воскресенье, 17 января 2010 г.

КЛАСС ХХVI. СЕРЕБРЯНЫЕ, ЗОЛОТЫЕ И ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.

Серебряное мастерство имело 18 представителей на выставках, а именно: 6 из Петербурга, 5 из Москвы одного из Варшавы и 5 из кавказского края. В туркестанском отделе находились также серебряные изделия. При самой строгой взыскательности, обзор этого, сравнительно небольшого отдела выставки 1970 года не мог не оставить благоприятного впечатления относительно художественного успеха в среде русского производства. По замечанию экспертов VII раздела, входивших в оценку артистического достоинства произведений и других разделов, успех этот положительно бросался в глаза при осмотре изделий золотого и серебряного производства и в особенности был заметен в предметах церковной утвари.
Старинная фирм гг. Сазиковых, в обеих наших столицах, продолжает неуклонно и достославно поддерживать принадлежащий ей почин единовременного уклонения как от рутины, так и от рабского воспроизведения иностранных моделей. Выставка 1870 года служит новым доказательством, что, выступив уже более чем за 30 лет пред сим на почву самобытной оригинальности, гг. Сазиковы отнюдь с нее не сходят, а напротив все более и более на ней укрепляются. Как только с некоторым вниманием рассматривал их великолепную витрину в соляном городке не мог не вынести полного в том убеждения. В числе выставленных вещей оказались некоторые уже знакомые любителям, но не одной такой, которую можно бы упрекнуть в тривиальности формы, или не совершенно тщательной изящной отделке; между тем тут были образцы всех видов серебряной работы чеканной (au repoussé), отливной по моделям художников с отчетливой расчеканкой и смудировкой, черневой, эмальерной. Последняя была особенно замечательна в окладах, из коих два украшены цветною эмалью, наведенною по рисунку, выдолбленному в металл, а два другие сквозною эмалью, наложенною на фон, подготовленный прекрасным чеканным узором. По замечанию экспертов, способ эмалировки этого рода введен еще бенвенутом Челлини; с тех пор его употребляли многие эмальеры во Франции и особенно динглинегр в Дрездене; в изделиях гг. Сазиковых в первый раз он является в приложении к русскому серебряных дел мастерству.
На заслугах гг. Сазиковых должно остановиться, не только в уважение того совершенства в работе, которое они так давно успели себе усвоить и так постоянно поддерживать, но, еще более может быть, во внимании к тому полезному влиянию, которое пример их имел на серебряное мастерство вообще. Вполне заслуженные успехи этой фирмы не могли не пролить убеждения в том, что одного благородного металла, при обветшалых, искаженных временем моделях, еще недовольно, чтобы считаться мастером в настоящем смысле этого слова. Возникли подражатели или конкуренты, в свою очередь прибегающие к самобытному артистическому элементу для действительного облагоражения своих изделий; таковы были на выставке 1861 года московский фабрикант г.Губкин, на выставке 1865 года московские фабриканты гг. Овчинников и Орлов, обратившие на себя лестное и вполне справедливое внимание, как знатоков, так и публики. Из этих трех производителей на выставку 1870 года явился только г.Овчинников, в изделиях которого замечается, по отзыву экспертов, постоянное, упорное и энергетическое усилие к усовершенствованию. Не довольствуясь приглашением искусных художников для заказа им моделей и рисунков, г. Овчинников признает необходимым, чтобы каждое лицо его мастерской имело некоторую степень художественной подготовки; в сих видах он устроил у себя дома воскресную рисовальную школу для своих рабочих и при том учредил на свой счет при московском человеколюбивом обществе воскресные классы рисования и лепления в тесном их применении к серебряных дел мастерству. Предоставленные г. Овчинниковым изделия, в особенности оклад евангелия из серебра оборонной работы, другой оклад в русско-византийском вкусе, украшенный синею и бирюзового цвета эмалью, гладкие сосуды с вырезанною в металле орнаментацию, залитой такою же эмалью, еще два оклада, исполненные сканным делом и также с цветною эмалью, отличались искусным чеканом, выбором орнаментов, их выполненением и законченностью истинно художественными.
Из числа других экспонентов по серебряному делу выдается особенно московский фабрикант г. Семенов, которого производство состоит преимущественно из мелких вещей, изукрашенных чернью, замечательных не столько стилем, сколько разнообразием форм и отчетливостью работы. Мастерская петербургского фабриканта г. Верховцева, существующая с 1817года, выставила довольно крупные вещи: два барельефа, серебряную группу и верхнюю доску евангелия, замечательные по их отчетливой расчеканке. Серебряная церковная утварь и в особенности сосуд в греческом стиле с гравировкой в подборку московской фабрики г. Постникова, недавно еще возникшей с 1868 года, изобличали художественные наклонности, уже нелишенные значения, но еще более обещающие в будущем. Расхожие серебряные изделия, доставленные от варшавской фабрики г. Вернер (бывшая фирма Карл Мальч), заслуживают одобрения за легкую работу, не лишенную своего рода изящества.
Доставленные из Тифлиса серебряные изделия филиграновые, также с эмалью и под чернью, отличались не столько выбором, сколько своеобразием орнамента, перешедшего путем векового предания, к сожалению неизбегнувшего искажения на европейский манер. Этот исторический элемент проявляется в большей чистоте в мелких золотых и серебряных изделиях, скорее ювелирных, как то: ожерелья, браслеты, кольца, серьги ушные и носовые, набор для поясов, запонки и т.п. из Ташкента, Ходжента, Джизака, Самарканда и Бухары. При всей грубости отделки, эти изделия не лишены художественного значения и могут даже служить моделями для более утонченного производства.
Ювелиров на выставке было немного; только 6 из Петербурга, 4 из Москвы и 1 из Гельсингфорса; нельзя не подивиться этой малочисленности при тех удобствах к усиленному сбыту сего рода изделий, которые представляются выставками. Следует заметить однако, что тут малое число искупалось качеством и что все экспоненты заслуживали более или менее одобрения. Первое место, как по изяществу рисунка, совершенству работы, так и по высокой ценности изделий, принадлежало богатой витрине петербургского ювелира г. Болина, мастерская которого существует с 1810 года. Знатоки дела не могли довольно налюбоваться его большою диадемою из листьев плюща, исполненных только бриллиантами, чрезвычайно искусно сплетенными, так что металл их поддерживающий совершенно исчезает. Соперничество с г. Болиным, блистательно выдержала на выставке, сравнительно еще молодая, московская ювелирная мастерская г. Чичелева, успевшая однако уже снискать весьма почетную известность на выставках московской 1865 и всемирной парижской 1867 года. В техническом отношении, изделия г. Чичелева отличаются редким совершенством; драгоценные камни в них разбрасываются, и сочетаются, смотря по рисунку, легко, непренужденно и в то же время с замечательною прочностью; в отношении артистическом он получает даже некоторый перевес в следствии оригинальности моделей, в стиле, напоминающем древне русские орнаменты. В его витрине внимание особенно обращалось на два головные убора, представляющие ветви сирени и незабудок, изготовленные по рисункам, сочиненным учениками Строгановского училища в Москве. В этих то изящных работах преодолены были с удивительным успехом, вышеуказанные технические трудности.
Гельсингфорский ювелир г. Меллин избрал себе моделями древние скандинавские золотые украшения, рисунки коих изданы датским ученым г. Ворсо; благодаря этой счастливой мысли, изделия г. Меллина отличаются привлекательною оригинальностью, от которой и получают особенное значение. Из московских ювелиров, заслужили одобрения экспертов г.Фульда сын за отличную работу бабочки из цветных каменьев, г.Оттон Крумбюгель за дешевых цен золотые вещи, тщательной и не лишенной вкуса выделка и г. Зенгбуш за отчетливую работу диадемы и цветка из бриллиантов и изумрудов. Нельзя не упомянуть еще без особой похвалы об отлично чистой работе ювелирных изделий г. Кехли (в Петербурге), хотя и не представляющих самобытности в рисунках, а также о золотых цепочках другого петербургского мастера И.Васильева, чрезвычайно тонкой работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий