Предъявлена ИКОНА Иверской Божией Матери с о Святым Младенцем на руках, в серебряном позолоченном ОКЛАДЕ, украшенном филигранью и полудрагоценными камнями (бирюза-кабошоны) в глухих кастах. Икона: дерево, темпера, золото. Состояние оклада хорошее, есть следы исторического бытования, повреждён один камень (бирюза). Икона покрыта сзади тканью. Размеры: 19,2х15 см., по внутреннему периметру: 15х11 см.
Клейма. Клеймо Московской Серебряной фабрики фирмы К.ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом (знак Поставщика Высочайшего двора) и клеймо-тройник Московского Пробирного управления для 1908-1917 гг. с обозначением 88-1 золотниковой пробы серебра, что соответствует 916 метрической пробе. Имеется нацарапанный интвентарный номер фирмы Фаберже: № 42317.
Искусствоведческо-стилистическая, архивно-историческая, ювелирно-технологическая, пробирная, графологическая, геммологическая и товароведно-органолептическая экспертизы позволяют отнести рассматриваемое изделие к числу предметов, исполненныхмастерами Московской Серебряной фабрики придворного ювелира и Поставщика Высочайшего двора Карла Фаберже. Судя по инвентарному номеру изделие исполнено в 1915-1916 гг. Наличие инвентарного ноера является важным признаком атрибции. Особенность предмета в его редкости. Подобные предметы практически отсутствуют в музейных коллекциях и частных собраниях, несмотря на то, что у Московской фабрики фирмы, по свидетельству главного мастера Франца Бирбаума, « значительную роль в производстве играло церковное серебро – как утварь, так и образа. Многие из этих предметов, благодаря художественным достоинствам находили даже сбыт за границей и привлекали оттуда заказы». Иверская Божия Матерь не случайнл обрамлена окладом фирмы Фаберже. По воспоминания дочери главного ювелира Московского отделения Лидии Митвевич, в конце августа, на день Святого Благоверного князя Александра Невского, в день, когда отмечалось начало нового работчего года, «на фабрику привозили икону Иверской Божией матери, покровительницы деловой Москвы, и служили молебен». Это была неслыханная честь для фирмы, её удостаивались в Москве немногие. Перед нами кабинетный вариант иконы Иверской Б.М., очевидно подарок или собственность крупного промышленника или представителя московского торгово-финансового мира, поскольку изделия «от Фаберже» были недешевы. Сама икона могла быть выполнена лучшими московскими иконописцами, в том числе мастерской придворного иконописца Василия Гурьянова, с которой активно сотрудничал Фаберже или мастерскими Дмитрия Смирнова и Чириковых. Икона намоленная, её более 90 лет. Сам факт сохранненния иконы в советское время является уникальным, учитыва преследования советской власти. Поэтому предметов религиозного культа фирмы Фабеже исключительно мало. Ювелирно-технологическое исполнение на уровне эталона, особенно впечатляют исключительно тонкая и аккуратная работа перегородок-филиграни.
РЕНЗЮМЕ. Предъявленную ИКОНУ Иверской Бодией Материв в серебряном, позолоченном ОКЛАДЕ, украшенном филигранью и бирюзой. В силу редкости, прекрасных художественных характеристик, намоленности, принадледности к фирме Фаберже и великолепному техническому исполнению, ИКОНА в ОКЛАДЕ является первоклассным образцом для музейной коллекции и частного собрания.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий