вторник, 5 мая 2020 г.

П. Уткин. Современные ювелирные украшения и костюм. М.: 1963. (Выписал Скурлов В.В. 12.04.1988).


П. Уткин. Современные ювелирные украшения и костюм. М.: 1963.
(Выписал Скурлов В.В. 12.04.1988).

С.3:
    Декоративное искусство больших и малых жанров также имеет большое значение в эстетическом воспитании. Воздействуя на человека менее явно, чем, например, живопись или музыка, но систематически, предметы декоративного искусства воспитывают вкус. Сюда относятся и одежда и украшения костюма, которые создают внутренний облик человека, говорят о его культуре, внутренних качествах.
     Вопросы культуры одежды и украшений костюма начали серьёзно разрабатываться только в последние годы. Собственно, лишь теперь возникла проблема советского ювелирного искусства, так как оно стало заметным явлением в советской художественной культуре сравнительно недавно.. Перелом в декоративном искусстве, наступивший в конце 50-ъ – начале 60-х годов, - затронул и эту область. Начались поиски, не всегда лёгкие и успешные, основной задачей которых было создание нового типа украшений, отвечающего уровню эстетических требований сегодняшнего дня.
                          ХХХ
      Искусство ювелирных украшений до конца 50-х гг. развивалось у нас по старым образцам. Брошь, браслет или серьги представляли сложные по решению вещи, в них было слишком много блеска, дорогих камней и металлов или материалов, подражавших драгоценным. Безразличное отношение к художественным возможностям материала, как драгоценного, так и простого, приводило к тому, что только специалисты могли отличить подделку от подлинного камня. Ювелирные фабрики выпускали изделия, повторяющие образцы XIX в. С обилием бриллиантов, жемчуга и т.п., весьма далёкие от произведений подлинного художественного вкуса, традиции народного вкуса в них не использовались. Такие вещи делались ещё совсем недавно (Каталог ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. – КОИЗ, М.: 1955), их можно встретить в магазинах даже сейчас.
      Правда подобные недостатки были типичны не только для ювелирного дела, но и для других видов декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
      Постановление ЦК КПСС от 4 ноября 1955 г о перестройке практики архитектуры и строительства положили начало оздоровлению советского декоративного искусства.
     Здания сбросили с себя маскарадные костюмы псевдоклассического стиля, интерьер стал свободным, наполнился светом и воздухом. Вещи приобрели естественность, стали друзьями и помощниками человека в труде и отдыхе.
      Новые черты стали формироваться и в декоративно-прикладном искусстве. Перестройку его в эти годы можно охарактеризовать как движение от выставочных и декларативных вещей к «искусству в быт», к созданию предметов, которые служа человеку, украшают его жизнь.
     Изменения в искусстве состояли не только в освобождении его от ложных тенденций. Произошло сближение искусства с жизнью, произведения его стали теплее, ближе к человеку.
     Ювелирное дело также начинает активно развиваться в новом направлении. На смену старомодным ювелирным изделиям приходят вещи более демократичные по характеру , с иными художественными качествами.
     В украшениях, созданных за последнее время, нет подражания дорогим материалам или композиционным приёмам старинных изделий. Художники стремятся показать в них специфическую красоту металла, керамики, стекла или эмали.
     Применение разнообразных материалов обогатило цветовую палитру ювелирного искусства и, вытеснив драгоценные камни и металлы, заново открыло людям привлекательность и поэтичность простых материалов.
       ХХХ
С.5-6:
      Когда возникает разговор об ювелирном искусстве, память уносит нас к далёким временам, к произведения искусства, созданных ювелирами Киевской Руси, безвестными ремесленниками Египта или мастерами античной Греции.
      Если мы возьмём более близкие периоды истории, то перед нами оживут шедевры эпохи Возрождения или украшения XVIIIXIX вв., в которых виртуозное мастерство ювелира, приложенное к дорогим, редким материалам, выступает во всём своём блеске и совершенстве.
     С понятием «ювелирное искусство» всегда было связано необычайно тонкое мастерство исполнения вещи из драгоценного металла в сочетании со слоновой костью, эмалью, драгоценными камнями.
      Произведения ювелирного искусства давних времён поражали богатством, высоким мастерством и покоряющей силой художественного воздействия. Но ведь эти вещи, которыми мы любуемся в музеях как памятниками истории и культуры, были достоянием исключительно господствующих классов.
    В классовом обществе предметы ювелирного искусства – будь то личные украшения знатного человека или предметы туалета сановно дамы, культовый сосуд или парадный шлем рыцаря – служили знаками отличия, богатства, силы. Эти знаки выделяли вождя племени, символизировали могущество божественной или царской власти. Именно это обстоятельство заставляло применять в ювелирных изделиях дорогие материалы  - золото, серебро, бриллианты, жемчуг и т.п., чтобы уже одной материальной ценностью выделить их из ряда простых, будничных вещей. Впечатление незаурядности усиливалось художественными качествами изделий, которые придавала им рука мастера.
       Таким образом, классовый характер являлся главной особенностью ювелирного искусства прошлого.
    Бесконечное разнообразие предметов ювелирного искусства давало возможность мастерам постоянно развивать и совершенствовать способы технического исполнения вещей, находить вс1 новые и новые приёмы художественного решения.
     Многие предметы ювелирного дела становились уникальными, и это понятно, так как вся работа от шлифовки камня до отделочных операций выполнялась вручную. Это также одна из важных особенностей ювелирного искусства прошлого. Ручной труд в отдельные эпохи достигал совершенства, однако высокое искусство не всегда было связано с настоящим искусством. Если, например, ювелиры Киевской Руси, применяя микроскопическую зернь, не нарушали художественной выразительности украшений, то в середине и во второй половине XIX в. Виртуозность исполнения ювелирных изделий часто заслоняла собой красоту самого материала. На первый план выступала занимательность вещи, хитроумная комбинация, своеобразный фокус. Это вполне закономерно для капиталистического мира. Буржуазия видит в искусстве не источнике эстетического наслаждения, а предмет развлечения, и это создаёт условия для появления в художественной практике различных формалистических вывертов, претендующих на оригинальность.
     Наряду с этим, в капиталистическом обществе возникает другая тенденция – массовое производство украшений, подражающих настоящим драгоценностям.. Они появляются как результат известной нивелировки различных слоёв общества, когда люди менее обеспеченные стремятся устроить свой быт по примеру аристократии. В Костю рядовых горожанок проникает мода «сверху», появляются фальшивые драгоценности. Формируется мещанский вкус, в основе которого лежит тенденция к обогащению и хвастливой демонстрации своего «богатства». Вкус этот создает постоянную потребность в обладании вещами дорогими на вид, но дешёвыми по цене.
      «Искусство»» это, получив широкое распространение в условиях капитализма, прочно вошло в быт, воспитывая у людей ложные представления о красоте.
         ХХХ
Самыми устойчивыми предметами ювелирного искусства оказались украшения к костюму, в основном к женскому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий