воскресенье, 2 сентября 2018 г.

АГАФОН в Советской России.


АГАФОН в Советской России.
1917-1927 гг.
Подготовительные материалы для книги “Агафон Фаберже в Красном Петрограде”. Вышла в свет в 2012 г.
Публикация Валентина Скурлова.

В статье Курта К.Карлсона "Агафон Фаберже, филателист" (каталог Всемирной филателистической выставки Финляндия-88". с.83-88) впервые отмечается роль Агафона Фаберже как коллекционера:
        "Агафон имел одну специальную черту: он любил коллекционировать различные вещи - ковры, форфор, предметы из жадеита, статуэтки Будды и другие китайские и японские фигурки, вазы, гравюры, серебряные бокалы, картины, японские гарды "цуба", японские поясные деревянные пуговицы с резьбой "нецуке" и многое другое, предпочитая восточное искусство. По многим из представляемых данными вещами областей Фаберже считался большим знатоком"
               х                х                х
                             1917 год.

      В марте 1917 года Агафон предлагает к продаже следующие картины, бывшие у него в собственности:
     1. Картина Рембранта на дереве, паркетированная , с подписью и годм. в полной сохранности, изобраающая "Воскресение Господне". Агафон готов передать ее сроком на 8 лет, для продажи за 700 тыс. долларов, из которых он намерен получить в качестве аыванса 250 тыс.
    2. "Портрет Елены Фурман", Рубенса, на дереве.
    3. "кухня ведьм" Теньерса, на холсте.
    Рубенса и Теньерса Агафон готов продать на тех же условиях. вместе за 200 тыс. долл., из которых он готов немедленно получить 95 625  долл.
    Масштабы сделки, по каким-то причинам не состоявшейся, впечатляют. Достаточно сказать, что приобретенная Эрмитажем "Мадонна Бенуа" имела стоимость 75 тыс. долл., из которых владелец получил только половину, а другая половина должнва была выплачиваться в течение 10 лет (выплатили только за 1914-1917 гг., далее платежи прекратились).
    16 сентября 1918 года Агафон Карлович предлагает Петроградскому отделению Германского Рейхсбанка для продажи следующие картины:
     1. Рембрант. "Воскресение Христово", с подписью. Очевидно, это тот же Рембрант, что предлагался и в марте 1917 года. Цена продажи - 3 млн. рейхсмарок, что составляет 400 тыс. долл. Курс - 375 золотых рублей за тысячу рейхсмарок.
    2. Рубенс. "Женский портрет". без подписи, но его существование было проверено Эрмитажем и было найдено, что он настоящий. Цена - 375 тыс. рейхсмарок (100 тыс. золотых рублей или 50 тыс. долларов).
    3. Дебре. "Портрет старой женщины", с подписью и годом. 150 тыс. рейхсмарок (40 тыс. золотых рублей или 20 тыс. долл.).
    4. Теньер. "Кухня ведьм", с подписью.
 35 тыс. рейхсмарок (9 тыс. золотых рубл. или 4 500 долл.).
    5. Старый голландский мастер XVII века, монограммист. "Сцена в трактире". 20 тыс. рейхсмарок (5 330 зол. рубл. или 2 670 долл.).
    К договору с Рейхсбанком приложены фотографии этих картин. "насколько это возможно хорошо сделать в наше время". Напомним, что на дворе сентябрь 1918 года. В городе "красный" террор. 24 сентября 1918 г. отец Агафона. Карл Густавович Фаберже. навсегда покидает Петроград.
      Выйдя из тюрьмы, после 16-месясев, осенью 1920 года Агафон Карлович забирает у верных друзей пять чудом сохранившихся картин и золотой кубок. Это все, что у него осталось.
     Он предлагает тому же покупателю, что и в марте 1917 года, картины и кубок, и на этот раз передает эти вещи без аванса, поскольку предполагается получение всех денег в иностранной валюте, за рубежом.
    За две картины: "Кардинала" Гойя и "Женский портрет" Лаурентиса, Агафон запрашивает 200 тыс. швейц. франков, или 40 тыс. долл. "Что же касается двух каротн Гойя. то наш Эрмитаж не приобрел их лишь потому, что я желал получить 200 тыс. швейцарских франков", добавляет Агафон Фаберже в письме своему доверенному лицу (Архив Татьяны Фаберже, письмо от 1921 года).
      Кубок старинный золотой, художественной работы, проба золота 80, 1833 года, работы французского мастера, "Подарок кавалергардов графу Апраксину", весом 6 фунтов 49 золотников (2 683 г). По цене 100 тыс. долл.
     Судьба всех вышеперечисленных картин и кубка неизвестны. В настоящее время исследователи устанавливают местонахождение этих раритетов.

      Письмо Агафона Фаберже Александру Бенуа:
      "27 Июня 1918.
       Глубокоуважаемый
      Александр Николаевич!
     Открывая свой художественно-антикварный магазин. Морская, 16, покорнейше прошу Вас почтить своим присутствием день открытия - суббота 16/29 сего Июня и пожаловать к Св. Молебствию - 12 час. дня.
          Уважающий Вас
          Аг.Фаберже
(Архив Русского музея. Фонд Александра Бенуа).

                х                х                х

1917-1918 антикварный магазин Агафона. Переписка с Александром Бенуа, поиски вещей в Петрограде. Закрытие магазина 1 декабря. История с мебелью Агафона Фаберже (апрель 1918 г., отчет сотрудника историко-художественной комиссии П.П.Вейнера. См.нашу книгу "Фаберже и петербургские ювелиры". 1997, стр. 512-517). Выясняется, что 25 апреля 1918 года Агафон ходил на Гороховую, где комиссар Иванов выдал Вейнеру мандат для выполнения задачи - установить среди конфискованных вещей те, которые принадлежат к числу похищенных из Зимнего дворца. "По пути на склад, Вейнер узнал от Агафона Фаберже, что вещи эти приобретены от графа Бенкендорфа еще в начале сентября 1917 года, когда и доставлены на склад, тогда как разгром Зимнего дворца происходил, как известно, лишь с 25 октября, и что в доказательство Фаберже предъявил комиссии счета и письма продавцца, однако это соображение принято не было.
Среди вещей Агафона Фаберже на складе мебели, Невский 88. "оказалось несколько отличных наборных комодов и бюро XVII века, также два угольника, ряд китайских и японских фарфоровых ваз, бронзовые с фарфоровыми цветами часы и канделябры - вещи, все не имеющие  никакого отношения к имуществу Зимнего дворца. По -видимому, донос был основан на неверно истолкованом слухе. что вещи доставлены из Зимнего дворца, где действительно находилась квартира графа Бенкендорфа, но откуда были вывезены с ведома и разрешения коменданта по проверки их принадлежности еще в сентябре минувшего (1917) года. Заявление Вейнера:
"Среди осмотренных предметов ничего принадлежащего к составу дворцового имущества я не усмотрел; часть вещей, преимущественно из мебели, имеет художественнное значение, остальное представляет ценность только рыночную; на вещах никаких внешних признаков, устанавливающих их принадлежность кому-нибудь, не обнаружено".
Подготовка к побегу с семьей. Удачный побег всех членов семьи (Лидии Александровны и пяти детей). Неудача для Агафона.
             х                х               х 

    . 1919 год., до 30 мая.
Агафон скрывается в Петрограде. Уголовное дело на 6 человек по спекуляции художественными ценностями, где впервые встречается фамилия  Марии Борзовой, проживающей в доме 31 по набережной Мойки. Агафон устраивается в Датскую миссию (Невский проспект,10). берет взаймы у члена миссии 50 000 руб., которые намеревается отдать после продажи предметов своей коллекции, в составе коллекции датского коммерсанта Плуме Наркомпросу. Всего в составе коллекции Плуме было вещей Агафона на миллион руб.
            х                х                х

       Арест 30 мая 1919 года.
Дело Плуме, коллекция в квартире на площади Труда (Благовещенской площади). Рудановский и Гаусман. Приговор Агафону: сидеть до конца войны. Среди вещей, предлагавщихся от имени Плуме для продажи государству были вещи Агафона на 1 млн. руб. (из 11 ½  млн. руб.) . В той же коллекции были 34 цветка каменных, по описанию явно работы Фаберже. Именно столько цветов было в коллекции великой княгини Марии Павловны по описи 30 октября 1917 г.
            х               х              х

     Тюрьма. Агафрон пишет письма, что за него могут поручиться чекист Ческис, директор Эрмитажа Тройницкий.
Болезнь Агафона. Тюремная больница. Письмо на волю (из воспоминаний Имре Вайды)
             х             х             х

       СВОДКА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
на имя комиссара Петроградского отделения Наркомата внешней торговли Ф.Э. Криммера от 31 августа 1920 г., № 3943.

       Кроме перечисленных номенклатур товаров, на складе-выставке имеется коллекция почтовых марок (бывш. Фаберже). По поверхностному осмотру представителей Музея Комиссариата Почт и Телеграфа, колекция представляет собою большой музейный интерес и валютную ценность. В настоящее время производится количественный подсчет представителями указанного музея.
                       (Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6705, оп.1.д.12, л.5).
             х            х            х

   . После тюрьмы. Конец  войны (с поляками). сентябрь 1920 г. Агафон решил начать новую жизнь. Он приходит в дом на набережной Мойки, к Марии Борзовой. 1921 год - Агафон работает, очевидно. в почтовом музее. В конце 1921 года, ЧК ищет специалистов-ювелиров для работы в Гохране, вместо расстреляных ювелиров-москвичей. Агафон соглашается на оклад болъше 250 золотых руб. в месяц . Агафон выезжает в Москву, где живет в "Метрополе". Он - "любимец Троцкого". Троцкий - председатель Комиссии по сосредоточению ценностей. Задача Агафона, вместе с другими эеспертами, во главе с акад. А.Е.Ферсманом - описать бывшие Коронные драгоценности. Эти драгоценности (440 ед.) составляют основу "Алмазного фонда СССР". Выходит книга под таким названием в 1924-1926 гг. Вместе с Агафоном в Комиссии работают эксперты: Александр Францевич Котлер, Хаим Масеев, Александр Карлович Бок. В 1923 году Агафон назначен уполномоченным Гохрана по Петрограду.

          Ноябрь 1921 г.
 ДОКЛАДНАЯ В КОЛЛЕГИЮ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ФИНАНСОВ
заместителя наркома финансов А.М.Кроснощекова.

       В связи с поручением Коллегии по реорганизацуии Гохрана я поехал в Петроград для переговоров м имеющимися там специалистами по оценке ии сортировке драгоценностей. Меня сопровождали - тов. Борисов, служащий Гохрана, и тов. Польдяев из Управления Делами НКФ. Настроение всех спецов, в связи с последними событиями в Гохране, весьма отрицательное, недоверчивое, кроме того, пользуясь новой экономической ситуацией, некоторые из них, как Франц, Котлер, уже успели открыть маленькие мастерские, и как удалось выяснить, зарабатывают крупные деньги.
       После длительных переговоров удалось сговориться и получить согласие следующих спецов: Фаберже, Франц, Котлер, Масеев, Мехов, Уткин, Бок. Условия договора - свободный контракт без всякого государственного принуждения, возобновляемый ежемесячно.
    Все спецы, исключая Фаберже, требуют жалование в 200 рублей золотом, выплачиваемое в бумажных деньгах. Фаберже ставит более высокую ставку. Считая эти цифры как "запрос", хотя Франц и Котлер утверждают, что тов. Баша обещал им столько в октябре, состоялось следующее соглашение: спецы получают аванс в 3 000 000 рублей каждый, охранную грамоту для семей, оставшихся в Петрограде, гарантию на квартиру с отоплением ии освещением, оклад, определяемый Москвой. Они приедут в сопровождении Боисова, который остался там.
(Российский центр хранения документации новейшей истории. Ф.5, оп.1, д.127. л.152).
                  х                х                 х

     . Вторая тюрьма. Осенью 1924 года Агафон арестован во второй раз. Он сидит в Бутырской тюрьме. Бэйнбридж указывает, что второй раз Агафон сидел 9 месяцев.Значит, до мая 1925 г. в тюрьме он знакомится с одним инженером, бывшим владельцем ткацкого предприятия и оставляет ему на память свою кружку и нацарапанными инициалами.
Как указывал некий Жарковский. в своих воспоминаниях. он обыскивал квартиру Агафона, и видел много почтовых марок, в том числе очень дорогих. Жарковский говорил, что Агафон арестован за то, что завышал цены драгоценных камней и они не могли быть проданы на биржах (получается, "экономическое вредительство, саботаж").
Агафона выпускают из тюрьмы с условием сострудничества и что Агафон будет информатором о всех делах, которые творятся в Финском генеральном консульстве. Агафон раскрывает перед финнами планы чекистов. Те снабжаеют его информацией, которая через неделю становится известной из газет. Так Агафон становится двойным агентом. Он понимает, что больше в Советской России делать нечего и готовится к выезду за рубеж. Сам он може выехать только нелегально; учитывая его прошлое и работу в Гохране, официального паспорта ему не дадут.  Его жена, просит официально паспорт для выезда  в Финляндию, вместе с сыном. для улаживания наследственных дел, но получает отказ (1926 год). Чтобы не оказаться за рубежом с пустыми руками, Агафон часть своей коллекции, мебели. картин и вещей отправляет в финское поскольство и консульство. Дипломаты. под видом своего имущества, вывозят это в Финляндию.

            1925-1926 год.
Активность Агафона на антикварном рынке. Очевидно в это время произошла история, описанная писателем Николаем Никитиным в повсети "Потерянный рембрант"

                ПОБЕГ.
Политическая обстановка  в конце 1927 года резко осложнилась. Опять началась "охота на ведьм". Аресты инакомыслящих и заложников. Агафон, с его двумя арестами, был явным недобитым врагом. Кроме того, он слишком много знал о большевистских продажах бриллиантов.
Очевидно и Агафон догадывался, что его схватят в первую очередь.
Летом он стал готовиться к побегу. Он должен был бежать в августе на лодке, от Лисьего Носа, где второй год снимал дачу. Но лодку, спрятанную в камышах, обнаружили пограничники. Побег сорвался. Пришлось ждать льда.


Комментариев нет:

Отправить комментарий