среда, 18 октября 2017 г.

Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII 0 XIX веков. Каталог коллекции. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 560 с. — 1000 экз

Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII 0 XIX  веков. Каталог коллекции. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007. — 560 с. — 1000 экз

      Выписки из книги.  Материалы для диссертации. Выписал В.В. Скурлов. 2010 г.

     Коллекция произведений русского камнерезного искусства  в Государственном Эрмитаже – 378 предметов не имеет себе равных в мире не только по масштабу и разнообразию форм, но и по художественным достоинствам. В ней представлены изделия трех главных художественных центров по обработке камня в России XVIII – рубежа XIXXX вв.
     Степень научной обработки произведений этих трех фабрик, составляющих в музее единый художественный комплекс, была неравнозначной. В 1990 г. автором настоящего издания был опубликован каталог «Работы камнерезов Колывани» (Л. Государственный Эрмитаж, 1990)., а спустя десять лет – «Искусство Екатеринбургских камнерезов (СПб., Государственный Эрмитаж.2000). Коллекция петергофских изделий в новой литературе не нашла освещения, но и фактически не была выявлена до конца. Это, к сожалению, невозможно сделать и сегодня. Архивы и подписи на самих изделиях из камня помогают безоговорочно атрибутировать только небольшую часть памятников, вышедших из стен этой фабрики,. В остальных случаях приходится руководствоваться мнoжеством объективных и субъективных факторов, а иногда и просто отсутствием упоминания изделий в гораздо более подробных документах двух других камнерезных фабрик.
    В каталоге дается углубленная характеристика каждого предмета в технологическом, историческом и искусствоведческом аспекте. Исследование базируется на изучении архивных материалов. Любое документальное свидетельство, обнаруженное в них и безошибочно сопряженное  с дошедшим до нас вещeственным памятником, дает каталожному описанию новое дыхание жизни. В некоторых случаях точно определены временные рамки работы. Прослежена последовательность операций в его обработке, указана стоимость работ, приводятся иные сведения, связанные с созданием и доставкой готовых изделий из Екатеринбурга и Колывани в столицу. Неоценима и роль дошедщих до нашего времени графических источников. Порой рисунки доносят до нас облик ныне неизвестных или утраченных изделий. Даже при наличии большого количества документов в фондах РГИА исследование петергофских изделий весьма затрудняется из-за краткости записей в документах, отсутствия в них указаний на размеров и чрезвычайной скудости изобразительного материала. Графическое наследие, относящееся к петергофским работам, по-видимому, было в свое время передано в музей фабрики и безвозвратно утеряно в годы Великой Отечественной войны.
    Столь яркий и самобытный вид промышленно-декоративного искусства, как художественная обработка камня, собрал вокруг себя обширную литературу.
    Впервые сведения о Петергофской гранильной мельнице, в т.ч. архивные материалы, появились в книге Н.Г. Шарубина «Очерки Петергофа и его окрестностей  (1868). В архивных фондах сохранились главы, посвященные камнерделательному производству, - «Материалы для исторической записки о Императорской Петергофской Гранильной фабрике» (РГИА, ф. 504, оп.1, д.957, л.6-21). В отличие от печатного, этот рукописный экземпляр включает сведения о содержании производства, об уплате за изделия, представленные Высочайшему Двору.
    К открытию Политехнической выставки в Москве, посвященной 200-летию со дня рождения Петра Великого, тот же автор напечатал в типографии Департамента уделов брошюру «Культура камней  и Императорская Петергофская Гранильная фабрика» (Шарубин. 1872), которая предназначалась для раздачи посетителям. Помимо общих сведений, в очерке дана информация об основании мельницы  в Петергофе, о мастерах и о наиболее замечательных работах. Особый интерес представляют описания механизмов, технических приемом обработки камня, а также используемых материалов. При этом, Н.Г. Шарубин, как и его отец, проработавший на фабрике много лет и хорошо знающий производство изнутри, пишет: «Техничские приемы по культуре камня… довольно затруднительно объяснить теоретически, но всех частностей потому, что при вспомогательных механических средствах первое место занимает долговременный навык, практическое соображение и сноровка в привыкших к работе руках, в которых только и может дело спориться и подвигаться вперед быстро» (РГИА, ф.504, оп.1, д.1071, л.20, 29об.).
    О фабрике упоминает в описании Петергофа А.Гейрот (1868). На его материалах во многом основаны и увлекательные труды М.И. Пыляева «Драгоценные камни. Их свойста, месторождения и употребления» и «Забытое прошлое окрестностей Петербурга». Интересные, хотя и обрывочные данные М.И. Пыляева

Ххххх

   Особую роль в изучении уралького камня сыграл Б.В.Павловский. Его кандидатская диссертация и изданная в 1953 г. книга «Камнерезное искусство Урала», а также большой раздел книги «Декоративно – прикладное искусство Урала» (1975) стали, по-существу, первыми монографическими опытами в облсти камнерезного искусства. С помощью архивных материалов ему удалось осветить художественную обработку камня, начиная с самых ранних шагов, изложить историю камнерезного дела, обрисовать технологический процесс обработки камня и условия работы мастеров. Но особенно ценен в трудах Б.В. Павловского художественный анализ памятников уральского камнерезного искусства XVIII – XIX вв., созданных совместными усилиями выдающихся столичных архитекторов – авторов проектов и уральских камнерезов.
    В 1976 г. вышла книга И.М. Шакинко и В.Б. Семенова «Завод «Русские самоцветы». Авторами скрупулезно воссоздана история завода – преемника Екатеринбургской гранильной фабрики, отметившего в 1976 г. 150-летие.
    В 1982 г. книга с дополнениями вышла под названием «Уральские самоцветы».
    В.Б. Семенов в 1979 г. книгой «Яшма» открыл серию монографий – альбомов, каждый из которых посвящен определенному виду уральского цветного камня. В серии вышли монографии «Агат» (Черных, Семенов, 1982), «Родонит» (Голомзик, 1983), «Селенит» (Семенов, 1984), «Малахит» (Семенов, 1983). В этих превосходно иллюстрированных изданиях представлен большой фактический материал, включающие так такие разделы как «Хроника уральского камня», «Хроника уральского промысла», схемы расположения основных месторождений исследуемых пород. Серия «Камни Урала» познакомила любителей камня, не имеющих возможностей посетить Эрмитаж, с огромным количеством художественных памятников, созданных екатеринбургскими мастерами.
     В последние годы интерес к богатствам «Каменного пояса» не ослабевает. Продолжает плодотворно работать над этой тематикой В.Б. Семенов. В соавторстве с Н.И. Тимофеевым вышла монография «Книга резного художества» в серии «Екатеринбургская грань» (2001), приуроченная к 275-летию промышленной обработки камня в Екатеринбурге.
    В 2000 г. было положено начало книжной серии «Старый Екатеринбург», открывшейся работой Л.Д. Злоказова и В.Б. Семенова «Старый Екатеринбург: город глазами очевидцев». Как пишет один из соавторов: «Эта книга – коллекция мемориальных текстов и их фрагментов, в отдельных случаях дополненных историческими документами»
      Вторая книга серии – работа Ю.О. Каган «Класс резного художества» (2002) – посвящена екатеринбургским каменям. В 2003 г. вышло обобщающее 2-томное исследование В.Б. Семенова и Н. И. Тимофеева «Екатеринбургская камнерезная и антиковая фабрика: 1805-1861» и «Екатеринбургская фабрика: 1861-1917». Ценность этого труда не только в том, что он вобрал все имеющиеся новые сведения, огромное количество архивных докуменотов, но и в том, что здесь сделана попытка  по-новому интерпретировать известные памятники, хотя и не всегда бесспортно.

Ххххх

    Большой пласт литературы касается одновременно деятельности всех трех камнерезных фабрик и включает в себя описание произведений каждой из них. Преимущественно эти исследования показаны с эрмитажными коллекциями и вычленить в них те или иные группы произведений не всегда легко, поскольку лишь в ходе дополнительного изучения многие предметы получают свою окончательную атрибуцию.
        Одну из первых таких книг «Комнатное убранство Эрмитажа2 (Л., 1939) издал А.В. Суслов. В ней автор опирался на ценные сведения из рукописи  «Описи вещзам, находящимся в Эрмитаже с 1786 г., составленной камердинером Иваном Лукиным2, доведенной Лукиным до 1811 г. и продолженной его преемником до 1840 г.
       Огромная ценность труда В.К. Макарова «»Цветной каменно в Эрмитаже» (Л., 1938) в том, что большая часть коллекции введена в научный оборот и впервые подверглась систематизации.. Однако из-за того, что подписи на каменных изделиях редки, В.К. Макарову удалось выявить далеко не всё – около трети из почти из 250 номеров каталога русских изделий дано без указания принадлежности к какой – либо фабрике.
    Сменивший В.К. Макарова на месте хранителя этого материала Е.М. Ефимова опубликовала в 1961 г. альбом «Русский резной камень в Эрмитаже»», в который включены лучшие экспонаты музея. Отметим, что предложенные ею некоторые атрибуции в настоящее время нуждаются в уточнении.
    В 1975 г. увидел свет альбом А.Н. Воронихиной «Малахит в собрании Эрмитажа», в который вошли произведения Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик. В альбоме дана классификация разновидностей малахита и существовавших в XIX  в. способов его обработки. Автору удалось и архивные материалы, хотя жанр издания ограничивал ссылки на документальный источник. Упомянем небольшую статью в журнале «Самоцветы» (1963) Р.Д. Люлиной «Малахит в интерьерах памятников архитектуры Ленинграда», где приводится список мастеров – малахитчиков обеих казенных фабрик. Тогда же к камнерезному искусству обратился А.Б. Салтыков. В сборнике «Русское декоративное искусство» он написал главу «Каменные вазы».
       В этот же период появилось и много публикаций, посвященных отдельным памятникам или их группам, причем главное внимание уделялось именно вопросам атрибуции, установлению имён как авторов проектов, так и камнерезов, осуществлявших из проекты . В статьях  К.Ф. Асаевич и Е.М. Ефимова, А.Н. Воронихиной, А.А. Козловой утверждается непосредственное участие архитекторов А. Воронихина, К. России, И. Гальберга в создании проектов многих образцов камнерезного искусства. Этот же вопрос был затронут в двух монографиях  Г. Г. Грима (1952 и 1963) о А.Н. Воронихине. В результате этих серьёзных исследований, основанных на архивных изысканиях, были определены имегнва ведущих русских зодчих, создавших немало произведений , которые вошли в Эрмитажное собрание. Из работ последних десятилетий нужно упомянуть публикации Ю.Я. Зек (1999), Н.М. Мавродиной (1983, 1985, 1989, 2001, 2002, , 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), Ю.Д. Каган, Н.М. Мавродиной и Е.С. Щукиной (2000).
      Широко используя архивные материады Н.М. Мавродина опубликовала каталог изделий Колыванской фабрики, входившей в эрмитажную коллекцию (Мавродина Н.М. Работы камнерезов Колывани. Л., Государственный Эрмитаж, 1990).. Десять лет спустя вышел каталог, посвященный изделиям Екатеринбургской фабрики из собрания Эрмитажа (Мавродина Н.М. Искусство екатеринбургских камнерезов. СПб, Государственный Эрмитаж, 2000).


Комментариев нет:

Отправить комментарий