среда, 18 октября 2017 г.

Валентин Скурлов. Интервью Анне Коневой. К Пасхе 2011 года. .

Валентин Скурлов. Интервью Анне Коневой. К Пасхе 2011 года. .
Здравствуйте, уважаемый Валентин!

мне посоветовала к Вам обратиться моя коллега из СПбГУКИ Галина Габриэль, я хотела бы просить Вас дать небольшой комментарий к статье, которую мне заказали для приложения к газете "Коммерсант СПб".
Статья для пасхального номера и посвящена она будет Пасхальным яйцам Фаберже.

Поскольку тема довольно общая, и к тому же, в силу популярности, порядком известная, мне хотелось бы сделать статью чуть более дискуссионной.
 

Если Вас не затруднит, прошу Вас ответить на пару вопросов:
- Чем, по Вашему мнению, объясняется популярность именно Пасхальных яиц? и в историческую эпоху их создания, и в современности?
- Есть ли в современном ювелирном искусстве фигуры, сопоставимые с К. Фаберже?
- Насколько востребовано наследие Фаберже у современных ювелиров? изучают ли архивы? передаются ли традиции?

Я буду Вам очень признательна за Ваши комментарии и прошу Вас также написать, как правильно представить Вас читателям - у Вас так много регалий!

Заранее благодарна,
 
искренне Ваша,
 
Анна Конева.
О Т В Е Т.
30 марта 2011:

1. - Чем, по Вашему мнению, объясняется популярность именно Пасхальных яиц? и в историческую эпоху их создания, и в современности?

Пасхальные яйца - главный и неотьемлемый символ христианской Пасхи. Традиция идет от Христа, который подарил красное яичко Марии Магдалине.
Обьяснить, насколько были популярны пасхальные яйца в эпоху Фаберже - не берусь. Изучая литературу, заметил, что пасхальных яиц было гораздо больше в жизни жителей, в том числе больших городов, пасхальные яйца из разных материалов: фарфоровые, стеклянные, папье-маше, каменные, деревянные, шоколадные, цветочные в витринах магазинов, от огромных, на улицах, до миниатюрных ювелирных. Эта культурная традиция утрачена за годы советской власти. Но и в советское время Пасху не праздновали, куличей не было, но были "кексы весенние", а в церквах столпотворение. Разрешили делать ювелирные пасхальные яйца только в 1989 г, после отмены "Декрета СНК о производстве предметов религиознго культа" 1929 года. Но что-то надломилось, уже такого ассортимента, как во времена Фаберже, не вижу. Делают ювелирные яички - подвески только в Петербурге, в других городах не умеют.  До прежней популярности еще далеко. Хотя, смотрите, телефонная форма запустила ребрендинг, дала красное яйцо.  В фирме обьясняли, яйцо - самый запоминающийся образ. Они правы. Во времена Ивана Грозного тоже были пасхальные яйца в качестве подарка, но только во времена Фаберже появились посхальные яйца с сюрпризами. Вот это уже социальные психологи охотно обьяснят: человек с нетерпением ждет открытия тайны. На этом строится "теория подарка".
Яйцо раскрывается, и там - сюрприз. Почему-то такие сюрпризы особенно любят женщины. Матильда Кшесинская вспоминает, как получила огромный пакет юйцеобразной формы, там было последовательно несколько яиц, одно в другом, Первое было цветочное, в самом конце - рубиновая подвеска. Комментарии излишни.
Сегодня популярны только императорские пасхальные яйца Фаберже, мы их видим на выставках и в книгах, каталогах, в кино...

2. - Есть ли в современном ювелирном искусстве фигуры, сопоставимые с К. Фаберже?

В современном ювелирном искусстве фигур, сравнимых с Фаберже нет, как нет второго Александра Пушкина. Самого Фаберже называли журналисты еще при жизни "Челлини Севера". Спросите на Невском: "Кто такой Челлини?". Из десяти 2-3 человека вспомнят, а Фаберже назовут гораздо чаще. "Фаберже - это наше все", и это не преувеличение. " "Это тот, который пасхальные яйца?..". Проверьте Челлини и Фаберже в поисковой системе Гугль.

3. - Насколько востребовано наследие Фаберже у современных ювелиров? изучают ли архивы? передаются ли традиции?

Мой опыт общения с ювелирами России, Украины, Швейцарии, Германии, Франции, Швеции, Китая, Латвии, Грузии (перечисляю страны, где читал лекции по теме Фаберже в прошлом году) показывает, что интерес к творчеству великого российского ювелира не иссякает. России повезло, что у нее есть Фаберже. Ежегодно несколько аукционов "Сотбис" и "Кристи" и других приносят нам новые "порции фаберже" (именнно с маленькой буквы, как название произведений). На днях открывается выставка коллекции фонда "Связь времен" (Вексельберга) в Ватикане, также в апреле - выставка "Фаберже и камнерезы России" в Оружейной палате. До конца года еше несколько Фаберже-выставок в США и Англии. И везде будут очереди желающих, не только ювелиров, но любителей чистого, классического искусства прикосниться к творчеству Фаберже, как живому источнику.
Архивы  ждут своих исследователей. Ведь Фаберже  в России  начали изучать только 20 лет назад, и сколько нового узнали. Первая выставка "Великий Фаберже' в СССР (!) была в 1989 г. , в Елагиноостровском музее. С тех пор узнали многое, но Фаберже неисчерпаем, как неизчерпаемо творчество классиков литературы. Еше надо издать ПСС - Полное собрание сочинение (у нас произведений) великой фирмы, открыть новые страницы. Ждут нас открытия в фондах силовых структур и торговли (продажи 1920-1930 гг.), Кстати, и западные архивы не спешат давать материалы. Не пускают в королевские архивы, неизвестны таможенные и полицейские архивы стран, через которые шло перемещение предметов Фаберже. Арманд Хаммер вывез 2000 предметов Фаберже, в том числе 14 императорских пасхальных яиц, но таможенных пошлин не платил. В музеях России сейчас около 700 предметов фирмы. А всего фирма исполнила 250 000 изделий.
Передача традиций идет, но не так интенсивно, как хотелось бы. Изучение идет виртуальное. Любой ювелир в мире, с которым я встречался, относится к Фаберже с большим уважением, Только овладев технологией и качеством Фаберже, богатством идей мастера, научившись работать креативно, как Фаберже, ювелир может самовыразиться как художник, в любом авангарде. Школа Фаберже, это как высшая ступень, это российский национальный бренд, как русский классический балет. -
Я так говорю не потому, что занимаюсь историей ювелирнго искусства 30 лет, а ак гражданин великой страны, где великие традиции в искусстве, и великие ювелиры. За то, что я знаю Фаберже, меня уважают за границей.

Валентин Васильевич Скурлов. -
   Ученый секретарь "Мемориального фонда Карла Фаберже возрождения традиций ювелирного и прикладного искусства". Это его полное названив, основан в Москве 26 апреля 1996 г., 15 лет назад. Почетный председатель Татьяна Федоровна Фаберже (Швейцария).

Из мемуаров Олега Агафоновича Фаберже (1990, русское издание, 1994):
     «В старой, дореволюционной России существовало намало традиций и обучаев, которых нет больше ни в одной стране: многие из них связаны с православной релегией, церковными праздниками ои обрядами. Конечно, Рождество, связанное с рождением нашего Господа, было важным праздником, но Пасха заслоняла собой все. Считалось, что рождение Господа имеет меньшее значение для христианской религии, чем Его воскресенив из мертвых. Поэтому Пасху, завершение долгого поста, считали самым главным событием в жизбни церкви за весь год и птмечали по всей стране как самый важный праздник. К чести русского народа, можно сказать, что в основном он остался верен религии своих предков, вопреки ревностным стараниям большевиков лишить его веры посредством различных козней и преследований. Несмотря на то, что коммунисты, исходя из постулата "Религия - опиум для народа" очернили все, связанное с церковьяю, сам народ, на чью долю выпало так много испытаний, не поменял истинного Бога на партийного Бога на партийный идолов, чьи огромные портреты десятилетиями портили фасады домов.
   Одним из красивейших обычаев на Пасху был обычай христосоваться. Это непереводимый на другие языки глачол, происходящий от имени Христа. Когда друзья или знакомые встречаются после полночного пасхального богослужения или потом в течении праздника, один приветствует другого словами: "Христос воскресе!", а второй отвечает: "Воистину воскресе!", после чего они три раза целуют друг друга. Если это добрые знакомые или близкие друзья, они дарят друг другу по красному яйцу. Красный цвет этот никоим образом не родственен тем кровавоькрасным тряпкам, которые социалисты носят по улицам и площадям. Красное пасхальное яйцо глубоко символично: само яйцо является символом жизни, а красный егоп цвет символизирует лю1бовь и радость.
    Этот обычай дарить друг другу на Пасху окрашенные в красный цвет куриные яйца возник давно, но из и сегодня ряздают в церквах из больших чаш или корзин, Но были, да и есть до сих пор яйца другого рода. Например, деревянные яйца, разрисованные зачастую с использованием пасхальных мотивов. Такие яйца можно купить в магазинах народного промысла.
   Все более попул;ярными становатся яйца, выточенные из красивых ярких камней, особенно полудрагоценных - из носили и носят на серебряной или золотой цепочке в качестве кулона - если, конечно, они небольшого размера. Такое яйцо, инкрустированное вкраплениями из бриллиантов или другиз драгоценных камней, нередко становились шедеврами ювелирмного искусства.
    Наша фирма изготовляла множетво таких миниатюрных яиц, а вместе с ними и различные безделушки в форме яйца, которые жоткрывались и преподносили вам сюрприз. Именно с такими яйцамиьукрашениями и ассоциируют нашу фирму чаще всего. Самые большие и самые роскошные яйца, изготовленные в основном по заказам царской фамилии, и других достаточно состоятельных людей, описывают и изображают настолько часто, что легко может возникнуть ошибочное представление, будто бы наша фирма только и занималась изгортовлением подобных вещей.  Это в корне неверно, так как эти, самые дорогие изделия составляли ничтожную часть всего, что фирма создала за годы своего существования. Остается лищь сожалеть, что именно такие пасзальные яйца в глазах большинства стали символом фирмы Фаберже"
     Заведующий ювелирной мастерской Московской фабрики фирмы Фаберже Артур  Иванович Миткевич-Жолтко дарил на Пасху своей дочери Лидии по одному миниатюрному ювелирному пасхальному яичку. Год за годом добавлялись "на золотой цепочке то голубое, то беленькое, то темно-красное или же другое "яичко", и получилось, наконец, очаровательное пасхальное ожерелье - изысканное и оригинальное". ("Фаберже и петербургские ювелиры", 1997, с. 542)
      Олег Агафонович Фаберже вспоминал, что его мать, живя в эмиграции в Финляндии, всегда во время пасхальной недели носила в качестве украшения ювелирные яйца-брелоки, которые ей подарил супруг. (О.А. Фаберже. Блестки. М.: 1994. – С.249.  На самом деле, носили до Троицы, то-есть семь недель - В.С.). Миниатюрные пасхальные яйца были не просто драгоценностями, а семейными реликвоами, памятью о родине, светлом празднике Пасхи, который, по словам Феликса Юсупова, был для русских "источником всяческих утех".
В.В.С.


Комментариев нет:

Отправить комментарий