АГАФОН в Советской России.
1917-1927 гг.
Подготовительные материалы для книги “Агафон Фаберже в
Красном Петрограде”. Вышла в свет в 2012 г.
Публикация Валентина Скурлова.
В статье Курта К.Карлсона
"Агафон Фаберже, филателист" (каталог Всемирной филателистической
выставки Финляндия-88". с.83-88) впервые отмечается роль Агафона Фаберже
как коллекционера:
"Агафон имел одну специальную
черту: он любил коллекционировать различные вещи - ковры, форфор, предметы из
жадеита, статуэтки Будды и другие китайские и японские фигурки, вазы, гравюры,
серебряные бокалы, картины, японские гарды "цуба", японские поясные
деревянные пуговицы с резьбой "нецуке" и многое другое, предпочитая
восточное искусство. По многим из представляемых данными вещами областей Фаберже
считался большим знатоком"
х х х
1917 год.
В марте 1917 года Агафон предлагает к
продаже следующие картины, бывшие у него в собственности:
1. Картина Рембранта на дереве,
паркетированная , с подписью и годм. в полной сохранности, изобраающая
"Воскресение Господне". Агафон готов передать ее сроком на 8 лет, для
продажи за 700 тыс. долларов, из которых он намерен получить в качестве аыванса
250 тыс.
2. "Портрет Елены Фурман",
Рубенса, на дереве.
3. "кухня ведьм" Теньерса, на
холсте.
Рубенса и Теньерса Агафон готов продать на
тех же условиях. вместе за 200 тыс. долл., из которых он готов немедленно
получить 95 625 долл.
Масштабы сделки, по каким-то причинам не
состоявшейся, впечатляют. Достаточно сказать, что приобретенная Эрмитажем
"Мадонна Бенуа" имела стоимость 75 тыс. долл., из которых владелец
получил только половину, а другая половина должнва была выплачиваться в течение
10 лет (выплатили только за 1914-1917 гг., далее платежи прекратились).
16 сентября 1918 года Агафон Карлович
предлагает Петроградскому отделению Германского Рейхсбанка для продажи
следующие картины:
1. Рембрант. "Воскресение
Христово", с подписью. Очевидно, это тот же Рембрант, что предлагался и в
марте 1917 года. Цена продажи - 3 млн. рейхсмарок, что составляет 400 тыс.
долл. Курс - 375 золотых рублей за тысячу рейхсмарок.
2. Рубенс. "Женский портрет". без
подписи, но его существование было проверено Эрмитажем и было найдено, что он
настоящий. Цена - 375 тыс. рейхсмарок (100 тыс. золотых рублей или 50 тыс.
долларов).
3. Дебре. "Портрет старой
женщины", с подписью и годом. 150 тыс. рейхсмарок (40 тыс. золотых рублей
или 20 тыс. долл.).
4. Теньер. "Кухня ведьм", с подписью.
35 тыс. рейхсмарок (9 тыс. золотых рубл. или 4
500 долл.).
5. Старый голландский мастер XVII века,
монограммист. "Сцена в трактире". 20 тыс. рейхсмарок (5 330 зол.
рубл. или 2 670 долл.).
К договору с Рейхсбанком приложены
фотографии этих картин. "насколько это возможно хорошо сделать в наше
время". Напомним, что на дворе сентябрь 1918 года. В городе
"красный" террор. 24 сентября 1918 г . отец Агафона. Карл Густавович Фаберже.
навсегда покидает Петроград.
Выйдя из тюрьмы, после 16-месясев, осенью
1920 года Агафон Карлович забирает у верных друзей пять чудом сохранившихся
картин и золотой кубок. Это все, что у него осталось.
Он предлагает тому же покупателю, что и в
марте 1917 года, картины и кубок, и на этот раз передает эти вещи без аванса,
поскольку предполагается получение всех денег в иностранной валюте, за рубежом.
За две картины: "Кардинала" Гойя
и "Женский портрет" Лаурентиса, Агафон запрашивает 200 тыс. швейц.
франков, или 40 тыс. долл. "Что же касается двух каротн Гойя. то наш
Эрмитаж не приобрел их лишь потому, что я желал получить 200 тыс. швейцарских
франков", добавляет Агафон Фаберже в письме своему доверенному лицу (Архив
Татьяны Фаберже, письмо от 1921 года).
Кубок старинный золотой, художественной
работы, проба золота 80, 1833 года, работы французского мастера, "Подарок
кавалергардов графу Апраксину", весом 6 фунтов 49 золотников (2 683 г ). По цене 100 тыс.
долл.
Судьба всех вышеперечисленных картин и
кубка неизвестны. В настоящее время исследователи устанавливают местонахождение
этих раритетов.
Письмо Агафона Фаберже Александру Бенуа:
"27 Июня 1918.
Глубокоуважаемый
Александр Николаевич!
Открывая свой художественно-антикварный
магазин. Морская, 16, покорнейше прошу Вас почтить своим присутствием день
открытия - суббота 16/29 сего Июня и пожаловать к Св. Молебствию - 12 час. дня.
Уважающий Вас
Аг.Фаберже
(Архив Русского музея. Фонд
Александра Бенуа).
х х х
1917-1918 антикварный магазин
Агафона. Переписка с Александром Бенуа, поиски вещей в Петрограде. Закрытие
магазина 1 декабря. История с мебелью Агафона Фаберже (апрель 1918 г ., отчет сотрудника
историко-художественной комиссии П.П.Вейнера. См.нашу книгу "Фаберже и
петербургские ювелиры". 1997, стр. 512-517). Выясняется, что 25 апреля
1918 года Агафон ходил на Гороховую, где комиссар Иванов выдал Вейнеру мандат
для выполнения задачи - установить среди конфискованных вещей те, которые
принадлежат к числу похищенных из Зимнего дворца. "По пути на склад,
Вейнер узнал от Агафона Фаберже, что вещи эти приобретены от графа Бенкендорфа
еще в начале сентября 1917 года, когда и доставлены на склад, тогда как разгром
Зимнего дворца происходил, как известно, лишь с 25 октября, и что в
доказательство Фаберже предъявил комиссии счета и письма продавцца, однако это
соображение принято не было.
Среди вещей Агафона Фаберже на
складе мебели, Невский 88. "оказалось несколько отличных наборных комодов
и бюро XVII века, также два угольника, ряд китайских и японских
фарфоровых ваз, бронзовые с фарфоровыми цветами часы и канделябры - вещи, все
не имеющие никакого отношения к
имуществу Зимнего дворца. По -видимому, донос был основан на неверно
истолкованом слухе. что вещи доставлены из Зимнего дворца, где действительно
находилась квартира графа Бенкендорфа, но откуда были вывезены с ведома и
разрешения коменданта по проверки их принадлежности еще в сентябре минувшего
(1917) года. Заявление Вейнера:
"Среди осмотренных
предметов ничего принадлежащего к составу дворцового имущества я не усмотрел;
часть вещей, преимущественно из мебели, имеет художественнное значение,
остальное представляет ценность только рыночную; на вещах никаких внешних
признаков, устанавливающих их принадлежность кому-нибудь, не обнаружено".
Подготовка к побегу с семьей.
Удачный побег всех членов семьи (Лидии Александровны и пяти детей). Неудача для
Агафона.
х х х
. 1919 год., до 30 мая.
Агафон скрывается в Петрограде.
Уголовное дело на 6 человек по спекуляции художественными ценностями, где
впервые встречается фамилия Марии
Борзовой, проживающей в доме 31 по набережной Мойки. Агафон устраивается в
Датскую миссию (Невский проспект,10). берет взаймы у члена миссии 50 000 руб.,
которые намеревается отдать после продажи предметов своей коллекции, в составе
коллекции датского коммерсанта Плуме Наркомпросу. Всего в составе коллекции
Плуме было вещей Агафона на миллион руб.
х х х
Арест 30 мая 1919 года.
Дело Плуме, коллекция в
квартире на площади Труда (Благовещенской площади). Рудановский и Гаусман.
Приговор Агафону: сидеть до конца войны. Среди вещей, предлагавщихся от имени
Плуме для продажи государству были вещи Агафона на 1 млн. руб. (из 11 ½ млн. руб.) . В той же коллекции были 34
цветка каменных, по описанию явно работы Фаберже. Именно столько цветов было в
коллекции великой княгини Марии Павловны по описи 30 октября 1917 г .
х х х
Тюрьма. Агафрон пишет письма, что за него
могут поручиться чекист Ческис, директор Эрмитажа Тройницкий.
Болезнь Агафона. Тюремная
больница. Письмо на волю (из воспоминаний Имре Вайды)
х х х
СВОДКА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ
на имя комиссара Петроградского
отделения Наркомата внешней торговли Ф.Э. Криммера от 31 августа 1920 г ., № 3943.
Кроме перечисленных номенклатур товаров,
на складе-выставке имеется коллекция почтовых марок (бывш. Фаберже). По
поверхностному осмотру представителей Музея Комиссариата Почт и Телеграфа,
колекция представляет собою большой музейный интерес и валютную ценность. В
настоящее время производится количественный подсчет представителями указанного
музея.
(Государственный архив
Российской Федерации. Ф. Р-6705, оп.1.д.12, л.5).
х х х
. После тюрьмы. Конец войны (с поляками). сентябрь 1920 г . Агафон решил начать
новую жизнь. Он приходит в дом на набережной Мойки, к Марии Борзовой. 1921 год
- Агафон работает, очевидно. в почтовом музее. В конце 1921 года, ЧК ищет
специалистов-ювелиров для работы в Гохране, вместо расстреляных
ювелиров-москвичей. Агафон соглашается на оклад болъше 250 золотых руб. в месяц
. Агафон выезжает в Москву, где живет в "Метрополе". Он -
"любимец Троцкого". Троцкий - председатель Комиссии по сосредоточению
ценностей. Задача Агафона, вместе с другими эеспертами, во главе с акад.
А.Е.Ферсманом - описать бывшие Коронные драгоценности. Эти драгоценности (440
ед.) составляют основу "Алмазного фонда СССР". Выходит книга под
таким названием в 1924-1926 гг. Вместе с Агафоном в Комиссии работают эксперты:
Александр Францевич Котлер, Хаим Масеев, Александр Карлович Бок. В 1923 году Агафон
назначен уполномоченным Гохрана по Петрограду.
Ноябрь 1921 г .
ДОКЛАДНАЯ В КОЛЛЕГИЮ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА
ФИНАНСОВ
заместителя наркома финансов
А.М.Кроснощекова.
В связи с поручением Коллегии по
реорганизацуии Гохрана я поехал в Петроград для переговоров м имеющимися там
специалистами по оценке ии сортировке драгоценностей. Меня сопровождали - тов.
Борисов, служащий Гохрана, и тов. Польдяев из Управления Делами НКФ. Настроение
всех спецов, в связи с последними событиями в Гохране, весьма отрицательное,
недоверчивое, кроме того, пользуясь новой экономической ситуацией, некоторые из
них, как Франц, Котлер, уже успели открыть маленькие мастерские, и как удалось
выяснить, зарабатывают крупные деньги.
После длительных переговоров удалось сговориться
и получить согласие следующих спецов: Фаберже, Франц, Котлер, Масеев, Мехов,
Уткин, Бок. Условия договора - свободный контракт без всякого государственного
принуждения, возобновляемый ежемесячно.
Все спецы, исключая Фаберже, требуют
жалование в 200 рублей золотом, выплачиваемое в бумажных деньгах. Фаберже
ставит более высокую ставку. Считая эти цифры как "запрос", хотя
Франц и Котлер утверждают, что тов. Баша обещал им столько в октябре,
состоялось следующее соглашение: спецы получают аванс в 3 000 000 рублей
каждый, охранную грамоту для семей, оставшихся в Петрограде, гарантию на
квартиру с отоплением ии освещением, оклад, определяемый Москвой. Они приедут в
сопровождении Боисова, который остался там.
(Российский центр хранения
документации новейшей истории. Ф.5, оп.1, д.127. л.152).
х х х
. Вторая тюрьма. Осенью 1924 года Агафон
арестован во второй раз. Он сидит в Бутырской тюрьме. Бэйнбридж указывает, что
второй раз Агафон сидел 9 месяцев.Значит, до мая 1925 г . в тюрьме он
знакомится с одним инженером, бывшим владельцем ткацкого предприятия и
оставляет ему на память свою кружку и нацарапанными инициалами.
Как указывал некий Жарковский.
в своих воспоминаниях. он обыскивал квартиру Агафона, и видел много почтовых
марок, в том числе очень дорогих. Жарковский говорил, что Агафон арестован за
то, что завышал цены драгоценных камней и они не могли быть проданы на биржах
(получается, "экономическое вредительство, саботаж").
Агафона выпускают из тюрьмы с
условием сострудничества и что Агафон будет информатором о всех делах, которые
творятся в Финском генеральном консульстве. Агафон раскрывает перед финнами
планы чекистов. Те снабжаеют его информацией, которая через неделю становится
известной из газет. Так Агафон становится двойным агентом. Он понимает, что
больше в Советской России делать нечего и готовится к выезду за рубеж. Сам он
може выехать только нелегально; учитывая его прошлое и работу в Гохране,
официального паспорта ему не дадут. Его
жена, просит официально паспорт для выезда
в Финляндию, вместе с сыном. для улаживания наследственных дел, но
получает отказ (1926 год). Чтобы не оказаться за рубежом с пустыми руками,
Агафон часть своей коллекции, мебели. картин и вещей отправляет в финское поскольство
и консульство. Дипломаты. под видом своего имущества, вывозят это в Финляндию.
1925-1926 год.
Активность Агафона на
антикварном рынке. Очевидно в это время произошла история, описанная писателем
Николаем Никитиным в повсети "Потерянный рембрант"
ПОБЕГ.
Политическая обстановка в конце 1927 года резко осложнилась. Опять
началась "охота на ведьм". Аресты инакомыслящих и заложников. Агафон,
с его двумя арестами, был явным недобитым врагом. Кроме того, он слишком много
знал о большевистских продажах бриллиантов.
Очевидно и Агафон догадывался,
что его схватят в первую очередь.
Летом он стал готовиться к
побегу. Он должен был бежать в августе на лодке, от Лисьего Носа, где второй
год снимал дачу. Но лодку, спрятанную в камышах, обнаружили пограничники. Побег
сорвался. Пришлось ждать льда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий