Комментарий к лекции по истории фирмы Фаберже. В.В. Скурлов в Хабаровске, 28 сентября 2015 г.
"... на мне только шинель и
картина Рембрандта".
Итак, лекция. Точнее, обрывки, выдержки и цитаты из лекции Валентина Васильевича Скурлова, который историк ювелирного искусства, кандидат искусствоведения, ученый секретарь мемориального фонда Фаберже, консультант-исследователь по Фаберже русского отдела аукционного дома Christie’s. Как уже сказала, ничего причесывать и обрабатывать не буду, потому что. К тому же, именно через эти выдержки будет понятна и история семьи Фаберже, и моя язвительно-циничная личность со своими низменными интересами. Но обещаю сделать хотя бы нескучно.
28 сентября 2015 года.
"Фаберже известный и неизвестный"
(на полях)
Мущщина в ободочке. Голобоков Анат. Анат. Мерссская личность (возможно, кого-то покоробит, но оценивала исключительно визуально; впрочем, интуицию визуала хрен обманешь).
女女女
На директоре - френч из плотной шерстяной ткани, будто прессованый букле; необработанные обрезные края, пастельно-розовый цвет, накладные карманы. Мм...
Итак, предки Карла Фаберже: итальянка, швед, немка и француз... Поэтому он называл себя русским.
Россия - лидер камнерезного искусства в мире. Не Германия и даже не Китай.
Училище (Питер), все дети -> изучали четыре иностранных языка.
Родонит - русский камень.
Евгений - старший сын.
Агафон - средний сын, второй.
Александр Карлович Фаберже, третий сын - специалист по восточной культуре, знал китайский.
Николай Ф., самый младший сын: "Мама, дорогая, поздравь меня, я вошел в двадцатку лучших фотографов Англии!".
У Александра - коллекция фигурок Будды.
Карл Ф. - коллекция из 500 нэцке. Где - неизвестно.
Булгаков приходил к своему дяде, врачу, который жил на втором этаже, а на пятом этаже того же дома, на Пречистенке - бывшая квартира Александра Ф. и его жены. М. А. восхищала люстра, потом описывал эти покои в романе МиМ. Простукивали стены на предмет схронов и тайников. В антресолях, на которые потом "указала экономка", нашли 30 пакетов с бриллиантами.
"Три памятника Карлу Фаберже в мире. У нас, возле управления "Русские самоцветы" - самый большой. У нас - 1,6 метра, а у них там, в Брюсселе - около 0,8 метра".
(на полях)
доцент кафедры декоративно-прикладного искусства (!) указывает на срез дерева, по которому нарисован портрет, и спрашивает "а что это за фон?"; ыыыыы...
Михаил Перхин (автор 28 из 50 императорских пасхальных яиц).
Питер, магазин Фаберже, Б. Морская, 11. В межэтажом перекрытии - сейф. В 1904 году, для безопасности. Таких всего лишь два в городе. Бандитизм был почище, чем в 90-х.
Загородный дом и участок: 2200 кв. м, 5 га территория. Сейчас заброшен, принадлежит Министерству культуры, имеет статус памятника архитектуры. Каждый зал был оформлен в своем стиле - греческий, ампир и пр., очень любили именно так обставлять дворцы. Есть секретная комната, из которой после революции вынесли 1700 драгоценных камней, из них некоторые были очень редкие, например, 20-каратный аквамарин. 50 нефритовых фигурок, огромные альбомы с редкими марками. Фарфор и бронзу увезти не смогли, слишком тяжело.
Старший сын, Евгений Карлович - рисовал в эмиграции красивых женщин, потому, наверное, и не был женат. Был чрезвычайно дотошным, тщательно вел переписку. Легла в основу двух известных биографий Фаберже.
Только мастер имеет право на клеймо.
Подмастерья получали 120 руб. жалованья, так что у Ф. было выгодно работать.
Кризисы были всегда, во все времена. Но кризисы кризисами, а подарки никто не отменял.
Для императорской фамилии - не более 10% всех заказов, остальное - не для массовки, но для потребителей самого широкого круга. Причем, все вещи делались уникальными. А вот, представьте, две дамы приходят на бал, и у них вдруг оказываются одинаковые броши. Получается что? Одной надо уходить, потому как что ж они, из сиротского дома, что ли? Так что индивидуальность поощрялась.
"Штампы" потом уничтожались.
Каменные блочные фигурки. Тонкий слой клея, тонкие шипы. Как Lego.
Белореченский кварцит - сейчас с ним никто не работает, заменяют тосканским мрамором. Близок по цвету к человеческой коже; из него делали лицо, руки.
В Москве магазин Ф. - Неглинная.
Музей Фаберже - Вексельберг.
"Когда меня принимали на работу в Christie's, то сказали: ищи любую информацию по яйцу Ротшильда!".
Продали за 18,5 млн $US.
Баден-Баден, музей Фаберже, открыл Иванов.
Скифская коллекция: Карл Фаберже лично реставрировал некоторые вещи как ученый и образованный ювелир. Серьги скифской княжны.
Лавровое дерево. Нефритовые листики.
Слева: яйцо Ротшильда. Справа: лавровое дерево.
Агафона Карловича Фаберже в 19ХХ году посадили с очень интересной формулировкой: "до конца гражданской войны". Война закончилась, его отпустили. Вышел... писал: "на мне только шинель и картина Рембрандта". И еще самая дорогая коллекция земских марок в мире.
"Собаки Фаберже" - ротвейлеры.
"Я такой жемчуг видел только на старых картинах, например, у Марии Федоровны...".
Карл Верфель. Фабрика на Обводном канале. Партнер Фаберже. Ему принадлежали все нефритовые копи России.
Подарочный набор, серебро: ложка, вилка, ножик; тогда стоил 35 руб.
Франц Бирбаум: "Как там наша матушка-Россия?".
Агафон и Евгений перевезли урну с прахом отца, Карла Фаберже, во Францию. Причем, перевезли тайно, в корзине с бельем, потому что, оказывается, прах нельзя перемещать через границу.
Все умерли. Все.
В магазине в Питере, в подвале была столовая для работников.
"Потогонная система": Карл брал двух работников; из них выбирал того, кто делает двойную норму, ему платил на 50% больше обычного жалованья, а второго выгонял; т. о. экономил половину з/п.
Швейцар Сергей, бывший дворцовый жандарм, богатырь, для безопасности. Выдающаяся зрительная память. Допустим, в 1910 заходит в магазин дама, а Сергей ей говорит: "Вы у нас в 1902 покупали браслет". А еще он собирал информацию у своих друзей - бывших коллег жандармов. И у лакеев. Сплетни, слухи, кто с кем, как и зачем. Приходил после таких дружеских встреч, запирался с Карлом в его кабинете и всё тому выкладывал. И после Карл уже знал, что предложить клиенту. Допустим, знает он, что графу Н. очень понравилась рыженькая балерина из кордебалета, вторая слева. И приезжает граф к Фаберже, и хочет выбрать подарок для своей балерины. И что советует Карл? Что можно посоветовать в подарок хорошенькой рыжеволосой женщине? Конечно, изумруды!
Сапфиры тогда были только индийские.
Россия - родина зеленых камней.
Эмир Бухарский. Умер в Тегеране.
Гурье любил ходить в похоронных процессиях, радовался, дескать, вот, кто-то меня опередил.
"У меня сложилось впечатление, что в администрации того времени тоже существовала система откатов. Потому что, вот... пишет, что "получение заказов - предмет искательства"...".
Александра Федоровна мнила себя художницей.
Карл Фаберже любил делать салаты. Подбирать, правильно и гармонично смешивать ингредиенты, точно выбрать соус - это искусство!
Закрепки!!!
Карл Фаберже: "Ювелир обязан быть хорошим психологом".
Яйцо с жемчужными цветами ландыша - Александре Федоровне.
Часы. Механизм недельного завода.
Эмаль золотого цвета - гильоше (ураносодержащие материалы, опасно).
Лавровое дерево, птичка. Стиль модерн.
В 1949 году Хаммер вывез из России 2 000 вещей Фаберже.
Сапфиры в глазах.
ФИГУРКИ!
1990 год - фигурка, вроде как, сделанная Фаберже. Выставлялась на аукционе. Оказалось, сделана в 80-е в Ленинграде.
Белый оникс.
Часы с романовским грифоном, 40 штук, все подставки-постаменты - разные. В мире известны всего лишь 10, где остальные - неизвестно.
Танцующий мужик.
Кормилица!
Нобель, фигурка маляра.
Бонсай.
Дворник Лобов, фигурка. Настоящий Лобов в 1919 году писал, что "четыре большевика-комиссара и их подруга жизни, когда проводили обыск квартиры Фаберже, пьянствовали и выносили вещи".
Личная печать Александры Федоровны, гном, резной сердолик (продалась за 2,2 млн $US).
Лабрадорит - синий.
(на полях)
у, тетки! уходят посреди лекции, проходят мимо Скурлова, который в это время что-то говорит, и громким жарким шепотом: "дааасвидааанья!".
Портретные табакерки - 44 штуки (Фаберже сделал 22).
"Вот, Татьяна Фаберже, Воронченко, директор музея, Виктор Вексельберг и Мединский, министр культуры...".
Улитка - символ терпения.
Портшез.
"А там, внутри можно было хранить перстень-десятикаратничек".
16 месяцев ходили в придворный конюшенный музей.
Серебрянных подносов Фаберже в России почти не осталось, потому как было распоряжение: серебрянные предметы весом более 1 кг за границу не вывозить. Всё это отбирали и отправляли на переплавку.
Такая работа - китайский труд.
Корунд.
Ювелирные термометры (160 тыс. $US).
"Он делал перчатки для двора".
Французы, альманах с конкурса ювелиров, с примерами работ. И там была заметка, приписка мелким шрифтом: "Мы не публикуем лучшие работы во избежание подделок".
У него не было дизайнеров, был художник-композитор (!!!).
Знак за сопровождение поезда.
... если бы не русско-японская война, павлина вручили бы раньше.
В Первую мировую делали медную и алюминиевую посуду.
Мастер Брицын. В 1927 году завели дело: "за оценку бриллиантов".
Сиамская коллекция, Эрмитаж.
P. S.: Считайте это засечками-зарубками. Каждый абзац можно развить в историю. Но не буду :)
Comments
Такой идеальный конспект
разворачивать - только портить.
Собаки Фаберже - стейблмастеры, нет?
Швейцар Сергей поди не только Карлу "всё выкладывал": бывших не бывает.
И жаль, что нет фигурок "пьяных комиссаров" работы Фаберже ))
Собаки Фаберже - стейблмастеры, нет?
Швейцар Сергей поди не только Карлу "всё выкладывал": бывших не бывает.
И жаль, что нет фигурок "пьяных комиссаров" работы Фаберже ))
про собак тоже удивилась.
но вполне допускаю, что валентину васильевичу, как художнику, тяжело отличить
ризеншнауцера от ротвейлера. а, какая-то-там, большая, черная )
про швейцара сергея, кроме скурлова, никто информацию не выдает. хотя надо поискать, личность-то заметная.
а пьяных комиссаров, наверное, растаскали на сувениры. эти самые, типа музы )))
про швейцара сергея, кроме скурлова, никто информацию не выдает. хотя надо поискать, личность-то заметная.
а пьяных комиссаров, наверное, растаскали на сувениры. эти самые, типа музы )))
Ха!
Фаберже - утраченные
бриллианты - Ильф-энд-Петров...
В 1912 году Ипполит Матвеевич оказался обладателем лучшей коллекции земских марок (см. главу "Прошлое регистратора ЗАГСа"). Кажется, даже дотошный Ю. Щеглов проморгал эту аллюзию )
В 1912 году Ипполит Матвеевич оказался обладателем лучшей коллекции земских марок (см. главу "Прошлое регистратора ЗАГСа"). Кажется, даже дотошный Ю. Щеглов проморгал эту аллюзию )
Re: Ха!
похоже )) видимо, шумели
тогда про эти марки... но история с марками мутная. впрочем, не только с ними.
А что за лекция, если не
секрет?
в самом начале название -
"фаберже известный и неизвестный".
читал валентин васильевич скурлов - и перечисление регалий в первом абзаце.
читал валентин васильевич скурлов - и перечисление регалий в первом абзаце.
Неточно выразился,
пардон.
Это где-то у нас проходило,какой курс где-то в рамках чего-то? Или вообще просто отдельное мероприятие вышеуказанного товарища для (всех) желающих по типу семинаров?
Это где-то у нас проходило,какой курс где-то в рамках чего-то? Или вообще просто отдельное мероприятие вышеуказанного товарища для (всех) желающих по типу семинаров?
это был неожиданный
гастроль :) валентина васильевича пригласили в наш город (кто, когда - понятия
не имею). было проведено несколько мероприятий, в том числе и эта лекция. вход
был свободным, но информация особо не распространялась.
...но информация особо не распространялась
В нашем некрополисе такого рода инфу официально не распространяют.
Зато "культурные" мещане жалают теперь театр оперы и балета )
В нашем некрополисе такого рода инфу официально не распространяют.
Зато "культурные" мещане жалают теперь театр оперы и балета )
серьезно? ээ... нуу...
предлагаю на первоначальном этапе, организационном, отдать управление проектом
филармонии. и можно сразу хоронить.
Добрый день!
Случайно наткнулся на ваш пересказ лекции В. В. Скурлова. И все бы ничего, но там про меня! Уважаемого человека, почти интеллектуала и тп. И так неприязненно! Как вообще человек с "интеллигентным" запросом, может написать о совершенно незнакомом другом человеке, такую чухню? Мистическая физиогномистика. Стыдно теперь за себя. Зачем такой?... Как мог родиться и развиваться такой урод? Старался, делал добрые дела, добился и прочее... Чем жить теперь? После такого плевка судьбы, в вашем лице! Все так странно теперь...
Понятно и то , что глупо было вам писать и что то доказывать ведь вы о себе очень высокого мнения, конечно. Но я подумал, что однажды ваш неприрекаемый собственный авторитет обязательно потребует, вдруг, опять пересказать какое то событие или встречу в вашей жизни. И там, на встрече, вы же обязательно увидите кого то кто покажется вам неприятным, и вызовет у вас справедливое чувство брезгливости, к этому кому то. Так вот, заклинаю вас всем Святым, что возможно в вас сохранилось, не пишите об этом!!! Перетерпите!!! Пересказ ваш не станет хуже, уверяю! Может даже он что то приобретет, не будет таким дробным, не станет отвлекать от главного в теме. Пересказ будет добрее, милосерднее! И никого походя не обидит.
В. В. Скурлова, моего старинного питерского друга, ученого с мировым именем, фабержеведа, к нам в город Хабаровск пригласил я сам и лично, и по собственной инициативе,и за свой собственный и личный счет, к слову. И мне многие за это были признательны. Да и у вас поэтому появился повод об этом написать.
Не пишите больше дряни ни о ком и ни о чем мир будет чище и лучше! Воздастся и вам! Хотя кому я это говорю... Вряд ли вы это прочтете и вряд ли что то разобьет ваш нарисованный позерский цинизм.
Без всякого уважения
А. А. Голобоков, доцент.
Случайно наткнулся на ваш пересказ лекции В. В. Скурлова. И все бы ничего, но там про меня! Уважаемого человека, почти интеллектуала и тп. И так неприязненно! Как вообще человек с "интеллигентным" запросом, может написать о совершенно незнакомом другом человеке, такую чухню? Мистическая физиогномистика. Стыдно теперь за себя. Зачем такой?... Как мог родиться и развиваться такой урод? Старался, делал добрые дела, добился и прочее... Чем жить теперь? После такого плевка судьбы, в вашем лице! Все так странно теперь...
Понятно и то , что глупо было вам писать и что то доказывать ведь вы о себе очень высокого мнения, конечно. Но я подумал, что однажды ваш неприрекаемый собственный авторитет обязательно потребует, вдруг, опять пересказать какое то событие или встречу в вашей жизни. И там, на встрече, вы же обязательно увидите кого то кто покажется вам неприятным, и вызовет у вас справедливое чувство брезгливости, к этому кому то. Так вот, заклинаю вас всем Святым, что возможно в вас сохранилось, не пишите об этом!!! Перетерпите!!! Пересказ ваш не станет хуже, уверяю! Может даже он что то приобретет, не будет таким дробным, не станет отвлекать от главного в теме. Пересказ будет добрее, милосерднее! И никого походя не обидит.
В. В. Скурлова, моего старинного питерского друга, ученого с мировым именем, фабержеведа, к нам в город Хабаровск пригласил я сам и лично, и по собственной инициативе,и за свой собственный и личный счет, к слову. И мне многие за это были признательны. Да и у вас поэтому появился повод об этом написать.
Не пишите больше дряни ни о ком и ни о чем мир будет чище и лучше! Воздастся и вам! Хотя кому я это говорю... Вряд ли вы это прочтете и вряд ли что то разобьет ваш нарисованный позерский цинизм.
Без всякого уважения
А. А. Голобоков, доцент.
вы бесконечно милы )))
заходите почаще. а в мнении своем я лишь утвердилась, благодарю.
заходите почаще. а в мнении своем я лишь утвердилась, благодарю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий