Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства.
В октябре 2001 года ушла из жизни Лидия Артуровна Кислякова. Её отец Артур Иванович Миткевич – Желтко (1870-1964), золотых дел мастер и ювелир, в 1902-1918 гг. был заведующим Ювелирным отделением Московской фабрики фирмы Фаберже, сменив на этом посту золотых дел мастера и эмальера Готфрида Яра (руководил в 1897-1902; до этого десять лет ювелирную мастерскую возглавлял Оскар Пиль, 1887-1897).
Родилась Лидия Артуровна 26 апреля 1896 года в Санкт-Петербурге. Её отец потомственный дворянин белорусско-польского происхождения из Могилёвской губернии, решил избрать своим поприщем ювелирное дело. В 21 год, в 1891 году он стал золотых дел мастером и ювелиром, специализировался на портсигарах, десять лет работал для фирмы придворных ювелиров Болин, в 1902 году получил приглашение на должность руководителя Москву. Главная особенность Карла Фаберже, как руководителя, это подчёркивают все исследователи – безошибочный выбор помощников - лучших специалистов различных профессий ювелирного мастерства. Так было и с Миткевичем. Лидия Артуровна хорошо помнит Николаевский вокзал, отъезд в Москву, ей было 5 лет. Когда девочке было 10 лет, в 1907 году, отец брал ее во дворец великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры императрицы Александры Фёдоровны и вдовы убитого в 1905 году великого князя Сергея Александровича. Великая княгиня приводила в порядок свою бесчисленную коллекцию ювелирных украшений и продавала их после ремонта, с тем, чтобы вырученные деньги направить на строительство Марфо - Мариинской обители. Очень хорошо помнит Лидия Артуровна рыжеволосую балерину Московских императорских театров Зинаиду Гельцер, большую любительницу драгоценных вещей, которой ювелир Миткевич, применительно к цвету её волос рекомендовал зелёные уральские изумруды. Ходила молодая девушка Лидия и на поэтические концерты Маяковского, Есенина, знала молодую Фаину Раневскую.
В мае 1996 года во время визита в Екатеринбург Татьяны Фёдоровны Фаберже, состоялась примечательная встреча Лидии Артуровны с правнучкой великого ювелира в Музее ювелирного и камнерезного искусства Урала. Присутствующие были потрясены, когда узнали, что Лидии Артуровна видела самого Карла Фаберже, его сыновей, особенно часто Александра Фаберже – руководителя Московского отделения. Знала она многих сотрудников фирмы, а с дочерьми старшего мастера Чепурнова дружила. Спросил Лидию Артуровна, помнит ли она одного из директоров фирмы Аверкиева, в квартире которого на Солянке, дом 13 в 1990 году был найден клад из 20 вещей фирмы.
«Как не помнить. Я его хорошо знала. Его в 1929 году посадили по делу Промпартии. А воспитанник Аверкиева, китайчонок Ли, организовал нам на свадьбу карету с красивыми белыми лошадьми из китайского посольства».
Прямо как у Вертинского: «Где вы теперь, кто вам целует пальцы? Куда исчез ваш китайчонок Ли ?».
Куда исчез китайчонок Ли ? Из записок Евгения Фаберже я знал, что Аверкиев и Ли были последними, кто знал, где в Москве спрятаны изделия фирмы.
Лидия Артуровна оставила небольшие, но интересные воспоминания, которые были опубликованы в книге «Фаберже и петербургские ювелиры» (СПб., 1997).
Предлагаем отрывки интервью, которое Лидия Артуровна дала корреспонденту газеты «Главный проспект» (Екатеринбург, 14 – 21 августа 1997) Варваре Кудрявцевой.
«Шел 1913 год, рассказывает Лидия Артуровна, я училась в пятом классе гимназии. Праздновали 300-летие Дома Романовых. Все девочки учебных заведений Москвы должны были вышить на уроках рукоделия небольшие коврики. Их них затем сшили большой ковёр, чтобы застелить им Храм Христа Спасителя. За это нам разрешили во время праздника присутствовать в Москве. Аплодисментов, конечно, не могло быть. Но мы даже замирали от шествия. Сначала шли царь с царицей, потом шествовала императрица Мария Фёдоровна, потом девочки – дочери царя, а дядька нёс наследника.
- Вообще, Храм Христа Спасителя я часто посещала. Мама была набожной и нередко приглашала монашек, кофейком-чайком их угощала, а они просвирочки дарили.
- Как Вы встретили революцию 1917 года?
- Страшно было, потому что, во-первых, как-то темно сразу стало, всё электричество отключили, движение на улицах остановилось, учебные заведения закрылись. Я тогда училась на Высших женских курсах на Девичьем поле. А поскольку это случилось, мне пришлось идти работать. Поступила в Союз, который организовывал лекции и концерты. Помню, был вечер Маяковского. Поэт мне подарил книжицу в очень красном переплёте, хорошую надпись сделал, а муж приревновал и в печку её бросил. Вот такая смешная история. Очень любила я и Есенина, тоже был у меня подаренный им сборничек стихов. Это были уже 20-е годы. Я снова начала учиться, теперь уже в драматической студии Ермоловой, там мы и познакомились с моим мужем, актёром Аркадием Николаевичем Кисляковым. Моего мужа пригласил работать в свой театр Михаил Чехов, племянник писателя. В «золотом фонде» отечественного кино есть фильм Михаила Ромма «Мечта» (1934 г.), в котором Аркадий Кисляков снялся в главной роли, он играет сына героини Фаины Раневской.
В семье Кисляковых сохранились фотографии и письма, присланные Михаилом Чеховым из Америки. Их несколько. Каким-то чудом они смогли дойти до адресата. Затем связь оборвалась навсегда.
Всю историю ХХ века Лидия Артуровна увидела своими глазами. Старший брат погиб в Первую мировую, два других – в гражданскую, мать в 1925 году умерла от голода, голодал и отец. И всё же Лидия Артуровна не разочаровалась ни в родине, ни в своей жизни. Когда было трудно, она начинала шить и вышивать – пригодились навыки 1913 года. Одна из скатертей, вышитых ею, сегодня экспонируется на выставке «Уральская провинция» в Музее истории города Екатерибурга.
- Как Вы думаете, выживет ли Россия?
- Конечно! Русский человек выносливый и умеет выйти из тяжёлого положения. Он очень предприимчивый и хваткий. Много терпит, но и надежду, веру в себя, в свои силы не теряет. Конечно, выживет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий