воскресенье, 17 января 2010 г.

Обзор художественно-промышленно рисовальных школ.

Отдел X, группа 98-я, класс 314
В Х художественно-промышленном отделе представлены четыре рисовальные школы, но только три из них являются выражением своего назначения, - приготовлять рисовальщиков и также других деятелей, способных, в конце обучения, вносить в художественную по старшинству лет их существования, следующие: 1) Строгоноввское училище технического рисования в Москве, 2) Рисовальная художественно-промышленная школа Императорского Общества Поощрения художеств в С-Петербурге 3) Центральная рисовальная школа барона Штиглица в С-Петербурге.
Каждое из этих учреждений, преследуя одну и ту же цель, отличается своими особенными оттенками в приемах преподавания и ведения учеников к намеченной цели.
Говоря сравнительно, Строгановское училище ближе других подходит к своему назначению; это обусловливается отчасти тем, что преподавание в нем, в главных чертах, обуславливается самой программой: «готовить рисовальщиков преимущественно по ткацкому и набивному делу». Держась такого направления, училище ближайшим образом отвечает насущной потребности московского мануфактурного района, занимающегося, как известно, ткацким и набивным товаром. Помимо полезного отношения в местной промышленности, преподавание, направленное таким специальным образом, имеет еще то преимущество, что внимание учащегося, сосредоточенное на одном предмете, не разбрасывается, дает ему время пройти во всех подробностях все степени, все виды в изучении предмета, указывает ему цель его будущего поприща: успеху ученика способствует еще то, что в училище, рядом с преподаванием всех видов рисования, преподается еще наглядно на практике ткацкое дело; ученик, таким образом, сочиняя рисунок, исполняет его непосредственно к связи с практическими условиями; обстоятельство это весьма важно, если принять во внимание, что большая часть наших рисовальщиков, производя иногда прекрасные рисунки по формам и вкусу, не дают себе труда ознакомится с технической стороной отрасли, для которой приготовлен рисунок; последний таким образом остается часто без применения.
Переходя к преподаванию в Строгоновском училище, было замечено, что изучение цветка, листьев и вообще предметов растительного царства, - едва ли не составляющих основу украшений тканей, - могло бы быть несравненно дальше развито и обработано. Часто являются прекрасно исполненные рисунки целых букетов, гирлянд, партий цветков и листьев, но почти не встречается подробного изучения отдельного листа, стебля, лепестка с натуры, тогда как в этом, сначала детальном и затем постепенно усложняющемся сочетании частей и отношения их к целому, только и достигается полное знакомство с красотами растительного царства, бесконечного в своих проявлениях.
Орнаментная часть не только в больших оконченных рисунках, но ив мелких, заслуживает также упрека; орнамент недостаточно обрабатывается как в элементарных, так и в высших классах; к упреку этому присоединяется еще то, что рисовка производится не карандашом, а растушкой – способ весьма вредный, приучающий к поверхностной работе, совершенно противоположной той, которая достигается карандашем и пером, требующей от ученика сосредоточенного внимания и кроме того изощряющей твердость его руки.
Класс композиции рисунков, - за исключением рисунков ткацкого и набивного дела, - представлен довольно бедно, - если не считать рисунка ученика В. Кошелева, изображающего переносный престол; здесь видно основательное изучение орнамента в его прямом применении к назначению предмета; в техническом отношении, т.е. исполнения его акварелью, - рисунок вполне заслуживает внимания, и Комиссия экспертов предлагает наградить В. Кошелева.
Лет 20 тому назад, во время управления училищем г. Бутовским, к обычным занятиям прибавлена была новая отрасль: гончарная мастерская. Несмотря на то, что она была некоторым отступлением от первоначальной программы, она тем не менее принялась весьма успешно; с вступлением в управление О.О. Львова, гончарная мастерская значительно расширила круг своей деятельности. Произведения, выставленные теперь при училище, отличаются не только умелым выбором моделей, прекрасной половиной раскраской, но и самой техникой, усовершенствование которой принадлежит всецело академику Васильеву, посвятившему свое знание и усердие успеху этого дела. В многочисленном собрании выставленных гончарных изделий особенного внимания заслуживают квасники и братины старо-русской формы, покрытые металлическим золотисто-пурпуровым отливом, которым отличались, в конце XV и начале XVI ст., майоликовые произведения знаменитых итальянских мастеров Жиорджио и Андреоли и секрет которого считался совершенно утраченным. Комиссия экспертов предлагает выдающуюся награду (академику Васильеву или вообще) заведующему гончарной мастерской.
В общем результате Строгановское училище идет по правильному пути своего развития. Успехи, по мнению Комиссии экспертов были бы еще значительнее при уменьшении чисто учебных классиков в пользу рисовальных.
Рисовальная промышленно-художественная школа Императорского Общества Поощрения Художеств выставила образцы ученических работ всех своих классов. Рассматривая папки, заключающие рисунки первоначальных классов в их последовательном развитии, от первых круглых и проволочных тел до рисунков с живой модели включительно, - Комиссия экспертов пришла к заключению, что преподавание ведется внимательным и правильным образом. Выбор моделей очень хорош и всегда отвечает классу, для которого предназначен. Вся работа исполняется исключительно карандашом, а в последующих классах, когда усложняется орнамент, прибегают к перу и тушевке тушью. На орнамент обращено особое внимание, чего нельзя не похвалить, так как он составляет основу, базис рисовального искусства и сам собою постепенно приучает учеников к различию стилей. Рисунки большого размера акварелью с предметов музея представляют как бы результат основательной подготовки этого рода живописи в предшествующих классах. Некоторые из них, как например угол музея с распятием, резной заколоченный Будда на темно-красной драпировке итальянский стампо с голубым блюдом, - могли бы служить образцами широкого акварельного приема. То же самое можно сказать о работах декоративного класса, писанных маслеными крсками; весьма можно сожалеть о недостатке таких же работ клеевыми красками; живопись этого рода тем важнее, что в ней встречается большая потребность и вместе с тем ощущается заметный недочет в художниках, знакомых с нею.
Рассматривая далее работы специальных классов, Комисся экспертов признала особенно выдающимися классы резьбы по дереву и живописи по фарфору. Последние обращают на себя внимание верностью передачи подлинника, художественным приемом письма и силой красок. таковы работы: блюдо г. Штейн., плато и снятие креста г-жи Напьерской, голова девочки с картины Меревельда – г-жи Эрлих, блюда, писанные ученицами: Шведер, Повало-Швейковской, Новицкой и Ведерниковой. По отношению к майолике Комиссия экспертов вывела следующее заключение: на сколько достойна похвалы техническая сторона выставленных предметов, - блеск красок и мастерство обжига, - на столько же следует порицать подстрочное копирование древних итальянских майолик, страдающих почти всегда слабым, спешным рисунком и условными приемами раскраски; копирование таких моделей найдено тем менее подходящим к школе, что в ней существует класс композиции рисунков, - класс, показавший в выставленных образцах знание руководителя и несомненное присутствие дарований как собственно по сочинению, так и по художественной технике. Задавая в этом классе темы для сочинений декоративных ваз, блюд и других предметов, предназначенных специально лдя исполнения их на фаянсе способом письма по сырой поливе, т.е. майолики. – гончарные произведения школы получили бы несомненно двойной интерес, как образцы оригинального типа и хорошего рисунка.
Отчет о деятельности школы императорского Общества Поощрения Художеств было бы не полон, если бы пропущены были гравюры на дереве учеников и также кубок из воска в русском стиле XVII ст. исполненный учеником Петрелиуса. К выставочным предметам приложен печатный очерк распределения занятий, число классов, число учеников и гг. преподавателей, - и в конце находится список лиц, которые за последние десять лет при выходе из школы продолжали с пользой заниматься избранной художественной отраслью. Таких лиц как рисовальщиков 26, граверов 13, резчиков 8, лепщиков 6, по декоративной части 14, эмальеров 5, обойщиков 3, преподавателей рисования 15; - всего восемьдесят восемь лиц.
Список этот красноречиво подтверждает прочную постановку преподавания от его начала до конечного результата.
Рисовальная школа барона Штиглица представила точно также работы существующих в ней классов. Исключение составляют только почему-то рисунки начального преподавания, так что ничего нельзя сказать о программе последовательного изучения рисунка: это тем прискорбнее, что школа не доставила никаких сведений по этому предмету. Выставленные образцы рисовки карандашом начинаются с больших греческих ваз и оканчиваются единичным рисунком с живой человеческой фигуры. В замен недостатка элементарных работ, определяющих метод преподавания, являются в значительном, почти преобладающем количестве декоративные произведения, писанные клеевой краской и акварелью. Первым отдано преимущество перед вторыми, потому что они главным образом исполнены в самой школе, отвечают своему назначению и показывают прекрасную подготовку; вторые же исполнены большею частью учениками, проживающими за границей, под руководством иностранных мастеров, и представляют в уменьшенном виде копии с итальянских художников: таковы акварель сложно плафона, поклонение волхвов с картины Тициана и др. Копии акварелью картина и фресок могут быть полезны со стороны практики в употреблении красок и их сочетания, но для ученика несомненно было бы полезнее приобретать позже практическое усовершенствование, копируя с натуры художественные предметы музея, драпировки и образцы растительного царства.
Рисовальная школа барона Штиглица очевидно желала показать не столько способы изучения в ней всех родов рисунка, сколько конечный лицевой результат ее деятельности. Так, и по классу сочинения являются не мелкие задачи, обличающие первые попытки ученика к самостоятельной работе, но прямо целые сложные программы, как например раскрашенный разрез помещения роскошного ресторана во вкусе таких ресторанов в Вене. В классе лепления обращают на себя внимание: ваза в стиле рокайль ученика Бородулина, два подсвечника Иванова и большой канделябр во вкусе итальянского возрождения Никитина. Мысль показать успехи учеников, выставляя работы, исполненные за границей, не совсем удачна. К влиянию собственно школы примешивается влияние чужеземных наставников, так что нет возможности разобраться – кому следует приписать сущность успеха: - самой ли школе или чужеземному влиянию. Замечание это относится между прочим к расписной фарфоровой вазе г-жи Цейдлер; она близко напоминает произведения севрской фабрики последнего времени; то же можно сказать о чеканных работах ученика Ив. Муртанова, слишком уже очевидно сработанных под наблюдением венского или французского мастера. То же соображение заставляет дать преимущество, в граверном классе, перед офортами – прекрасным гравюрам на дереве, исполненным в самой школе под непосредственным наблюдением талантливого преподавателя Мате.
Упрек, сделанный майоликовым работам в школе Общества поощрения художеств, может точно также относится к таким же работам в школе барона Штиглица. Несмотря на существование в ней класса композиций, веденного очень основательно, - гончарные работы состоят почти из повторений или подстрочных копий старых итальянских майолик или если на фарфоре, то повторений мейсенских образов прошлого столетия. В образе деятельности школы, преследующей столько различных художественных отраслей, нельзя не отметить прекрасных рисунков по ткацкому и набивному делу4 иные из них на столько красивы – что хотелось бы их видеть воспроизведенными на русских фабриках.
Выставка школы барона Штиглица, в целом, весьма богата и красива – желательно бы только на ней больше работать, произведенных в стенах самой школы, чем образов, исполненных за границей.
Четвертая из выставленных рисовальных школ принадлежит городу Вильно. Она скорее должна иметь место в научном отделе, так как выставленные ею ученические работы не указывают никакой связи с художественно-промышленным направлением; о значении ее в этом смысле тем менее возможно было сделать какое-либо заключение, что при рисунках не было послано никаких решительно сведений.

36) Обзор гончарных изделий: живопись по фарфору и фаянсу, металлу и дереву. Майолика.

Комиссия экспертов по гончарным изделиям, рассмотрев выставленные экспонаты на Всероссийской промышленной и художественной Выставке 1896 года в Нижнем-Новгороде, имеет честь представить по этому предмету следующее свое заключение.
Наша художественная промышленность во многих производствах выказала несомненный успех. Этот успех виден и в гончарном деле, однако из самых древних и едва ли не самом обширном в России. С давних времен многие заводы и масса кустарей как севера, так и юга, заняты этой отраслью промышленности.
Начало устройства Гончаровых заводов было положено в царствование Императрицы Елизаветы Петровны. В это царствование появились правильно организованные заводы, послужившие примером частным предпринимателям, из которых Ф.Я. Гарднер, основавший свой завод в 1762 г. в Богодском уезде Московской губ., был, так сказать, прародитель частной предприимчивости в керамиковом деле.
Не будучи представлено на Выставке во всей красе, так как некоторые выдающиеся заводы совсем отсутствуют (Бр. Корниловы), а некоторые представились недостаточно полно (Имп. Фарфоровый завод), керамиковое дело, тем не менее, по сравнению с Выставками 1872 и1882 годов в Москве, на столько усовершенствовалось, что можно смело констатировать факт немалого прогресса из производства фарфора, фаянса (Товар М.С. Кузнецова) и майолики.
Рассматривая выставленные экспонаты, нельзя не отметить особенно выдающиеся успехи в майоликовом производстве.
Майолика, не смотря на то, что ею стали заниматься у нас 10-15 лет тому назад, достигла, сравнительно, значительного совершенства.
Еще недавно трудно было представить себе возможность иметь эту полезнейшую отрасль, на ряду с однородными с нею производствами, в таких широких и разнообразных проявлениях, как внешнее и внутреннее украшение частых жилищ и церквей, изделия орнаментные, утварь разного рода, например посуда, декоративные украшения, печи, камины и прочее.
Нет сомнения, что недалеко то будущее, когда майолика, при постепенном усовершенствовании, заиметь подобающее ей место, в силу условий нашего климата, в архитектурных постройках, как это уже и было в старину, и производство это разовьется с большой пользой для людей до крупных размеров.


37) Обзор церковных принадлежностей.
Составленная в заседании экспертов X-го Отдела Выставки 19 июня сего 1896 года подкомиссия для оценки церковных принадлежностей на Выставке, исполнив возложенное на нее поручение, честь имеет представить на усмотрение комиссии следующие соображения:
Суду комиссии подлежали находящиеся на Выставке художественно-промышленные произведения, имеющие характер религиозный и предназначенные для церковного и домашнего употребления. Число всех экспонатов, представших на Выставку экспонаты этого рода, простираются до 50-ти. Со стороны своего назначения экспонаты распределяются по следующим категориям: церковные престолы, сосуды, оклады Евангилей, иконостасы, киоты, церковные одежды, плащаницы, паникадила и подсвечники.
Со стороны технического исполнения все они могут быть распределены по следующем категориям: иконопись, живопись – на дереве, полотне, стекле, цинке, мозаика и фрески, шитье – золотомшелками и бисером, резьба по дереву, литейные и чеканные произведения, эмаль, метахромотия и финифт. Наибольшее число экспонентов относится к иконописи и наименьшее к мозаике. В общем, рассматриваемая совокупность выставленных произведений выражает лишь отчасти состояние этих отраслей художественной промышленности, в применении к указанным религиозным целям в настоящее время. Для полного и всестороннего представления о ней было бы желательно на Выставке как увеличение видов производства, так и увеличение числа экспонентов, в произведениях которых, независимо от общих технических приемов, может проявляться неодинаковая степень вкуса и технического уменья. Впрочем, выставленные предметы все-таки представляют значительную возможность для характеристики общего состояния нашего современного производства в указанном направлении и дают основание видеть в этой области не застой, но некоторый прогресс. Признавая в целом все подлежащие нашему суду экспонаты, за немногими исключениями, удовлетворительными и соответствующими своему назначению, мы находим справедливым выделить некоторые из них, как отличающиеся особыми достоинствами, и рекомендовать поощрить экспонентов их присуждением им наград.

38) Обзор золотых, серебряных и ювелирных изделий.
Отдел X-й на Всероссийской Промышленной и Художественной Выставке в Нижнем-Новгороде 1896 года производить очень хорошее впечатление, а именно: за последние тринадцать лет художественно-промышленное производство в России развилось весьма наглядно в лучшую сторону, относительно самого исполнения работ, - всюду чувствуется проявление повышения вкуса, а также чистота технического исполнения; в некоторых отраслях вкус и техника достигли почти полного удовлетворения, отвечающие даже изысканнейшему потребителю (в особенности мебель, бронза и ювелирное мастерство). В частности же в X-м Отделе – группа 104, класс 332, - а именно: золотые, серебряные и ювелирные изделия проявляют в некоторых отраслях свой самостоятельный национальный характер и оттенок. По своеобразию и оригинальности форм наши произведения мало уступают заграничным работам, зато в исполнительно и художественно техническом отношении разница довольно чувствительная, так как наши мастера во многом еще не дошли до того тонкого изящества и элегантности выражения форм, туше, исполнения рисунка и вообще окончательной художественной отделки. Во всяком случае, за последние 25 лет успехи по данной отрасли весьма и весьма чувствительны; в особенности проявляются видимое развитие вкуса на предметах, исполненных в так называемом ново-русском стиле, как-то: блюда, сервизы, складни и тому подобное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий