯ.
С.9: Название Yssekirka, пишется иначе: Uusikirkko.
С.10: Дача Репина была не в Келломяках, а в Куоккале. Это 35 км от Санкт-Петербуррга, теперь Репино.
Келломяки, теперь Комарово – это 44 км от Петербурга, ещё дальше в 11 км - Зеленогорск (Терийоки).
Дача Серова была не в Келломяках, а дальше Зеленогорска (Терийоки) в селении Лаутаранта. Я там отдыхал в детстве в пионерлагере. Чудные места.. Этот посёлок с 1948 года называется Смолячково. Это 72 км от Санкт-Петербурга.
С.53: А.В.Калугин (1857-1938). В других источниках, в интернете дата смерти 1933. Кто прав?
С.63: в 1889 году В.В.Мостовенко ещё не был тайным советником. В 1888 произведён в статские советники, с 1896 – действительный статский советник, с 6 декабря 1910 – тайный советник
С.95: это не рисунок А.И.Перевышко, а картина, картон, масло
С.167: Торговец мехами (жулик) Гринвальдт, а не Грюнвальд
С.187: «Приглашение на выставку». Истокник: РГИА
С.209: Не знаю такого художника «Маковского Г.К.», есть «Маковский С.К.»
С.210: Императорских пасхальных яиц с «Красным Крестом» было два в 1915 году. «Георгиевское» в 1016 году. Яйца 1915 года не могли завершать серию. Были ещё пасхальные яйца в 1917 году
С.211: «Коронационным» называется императорское пасхальное яйцо 1897 года (следующая Пасха после которнации 1896 года), в в 1911 году было яйцо «15 лет коронации» (1896-1911)
С.212: По два яйца Фаберже стал исполнять только с 1895 года
С.213: Карл Фаберже не участвовал во Всемирной выставке 1889 года в Париже
С.213: Генрик Вигстрём никогда не был камнерезом.
С.213: В Справочниках «Весь Петербург» фамилию писали Вякева, не Вякива
С.213: «Академисты» - кто это? Закончившие ИАХ? Но Рундальце был академиком, но Академию не кончал. Не был академистом и Раков
С.213: Бирбаум, конечно участвовал в создании 42 императорских пасхальных яиц, поскольку работал в фирме с 1893 по 1918 года, но как он пишет в записках, лично он скомпоновал половину яиц
С.214: Упомянуть, что магазин на Морской улице открыт только в 1911 году. Большая Морская с 1903 года стала называться просто Морской улицей. В 1902-1911 года магазин Денисова-Уральского был на набережной реки Мойки, 42
С.215: Подпись под фотографией: «Из коллоекции Э.Баллетта. Фото: Архив Татьяны Фаберже».
С.216: великая княгиня – писать со строчной буквы
С.216: на ферме в Сандрингаме были домашние животные. Что-то про «диких животных» я не слыхал
С.215: Вряд ли покупка камней для Фаберже была «капризом» ( каприз выжившего из ума старика , напрашивается). Карл Фаберже последовательно и осознанно, а не по «капризу», проводил эту линию ассортимента – делал камнерезные изделия с 1890 года, за 10 лет до Денисова
С.216: Правильно фамилия «Баллетта»
С.219: Фамилия покупателя «Попугая» - Мишель КАМИДИАН, а не «Камидяну». Он француз армянского происхождения, но не румын
С.219: Рекомендую заменить фотографию так называемого «Слона» фирмы Фаберже. Это фальшивка
С.222: Как же «русские мотивы», если слева фигурка «Пенсионера Челси» (английский мотив) ?
С.222: Фигурки «латыша» у Фаберже, к сожалению, нет
С.224: Фёдор Грюнберг стал Теодором Залкансом только в 1030 году в Латвии
С.224: Не Ферсман считал (цитата про Дербышева), а Франц Бирбаум. В «Очерках по истории камня» 1954 года, после смерти Ферсмана публикаторы подписали текст из «Истории фирмы Фаберже» Бирбаума фамилией Ферсмана
С.225: Фото Чешуина, указать, что из книги «Фаберже и петербургские ювелиры», 1997. Эту фотографию подарила мне в 1992 году дочь Чешуина (на фото, маленькая девочка)
С.225: Фото Шадра и Дербышева из книги «Иван Шадр», автор не помню, зав. Отделом скульптуры Третьяковской галереи в 1950-1960 гг.
С.231: Подпись: счёт Нобелю, на фото: счёт великой княгине Марии Павловне
С.Всё-таки правильнее не Прокофий, а Прокопий Овчинников
С.233: Рамка работы Л.Пяновского - арматура, каменная работа – от Денисова. «Селезень» (не «Уточка») и пепельница в виде сердца – работы Фаберже
С.235: Это точно дверные звонки, не настольные? (Фаберже, например, не делал дверных звонков)
С.235: Япония присоединилась к Антанте в 1914 году, Италия в 1915, Румыния в 1916
С.238 и 239: Бюсты Денисова-Уральского и Фаберже. Год исполнения? Высота?
С.240? Три корчика. Год исполнения? Материал? Размеры?
С.240: Пурпурин – это стекло с золотом, но не «синтетический материал»
С.241: Фаберже только на 10 лет стал раньше Денисова-Уральского стал делать камнерезные фигурки, а не «несколько десятилетий». Но Фаберже и старше Денисова на 18 лет.
С.302: Не было с Справочнике профессий Госкомтруда профессии «цензор»
Прошу прощения, уважаемая Светлана Валентиновна, за задержку ЗАМЕЧАНИЙ. Но потерял прежние листки первого прочтения (февраль-март), пришлось читать заново.
Валентин СКУРЛОВ
01.08.2008, Санкт-Петербург
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Первоклассная вычитка!Однако, что это за такое "стекло с золотом" под названием пурпурин? Какой-то революционный сплав? Смесь? Почему такое название?
ОтветитьУдалитьНа историко-филологический факультет Уральского государственного университета в 1950 году Светлану Семенову привело пылкое желание узнать как можно больше об истории страны, поэтах, писателях, художниках, воспевающих ее красоту.
ОтветитьУдалитьПоэтому после окончания университета, вдохновленная идеей созидания, она приходит в Уральский политехнический институт, где начинает работу во вновь организованном редакционно-издательском отделе.
25 лет, с 1956 года Светлана Валентиновна Семенова – начальник отдела.
«Наша королева печати» - говорили о ней авторы, а сотрудники называли ее «настоящий начальник».
Светлана Валентиновна знала, казалось, обо всем из мира искусства, вела передачи в 1970-х гг на телевидении, которые назывались «Литературные грани», вела поиск родственников нашего замечательного земляка, близкого друга Мамина-Сибиряка, - художника, камнереза, человека с высокой гражданской позицией Алексея Козьмича Денисова – Уральского.
Светлана Валентиновна так «прикипела» к мятущейся» душе художника, что уже не могла остановиться в поисках. Как мозаичные картинки сменяли друг друга адреса городов страны: Ленинград, Иркутск, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, где находились каменные горки, камнерезные иконы, живописные полотна художника. Несколько художественных картин Денисова есть и в нашем музее изобразительных искусств, музее Мамина-Сибиряка, но камнерезные работы – только в Перми.
«Пишу, горюю, радуюсь», - говорила она. Вариант новой книги «Пламя и камень» появился в «Областной газете» в 2006г. И по инициативе министерства культуры издано небольшим тиражом подарочное издание книги, хорошо иллюстрированное, рисующее картину культурной жизни Екатеринбурга ХIХ начала ХХ вв. И, наконец, в 2011 году выходит в серии «Жизнь замечательных уральцев» новая книга. «Писала шариковой ручкой и сердцем», - замечает автор, без компьютера, на много раз переписывая текст. Посмотришь иллюстрации к книге – и словно побываешь в музее, о котором так мечтал художник.
Есть в городе бульвар имени Денисова-Уральского - это воплощенное
желание Светланы Валентиновны увековечить имя известного земляка, который всегда служил для нее примером неутомимого труженика.
«Хотела, чтобы екатеринбуржцы гордились своим земляком», говорила она.
Устремленность, настойчивость, высокообразованность, доброта и сердечность, чувство юмора - вот что характеризует эту замечательную женщину, которая несмотря на трагические обстоятельства жизни (ранняя гибель единственного сына) нашла в себе силы заниматься творчеством, просветительством.
За свои творческие заслуги она была награждена орденом Денисова-Уральского, получила звание заслуженного деятеля камнерезного искусства, лауреата Всероссийской литературной премии им.П.П.Бажова. Являлась членом Союза журналистов, неоднократно сотрудничала с газетами, журналами края.
Светлый человек Светлана Валентиновна Семенова ушла из жизни 3 ноября 2016 года. Она была, есть и будет яркой звездой, которая дает силы живущим, являя собой пример бескорыстной любви и верности «своему литературному герою», сотрудникам, близким людям.
Сотрудники редакционно -
издательского отдела УПИ- УГТУ-УрФУ.