суббота, 11 октября 2014 г.

Информационное агентство НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

В Эрмитаже не любят Фаберже.
Эксперт о Фаберже: Удивительно, но мы называем великим ювелиром того, кто своими руками не сделал ни одного из своих шедевров
02.10.2014, 19:26
Санкт-Петербург, 2 октября. В роскошном Шуваловском дворце, где хранится крупнейшая коллекция известных ювелирных произведений фирмы Карла Фаберже, сегодня начался международный симпозиум «Мир Фаберже в Петербурге: взгляд через столетие». На мероприятие приехали более 100 искусствоведов, музейных специалистов, кураторов и историков искусства со всего мира. На первой встрече ценителей творчества Фаберже побывал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ и поговорил с экспертами о фигуре российского ювелира, творившего лично для императорской семьи, и неоднозначной ее оценке в среде искусствоведов.
«Карл Фаберже – великий менеджер от искусства», – звучит на симпозиуме в выступлениях участников. Это человек, который так повлиял на стиль и моду, что до сих пор имеет последователей и подражателей, а уж сколько подделок «под Фаберже» создавалась в эпоху спроса на него в 60-е годы XX века – не счесть. И это при том, что сам ювелир за модой своего времени не гнался – обходил стороной модерн и обращался к искусству XIX века при создании своих богато украшенных, изящных, невероятных в выдумке и исполнении знаменитых пасхальных яиц с секретом. Каждая его брошь, шкатулка, резная каменная фигурка – все было продумано до тончайших деталей, каждый камень был подобран по цвету и каждой завитушке было найдено свое место. Несмотря на то, что фирма Фаберже делала массовую продукцию, сам мастер считал себя истинным художником, создающим уникальные творения, но никак не ремесленником, как Тиффани или Картье. Удивительно, что своими руками Карл Фаберже не прикоснулся ни к одному из этих шедевров: все они лишь вызревали в его голове.
«Придя в Эрмитаж молодым человеком, он там многому обучился, – рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Марина Лопато, сотрудник Эрмитажа, член экспертного совета Музея Фаберже. – В течение 15 лет он безвозмездно работал в Эрмитаже реставратором, учился всем приемам. В дальнейшем он ничего не делал руками, но он обучил своих мастеров, и они стали копировать старый стиль. Сам он все знал, умел, понимал, но не известно ни одной его личной ювелирной работы. Он лишь руководил, смотрел, требовал, принимал, отметал. Он был мозговым центром».
Как утверждает Марина Лопато, в Эрмитаже – сокровищнице мировых шедевров – к Фаберже относятся холодно, если не сказать отрицательно. «Да, он создал свой стиль, это большая его заслуга, но как они считают – стиль вторичный, он берет его из других столетий – это Людовики, это рококо, он их перерабатывает и создает свое», – говорит эксперт.
К слову, 14 ноября в Эрмитаже откроется выставка «Пластика в металле и камне», где будут выставлены произведения современных ювелиров и камнерезов, и одна витрина будет посвящена Андрею Ананову, который подобно Фаберже делает яйца с сюрпризами внутри. Как замечает Марина Лопато, современные мастера делают «просто украшения для людей своего круга, не напрягаясь философией и концептами». В отличие от них, у Карла Фаберже с идеями все было в порядке. Каждое яйцо он создавал с особой задумкой, будь то яйцо с красным крестом сестер милосердия и портретами принцесс, великолепное «Ледяное» яйцо, яйцо для императрицы Марии Федоровны с крошечной каретой с механизмом и крошечными колесиками, внутри которой сидит Екатерина Великая – фантазия мастера была неистощима на выдумки.
Сегодня на симпозиуме, посвященном Фаберже, были представлены результаты архивных исследований, которые помогли определить первоначальную стоимость некоторых изделий Карла Фаберже. Независимые исследователи, эксперт Минкультуры РФ Валентин Скурлов и Дмитрий Кривошей обнаружили архивные записи фирмы Фаберже за 1910-1916 годы. В частности, они выяснили, сколько стоили заказы императорской фамилии, состав использованных материалов, точное количество камней и фамилии мастеров, работавших над пасхальными яйцами для царской семьи. В итоге исследователи составили ценовой рейтинг 12 императорских пасхальных яиц Фаберже, который был представлен сегодня собравшимся экспертам, и призвали участников не пользоваться Википедией и интернетом, чтобы посмотреть цены.
Симпозиум продолжится в Шуваловском дворце и завтра. Участникам из России, США, Финляндии, Германии, Великобритании еще нужно обсудить огромное количество искусствоведческих тем: коллекции Фаберже, сложности в распознавании камнерезных фигур, сотрудничество фирмы Фаберже с другими творческими скульптурными мастерскими и многое другое.
Текст: Евгения Авраменко

- See more at: http://nevnov.ru/interests/raznoe/ekspert-o-faberzhe-udivitelno-no-myi-nazyivaem-velikim-yuvelirom-togo-kto-svoimi-rukami-ne-sdelal-ni-odnogo-iz-svoix-shedevrov.html#sthash.i1TNjufA.dpuf

1 комментарий:

  1. Бедная Лопато, как же теперь? Когда выясняется, что в ЖЭрмитаже обожают Фаберже? Рука Монарха подарила яйцо з миллиард, которое магическим образом из частной коллекции Сергея Иванова из Баден-Бадена перекочевало в белыручки президента и прямо из них в коллекцию музея. ....

    ОтветитьУдалить