13.06.2004
В.В.Скурлов.
Издательский проект.
Цель издания – показать историю фирмы Иосифа Маршака, с
целью продвижения товарной марки на российский рынок.
М А Т Е Р И А Л
Ы Д Л Я К Н И Г И :
Иллюстрации:
Украинский
государственный Музей исторических
драгоценностей. Киев, Печерская Лавра. - 5 предметов, включая поднос с гербом,
скелетик, подстаканник, сахаринцу, зеркальце дамское.
Вакуленко Юрий
Николаевич, Центр реставрации и экспертизы – фото часов настольных синей эмали
по кругу.
Белоусов Николай
Павлович, антиквар - 3 вещи ювелирных от Маршака.
Ласкавый, ведущий
ювелир фирмы ФИАЛ, закончил в 2004 г. Институт при Министерстве культуры
Украины, написал диплом по творчеству ювелира Иосифа Маршака- несколько вещей.
Каталоги Кристи
и Сотбис за 1970-2004 гг.
Л И Т Е Р А Т У
Р А :
1. ПРЕЙСКУРАНТ «Иосиф Маршак. Фабрика
художественно-антикварных изделий. Киев, Крещатик, д. № 4 - Киев, 1905. Факсимильное
переиздание, Киев, 2004. Генеральный спонсор – фирма ФИАЛ.
(Вступление)
Вследствие
многочисленных запросов гг. иногородних покупателей, не могущих удовлетвориться
первым изданием нашего прейс-куранта, уже не включашего всего обилия имеющихся
у нас в настоящее время фасонов, мы приступили к выпуску второго издания,
снабженного иллюстрациями и приблизительными ценами.
Наш
прейс-курант не может включить то огромное разнообразие предметов, находящихся
в магазине постоянно. Мы можем включить в него только самое существенное и в
типических рисунках, тем более, что изделия нашей отрасли подвергаются частым изменениям
в зависимости от требований моды.
Наша фирма,
возникнув в 1878 году, в виде небольшой мастерской, состоявшей из ограниченного
числа рабочих, - с каждым годом все более и более расширялась и в настоящее
время, после 27-летнего существования, представляет одну из крупных ювелирных
фабрик в России. Это расширение происходило постепенно, без скачков, что и
служит самым лучшим доказательством, что мы не прибегали ни к Аким особенным
мерам, а неуклонно заботились, чтобы изящество и прочность наших изделий
постоянно улучшались для удовлетворения самым изысканным требованиям публики.
Изделия нашей
фирмы изготовляются по рисункам собственных художников, которые доставляют нам
большое разнообразие изящных новейших фасонов.
Интересуясь
одинаково потребностями высших классов общества и среднего сословия, мы
удовлетворяем роскошными и дорогими предметами самый утонченный вкус и
изготовляем также недорогие и доступные изделия.
2. В.В.Скурлов.
Статья «Ювелир Иосиф Маршак» в журнале «Антикварное
Обозрение». № 1, 2002, с иллюстрациями.
Подпись под
иллюстрацией: «Часы-модель католического костела в городе Николаеве. Сотбис,
Нью-Йорк, 23.06.1980, лот 676, оценка:25-30 тыс. долл., В.52 см. неправильны,
поскольку это лютеранский Николаевский костел в Киеве. Атрибуция взята из
каталога «Сотбис» - В.С., 13.06.2004. Иллюстрация: Портер И.Маршака (в цвете)
(1854-1918).Худ. А.перевышко, Х.,м. 60 х 50 см., 2002. Проверить дату рождения
Маршака: 1854 ? или 1853 ? – В.С.
(Примечание: Найти взаимосвязь Маршака с другими великими
киевлянами, в частности с Михаилом Булгаковым. – Есть ли сведения о контактах Маршака с Картье
и Бушероном -13.06.2004).
Знатоки ювелирного искусства ставят имя
Иосифа Маршака в один ряд с такими гигантами как Фаберже и Болин. В самом деле,
украшения киевского ювелира отличает отменное качество и чистота работы, редкое
изящество и художественный вкус. А о его конкурентоспособности с петербургскими
законодателями мод, говорит хотя бы тот факт, что в значительной мере именно
наличие процветающей фабрики Маршака вынудило Фаберже закрыть филиал своей
фирмы в Киеве.
Сегодня об
украшениях «от Маршака» в России, да и на Украине, говорят непростительно мало.
А вместе с тем, за его изделиями охотятся антиквары всего мира, вещи,
появляющиеся на аукционах, значатся в самых дорогих лотах. И теоретически
изделий киевской фирмы должно быть довольно много. На одном из недавних
аукционов был выставлен роскошный изумрудный гарнитур с инвентарным номером
фирмы, перевалившим за 40 тысяч. Значит, как минимум такое число первоклассных
украшений может еще «колесить» по миру.
Фабрика
потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иосифа Абрамовича
Маршака возникла 2 мая 1878 года в форме скромной ювелирной мастерской, где в
качестве простого трудового ремесленника, работал сам владелец. Но уже спустя
год Иосифу Маршаку удалось подготовить некоторых учеников, и он решился
перевести свою мастерскую с Подола на Крещатик , в дом Верле (№ 4 во дворе).
Мастерская развивалась, постепенно увеличивался штат мастеров и учеников.
Вскоре скромное предприятие превратилось в крупную фабрику ювелирных изделий.
За 11 лет
работы в доме на Крещатике сложился штат из мастеров, подмастерьев и учеников –
свыше 40 человек. Мастероская сбывала свои украшения киевским магазинами,
торгующим драгоценностями, снабжая их не только ходовым рыночным товаром, но и
ценными ювелирными изделиями. В 1899 году мастерская достигла уже больших
размеров, находя сбыт своих изделий и далеко за пределами юго-западного края.
Изделия мастерской обращали на себя общее внимание чистотой, солидностью и
тонкостью работы и торговцы с охотой забирали этот товар.
Когда помещение
в доме Верле оказалось уже тесным, фабрика была переведена в более обширное
помещение в доме * на Крещатике, которое было перестроено под ювелирную
фабрику. Здесь был заведен художественно-граверный отдел, а разделение труда на
фабрике было доведено до возможных пределов: более легкий труд, такой как
шлифование мелких вещей и выделка тоненьких золотых цепочек, был поручен
женщинам.
В 1890 году
Маршак впервые совершил поездку по Западной Европе, посетил Всемирную выставку
в Париже и другие крупные центры ювелирного дела, знакомился с тамошней
постановкой отрасли. Эта поездка убедила И.А.маршака в необходимости ввести в
своем деле ряд улучшений, к осуществлению которых он приступил немедленно по
своему возвращению, не жалея средств и энергии. Благодаря предпринятым
реформам, производство было поднято на высоту, отвечающую требованиям
европейского ювелирного искусства.
Не
останавливаясь ни на одной чисто ювелирной специальности, фабрика стала
развивать и культивировать у себя область художественных работ из золота и
серебра.
Постепенно
художественно-промышленнный характер фабрики, в самом широком смысле этого
слова, все более утверждался и развивался, вытесняя шаблонное производство
предметов оптового спроса и фирма стала заниматься исключительно изготовлением
ценных ювелирных изделий и художественных работ.
В 1895 году
предприятие настолько разрослось, что владелец перевел фабрику в новое, более
просторное и специально оборудованное помещение по Крещатику, дом 4. Фирма
заняла весь бельэтаж по Крещатику и по Трехсвятительской улице, в первом же
этаже того же дома помещался обширный магазин фабрики.
За свои
изделия фабрика была удостоена следующих медалей и наград:
1. Медаль при почетном дипломе на всемирной
Колумбовой выставке в г.Чикаго, 1893 год.
2.
Золотая медаль на Всемирной выставке в Антверпене, 1894 год.
3. Высшая награда «Почетного Отзыва» на сельскохозяйственной
и промышленной выставке в Париже, 1900 год.
4. Серебряная медаль на всемирной выставке в
Париже, 1900 год.
5. Золотая медаль на всероссийской выставке
ювелирных изделий с С.-Петербурге, 1902 год.
6. Высшая награда «Гран При» на выставке в Льеже
(?), 1905 год.
Кроме того, в архиве фабрики имеется еще
много благодарностей от разных правительственных, общественных и частных
учреждений и лиц за художественные работы. Для поднесения Высочайшим Особам в
1896 и 1911 гг. фирме были предоставлены многие заказы. Получить звание
Поставшика императорского двора Маршаку лишь его неблагонадежность – он
финансировал деятельность конституционных демократов.
Фабрика
И.Маршака являлась пионером женского труда в ювелирном производстве и служила
образцовой практической школой для учеников и учениц. С целью развития
художественного вкуса мастеров, фабрикант посылал наиболее способных из них за
свой счет на выставки в Россию и за границу, предоставил возможность посещать
Киевскую рисовальную школу. (Примечание: Архив Рисовальной школы, кто конкретно
учился ? – В.С.- 13.06.2004).
В 1913 г. в
честь 35-летнего юбилея фирмы было решено, по инициативе служащих и рабочих,
устроить при фабрике ремесленную школу имени И.Маршака и его супруги для
обучения бедных детей г. Киева ремеслам: слесарно-механическому, столярному,
граверному по стали, мастерству резьбы по дереву. Владелец фабрики принял на
себя расходы по содержанию школы.
Послереволюционная судьба фирмы сложилась удачно: в 1919 году сыновья
Иосифа Маршака переправили имущество в Париж, и основали весьма успешное
ювелирное дело. В 20-30-х годах торговая марка «Иосиф Маршак» занимала прочные
позиции в пятерке крупнейших европейских ювелирных домов, наряду с Картье и
Бушероном. Однако, в 1940 году фирма прекратила свое существование.
(Примечание: Неверно. Фирма продолжала работать и после войны – В.С. –
13.06.2004).
Один из
сыновей Иосифа Маршака в Париже был покровителем Сергея Чехонина и помог ему
провести персональную выставку в салоне на Рю де ля Пэ в 1928 году. Три сыно
Иосифа дружили в эмиграции с тремя сыновьями Фаберже. (Примечание: Евгений,
Александр и Николай Фаберже – В.С. – 13.06.2004).
Благодарю г-на
Юрия Вакуленко (Киев) за фотографию эмалевых часов фирмы Маршака.
3. В.В.Скурлов.
Статья «Iосифъ
МАРШАКЪ» - 125 лет. Юбилей великой украинской ювелирной фирмы Иосифа Маршака. –
Журнал «Антикварное Обозрение», № 2 (8), 2003.
Само название
«Маршак» в ювелирно-антикварной среде является нарицательным и означает эталон
высшего мастерства. Купить немного «Маршака» считается величайшей удачей.
Изделия Маршака редки на антикварном рынке и, попав в руки коллекционеров, не
скоро выходят вновь на антикварный рынок. В музеях Киева не более 10 вещей
Маршака, а ведь фирма насчитывала более 100 работников и функционировала на
российской рынке 40 лет (1878-1918 гг.). Потомки основателя держали магазин в
Париже до начала 1980-х гг. Имя Иосифа
Маршака упоминается в одном ряду с такими художниками-ювелирами, как Фаберже и
Болин. Карл Фаберже был знаком с Иосифом Маршаком, они встречались в Киеве, где
у Фаберже в 1905-1910-х гг. был свой магазин и мастерские. Фаберже закрыл свой
филиал, посчитав, что «двум медведям тесно в одной берлоге»: Фаберже и Маршака
для Киева многовато.
В 1913 году
журнал «ЮВЕЛИРЪ» отметил 35-летний юбилей фирмы следующей небольшой заметкой:
«Имя Иосифа
МАРШАКА ( выделено нами – В.С.- 13.06.2004) сделалось известным не только в
России, но и далеко за ее пределами. Фабрика за это время выпустила громадное
количество не только строго художественных произведений ювелирного искусства,
но, что еще важнее, дала целый ряд выдающихся мастеров по различным отраслям
ювелирного дела, в которых наша промышленность так нуждается и за которыми нам
приходится бегать за границу.
Работы этой
фабрики во многих отношениях выше иностранных произведений по чистоте отделки,
стильности и художественному вкусу».
Журнал «ЮВЕЛИРЪ», Санкт-Петербург, № 6,
1913, с.14.
Иллюстрации:
Картина художника Анатолия Перевышко «Карл Фаберже и Иосиф Маршак в Киеве»
(х.м.. 80 х100, 2002). «Ковш» и «Камея» работы Маршака – из фондов Русского
Национального музея, Москва.
4.
В.В.Скурлов. Гравер Израиль Рухомовский. – В книге «Фаберже и
петербургские ювелиры», СПб, 1997, с.334:
«…Когда Штерн
(эксперт, профессор – В.С.- 13.06.2004) посетил Рухомовского, он увидел на
стенах жилища прекрасные рисунки с античных пальметт, а сам Рухомовский усердно
трудился, как он пояснил, «уже полгода, для собственного удовольствия» над
изготовлением золотого скелетика.
Скелетик был
заказан тем же Гаухманом и предназначался в качестве «археологической находки»
для венского банкира бар. Ротшильда. Отметим, впрочем, что один золотой
скелет-брелок уже демонстрировался в витрине киеского ювелира Иосифа МАРШАКА
(выделено нами – В.С.- 13.06.2004) на Всемирной выставке в Чикаго еще в 1893 г.»
5. В.В.Скурлов. Продолжатель дела Фаберже
уральский ювелир Борис Харитонов. – В книге «Фаберже и петербургские ювелиры»,
с.554-555:
«В 1941 г. на
Свердловскую фабрику были эвакуирована группа ведущих ювелиров Киевской
ювелирной фабрики, продолжателей дела знаменитого современника Фаберже ювелира
Иосифа МАРШАКА (выделено нами – В.С.- 13.06.2004). Кстати, два сына Маршака еще
в 1950-х гг. в Париже сотрудничали с Евгением Фаберже. Можно отметить также,
что в 1905-1910х гг. в Киеве было и отделение фирмы Фаберже. Киевские мастера
помогли уральцам овладеть сложнейшими ювелирными технологиями, а сами открыли
для себя богатейший мир уральского камня».
6. С.С.Яковлев. О современном состоянии
русской серебряной промышленности. 1899 год. Из книги «Россия в конце XIX века», под ред.
В.И.Ковалевского. СПб, 1900):
«…Высокохудожественные
изделия (крупные и мелкие) украшения, а также предметы церковного назначения
изготавливаются на нескольких крупных фабриках: Овчинникова, Грачевых, Т-ва
И.П.Хлебникова, Сын-я и Ко и других, отличаясь не только красотою своеобразного
рисунка и тонкостью и изяществом чеканки, но и превосходною гравировкою,
блеском и гармоническим сочетанием красок эмали.
Той же высоты
давно достигли художники чисто ювелирного искусства Фаберже, Болин, Бок, Арнд,
Ган и др. в С.-Петербурге, Фульда, Ломбардо, Кузнецов и др. в Москве,
Манкелевич в Варшаве, МАРШАК (выделено нами – В.С.- 13.06.2004) в Киеве и в
других городах».
7. С.Недлер. Стиль
и техника в ювелирном искусстве. – Журнал «Русский Ювелир», 1914, № 4,
Санкт-Петербург.
«…Пропагандируя
национальный характер искусства в России, правительство устраивает специальные
школы, уже представляющие собой значительную силу.
Мы спросим, где
же лица, окончившие эти школы. Кто изготовляет рисунки для Фаберже, Тилландера,
Риммера, МАРШАКА (выделено нами – В.С.), Киевской ювелирной школы и т.д.? Если
в московских ювелирных фирмах, рассеянных «около Кремля» и развозящих свой
товар по всей России, работают питомцы Строгановского училища, почему же до
сего времени все изделия этих фирм не в русском характере?
(…) Жюри на
Киевской выставке, к слову сказать, совершенно некомпетентное в суждениях о
том, что важно и что неважно для русской промышленности, до наивности просто
отнеслось к вопросу о распространенности национального искусства. Оно
распределило русский стиль по районам: в Екатеринославе – местный, в Миргороде
– местный и т.д.
(…) Мы
затрудняемся указать художественно-промышленную выставку, на которой в числе
жюри выступали бы в достаточном количестве солидные представители ремесла.
Почему, например, на Всероссийской выставке в Киеве в группе жюри по ювелирному
искусству отсутствовал г-н МАРШАК (выделено нами – В.С.), а никому не известные
лица выступали с авторитетными суждениями? Если были представители художества,
то где же были знатоки рынка и техники? Между тем, именно последним должно было
быть предоставлено первенствующее место. Стереотипные фразы о том, что ювелиры
не понимают и не признают художественных требований в ремесле, едва ли должны
иметь место в настоящее время. Известное число просвещенных ремесленников найдется
уже в любом уголке России».
8. Иванов А.Н. Мастера золотого и
серебряного дела в России (1600-1926).. М., Русский Национальный музей, 2002,
с.395:
МАРШАК Иосиф
Абрамович.
Владелец выдающейся и
одной из самых лучших фабрик по производству золотых и серебряных изделий,
основанной в 1878, известной до 1917 года, в 1904 году имел магазин. В 1897
году на фабрике было 72 рабочих (из них 12 доростков и 7 детей), выработано
изделий на 227 717 руб. Сотрудничал с Фаберже и Брицыным. Его изделия
встречаются с московскими пробирными клеймами, так как он имел отделение в
Москве. На его фирму работал самый известный и лучший ювелир XIX – начала XX
веков Израиль РУХОМОВСКИЙ. Киев, Москва. Инициалы на клейме: I. МАРШАКЪ, I М .
С.396:
Министерство Торговли и Промышленности
Управляющий Киевским Пробирным Округом
Ноября 1916 г., № 473
10 ноября 1916 года.
В Отдел Промышленности.
Владельцем фабрики золотых и серебряных
изделий в г.Киеве Иосифом Абрамовичем МАРШАКОМ предъявлены 20-го октября сего
года, для испытания и клеймения
серебряные т а р е л
о ч к и, счетом в о с е м ь (8) штук,
общим весом 2 фунта 23 золотника.
По произведенному испытанию все изделия эти
оказались н и к о п р о б н ы м и – 83 пробы, о чем,
согласно ст. 39 Устава Промышленности, сообщено фабриканту.
9. А.И.Серков.
Русское масонство. 1731-200. Энциклопедический словарь. М., 2001, с.525:
МАРШАК Аким (Иоахим) Осипович. (04.09.1885, Киев –
23.01.1938, Ницца).
Получил среднее
образование в Киеве, оончил Высший коммерческий институт в Антверпене и
медицинский факультет Парижского университета. Не будучи военнообязанным, во
время Первой мировой войны в качестве интерна пошел на французский фронт. После
1917 с французской военной миссией был несколько месяцев в Екатеринодаре.
По возвращенииво
Францию демобилизован, занялся частной практикой. Ученик и соратник
французского профессора Дельбета. В декабре 1920 удостоен премии Перрона и
звания лауреата французской Медицинской академии. Специалист в области хирургии
и гинекологии, популярный в русской колонии Парижа доктор медицины, известный
общественный деятель. В 1922 стал одним из основателей Общества русских врачей
им. Мечникова, до кончины товарищ председателя правления этого общества,
выступал на его заседаниях с докладами. Практиковал в русской амбулатории
Красного Креста в Париже, в 1927 – для членов «Кассы взаимопомощи русских
рабочих». В 1924 работал также в русской лечебице для приходящих больных. Со
времени основания в 1928 стал председателем правления медицинской секции при
правлении Комитета по оказанию помощи нуждающейся еврейской интеллигенции. В
сентябре 1930 награжден орденом Почетного легиона. Один из руководителей
франко-русского госпиталя в Вильжуифе, в 1931 член его совета, ведущий доктор..
В 1932 помощник главного врача, в декабре 1936 госпиталь перешел в подчинение
Главного управления Красного Креста. С 1933 член правления, с 1934 и до кончины
председатель Общества друзей (еврейской, народной) амбулатории им. В.И.Темкина.
При открытии в мае 1936 бесплатной еврейской амбулатории им. В.И.Темкина стал
председателем правления этой клиники, председатель ее врачебной коллегии. Со
времени открытия в октябре 1934 работал в Русской амбулатории. Бесплатно лечил
больных на рю Огюст Витю, доставал средства на деятельность Международного
Красного Креста и госпиталя в Вильжюифе в Париже. С августа 1922 председатель
землячества юго-запада России в Париже. В 1933 вице-президент Киевского
землячества там же, выступал с докладами в Обществе русских химиков. В 1932
член временного комитета Общества друзей журнала «Рассвет». В 1934 стал членом
Комитета помощи русским туберкулезным во Франции. В 1937 выступал с докладами в
Объединении сестер милосердия российского общества Красного Креста.
С 1925 страдал
бюргеровой болезнью, мучительно болел. Перенес ампутацию ног. Кремирован на
кладбище Пер Лашез.
Отец: Иосиф
Абрамович, владелец ювелирного магазина. Сестры – живы в 1938. Братья:
Владимир, торговец-ювелир, женат на Розе Марковне Бриль, отец жены А.М.Юлиуса
(см. Словать Серкова). Александр (см.) Исаак (см.). Жена – жива в 1966.
Сыновья: в т.ч. Виктор (см.)
Литература: ОПИ ГИМ, Альбом П.Н.Переверзева. Париж, Архив
А.А.Юлиуса. Последние новости, Париж, 24, 27 и 28 января 1938 (некролог
Н.А.Гольдштейна). Иллюстрированная Россия, 1934, № 10 (460), с.11-12 (в т.ч.
фотография), 1938, № 8 (666), с.7. Ковалевский П. Хроника, т.1-3.
МАРШАК Александр Осипович (Иосифович). 9.1.1892, Киев – 24.10.1975, Франция).
Воспитывался в
Киевском коммерческом училище. В юности уехал в Брюссель, где поступил в высшее
учебное заведение. Затем учился на юридическом факультете в Париже, там же
изучал ювелирное дело (чеканку и историю искусств). Впоследствии работал в
магазине отца в Киеве.
После 1917
эмигрировал во Францию, принял французское гражданство. В 1923 вошел в комитет
только созданной «Лиги борьбы с антисемитизмом». В 1929 купец, в 1930
коммерсант. Генеральный секретарь Киевского землячества в Париже. Мобилизован
во время Второй мировой войны. В 1969 член правления, в 1971-1975 казначей
общества «Быстрая помощь» во Франции. В 1972 бывший директор компании
(общества). Мемуарист.
Умер после
несчастного случая, был сбит автомобилем.
Жена: жива в
1975. Дочь: Елена, в замужестве Лонг, в 1995 жила в Брюсселе.
Литература: Русская мысль, 1968, апрель и другие годы.
МАРШАК Виктор
Акимович (1908, Франция, - 3.9.1966).
Атеист. В 1938 окончил
Парижский медцинский факультет и интернатуру парижского госпиталя. Затем
главный врач университетской клиники, ассистент профессора КАдена. Хирург,
доктор медицины. В 1939 мобилизовагн во французскую армию в чине капитана как
врач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий