Валентин Скурлов . 1992 год.
ПРЕДИСЛОВИЕ к публикации 1992 года. «История фирмы Фаберже». Авторы: Татьяна Фаберже, Валентин Скурлов. На англиском языке.
Огромное количество книг, статей, каталогов посвящено творчеству всемирно известной российской ювелирной фирмы «КАРЛ ФАБЕРЖЕ», 150-летний юбилей со дня основания которой было отмечен в августе 1992 года. До сих пор, однако, история фирмы таит в себе много загадок. Пропал полностью архив фирмы. В оном из документов Петроградской коммуны от марта 1919 года отмечалось, что «хозяева фирмы убежали, спрятав документы и инструменты». Может быть документы главной конторы фирмы действительно где-то спрятаны в Петербурге или в его окрестностях, например, в доме Агафона Карловича Фаберже в Левашово. Во всяком случае, на Западе следов архива фирмы Фаберже пока не обнаружено…
Подлинная история «Дома Фаберже» ещё не написана. Долгое время в Советском Союзе на само имя Фаберже был наложен как бы негласный запрет. Современные зарубежные авторы, при отсутствии надежной фактологической архивной базы, продолжают умножать и без того огромное количество ошибок. Один из них даже сообщает нам, что изготовление цветов из камня и эмали фирмой было вызвано трескучими морозами, свойственными Петербургу, как потребность, с помощью цветов напомнить о лете…
После выхода в свет книг Г.Ч. Бэйнбриджа (1949) и К.Сноумана (1953), считалось, что с историей фирмы всё ясно и новых сведений ожидать неоткуда.
И вдруг произошло чудо… В ноябре 1989 г. в Архиве Российской Академии наук (тогда еще Академии наук СССР), в фонде академика А.Е.Ферсмана, нами была найдена неизвестная доселе рукопись не просто сотрудника, а главного мастера фирмы Фаберже, Франца Петровича Бирбаума, озаглавленная «Каменно-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство фирмы «Фаберже».
Анализируя текст книги акад. А.Е.Ферсмана «Очерки по истории камня» (Москва, Академия наук СССР, 1954, том I, тираж 10 000 экз.), мы стали подозревать, что главу, исследующую творчество камнерезов фирмы Фаберже, писал не асам акад. А.Е.Ферсман, а кто-то другой, так не похож был литературный стиль этого раздела на стиль Ферсмана.
Пришла мысль посмотреть подготовительные материалы этой книги в архиве академика. Вот здесь нас ждала удача – была обнаружена рукопись Ф.П. Бирбаума, написанная им по просьбе (заданию ?) акад. А.Е.Ферсмана в 1919 г. для предполагаемой четырехтомной монографии «Самоцветы России».
Оказывается, после смерти акад. А.Е.Ферсмана в 1945 году, издатели его научного наследия включили в «Очерки по истории камня» материалы рукописи Бирбаума, без ссылок на авторство, к тому же фрагментарно (объем опубликованного составляет 25-30%), в части, касающейся в основном камнерезного производства.
В то же время остались "за бортом» уникальные сведения, дающие ответы на вопросы, которые фабержеведы всего мира задают себе более полувека, начиная с первых публикации Г.Ч.Бэйндриджа в 1930-х годах.
Это относится, в первую очередь, к приводимым Ф.П.Бирбаумом сведениям о художниках, мастерах и владельцах мастерских. Автор рукописи приводит 84 фамилии, из них 33 новых, до сих пор неизвестных исследователям! Остается только горько сожалеть, что рукопись не увидела свет раньше. Ведь еще до 1970-х годов были живы некоторые художники, упомянутые в списке Ф.П.Бирбаума. О многом можно было бы расспросить этих свидетелей истории, работавших с великим ювелиром.
Мы постарались навести справки по приведенным Ф.П. Бирбаумом фамилиям. Это оказалось трудоёмкой работой: были изучены архивные фонды Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге (около 80 5 художников фирмы – питомцы этого Училища), Императорского Строгановского училища в Москве, Академии художеств, Ремесленных и Купеческих управ обеих столиц, Справочники и Адресные книги «Весь Петербург» («Весь Петроград», «Весь Ленинград»), «Вся Москва», «Вся Одесса», «Весь Киев» и многие-многие другие архивные фонды, справочники и литературные материалы. Результатом этих поисков явился обширный Комментарий к публикуемому тексту рукописи. Весьма важные сведения, касающиеся личности самого Франца Петровича Бирбаума, были обнаружены в семейном архиве Татьяны Федоровны Фаберже, правнучки К.Г.Фаберже, проживающей в Швейцарии.
Таким образом, зная фамилии художников и мастеров, можно начать поиски иконографического, архивного, мемуарно-биографического материала и даже неизвестных изделий фирмы. Ведь к стыду нашему, в музеях России насчитывается едва ли более 1 000 вещей Фаберже, в то время как в коллекции Арманда Хаммера в начале 1930-х годов таких изделий было более 2 000, а всего фирмой выпущено за 75 лет работы, по нашим подсчетам, от 150 до 200 тысяч изделий. Поиски наследия Фаберже имеют значение в связи мс новой мощной волной интереса во всем мире, и особенно в самой России и в государствах бывшего СССР к неподражаемому искусству великой ювелирной фирмы. Впрочем, такой же интерес мы видим и в других направлениях жизни, искусства, экономики. Россия, выбирая новый путь, возвращается к истокам и с изумлением для себя узнает, что отброшенный революцией «буржуазный ювелирный хлам» является подлинным искусством, а в творчестве отвергнутых фирм содержится необычайно богатый потенциал развития. Всё это молодым россиянам необходимо взять в дорогу.
Публикация стала возможной благодаря энергии и настойчивости Татьяны Федоровны Фаберже, правнучки Карла Густавовича, и посвящена 150-летнему юбилею создания фирмы в Санкт-Петербурге.
В планах Татьяны Ф.Фаберже составление полного Списка всех сотрудников и рабочих фирмы Фаберже, включая Санкт-Петербургское, Московское, Одесское отделения, филиал в Киеве, магазины в Лондоне и на Нижегородской ярмарке.
Мы надеемся, что среди читателей окажутся потомки тех, кто вместе с Карлом Густавовичем Фаберже и его сыновьями создавали великолепные произведения ювелирного искусства и рассчитываем на помощь наших читателей и исследователей в составлении такого необходимого для истории Списка.
Приносим свою искреннюю благодарность скромным сотрудникам многочисленных отечественных архивов, музеев и библиотек, оказавших неоценимую помощь в поиске материалов, связанных и историей фирмы Фаберже.
ПРЕДИСЛОВИЕ к публикации 1992 года. «История фирмы Фаберже». Авторы: Татьяна Фаберже, Валентин Скурлов. На англиском языке.
Огромное количество книг, статей, каталогов посвящено творчеству всемирно известной российской ювелирной фирмы «КАРЛ ФАБЕРЖЕ», 150-летний юбилей со дня основания которой было отмечен в августе 1992 года. До сих пор, однако, история фирмы таит в себе много загадок. Пропал полностью архив фирмы. В оном из документов Петроградской коммуны от марта 1919 года отмечалось, что «хозяева фирмы убежали, спрятав документы и инструменты». Может быть документы главной конторы фирмы действительно где-то спрятаны в Петербурге или в его окрестностях, например, в доме Агафона Карловича Фаберже в Левашово. Во всяком случае, на Западе следов архива фирмы Фаберже пока не обнаружено…
Подлинная история «Дома Фаберже» ещё не написана. Долгое время в Советском Союзе на само имя Фаберже был наложен как бы негласный запрет. Современные зарубежные авторы, при отсутствии надежной фактологической архивной базы, продолжают умножать и без того огромное количество ошибок. Один из них даже сообщает нам, что изготовление цветов из камня и эмали фирмой было вызвано трескучими морозами, свойственными Петербургу, как потребность, с помощью цветов напомнить о лете…
После выхода в свет книг Г.Ч. Бэйнбриджа (1949) и К.Сноумана (1953), считалось, что с историей фирмы всё ясно и новых сведений ожидать неоткуда.
И вдруг произошло чудо… В ноябре 1989 г. в Архиве Российской Академии наук (тогда еще Академии наук СССР), в фонде академика А.Е.Ферсмана, нами была найдена неизвестная доселе рукопись не просто сотрудника, а главного мастера фирмы Фаберже, Франца Петровича Бирбаума, озаглавленная «Каменно-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство фирмы «Фаберже».
Анализируя текст книги акад. А.Е.Ферсмана «Очерки по истории камня» (Москва, Академия наук СССР, 1954, том I, тираж 10 000 экз.), мы стали подозревать, что главу, исследующую творчество камнерезов фирмы Фаберже, писал не асам акад. А.Е.Ферсман, а кто-то другой, так не похож был литературный стиль этого раздела на стиль Ферсмана.
Пришла мысль посмотреть подготовительные материалы этой книги в архиве академика. Вот здесь нас ждала удача – была обнаружена рукопись Ф.П. Бирбаума, написанная им по просьбе (заданию ?) акад. А.Е.Ферсмана в 1919 г. для предполагаемой четырехтомной монографии «Самоцветы России».
Оказывается, после смерти акад. А.Е.Ферсмана в 1945 году, издатели его научного наследия включили в «Очерки по истории камня» материалы рукописи Бирбаума, без ссылок на авторство, к тому же фрагментарно (объем опубликованного составляет 25-30%), в части, касающейся в основном камнерезного производства.
В то же время остались "за бортом» уникальные сведения, дающие ответы на вопросы, которые фабержеведы всего мира задают себе более полувека, начиная с первых публикации Г.Ч.Бэйндриджа в 1930-х годах.
Это относится, в первую очередь, к приводимым Ф.П.Бирбаумом сведениям о художниках, мастерах и владельцах мастерских. Автор рукописи приводит 84 фамилии, из них 33 новых, до сих пор неизвестных исследователям! Остается только горько сожалеть, что рукопись не увидела свет раньше. Ведь еще до 1970-х годов были живы некоторые художники, упомянутые в списке Ф.П.Бирбаума. О многом можно было бы расспросить этих свидетелей истории, работавших с великим ювелиром.
Мы постарались навести справки по приведенным Ф.П. Бирбаумом фамилиям. Это оказалось трудоёмкой работой: были изучены архивные фонды Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге (около 80 5 художников фирмы – питомцы этого Училища), Императорского Строгановского училища в Москве, Академии художеств, Ремесленных и Купеческих управ обеих столиц, Справочники и Адресные книги «Весь Петербург» («Весь Петроград», «Весь Ленинград»), «Вся Москва», «Вся Одесса», «Весь Киев» и многие-многие другие архивные фонды, справочники и литературные материалы. Результатом этих поисков явился обширный Комментарий к публикуемому тексту рукописи. Весьма важные сведения, касающиеся личности самого Франца Петровича Бирбаума, были обнаружены в семейном архиве Татьяны Федоровны Фаберже, правнучки К.Г.Фаберже, проживающей в Швейцарии.
Таким образом, зная фамилии художников и мастеров, можно начать поиски иконографического, архивного, мемуарно-биографического материала и даже неизвестных изделий фирмы. Ведь к стыду нашему, в музеях России насчитывается едва ли более 1 000 вещей Фаберже, в то время как в коллекции Арманда Хаммера в начале 1930-х годов таких изделий было более 2 000, а всего фирмой выпущено за 75 лет работы, по нашим подсчетам, от 150 до 200 тысяч изделий. Поиски наследия Фаберже имеют значение в связи мс новой мощной волной интереса во всем мире, и особенно в самой России и в государствах бывшего СССР к неподражаемому искусству великой ювелирной фирмы. Впрочем, такой же интерес мы видим и в других направлениях жизни, искусства, экономики. Россия, выбирая новый путь, возвращается к истокам и с изумлением для себя узнает, что отброшенный революцией «буржуазный ювелирный хлам» является подлинным искусством, а в творчестве отвергнутых фирм содержится необычайно богатый потенциал развития. Всё это молодым россиянам необходимо взять в дорогу.
Публикация стала возможной благодаря энергии и настойчивости Татьяны Федоровны Фаберже, правнучки Карла Густавовича, и посвящена 150-летнему юбилею создания фирмы в Санкт-Петербурге.
В планах Татьяны Ф.Фаберже составление полного Списка всех сотрудников и рабочих фирмы Фаберже, включая Санкт-Петербургское, Московское, Одесское отделения, филиал в Киеве, магазины в Лондоне и на Нижегородской ярмарке.
Мы надеемся, что среди читателей окажутся потомки тех, кто вместе с Карлом Густавовичем Фаберже и его сыновьями создавали великолепные произведения ювелирного искусства и рассчитываем на помощь наших читателей и исследователей в составлении такого необходимого для истории Списка.
Приносим свою искреннюю благодарность скромным сотрудникам многочисленных отечественных архивов, музеев и библиотек, оказавших неоценимую помощь в поиске материалов, связанных и историей фирмы Фаберже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий