ФАБЕРЖЕ КАК МАРКЕТОЛОГ.
01 февраля 2014 г.
Спасибо Ирина за добрые слова и еще раз за
Вашу экскурсию. - Материал Вам попался богатейший и здесь еще работать и работать.
- И аспектов очень много. Вот видите, например, тема маркетинга. Когда я
учился в 70-х гг. в Торговом институте, у нас и слова такого не было . Наверное
потому что слово "маркет" означает рынок. А при социализме, даже
развитом, рынок - это было запретное слово. В принципе, статья под таким
названием (Фаберже как маркетолог), есть в интернете. Я подумаю, что можно
добавить конкретно, что не утратило актуальности, в настоящее время. Но для этого
надо знать ассортиментную программу Ювелирного завода и целевые группы
клиентов. - У Бирбаума, которого Вы изучили есть раздел "Клиенты".
Удельный вес каждой из групп менялся во времени. Например, увеличивался
удельный вес промышленной, торговой и финансовой буржуазии, а получение
выгодных заказов из Кабинета стало предметом искательства (наверное, Бирбаум
имеет в виду пресловутые "откаты"). Поэтому интереснее было работать
с буржуазией, которые уважали в ювелире "художника" и не
вмешивались грубо в процесс производства. Еще очень сильная группа - это дамы
полусвета. Во времена Фаберже к ним причисляли и балерин. Дамы - это вообще
отдельная песня. Я полагаю, современным руководителям надо брать консультации у
социальных психологов. Как мне рассказывал Олег Агафонович Фаберже (1923 -
1993), его отец Агафон Карлович говорил, что "ювелир обязан быть хорошим
психологом". И утверждал, что в психологическом плане Агафон Фаберже
переигрывал Николая II. -
Главное, что отмечала Татьяна Фаберже в
характере Карла Фаберже - он был выдающимся психологом и умел, что называется
с одного взгляда "прочитывать людей". Фаберже был харизматической
личностью.
Еще очень важный подход. Это перфекционизм.
Начиная с проекта и заканчивая футляром и веревочкой, которой обвязана покупка.
Все должно быть на высшем уровне. Многие современные производителя не уделяют
внимание упаковке и совершенно напрасно. Мало красивого дизайна логотипов,
запоминающихся. Нет истории фирмы, с перечнем наград. Кстати, по пятам Фаберже,
копируя его маркетинговую стратегию и тактику, шел Иосиф Маршак (1854 -
1918)., который был на 8 лет моложе Карла Фаберже. Маршак выпустил 4 каталога,
которые страшно напоминают два московских Прейскуранта каталога фирмы Фаберже
(1893 и 1899 г.). Маршак также неоднократно путешествовал по Европе, но
предпочитал Бельгию. Вот почему у Маршака много бриллиантов, потому что
бельгийские бриллиантщики (тот же Толковский и его семья) это выходцы из
царской Польши, выходили в начале ХХ века на первое место, тесня англичан и
голландцев.
Карл Фаберже сразу после сдачи
пасхального яйца уезжал на один-два месяца отдыхать от напряжения, в течение
которого он работал весь год. Уезжал в Ниццу, в отеле "Негреско". Там
тоже была потенциальная клиентура. Кстати, на Лазурном берегу регулярно отдыхал
великий князь Алексей Александрович со своей дамой сердца - актрисой Элизабет
Балетта (артистка французской труппы Михайловского театра). С Алексеем
Александровичем Карлу Фаберже повезло. Тот предпочитал, и не без основания, как
пишет Франц Бирбаум, заказывать изделия прямо в мастерской, на этапе
изготовления ("эта вещь - за мной") и брал предметы во Францию, служа
"бесплатной рекламой" для фирмы Фаберже.
Татьяна Фаберже рассказывала мне как
сложно работать с заказчицами, у которых уже все есть. Дама-старший продавец
ювелирного бутика класса "люкс" должна одеваться на уровне миллионерши
(пусть даже напрокат, за счет хозяина), должна изучать лучшие брендовые и люксовые
журналы и быть советчиком миллионерши-заказчицы во многих вопросах светской
жизни и моды, незаметно переключая внимание заказчицы на ювелирную тему. Очень
большое значение имеет умение играть на тщеславии. Офис бутика также должен
быть оформлен с подобающим вкусом. Во времена Фаберже это был черный дуб и
зелена кожа, паркет и ковры. Кстати, черный дуб и зеленая кожа - это вкус
Александра II. А императрица Мария Федоровна любила карельскую березу. У
Агафона Фаберже был рояль из карельской березы, второй такой в Петрограде был у
Николая II. - Спросите у богатого клиента: "Есть ли у них черный дуб,
зеленая кожа и карельская береза?". - Думаю, вряд ли. В кресле зеленой
кожи (итальянской работы) сидит наш Президент. Кстати, обратите внимание на его
письменный стол. Приборы зеленого нефрита и такая же нефритовая лампа. - Это
имперский вкус, и вкус Фаберже.
Регулярно продавец звонит своей клиентке и
сообщает, что поступили какие-то новые вещи или посылает красиво оформленные
открытки (правда сейчас есть интернет, но наверное и в интернете есть красивые
заставки) . Но первое, что звучит по телефону: "Как здоровье Вашей
собачки". Когда клиентка приезжает, то продавщица бросается и берет на
руки эту собачку и ласкает свою любимицу. Потом они посидели, пьют хороший
кофе, поговорили не менее часа, а когда клиентка собирается уходить, она
спрашивает: "А зачем собственно я приехала?". - Вот тут ее и бери
голыми руками. "Как, Вы не знаете, привезли партию уникальных
изумрудов". И не надо клиентке, но неудобно не взять...
Но это я рассуждаю с точки зрения
современного специалиста.
Во времена Фаберже многое было иначе. Но
общим законом было индивидуальное отношение. И гарантия индивидуальности
заказа. Почитайте в книге "Фаберже и петербургские ювелиры"
статью Оксаны Петручук "Воспоминания Лидии Миткевич".- В московском
офисе фирмы дежурили шесть художников и была куча альбомов. Один из них -
альбом эскизов и проектов ювелирных изделий от художника Сергея Андрианова с
1500 (!) рисунками поступил лет 15 назад в Оружейную палату.
Клиенты рассматривали такие альбомы, если у клиента была какая-то идея,
вынесенная из зарубежных поездок, то художник тут же зарисовывал со слов
вариант будущего изделия.
Пока все, что пришло в голову. Я давно не
занимался маркетингом, лет 15, хотя это моя специальность. Сейчас многое
изменилось, я занимаюсь антиквариатом и историей. Как говорил Гёте:
"Лучшее, что дает история - это вдохновение". В 90-е годы мы входили
в капитализм, поэтому история мощного капиталистического ювелирного предприятия
была очень актуально. Сейчас, более чем через 20 лет наступил новый этап, более
сложный. Уже идет не копирование методов Фаберже, а их осмысление и интерпретация,
развитие. Сущность человеческая осталась та же. Ювелирное дело и ювелирное
искусство - это процесс взаимоотношений двух людей: ювелира и заказчика, чаще
заказчицы. Фаберже знал сущность женской психологии. Ювелир становится как
домашний доктор, как личный повар. Это интимная профессия. Ювелир знает многие
тайны. Именно на пути Творческих небольших студий - магистральный путь
ювелирного искусства. Вот почему ювелир Фаберже был на равных с царями и
королями, а царь Фердинанд Болгарский
даже предлагал ему стать министром в правительстве. "Только не это, вот
если министром ювелирного искусства, тогда я согласен Государь". Фаберже
не лез за словом в кариман, даже с сильными мира сего. Это значит, он уважал в
себе художника. Подобное отношение к себе я замечал только у скульптора
Паоло Трубецкого или художника Валентина Серова. Когда Серову императрица
Александра Федоровна что-то пыталась указать по колористике, то Серов протянул
ей палитру и предложил самой нарисовать. - И еще по разнице между
"Поставщиком Высочайшего двора" и "Придворным Ювелиром".
Оказывается, разница большая. "Придворный Ювелир" (это звание Фаберже
получил только в 1911 г.) это тот, кто, лично общается с Государем, а
"Поставщик" может жтьб в другом городе и никогда лично царя не
видеть. Как, к примеру московские поставщиуки, те же Хлебников, Овчинников,
Оловянишников, Курлюков. - Также и у артистов. Знак был один для
"Заслуженного артиста Императорских театров" и у "Солиста Его
Величества", но все предпочитали "Солиста", как, к примеру Федор
Шаляпин". А "Заслуженного артиста" можно было выслужить за 25
лет работы в Императорских театрах, сия в оркестровой яме, но не контактируя
лично с царем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий