Источник: «APOLLO", 1991, С XXXIII, Feb., № 348. (Перевод с английского).
Личные заказы императоров Александра III и Николая II, например, на большие пасхальные
яйца, изготовленные фирмой Фаберже
проходили через Канцелярию Его Императорского Величества, а оплата этих
заказов иногда доверялась Кабинету его
императорского величества. Такие документы, как счета Фаберже должны были бы
циркулировать между этими двумя ведомствами, в то время как одни документы были
утеряны, или никогда не проходили через ведомства, однако другие документы были
недавно найдены в московских архивах. Эти документы дают нам новые
свидетельства и позволяют пересмотреть хронологию известных царских пасхальных
яиц (1).
9 мая 1890 г. Фаберже представил в Кабинет его
императорского величества счет на «Яйцо золотое, с розовой эмалью (в стиле)
Людовика XVI –
4 260 руб. серебряных рублей», доставленное в императорский дворец 30
марта (2). В списке пасхальных подарков, сделанных Фаберже, очевидно
(составленном) в ближайшее к этому времени, значится яйцо с весенними цветами
от 1890 г. (Коллекция Форбс - магазин, Нью-Йорк), но это яйцо украшено
рокайлями в стиле Людовика XV
и покрыто красной эмалью, а не розовой. Может быть, этот счет скорее относится
к яйцу с датскими дворцами (коллекция Фонда М.Г.Грей, Новый Орлеан), оно
золотое с розовато-лиловой эмалью в стиле Людовика XVI. Правда, до этого считалось, что оно
изготовлено в 1895 г., но мы можем вспомнить, что находившаяся в нем
миниатюрная ширмочка с десятью дворцами Дании датирована 1891 годом и подписана
художником Константином Крыжицким.
Разумно предположить, что эти миниатюры были написаны вскоре после
изготовления яйца с датскими дворцами по желанию высокопоставленного заказчика.
Еще более таинственная история царского пасхального яйца 1892 года.
Литература описывает два яйца, датированных этим годом: Яйцо с 12 монограммами
(к серебряному юбилею) – коллекция М.М.Пост, Хиллвуд, Вашингтон, округ Колумбия,
и яйцо с алмазной решеткой, которое обычно не включают в список царских
пасхальных яиц. Согласно архивным документам, 7 апреля 1892 г. императору было
представлено «Яйцо, нефрит с алмазными розочками, слон и три ангела –
4 750 серебряных рублей». Счет Фаберже был вручен 6 марта этого же года
(3). Я осмелюсь предположить, что цветная яйцо из бовенита с алмазной
решеточкой и то, которое описано в счете "нефритовое с розочками, слоном и
тремя ангелами", это одно и то же
яйцо, и оно считается к этому году, а не яйцо с двенадцатью монограммами. Такая
уверенность базируется на фотографии, сделанной на выставке
"Художественные изделия Фаберже и миниатюры" (март 1902 г.) в
особняке барона Дервиза на Английской набережной в Санкт-Петербурге.
Фотография (рис. 5) отчетливо показывает пирамидальную
витрину (на втором плане), в которой размещены предметы, принадлежавшие
вдовствующей императрице Марии Федоровне. На верхней полочке стоит яйцо с
алмазной решеточкой (рис.2) на круглой подставке из камня, три обнаженных купидона
поддерживают яйцо (видны два из них, третий на заднем плане). Что касается
слоника, то это, очевидно, «сюрприз», который был внутри яйца. В настоящее
время только яйцо (рис. 6), подаренное
вдовствующей императрице Марии Федоровне, хранится в частной коллекции в
Англии. Подставка и слоник, у сожалению утрачены или хранятся где-либо в другом
месте. Возможно, один из известных слоников, был этого яйца.
В счете от 17 мая 1897 г. (4) также фигурирует сюрприз.
Первым пунктом обозначено яйцо с желтой эмалью и каретой – 5 500
серебряных рублей (коллекция Форбс-магазин). Далее в списке «малое яйцо,
изумрудное с алмазами – 1 000 серебряных рублей». Очевидно, это кулон,
типа того, что обычно заказывалось в дополнение к большому яйцу. Третьим в счете
«яйцо из розовато-лиловой эмали с тремя миниатюрами – 3 500 серебряных
рублей», которое не может быть легко идентифицировано с любым из существующих
яиц. Так как первое яйцо с коронационной каретой было подарено императрице
Александре Федоровне, тогда, следовательно, третье (по списку) предназначалось
вдовствующей императрице Марии Федоровне. Этого и следовало ожидать: более
дорогое и роскошное для жены, более дешевое и скромное – для матери. Следующий
счет от 7 июля 1898 г. (5) подтверждает это предположение. 10 апреля Фаберже
доставил во дворец «яйцо с розовой эмалью с тремя портретами, зеленые эмалевые
листья и цветы ландыша из жемчуга с алмазными розочками – 6 700 руб.
серебром». Это яйцо с ландышами (коллекция Форбс-магазин), подаренное
императрице Александре Федоровне, и в 1902 г. на выставке Фаберже было
экспонировано в кейсе - витрине (рис. 5, передний план). Второй пункт
этого счета: «Яйцо золотое, в стиле ампир, 9 миниатюр – 3 600 руб.». Есть
подобное яйцо в стиле ампир, известное как «яйцо с пеликаном» (рис. 4), которое
ранее датировалось 1897 годом. Однако в этом яйце было только 8 миниатюр, а не
9, как указано в счете.
Возможно, самое яркое свидетельство - это фотографии с
выставки Фаберже 1902 г. – наличие яйца-корзинки (рис. 1) ясно видно на нижней
полке в витрине Александры Федоровны (рис. 5). В официальном списке предметов,
проданных из Оружейной палаты в 1933 г. значится: «пасхальный подарок в форме
корзинки, сплетенной из розочек в серебре, с высокой ручкой и четырьмя бантами
из роз». Корзинка была изготовлена в 1901 г. и подарена Николаем II жене, Александре
Федоровне. Сейчас она в Британской королевской коллекции. Бэйнбридж в своей
книге о Фаберже, опубликованной в 1849 г. (вел. 33) дает в описании к
фотографии утверждение, что это работа Фаберже, но не пасхальное яйцо.
Сноуман в 1979 г. заявил, что это работа парижского ювелира
Бушерона, навеянная царскими пасхальными яйцами Фаберже. Это перекликается с Габсбургом
и Солодковым в том же году, но в каталоге Мюнхенской выставки 1986 г. написано,
что отсутствие фотографических свидетельств в архиве Бушерона и тот факт, что
эту вещь нельзя сравнить (по стилю) с продукцией его фирмы, позволяет снова
атрибутировать его (как) Фаберже. Документация жестко подразумевает, что это
яйцо может быть хронологически твердо вписано в царские заказы.
Другим важным источником документальной информации является
архив Академии наук. Это ряд заметок Франсуа Бирбаума, написанные после
революций, в 1919 г. Франсуа Бирбаум был ведущим художником фирмы, работал в
Доме Фаберже с 1893 г. Несколько страниц из его записок посвящены пасхальным
яйцам. Он написал:
«Заказы поступали к нам двумя путями: через Кабинет его
императорского величества или непостредственно от царя или царицы; последние
обращались, как правило с заказами подарков для семьи и друзей. Особый интерес
представляли ежегодно преподносимые царице подарки царя – пасхальные яйца. Основоположником
традиции и постоянного заказа был царь Александр III. Николай II продолжил эту традицию и дарил по
яйцу обеим императрицам. Дизайн этих яиц не подлежал рассмотрению и одобрению.
Фаберже получил карт-бланш на выбор темы и на все связанное с ее воплощением.
Эти яйца были изготовлены в количестве 50-60 шт., из которых мне выпало
работать над большей половиной. Это была нелегкая работа (изготавливать яйца),
если учесть, что темы не должны были повторяться, а форма яйца была
обязательной. Чтобы подарки были еще более полными значения, мы старались
использовать семейные и другие памятные эпизоды из жизни царской семьи.
Естественно, мы избегали политических событий. Яйца почти всегда открывались, а
внутри всегда находилась какая-нибудь маленькая вещица – «сюрприз». Работа по
изготовлению яиц была почти всегда очень сложной. Чтобы избежать повторений, мы
должны были варьировать материалы, внешний вид и содержание яиц» (7). Далее
идет описание нескольких яиц. Знаменитое яйцо-часы с колоннадой (Британская
королевская коллекция), например, описывается следующим образом:
«Часы-яйцо из виноградно-зеленого серпентина и розовой
эмали. Покрытое эмалью яйцо окружено вращающимся ободком-циферблатом, с
расположенными на нем цифрами из мелких алмазов. Яйцо покоится на четырех
серпентиновых колоннах, обвитых гирляндами цветов из разноцветного золота.
Колонны размещены на пьедестале из того же камня. На ступеньках сидят четыре
аллегорические фигурки – ангелочки – царские дочери, сверху на яйце фигурка
купидона (царевича), держащая указку (стрелка, определяющая час). Общее
впечатление – высокая беседка с колоннадой; между колоннами – группа целующихся
голубков из белого серебра.
Некоторые неточности в описании объясняются большим
перерывом со времени изготовления яйца до времени написания записок в 1919
году. Принятая дата изготовления часов-яйца – 1905 года.
Однако существует другой источник, который позволяет
уточнить эту дату. Я ссылаюсь на альбом Петергофской ювелирно-гранильной
фабрики, хранящийся в ЛПО «Русские самоцветы» (8). В альбоме были наклеены
фотографии пасхальных яиц, подаренных императрице Александре Федоровне с 1907
по 19016 гг. К сожалению, фотографии утрачены, однако сохранились краткие
описания и даты изготовления. Примечательно, что часы-яйцо с колоннадой там
датируется 1010 годом. Между прочим, благодаря этому альбому становится ясно,
что розовое яйцо с решеточкой (Галерея искусств Уолтерса, Балтимор), содержало
портрет царевича -миниатюру на слоновой кости. В настоящее время яйцо не
содержит сюрприза.
Возвращаясь к запискам Бирбаума
(читаем): «Иногда яйцо и сюрприз были приурочены к событиям из жизни царской
семьи, например, в год рождения царевича яйцо напоминало колыбель, украшенную
гирляндами цветов, в него был вложен первый портрет царевича на медальоне в
обрамлении алмазов". Вполне возможно, что это относится к яйцу "Трофей
любви" (рис. 3). Точная дата изготовления этого яйца не была установлена,
литература дает 1905 или 1910 год. Однако, согласно указанному источнику, можно
отнести его к 1905 году.
Приношу глубокую благодарность Алисе М. Иллич и Питеру
Коллинриджу из русского отдела (аукциона) Кристи за помощь в собрании фактов
для составления этой статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий