Уважаемый Игорь,
Мои наблюдения по итогам поездки в Киев и Донецк в мае 2010 года.
С точки зрения науки эстетики стиль "романтизм" умирающий. Об этом писал еще Гегель на рубеже XVII-XIX вв. Немецкий романтизм сменила эпоха бури и натиска" на смену которой пришел модерн. Стили возвращаются, закон неравномерности развития государств и стран никто не не отменял. Был и неорамантизм.
Эпоха "романтического авангарда" прошла.
На дворе 2010 год.
На арену вступает "неоукраиний стиль". "Старый украинский" это стиль украинского возрождения - второй половины XIX - начала XX вв., наглядно выраженный на карбованцах 1918 года дизайна великого украинского художника Нарбута.
Неоукраинский стиль стал возможен только в условиях существования национального самостоятельного государства. Такой же путь в 1918-1939 гг. прошли прибалтийсие государства, Финляндия и Польша, когда вышли из состава Российской империи, а также страны, вышедшие из "лоскутной" Австро-Венгерско империи. Такой же путь проходят сейчас стран, вышедшие из распавшейся Югославии. Становление стиля - это закон.
Вам надо стать выразителем "неоукраинского стиля" в ювелирном искусстве, только тогда он получит в истории название стиля "лобортас" (пишу с маленькой буквы").
Сейчас в Большом энциклопедическом стиле (Россия. 200-е гг.) слово "Фаберже" рассматривается в двух значениях:
Фаберже, как фамилия ювелиров и с "фаберже" ( маленько буквы") как ювелирные изделия великой фирмы.
Стиль не создается по приказу. Так, в 1995 году президент Ельцин поставил задачу разработать новый русский национальный стиль, но пока ничего не получилось. Есть петербургская (яркого лидера нет, есть несколько фирм) и московская ювелирные школы (фирма "Сирин" с ее стилем "сирин").
Есть уральская камнерезная школа (ювелирной уральской пока нет), есть традиции приволжской ювелирной школы, ранее "красноселькой", теперь "ярославско-костромской".
Франц Бирбаум в 1919 году так определял перспективы развития русского стиля:
"Пора взглянуть более серьёзно на задачи прикладного искусства. Если национальному стилю суждено возродиться, то конечно в более культурных формах". Ценны рассуждения Бирбаума о стиле:
"Стиль создается сочетанием двух факторов: национально-художественного творчества и культурных потребностей эпохи. Создается он не одним человеком, а целыми поколениями. Национальный стиль не выработается у нас, пока не будет художников, проникнутых русским творческим духом и современной культурой".
Такие рассуждения помогают понять специфику неоукраинского национального стиля. Это не стиль одной фирмы ("лобортас" только дал ей название), а стиль украинской ювелирной школы конца XX - начала XXI века, сформировавшийся в результате творчества ведущей сотни из почти 2000 ювелирных предприятий и мастерских Украины, авторских ювелирных ателье.
Искусствоведам остается найти элементы становления стиля в ювелирных произведения (памятниках ювелирного искусства эпохи, разработать теоретические основы, выделить стилеобразующие и интегрирующие признаки. Это важно, поскольку различия в художественных школах внутри Украины существовали всегда (киевская, львовская, харьковская, одесская и крымская художественные школы). Как указывают французские искусствоведы, стиль и его становление наиболее полно и ярко выражаются в архитектуре и ювелирном искусстве, а затем в остальных направления искусства. Какая эпоха, такой и стиль. Посмотрите вокруг: какая архитектура в Киеве в других городах Украины. Какая архитектура новых украинских буржуазных особняков и вилл. В ювелирном искусстве тоньше, изощреннее и нагляднее. Здесь больше возможностей для эксперимента, что было продемонстрирована Лобортасом в коллекции колец, а теперь в коллекции(серии) предметов культа.
Надеюсь, с Вашими произведениями через 30 лет будет тоже самое. Они будут символизировать ювелирное искусство Украины конца XX - первой трети XXI века.
Всех благ, здоровья и творческих успехов.
Валентин Скурлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий