среда, 18 октября 2017 г.

В.В. Скурлов. Система Камнерезной работы. 2009 год.

В.В. Скурлов. Система Камнерезной работы. 2009 год.
 Материалы для диссертации.  
Организация камнеревзного направления деятельности формы Фаберже, казалось бы подробнее всего изложена в записках Франца Бирбаума ж 1919 г., написаннных по заданию акад. А.Е. Ферсмана. Но это на первый взгляд. Бирбаум больше внимания уделил описанию камней и месторождений, что логично, учитывая, что Ферсман был геолог. Исторически Ф.Б. коротко и логично описал систему работу с камнерезами, однако не назвал, гем же все-таки занимаклся Роберт Песту. Также неизвестен мастер Киллендер. По фабрике Верфеля мы так и не знаем, фамилии мастеров, кроме Александра Мейера, женатого на вестре Карла Верфеля. Но Мейер до прохода к Верфелю, торговал мануфактурой в Гостином дворе, хотя его фамилия встречается в качестве Оценщика каменных вещей для Кабинета. Называются еще германские мастерские, но только завод Штерна. Сведения о котором за последние 92 года после Записок  Бирнабума (1919) так и не расширились. Других германских лапидаров, сотрудничавших с Фаберже мы не знаем. Мало что знаем мы и о работе петергофских мастеров,  объемы этой деятельности. Даже начало работы собственной камнерезной  мастерской под руководством Кремлева Бирбаум обозначает 1910 годом, хотя Кремлев с Дербышевым пришли в Петербург, после окончания училиша в конце 1907 года, Дербышев пришел в столицу вместе с Шадром,
Нами проанализирована работа формы (по счетам царю и в Кабинет) по камнерезному направлению в период 1904-1907 гг, четыре года, Выявлено снижениие обьемов  производства, В то же время, впервые найден архивный документ за 1907 год, где  в числе пяти членов Администрации, управляющей, по решению Купеческой управы делами фабрики Верфеля, главой этой Администации назван Карл Фаберже. Очевидно, именно с  этого времени фабрика Вртфеля перевшла в подчинение фирме Фаберже, что позволило Евгению  Фаберже утверждать, что «фабрика Верфеля принадлежала нам». Формально, фабрика Верфеля могла остаься самостоятельной, как были самостоятельны номинально мастерские Фаберже,  хотя Карл давал деньги на открытие мастерских Оскару Пилю в Москву в 1887 г.  и Михаилу Перхину в 1888 г. (дать сноски). Следовательно,  заведение Верфеля входило в фирму Фаберже, на правах члена холдинга, когда головная фирма контролирует финансоеые потоки.
Итак, изложив по рассказу Бирбаума три источника и три составные части камнерезного направления, попытаемса дополнить этот каркас деталями – подсистемами и блоками системы.
Естественно, камнерезная группа была частью большой творческой системы, Но были и отличия. Они связаны, например, со стоимостья основного материала. Уже не драгоценный металл и драгоценные камни, а более дешевые поделочные кани, правда, требующие больших хранилищ.  Совсем другой ассортиметн. Бирбаум пишет о примитовной оснастке китайского камнереза. Анализ камнерезного заведения., очевидно Верфеля, позволяет отметить, неплохую по тем временам оснащенность, но следует признать, что условия труда, как и сейчас, были также тяжелые, особенно, пыль и грязь. Но уже была вентиляция. Конечно, в центре города такое заведение работать не могло. Поэтому фабрика Врфеляв размешалась на Обводном канале, что тогда было далекой окраиной.
По Бирбауму, пик производства был в 1912-1913 гг. Со второй половины 1914 г., когда пошла мобилизация, объем производства резко упал. В начале 1914 г. вернулся из Парижа Дербышев, фактически поработал в 1914 г. полгода. Зато пришли другие мастрера, Бирбаум пишет о 20 мастерах. Сверхурочная работа не переводилась.  
По Лондонским инвентарным книгам видно, что в 1910 г. продано через Лондон (Бирбаум пишет, что в Лондом просылал лучшие предметы»....каменных вешей, или с исопользованием камня.
В 1911 году:....предметов, в 1912 году..., в 1913 году...[посчитать].
В начале 1908 г, открылась тема камнертезных «человеческих» фигурок, которая так и не закончилась даже в 1917 г. Только в 1899 г. появились- первые каменные цветы.
Это была динамически развивяющаяся система. От внешних соисполнителей (Верфель, Германия)  к собственным мастерским, поглощение Верфеля,  далее собственная фабрика. Со своим творческим аппаратом.
Революция прервала развитие системы на взлете.
1911 год – пик производства и первые поездки за сырьем на Уралом, До этого Верфельских запасов было достаточно.
По ассортименту видно, что  все больше вещей без ювелирного, золотого и серебряного обрамления, часты камень и работа. Меньше архитектурных сооружений из камня, но больше фантазийных (овопщи и фрукты: томаты, огурцы, яблоки, груши). Анималистика и т.п, «бибелоты», не говоря уже о «бонсай»
Конкуренция с Картье (где модели красивые) подталкивала Фаберже к творчеству, монополии не было. Денисов –Уральский тоже стал делать фигурки, видя оглушительный успех «человеческих фирурок» Фаберже. Денисов был талантливый и внимательный  коммерсант.
Война не так подействовала на камнерезную группу, как на ювелирмное направление, которое в марте 1915 г. закрылось и перешло на выпуск шприцев.
Осенья 1913 г. умер конкурент Фаберже по мелкой анималистике Авенир Сумин, успев за полгода до смерти стать поставщиком Императрицы  Александры Федоровны.
Кремлев – ученик художник- камнерез. Бирбаум странно (неверно) называет его каменотесом, поскольку,  возможно,  слова  камнерез не было. Роберт  Песту был «резчиком опо камню», была специальность и граверов по камню и мраморных дел мастера. Карл  Верфель, был «каменных дел мастер». Кремлев – член РХПО. Куликов  еще легендарная фамилия, впервые опубликованная нами в 1990 г., так ничего нового о нем не узнали.
Были и преимущества у Фаберже: монополия на нефрит.
Особенность «каменной подсистемы»:
Проектирование анималистики. Редкая специальность, пишет журналост Ольга Базанкур (1906), что о смертью Вас. Грачева, выяснилось, что только Фредман- Клюзель может моделировать мелкую пластику. Хотя и Обер и Тимус – анималисты.
Залькалн тоже. Как преподавал Залькалн. Шкилтерс – основоположник латышской скульптуры. Но это позже, А что делалуи для Фаберже скупторы Бах, Георгий  Малышев. Все большие мастера –модельеры. Особенно повезло на Савицкого. Очевидно, все кони у Фаберже – это его.
Кто лепил «фантазийные вещи»?
Подготовкла мастеров через ученичество. Ученик Андреев, работал в советское время на «Русских самоцветах».
Судьба Кремлева, которого Ферсман вытащил из техникума (я могу делать вещи на экпорт, писал Кремлев). Глыбы нефрита в 1924 г. В доме Фаберже, на ул. Герцена (Морской, 24),  4 тонны.
Так что творческого привнес Фаберже. Ремейки дрезденских вещей, по дизайну Агафона Густавовича, не только художника, но и «дельного работника»: закончил, между прочим, не Академию художеств в Дрездене, а Хандельшуле,  креативного и в части идей. Анализ антикварного рынка показывает, что по русской какнерезке присутствуют, только очень редко, Денисов и Сумин, и еще Императорские гранильные  фабрики. Но настолько мало, что составить статистику и понять тенденции, научно не получается.  А  что касается Фаберже, то здесь, именно с помощью клейм мастеров, обрамлявших изделия в арматуру, и пробирных клейм, можно установить  тенденции, и даже генезис. Источники и составные части.
Понятие «системы». Подсистемы, блоки, элементы. Основные законы функционирования системы.  Понятие динамически развивающейся системы, отмирающие блоки.
Капитализация кустарей, выделение лидеров, становление капиталистических предприятий. Смотри: Мамин-Сибиряк, отчасти Бажов.
Преподавание камнерезного искусства: пожалуй только в Екатеринбурге. Школы про Петергофской фабрике или Екатеринбургской?  Сумин и Денисов Уральский выросли из «отцовских» фирм, как , собственно и Фаберже. Это к вопросу, откуда берутся кадры.
Отличие моего анализа «системы» от изложенного в диссертации Сергея  Гонтаря (200 г.) в анализе произведений.
Отличие от системы, изложенной с монографии  М. Лопато (2006); не согласен с тезисом о «тиражности» вещей. Именно благодаря им, было возможно производить более затратные творческие ('Фантазийные»), «обжедары», как их называли в фирме» произведения.
Опыт фирмы Фаберже, показывал, что издержки на содержаное аппатрата художников (студии) снижались, именно из-за концентрации интеллектуального потенциала. Метод мозгового штурма. Бирбаум:  «С каждым годом придумывать  идею нового яйца было все сложнее». Но тот же Бирбаум жаловался, что идеи использует Кабинет, раздает конкурентам и те, «не неся затрат на содержание студии....», предлагают более выгодные условия по изготовлению. Смотри  также каталог 1899 г. «Мы не публикуем лучших рисунков». – Проблема защиты авторских прав.
Ремесленной подготовки подмастерьев и мастеров не было. В Ремесленной управе не было присяжных мастеров по каменному  ремеслу. В этом отличие.
Что нового: новые технологии, новые камни, новые идеи. Идея: из бесполезных табакерок – фуккциональные предметы. Много подарочных, коммеративных (памятных)  вещей. Музейные обьекты. Не только державные, на что обращают внимание западные исследователи («ювелир царей»), но и художник для творчески тонко рефлексируюшей буржуазии: Нобель, Нейшеллер, Г.ф. дер Пальс, Кениг, Терещенко, Харитоненко, Елисеев, и далее творческая  «аристократия»: Кшесинская, Шаляпин, балетный мир.  
МАЛАЯ СИСТЕМА «Камнерезное производство»
Ее  особенность: много полуфабрикатов.  С годами – выпускающий цех, конечная торговая продукция, магазин Верфеля на Невском проспекте, гостиница «Европейская».  Не выходной продукт, часто еше отделочные дорогие по материалу и качеству операции.  Золото, драгоценные  камни.  Прибавочная стоимость. Эмаль, позолота. Фигурки Кудинова и Пустынникова.
Почему Бирбаум дает дату работы Кремлева – 1910 год?
Посчитать 1909 и 1910 год. Ктод елал Яйцо из горного хрусталя для яйца 1910 г. «Чугунное Пугало»,
В 3-ей главе; назвать ппараграф: «Камнерезы Урала и Сибири».
Камнерезный блок выходит на Горное ведомство. Регулирование сырьевых запасов и добычи. Верфель получал лицензию на нефрит от Кабинена. Нефрит как стратегический запас.
Посчитать количество каменных вешей по Лондонскому отделению по годам.
В системе «Каменное творчество и художетвенное производство»:
1.     Фабрика в 1915 г. – вынужденная мера или закономерный итог эволюции (генезис) камнерезного производства. Вынужденная – из-за перехода с дорогого золота (война) на камень, альтернатива бриллиантовой группе, которая из-за войны была в кризисе.
2.     Поездка в Дрезден в 1892 г,  на золотую свадьбу отца – толчок идеям по созданию яйца 1894 г, контакты с фирмой Штерн в Пфорцхайме (или Оберштейне? Посмотреть историю фирмы Штерн.

С.108-109 Из каталога Выставки « Европалия», Брюссель, 2005. Текст Татьяны Мунтян. .  Я эти архивные материалы из Архива Свердловской области публиковал еще в 2001 г., в ноги «Ювелиры и камнерезы Урала».
    На протяжении ряда лет фирма К. Фаберже покупала большие коллекции поделочных камней на Екатеринбургской гранильной фабрике. В июле 1912 г. управляющий фабрикой Андреев получил предписание Кабинета Е.И.В. составить для придворного ювелира г-на Фаберже за его счет «коллекцию камней, не требующихся для нужд Екатеринбургской фабрики». Эта коллекция из 17 образцов родонита, агата, авантюрина, кварца, змеевика и яшмы была отправлена в Санкт-Петербург. В октябре 1912 г. фирма Фаберже получила 10 пудов родонита, 3 пуда светлой и темной калканской яшмы, 3 пуда узорчатой николаевской яшмы, 2 пуда змеевика, 2 пуда бледно-розовой орской яшмы, 5 пудов пестрой орской яшмы. В начале 1913 г. Фаберже просит фабрику подготовить «Еще одну коллекцию камней» с обозначением изх размеров и опписаний, которая требовалась одному из отделений фирмы «для ознакомления с породами камней». Эта коллекция из 16 образцов была выслана в марте. В сентябре 1913 г. фабрика получила заказ на 20 пудов родонита: Фаберже специально оговорил, что глыбы должны быть «лучшего качества, цвета и, по возможности, без желтизны», причем он готов платить за подобный материал  более высокую цену, чем раньше». Агафон Фаберже «по доверенности» своего отца Карла Густавовича Фаберже приглашал уоправл. Фабрикой Н.А.Андреева посетить их петербургский магазин для осмотра изделий фирмы, чтобы иметь представление «о качестве желаемых...материалов Екатеринбургской гранильной фабрики». В конце 1913 г. Евгений Фаберже, действую «по доверенности» отца, отправил Андрееву очередное послание, приложив к нему «кусочек яшмы», и просил выслать 2-3 фунта кусочков такой же яшмы, как небольших, «приблизительно 1-1,5 дюйма в кубике», так и большого размера, «если таковые найдутся». Евгений Карлович подчеркивал, что яшма должна быть «исключительно без жилок, т.е, однородного тельного цвета». Скорее всего, подобная порода, по определению А.Е. Ферсмана, принимающая при полировке «хорошее лицо», предназначалась для создания лиц и рук камнерезных фигурок Фаберже. В конце 1913 года на фирму Фаберже выслали плиту орской яшмы весопм 4 фунта, а в янвате 1914 г, - глыбу кварца в 14 пудов. В марте 1915 г. на Екатеринбургскую1 фабрику по поручению Фаберже приехал управляющий мастерской скульптуры по камню П.М. Кремлев, для получения 10 пудов борзовита и 20 пудов орлеца, которые он сам отправил в столицу. Фаберже мечтал приобрести глыбу «чистого алого орлеца», но таковой на фабрике не нашлось. В июле 1916 г. фирма купила на фабрике одну плитку орской яшмы, два орлецовых столбика, 13 яиц большого размерра, 2 яийца среднего размера и 11 фунтов орской яшмы. Это был последний счет фирмы, сохранивпшийся в Государственном архиве Свердловской области (123). В топм же году фабрику посетил Ф.П. Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже. Он приехал, чтобы подобрать камни и договориться о получении заготовок из твердых цветных камней, для чего гранильная «фабрика была снабжена эскизами, разработанными Ф.П. Бирбаумом» (124).
123. ГАСО, Ф.86. Оп.1. Д.715, 728, 796.
124. Семенов В.Б., Тимофеев Н.И. Екатеринбургская гранильная фабрика. 1861-1917. Екатеринбург, 2003. С.370.
ххххххххххххххххххххх
Вместе с камнем активно работали в 1890-1915 гг. с деревом, кожей, стеклом. Пурпурин – это смальта: Бонафеде, Петухов. Мозаичмая мастерская Императорской Академии Художеств.
Роберт Песту. Бирбаум пишет, что для фирмы работал с 1880 года. Очевидно гравер по каню полудрагоценному, те же камеи (аметист?)

РЫНОК камнерезного искусства в Петербурге существует - это несомненно. Есть спрос , есть предложение. Но есть большие отличия времен Фаберже (рубежа XIX - XX веков) и нашего времени (рубежа XX - XXI внков). Отличиий несколько. Петербург остаётся "камнерезной! столицей, но не столицей государства. Самые богатые клиенты в Москве, там же и власть. Появился мощный конкурент в виде Екатерибурга., где работает не мнеее десятка фирм и более 100 только высококвалифицированных камнерезов, и еще две сотни ремесленников. Закрылись существовашие во времена Фаберже императорские Петергофская, Екатеринбургская и Колыванская фабрики. Вместе с ними пропал в настоящее время государственнй заказ на "кабинетские вещи" и дипломатические подарки.
Надо отметить нынешнюю ситуацию - клиенты не хотят рекламы, фактически они неизвестны. Нет выставок частных коллекций. В то время как во времена Фаберже коллекции каменных вещей были предметом престижа, охотно демонстрировались в привилегированных кругах.
Наиболее слабая структура сегодня - это посредничество и торговля. Ведущие камнерезные фирмы Петербурга, а их было всего четыре: Фаберже, Верфеля, Денисова-Уральского и Сумина - имели собственные магазины в центре города.
Фирма Фаберже имела в Петербурге в 1910 г. около 200 сотрудников, в том числе 20 камнерезов. У Денисова-Уральского, Верфеля, Сумина работало в сумме не более 40-50 чел. камнерезов. Но, как отмечает Франц Бирбаум, собственное камнерезное производство фирма завела только в 1908 году, когда фирму перестала удовлетворять качество изделий Верфеля, немецких и уральских кустарей.
Фирма Фаберже в период с 1842 по 1890 г. исполнила 40 000 предметов. В период с 1890 по 1917 г. исполнено 200 000 вещей, в том числе 45 тыс. Московской Серебряной фабрикой, 5000 в Одессе, 1000 - в Киеве. Таким образов в Петербурге исполнено около 150 000 вещей. С начала 1890-х гг. прослеживается в архивных документах исполнение камнерезных вещей. По нашим расчётам, исполнено в Петербурге 20 000 вещей, в том числе 10 000 - из нефрита, по 2200 вещей - из жадеита и горного хрусталя, 1500 - из лунн
oго камня, по 1200 - из лазурита и оникса, по 800 из яшмы и пурпурина.
На мой взгляд, мощный резерв развития рынка заложен в информационном обеспечении и сопровождении. Нет музеев, очень мало выставок, хотя надо отдать должное Выставочному объединению МИР КАМНЯ. Только начал работать журнал СИЗИФ, но этого мало. Од
iн из законов рынка - это экспансия. Нужно завоевывать новые регионы, страны, новых клиентов. У Фаберже менеджер по продажам знал почти все европейские языки, у нас камнерезы знают только русский.
Камнерезное искусство Петербурга - это наш национальный бренд,такой же как русский балет, визитная карточка Петербурга. В трудные времена кризиса нужна государственная поддержка в виде государственного заказа, нужна система подготовки кадров по образцу системы подготовки ювелиров в Италии. Элементом консолидации рынка со стороны производителей может служить организация профессонального общества петербургских художников-камнерезов, которое призвано защищать интересы ппроизводителей перед государственными структурами.

Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства.
Янв. 2009.



Комментариев нет:

Отправить комментарий