понедельник, 6 августа 2018 г.

ФАБЕРЖЕ КАК МАРКЕТОЛОГ.


ФАБЕРЖЕ КАК МАРКЕТОЛОГ.
Ответы Валентина Скурлова на вопросы Ирины Климовицкой, литератора, историка искусств.
01 февраля 2014 г.
Спасибо Ирина за добрые слова и еще раз за Вашу экскурсию. - Материал Вам попался богатейший и здесь еще работать и работать. -  И аспектов очень много. Вот видите, например, тема маркетинга. Когда я учился в 70-х гг. в Торговом институте, у нас и слова такого не было . Наверное потому что слово "маркет" означает рынок. А при социализме, даже развитом, рынок - это было запретное слово. В принципе, статья под таким названием (Фаберже как маркетолог), есть в интернете. Я подумаю, что можно добавить конкретно, что не утратило актуальности, в настоящее время. Но для этого надо знать ассортиментную программу Ювелирного завода и  целевые группы клиентов. - У Бирбаума, которого Вы изучили есть раздел "Клиенты". Удельный вес каждой из групп менялся во времени. Например, увеличивался удельный вес промышленной, торговой и финансовой буржуазии, а получение выгодных заказов из Кабинета стало предметом искательства (наверное, Бирбаум имеет в виду пресловутые "откаты"). Поэтому интереснее было работать с буржуазией, которые уважали в ювелире "художника"  и не вмешивались грубо в процесс производства. Еще очень сильная группа - это дамы полусвета. Во времена Фаберже к ним причисляли и балерин. Дамы - это вообще отдельная песня. Я полагаю, современным руководителям надо брать консультации у социальных психологов. Как мне рассказывал Олег Агафонович Фаберже (1923 - 1993), его отец Агафон Карлович говорил, что "ювелир обязан быть хорошим психологом". И утверждал, что в психологическом плане Агафон Фаберже переигрывал Николая II. -
Главное, что отмечала Татьяна Фаберже в характере Карла Фаберже -  он был выдающимся психологом и умел, что называется с одного взгляда "прочитывать людей". Фаберже был харизматической личностью.
Еще очень важный подход. Это перфекционизм. Начиная с проекта и заканчивая футляром и веревочкой, которой обвязана покупка. Все должно быть на высшем уровне. Многие современные производителя не уделяют внимание упаковке и совершенно напрасно. Мало красивого дизайна логотипов, запоминающихся. Нет истории фирмы, с перечнем наград. Кстати, по пятам Фаберже, копируя его маркетинговую стратегию и тактику,  шел Иосиф Маршак (1854 - 1918)., который был на 8 лет моложе Карла Фаберже. Маршак выпустил 4 каталога, которые страшно напоминают два московских Прейскуранта каталога фирмы Фаберже (1893 и 1899 г.). Маршак также неоднократно путешествовал по Европе, но предпочитал Бельгию. Вот почему у Маршака много бриллиантов, потому что бельгийские бриллиантщики (тот же Толковский и его семья) это выходцы из царской Польши, выходили в начале ХХ века на первое место, тесня англичан и голландцев.
 Карл Фаберже сразу после сдачи пасхального яйца уезжал на один-два месяца отдыхать от напряжения, в течение которого он работал весь год. Уезжал в Ниццу, в отеле "Негреско". Там тоже была потенциальная клиентура. Кстати, на Лазурном берегу регулярно отдыхал великий князь Алексей Александрович со своей дамой сердца - актрисой Элизабет Балетта (артистка французской труппы Михайловского театра). С Алексеем Александровичем Карлу Фаберже повезло. Тот предпочитал, и не без основания, как пишет Франц Бирбаум, заказывать изделия прямо в мастерской, на этапе изготовления ("эта вещь - за мной") и брал предметы во Францию, служа "бесплатной рекламой" для фирмы Фаберже.   
Татьяна Фаберже рассказывала мне как сложно работать с заказчицами, у которых уже все есть. Дама-старший продавец ювелирного бутика класса "люкс" должна одеваться на уровне миллионерши (пусть даже напрокат, за счет хозяина), должна изучать лучшие брендовые и люксовые журналы и быть советчиком миллионерши-заказчицы во многих вопросах светской жизни и моды, незаметно переключая внимание заказчицы на ювелирную тему. Очень большое значение имеет умение играть на тщеславии. Офис бутика также должен быть оформлен с подобающим вкусом. Во времена Фаберже это был черный дуб и зелена кожа, паркет и ковры. Кстати, черный дуб и зеленая кожа - это вкус Александра II. А императрица Мария Федоровна любила карельскую березу. У Агафона Фаберже был рояль из карельской березы, второй такой в Петрограде был у Николая II. - Спросите у богатого клиента: "Есть ли у них черный дуб, зеленая кожа и карельская береза?". - Думаю, вряд ли. В кресле зеленой кожи (итальянской работы) сидит наш Президент. Кстати, обратите внимание на его письменный стол. Приборы зеленого нефрита и такая же нефритовая лампа. - Это имперский вкус, и вкус Фаберже.
Регулярно продавец звонит своей клиентке и сообщает, что поступили какие-то новые вещи или посылает красиво оформленные открытки (правда сейчас есть интернет, но наверное и в интернете есть красивые заставки) . Но первое, что звучит по телефону: "Как здоровье Вашей собачки". Когда клиентка приезжает, то продавщица бросается и берет на руки эту собачку и ласкает свою любимицу. Потом они посидели, пьют хороший кофе,  поговорили не менее часа, а когда клиентка собирается уходить, она спрашивает: "А зачем собственно я приехала?". - Вот тут ее и бери голыми руками. "Как, Вы не знаете, привезли партию уникальных изумрудов". И не надо клиентке, но неудобно не взять...
Но это я рассуждаю с точки зрения современного специалиста. 
Во времена Фаберже многое было иначе. Но общим законом было индивидуальное отношение.  И гарантия индивидуальности заказа. Почитайте в  книге "Фаберже и петербургские ювелиры" статью Оксаны Петручук "Воспоминания Лидии Миткевич".- В московском офисе фирмы дежурили шесть художников и была куча альбомов. Один из них - альбом эскизов и проектов ювелирных изделий от художника Сергея Андрианова с 1500  (!)  рисунками поступил лет 15 назад в Оружейную палату.  Клиенты рассматривали такие альбомы, если у клиента была какая-то идея, вынесенная из зарубежных поездок, то художник тут же зарисовывал со слов вариант будущего изделия. 
Пока все, что пришло в голову. Я давно не занимался маркетингом, лет 15, хотя это моя специальность. Сейчас многое изменилось, я занимаюсь антиквариатом и историей. Как говорил Гёте: "Лучшее, что дает история - это вдохновение". В 90-е годы мы входили в капитализм, поэтому история мощного капиталистического ювелирного предприятия была очень актуально. Сейчас, более чем через 20 лет наступил новый этап, более сложный. Уже идет не копирование методов Фаберже, а их осмысление и интерпретация, развитие. Сущность человеческая осталась та же. Ювелирное дело и ювелирное искусство - это процесс взаимоотношений двух людей: ювелира и заказчика, чаще заказчицы. Фаберже знал сущность женской психологии. Ювелир становится как домашний доктор, как личный повар. Это интимная профессия. Ювелир знает многие тайны. Именно на пути Творческих небольших студий - магистральный путь ювелирного искусства. Вот почему ювелир Фаберже был на равных с царями и королями, а  царь Фердинанд Болгарский даже предлагал ему стать министром в правительстве. "Только не это, вот если министром ювелирного искусства, тогда я согласен Государь". Фаберже не лез за словом в кариман, даже с сильными мира сего. Это значит, он уважал в себе художника. Подобное отношение к себе я замечал только у  скульптора Паоло Трубецкого или художника Валентина Серова. Когда Серову императрица Александра Федоровна что-то пыталась указать по колористике, то Серов протянул ей палитру и предложил самой нарисовать. - И еще по разнице между "Поставщиком Высочайшего двора" и "Придворным Ювелиром". Оказывается, разница большая. "Придворный Ювелир" (это звание Фаберже получил только в 1911 г.) это тот, кто, лично общается с Государем, а "Поставщик" может жтьб в другом городе и никогда лично царя не видеть. Как, к примеру московские поставщиуки, те же Хлебников, Овчинников, Оловянишников, Курлюков. - Также и у артистов. Знак был один для "Заслуженного артиста Императорских театров" и у "Солиста Его Величества", но все предпочитали "Солиста", как, к примеру Федор Шаляпин". А "Заслуженного артиста" можно было выслужить за 25 лет работы в Императорских театрах, сия в оркестровой яме, но не контактируя лично с царем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий