Сын ремесленника-гравера. Учился гравированию у отца.
В 1887-92 гг. был вольнослушателем Центрального Училища Технического Рисования ЮАР. Штиглица. Занимался в классе ксилографии
и офорта у проф. В.В.Матэ. Участвовал в ученических выставках и получил ряд премий.
В 1890-е гг. работал для разных издательств, исполнял гравюры для журналов
«Живописное обозрение», «Всемирная литература» и «Нива», сотрудничал с
ювелирной фирмой Фаберже. В 1895 г. получил должность художника-гравера в Экспедиции
заготовления государственных бумаг в Петербурге. В 1902 и 1906 гг. был
командирован Академией художеств за границу для совершенствования в технике
офорта.
Исполнил гравированные
портреты деятелей культуры, в том числе А.С.Пушкина (с оригиналов
О.А.Кипренского и В.А.Тропинина; 1890-е гг.), А.Г.Рубинштейна (с оригинала
И.Е.Репина;; 1895 г.), Л.Н.Толстого (1890-е гг.), О.А.Кипренского (с автопортрета,
хранящегося в музее Уффици во Флоренции; 1903 г.), Г.И. Семирадского (1904 г.),
И.С.Тургенева (1905 г.), М.А.Зичи (1910 г.), С.А.Траилина (1916 г.). Портреты П.И.Чайковского и великого князя
Владимира Александровича были приобретены Музеем Академии художеств. Создал
портреты Николая II, Наследника-цесаревича и других членов императорской семьи;
был представлен ко Двору и получил от государя перстень. Исполнял гравированные
копии с картин Эрмитажа и Русского музея, рисовал для почтовых открыток (серии
«Виды Санкт-Петербурга», «Портреты российских императоров» и др.), занимался
экслибрисом. Эпизодически обращался к живописи – писал пейзажи, цветы и
портреты.
Участвовал в
Весенних выставках в залах Академии художеств и выставках Товарищества
художников, входил в в общество «Мюссаровские понедельники", был
членом-учредителем Русского художественно-промышленного общества. В 1905 г. по
представлению проф. Матэ был избран академиком. В 1909 г. получил французский
орден «Академические пальмы». Имел чин надворного советника.
В 1917 г.
исполнил портрет А.Ф.Керенского, в 1919 г. – портрет В.И.Ленина (по фотографии
М.С.Наппельбаума; офорт предназначался для тиражирования). Занимался
праздничным оформлением улиц Петрограда
к первой годовщине Октября. Участвовал в 1-ой Государственной свободной
выставке произведений искусств (1919).
В 1921 выехал в Ревель, затем перебрался в США и
поселился в Майами-Бич (Флорида). Выступил в местную Художественную лигу.
Исполнял портреты по государственным
заказам (в частности, портрет президента
У. Гардинга). Был профессором гравюры в Институте объединенных искусств,
основанном в Нью-Йорке Н.К.Рерихом. Провел в Нью-Йорке персональную выставку
(1930; живопись и графика).
В 1930 г.
переехал в Париж. Участвовал в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance (1932). Создал портрет великого
князя Николая Николаевича по заказу Лейб-казачьего объединения (1933) и серию
ню (гравюры). Был членом секции художников Союза деятелей русского искусства во
Франции (с 1933 г.) и последним председателем Общества русских художников им.
И.С.Тургенева. Похоронен в склепе общества на кладбище Пер-Лашез.
В 1936 г.
посмертная выставка-продажа состоялась на аукционе Дрюо в Париже. В музеях
России хранится около 300 графических произведений.
О.Л.Лейкинд,
К.В.Махров, Д.Я.Северюхин. ХУДОЖНИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Биографический
словарь. Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1999.
Недавно нашел на сайте библиотеки конгресса США слайд, где Рундальцов показывает портрет Гартинга. Кто знает, правда ли, что Рундальцов был одним из изготовителей обратной стороны однодолларовой купюры, а Рерих её идеологом?
ОтветитьУдалитьС уважением, Николай Петров