воскресенье, 2 сентября 2018 г.

Художественные предметы Агафона Фаберже в антикварном магазине на Морской улице, 16. – 1920 год


Художественные предметы Агафона Фаберже в антикварном магазине на Морской улице, 16. – 1920 год
Публикация Валентина Скурлова. Материалы для книги «Агафон Фаберже в Красном Петрограде. Книга вышла в свет в 2012 году.
СПб., ЦГАЛИ. Ф.36. Оп.1. д.233. Списки б. владельцев художественных ценностей.
Лист 316:
Фаберже (магазин). Морская, д.16.
    Начато дело по инициативе Чрезвычайной Комиссии 5 сентября 1919 г. и закончено вывозом по предложению ЧК 27 января 1920 года, причем большая часть предметов была вывезена непосредственно в Эрмитаж и часть на склад Отдела.
    Собрание в обеих своих частях состоит из 833 предметов фарфора, 59 картин разных школ, 32 предметов, 49 номеров вышивки, шалей, ткани и т.п., 49 номеров бронзы (2 часов и 2 бронзовые статуи) 5 предметов мрамора (2 часов), 27 предметов камня, 11 предметов глины, керамики и терракоты, 10 предметов жести, меди и металла с эмалью, 8 предметов деревянной скульптуры, 3 номера майолики, 51 ковра, 2 номеров китайской эмали, 2 предметов из кокоса, 14 чубуков, 5 предметов из металла, 27 икон, 43 предметов из дерева, 3 мавританских изразцов, 15 кусков кружев, 2 вееров, 136 различных изображений Будды, 53 предметов мебели (5 люстр и 2 часов), 19 миниатюр, 3 гобеленов (2 небольших), 18 различных коробок, 1 барельеф, 1 медальон слоновой кости, 1 часы из дерева, 2 кольца с печатью и камеей, 29 предметов серебра, 4 медалей, 62 различных предметов прикладного искусства, 1198 монет, 21 бумажная ассигнация, 565 гравюр, 7 альбомов и 8 папок с гравюрами и литографиями, 97 бронзовых колец, 2 ящика с головками для трубок, 2 ящиков с архивом и 368 книг, всего
2153 предмета, 1198 монет, 21 бумажная ассигнация, 97 бронзовых колец, 2 ящика с головками для трубок, 2 ящика с архивом и 368 книг.
     Зарегистрировано собрание за № 251 и помещено 2030 предметов, 1198 монет, 21 бумажная ассигнация и 97 бронзовых колец и 2 ящика с архивом в Эрмитажке и 123 предмета, 368 книг и 2 ящика с головками для трубок в складе Отдела по Миллионной, 19, откуда 4 предмета передано в Эрмитаж и 7 в провинциальные музеи.
СПб., Научный архив Государственого Эрмитажа. Ф.4. Оп.1. Д.984.1919.
Государственный Музей фонд.
       Опись и переписка о поступлении художественных предметов, принадлежащих Фаберже Агафону, в Отдел охраны и регистрации памятникуов искусства и старины и о частичной их передаче в Государственный Эрмитаж.
Угол Кирпичного переулка и Морской улицы.
Начато: 5 сент. 1919 г. Кончено: 7 сент. 1921 г.
Лист 4:
Отчет Отделу по охране памятников искусства и старины / по поводу/ экспертизы ковров в магазине бывш. Фаберже.
   Всего ковров оказало около 60 штук. Мною отобрано 43 ковра и 22 русских, бухарских, китайских и индийских шалей, старинной вышивки.
     Большинство отобранных ковров принадлежит к числу приличных, среднего достоинства текинских, кубинских, курдистанских и вообще персидских ковров.
    Среди отобранных есть несколько выдающихся. Таковы:

1.      Авган (Афган), размеров около 4 х 5 аршин, цвета бордо, со старинным типичным узеньким бордюром и текинским рисунков, плотной работы и необыкновенно шелковистой, мягкой, блестящей шерстью, полной сохранности, при возрасте не менее 100 лет.
2.      Карабах, размером около 3 х 7 аршин, старина не менее 100 лет, цвета крем, рисунок – ряд полос, напоминающих индийскую шаль. Подобный рисунок встречается в персидских, бухарских и других коврах, почти всегда выдающегося достоинства.
3.      Русский белый ковер, размером 3 на 4 аршина, медальон, представляющий венок для цветов. Весь рисунок ковра, отличается изящным вкусом. Старина – 100 лет.
4.      Карабах с гербом в конце ковра. На ярлыке от магазина бывшего Фаберже этот ковер назван вакшант. Оба названия указывают на кавказское происхождение ковра. Этот ковер заслуживает особого внимания. Он предстиавляет собо1й точный дубликат ковра, находящегося в Берлинер Кунстгевербемуземе и отмеченного Лессингом в его «Ориенталише Теппихе», Хефт 13, тафель 12-13. В данном ковре мы видим тот же продолговатый медальон, с привеском на обоих концах, как в Берлинском, такую же кудрявую кайму вокруг медальона, такие же узлы, натянутые вдоль продолговатой стороны, такой же фон – гладкий, с мелкими цветами по всему фону, без всякого окаймления (без каёмки), что вообще встречается редко, точо такой же борт с более крупными цветами, такую же грубую (толстую) работу всего ковра.
Разница между обоими коврами состоит только в том, что в нашем ковре находится небольшой герб, чего нет в Берлинском ковре. Какого происхождения этот герб, мне неизвестно. По указанию магазина бывш. Фаберже, это польский герб. Не желал бы магазин таким указанием причислить этот ковер  к так называемым польским коврам персидского происхождения? На этот вопрос следует, по моему мнению, ответить отрицательно, потому что грубая работа, качество материала не соответствуют тонкой работе польских ковров, которые ткались обыкновенно из шелка с примесью золота и серебра. В нашем ковре мы видим только довольно грубую шерсть.
     Лессинг называет Берлинский ковер смирнским; кажется, наш ковер Карабах, то есть кавказский. Оба ковра относятся к 17-ому столетию. Оба приблизительно одинаковой величины 3 на 5 аршин.
30 октября 19119 года. Федор Андерсен.
Виза: М.Д. Философов «Ознакомлен». 18 сент. 1919 г.»
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий