суббота, 18 октября 2014 г.

Доцент кафедры ДПИ Хабаровского Государственного Гуманитарного Университета А.А. Голобоков , Руководитель мастерской флорентийской мозаики. «Современное развитие флорентийской мозаики на Дальнем Востоке»

Флорентийская мозаика на Дальнем Востоке
Основой для появления нескольких школ флорентийской мозаики на Дальнем Востоке послужили профильные предприятия по обработке камня – «Далькварцсамоцветы» с отделениями в г. Хабаровске и с. Красное в г. Николаевске-на-Амуре, а также Хабаровское предприятие «Таежгеология». В этих предприятиях использовались цветные поделочные камни регионов Сибири и Дальнего Востока, где осуществлялась их добыча и разработка месторождений. Из широкого спектра таких камней как: ирнимиты (уникальное месторождение синей  яшмы в пойме рек Ир и Ними Хабаровского края), зеленые кальцифиры, офиокальциты, бруситы, родониты, красной дальневосточной и полосчатой яшмы, датолитового скарна (месторождение Приморского края), магнезита белого  цвета, ядринские агаты (месторождение п. Ядрино Амурской области) и многих других; создавались сувениры (простые образцы каменных пород, эффектные каменные срезы на каменных подставках), мелкая глиптика, письменные приборы, шкатулки, ювелирные вставки – кабошоны для брошей, колец и серег.
В 1979 году в Хабаровске было построено здание Дом приемов (здание Конференц-зала к XIV Тихоокеанскому конгрессу), для принятия официальных делегаций и проведения конференций различного уровня. По проекту архитектора Ю.В.Подлесного центральное фойе Дома приемов решено было украсить декоративным элементом на тему дальневосточной природы, символизирующее богатство края. В отделке всего здания и интерьеров были применены камни из местных месторождений - граниты, мраморы, кальцифиры. Эстетическим завершением и главным узлом всего внутреннего декора был утвержден проект монументального панно в стиле ФМ, что было первым опытом в зданиях подобного типа на Дальнем Востоке. Реализация задачи была поручена заслуженному художнику РФ Павлишину Г.Д., блестящему иллюстратору многих книжных изданий посвященных культуре Дальнего Востока, прекрасно владеющему техникой акварели, знатоку животного и растительного мира природы Дальнего Востока, знатоку местных этносов.
 Палишин Г.Д. привлек для работы двух мастеров по камню Рюмина В.Г. и Шегурова С.И. имевших большой опыт работы с камнем. Техника флорентийской мозаики осваивалась этим творческим коллективом на месте, неоценим был их предыдущий опыт работы и знания в области применения камня. Созданное в 1979 году уникальное панно «Поэма о Приамурье» ( 4м х 3м ) было по достоинству высоко оценено. Это событие можно считать отправной точкой в истории появления флорентийской мозаики на Дальнем Востоке.

Создание панно послужило толчком для дальнейшего образования многих школ флорентийской мозаики  отдельными авторами, группами, начавшими творческие поиски в этой технике. Многие из них, не имея методик, практики, но имевшие огромное желание повторить, скопировать и улучшить достижения флоренийской мозаики, зафиксированные в панно «Поэма о Приамурье», стали создавать кооперативы (в духе времени начала 90-х годов ХХ века). Закупая камнецветное сырье в геологических предприятиях, закупая и самостоятельно изготавливая оборудование по камнеобработке с применением алмазного инструмента, шлифовальных станков, корундовых абразивов было налажено производство дальневосточных ФМ. В этот период становления ФМ на Дальнем Востоке были созданы многочисленные образцы мозаик малого формата (в среднем 30х40,40х50см) и несколько больших композиций (3х2м)(4,5х6м). Большинство из этих работ не отличались высоким профессиональным мастерством, имели примитивные композиции и колористические решения. Некоторая часть композиций ФМ просто копировались с известных художественных произведений, и перевоплощалась в камне. Это объяснялось тем, что многие мастера не имели элементарных навыков рисования. Отдельные профессиональные художники, мастера мозаичисты  вели поиски с применением ФМ, в большом монументальном формате.
 

Интерьерное Панно «Тайга» автор Федотов 7х5 метров

К началу 2000-х годов, в результате селекции, в этой технике сохранились и продолжили свою деятельность самые стойкие мастера и авторы. Часть из них были профессиональными геологами, не имевшими художественного образования, но имевшими богатую палитру камней, большой общекультурный опыт,  ощущение меры и вкуса, таким образом, они, в полной мере, обрели чувство каменного мозаичного стиля. Другие мастера смогли развить свои поиски и навыки, перейдя в крупные золотостарательские артели, где по достоинству оплачивались создаваемые ими каменные произведения. Надо отметить,  что такие артели, как «Амур», «Восток» и т.п. имели возможности  геологических разведок камнецветного сырья и их поставок для собственных мастерских ФМ, где была создана высокотехническая оснащенность камнерезного дела.

«Тигр»50х60см, автор Ю.Федоров (геолог)


  «На сиреневой планете» 61х45 см, автор Б.Фомин (геолог)


«Цапля» 48х32см,  автор В.Рюмин (мастер-камнерез)

  «Орел» 52х33см, автор В.Кондратенко (архитектор)

 «Тигр»38х70см, автор Г.Беликов (художник)
«Тигр» 30х43см,автор И.Ершов ( мастер-камнерез “Таежгеология”)


«Архангел Гавриил»61х48см, автор А.Голобоков (архитектор)

  «Античное»75х55см, автор Г.Павлишин (Народный Художник РСФСР)

В свете этих событий на художественном рынке Дальнего Востока  сложилась культура восприятия, критерии оценки и ценность ФМ, как станкового произведения. Специализированные магазины, салоны, галереи охотно принимали на реализацию эти произведения. Музеями Дальнего Востока, галеристами, искусствоведами были даны объективные оценки мозаик. Однако массовым продуктом ФМ не стала, в  силу немногословности авторов, длительности и трудоемкости изготовления флорентийской мозаики. При этом актуальность и востребованность ее постоянна. Вследствие редкости ФМ на арт-рынке,  цена на нее все время растет. К сожалению, дальневосточные мастера ФМ зрелые люди, не передающие опыт, школу, наработки молодому поколению художников.
 В сегодняшние дни среди дальневосточных элит считается лучшим и наиболее респектабельным подарком вручение ФМ, их вручают VIP персонам посещающим Дальний Восток, российским деятелям политики и культуры, коллегам по бизнесу в России и особенно за рубежом, где технологичные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, примыкающие географически к Дальнему Востоку, не имеют произведений такого сорта и уровня. Не «современная» чистота классического флорентийского стиля, его уникальность, самобытность и возможно некоторая «отсталость» создает свежую  конкуренцию модным смешанным и традиционным техникам представленным на арт-рынках и выставках Австралии, Новой Зеландии, Японии, Китая, Сингапура и Южной Кореи. Современная российская буржуазия охотно украшает свои особняки, каминные залы, кабинеты, мебель, бассейны элементами ФМ. Желая отметить свою индивидуальность и прочное положение в бизнесе, многие бизнесмены готовы делать заказы для отделки офисов зданий, фойе банков, загородных резиденций полноценными,  масштабными, монументальными панно ФМ. Эта вечная тема и тяга человека к вечным краскам ярким природным камням самоцветам – символам твердости, стойкости, неистираемости, полировки и глянца, постоянна.

Анатолий Анатольевич Голобоков









MINING INDUSTRY AGENCY
FOR DISSEMINATION OF RUSSIAN MINERALS
A.K. Denisov (Uralsky) and Co
St. Petersburg, Moika 42, near Police bridge

CARL FABERGÈ MEMORIAL FUND



A.K. DENISOV-URALSKY
(1864 – 1926)


ORDER PRESENTATION CERTIFICATE
GOLOBOKOV ANATOLY ANATOLIEVICH

Awarded by the international decoration of Fabergè Memorial fund-
Great Order of Alexey Kozmich Denisov –Uralsky (1864-1926)
for the outstanding contribution towards development of
russian stonecutting and jeweller’s art, for many years of
fruitful activity, for training stonecutters and in
commemoration of 150-st birthday anniversary of A.K. Denisov-Uralsky.


In accordance with the status of A.K. Denisov-Uralsky Order
Golobokov A.A. has been given the title of

“HONORARY MAN OF STONECUTTING SCIENCE”
ORDER BADGE №63

Fabergè Memorial Fund Heraldmaster                                   SKURLOV Valentin Vasilievich
Full holder of Fabergè Order
Holder of Fabergè-Uralsky Order


Members of the Awards Committee:

Holder of Fabergè Order, professor                                       Poltorak Sergey Nikolaevich

Holder of Fabergè Order,                                                       Perevishko Anatoly Ivanovich

Holder of Fabergè Order,
Holder of Denisov-Uralsky Order                                         Pavlov Andrey Leonidocivh


Saint-Petersburg, 30 September 2014





Комментариев нет:

Отправить комментарий