Франц Бирбаум.
В русском
народном искусстве можно найти немало следов китайского влияния. Тем более
кажется странным, что китайское
камнерезное искусство совершенно не повлияло на камнерезное производство Урала.
Объясняется это, впрочем, тем, что производство Урала насаждалось придворным
ведомством, которое в делах искусства
всецело подражало Западу и признавало исключительно западный стиль. Такое
направление оно давало и производству на гранильных фабриках, а отсюда западные
образцы проникали в кустарную промышленность.
Китайское
искусство ещё мало изучено, но произведения его, к какой бы отрасли они не
относились, неизменно носят отпечаток высокой художественной культуры.
Свободная композиция, любовная законченность произведений, свежесть, смелось
колорита – всё это качества, которых часто недостаёт нашему немного анемичному
искусству. Качества эти встречаются и в произведениях китайских камнерезов. В
то время как мы стараемся исключительно извлечь из ценного камня максимум
блеска и игры и рассматриваем его лишь как часть ювелирного произведения,
китаец предпочитает дать оконченное произведение, извлекая из него определённый
художественный мотив. Для этого он часто пользуется теми аномалиями, случайными
пятнами, которые мы считаем недостатками камня. Насколько такое отношение к
камню достойно быть названным художественно-культурным, излишне говорить… Вещи,
изготовленные китайцами из твёрдых пород камня, довольно разнообразны: вазы,
сосуды, флаконы, коробки, браслеты, цветы, амулеты и т.д. Для ваз употребляется
почти исключительно жад (нефрит) белый и зелёный, разных оттенков; во-первых,
потому, что жад встречается в кусках значительных размеров; во-вторых, его
прочность позволяет камнерезу показать всё свое искусство, как мы это сейчас
увидим. Вазы очень часто снабжены свободными кольцами в виде ручек и даже
целыми цепями из того же куска камня, как и ваза. Можно себе представить,
сколько труда, умения и терпения вложено в такую работу. Впрочем из образа
китайских изделий видно, что эти чудеса техники не являются идеалом
производства. Напротив, мы очень часто встречаем вазы, простые по форме, с
линейной орнаментацией; всё в них просто, даже строго, но гармоническая связь
орнамента с формою, законченность исполнения – не поддаётся описанию. Камень
доведён до предельной тонкости, просвечивает. На первый взгляд, такое
утоньшение камня ничем не оправдывается, но всё это только на первый взгляд.
Ударьте слегка пальцами по этой вазе, и раздастся звук гармонии, который не
имеет себе равного. Нет никакого сомнения, что достижение этого звука входило в
задачу мастера.
Флаконы
изготовляются из разных камней, но чаще всего встречаются жад, корналин, горный
хрусталь.. Набираются куски с цветными пятнами. Форма и расположение этих пятен
дают повод изображать животных, фрукты, цветы, а из расположения их образуется
сцена или пейзаж. Флаконы снабжены пробкой со вделанной в ней ложечкой для
эссенции или мази. Для наружной части пробки всегда выбирается камень, ярко
контрастирующий с окраской флакона, никаких металлических частей в своих
каменных изделиях китайские мастера не допускают, и в этом сказывается чуткость
их вкуса.. Действительно, все оправы, до которых мы так падки, почти всегда
остаются чужими самому предмету и уничтожают художественную целостность.
В коробках
часто встречаются ажурные крышки орнаментального характера, корпус и крышки
соединяются вместо металлической оправы и шарнира шелковыми шнурками, продетыми
сквозь специально приготовленные отверстия. Китайские каменные цветы являются
последним словом камнерезной техники, но в художественном отношении
свидетельствуют об извращении вкуса. Правда, что иногда достигаемые эффекты реализма, передачи
тона, прозрачности цветка, всё же достигнутые, не оправдывают вложенный труд.
Мне приходилось видеть букет хризантем, изъятый во время боксёрского восстания
из императорского дворца в Пекине. Некоторые цветы были из белого жада, Другие
из коралла и аметиста, листы из зелёно-серого нефрита. Капризные изгибы лепестков
цветка были переданы бесподобно, каждый лепесток соединялся с чашечкой цветка
цветными шелковыми нитками. Стебли были сделаны из проволок, обмотанных зелёным
шёлком. В изготовлении этих стеблей высказывалась ещё раз наблюдательность
мастера. Можно поручиться, что европеец взял бы просто круглую проволоку и
обмотал бы её шёлком, между тем нет ничего противнее этой круглой проволоки.
Китаец, заметив, что никогда стебель в природе не бывает совершенно круглым,
сделал проволоку квадратной, трехгранной, щестигранной, обмотка закруглила
углы, что придало стеблю совершенно другой характер, а именно натуральный.
Особенно интересны
талисманы, они представляют собою плитки камня и носятся прикреплёнными
шелковыми шнурочками на верхней пуговице одежды. Форма пластинки обуславливается
самим скульптурным мотивом или формой найденного куска камня. Скульптура
большей частью барельефная, камень обработан с обеих сторон. Сюжетами являются
боги, гении, атрибуты, плоды, растения, изображения человека и животных. Кроме
жада, который находится в особом почёте, талисман изготовляется из всевозможных
камней, избираются куски, дающие материал для художественной фантазии мастера.
Особенно благодарные в этом отношении белый жад с зелёными или чёрными
пятнами, корналин, агат, аметист, или сросшийся с горным хрусталём двухцветный зелёный
берилл, или розовый. Резьба этих талисманов отличается сложностью и
тщательностью исполнения; несмотря на то, что пластинки бывают незначительной
толщины, они обработаны с обеих сторон, причём сюжеты разные. Вообще, в хороших
китайских работах обратная сторона не остаётся без внимания, но украшается так
же, как и лицевая. Характерен способ прикрепления этих пластинок: если нет
удобного отверстия в ажурном рисунке, то делаются де дырки, сходящиеся под
углом; сквозь это отверстие продеваются шёлковые шнурки. Благодаря такому
расположению, как отверстия, так и шнурок остаются почти незаметными в
прозрачных камнях. Для изготовления всех этих художественных изделий китайский
мастер имеет в своём распоряжении лишь самый первобытный станок и иструменты.
Раздобыв кусок
белого жада, мастер исследует его, стараясь угадать место происхождения цветных
жилок, отбивая в случае нужды края камня. Обнаруживши цветные пятна и жилы, он
обдумывает, как наиболее выгодно ими воспользоваться для композиции. Когда
сюжет найден, он его обрисовывает кистью на своём камне и с помощью тоненького
железного диска станком удаляет ненужные части камня. Станок состоит из оси с
железным диском. Ось вращается с помощью верёвки, прикреплённой к педали и
обёрнутой на оси. Одной рукой мастер прижимает камень к диску, а другой наносит
на вертящийся диск мелкий песок взамен употребляемого нами карборунда, наждака,
алмаза-борт. После первой грубой обточки диск заменяется другим, более мелким
диском для выработки детали. Для выточки круглых форм и бус, служит инструмент
в виде трубки; для всякого рода углублений применяется инструмент, всем своим
видом напоминающий карандаш. Дырки сверлятся родом буравчика, на конце которого
закреплён осколок алмаза или сапфира. Бурав прикреплён к стержню, которым
приводится в быстрое вращение с помощью верёвки. Полировка производится на
колесе смесью мелкого песка и сургуча. Для окончательной отделки служит
заострённая бамбуковая палочка, обтянутая кожей. Вот и весь несложный
инструмент, с помощью которого китаец создаёт свои художественные произведения.
Это поневоле наводит на мысль, что очень часто усовершенствование инструмента
приносит вред художественности изделий, поощряя мастера, вводя известную
сухость в резьбе. Всё оборудование китайского камнереза стоит не более 150
франков.
24 янв. 1919 г.
Архив Российской академии наук, ф.544, оп.7, д.56, с.160-165.
Комментариев нет:
Отправить комментарий