«Черт меня угодил родиться в России
С моим умом и талантом»
Александр Сергеевич Пушкин.
30 мая 2006 года – знаменательная дата: 160 лет со дня рождения Карла Густавовича Фаберже. Родился великий ювелир в Санкт-Петербурге, покинул Петроград 24 сентября 1918 года и умер 24 сентября 1920 года в Лозанне (Швейцария). Прах покоится на кладбище в Канне (Франция).
1866 год. Фирма Густава Фаберже, в которой уже год работает Карл Фаберже, производит первые поставки Кабинету Его Величества.
1886 год. Карл Фаберже исполнил императорское пасхальное яйцо «Курочка с сапфировым яичком».
1896 год. Карл Фаберже исполнил два императорских пасхальных яйца: «Яйцо синей эмали с шестью миниатюрами императора Александра III» и «Яйцо хрустальное с 12 миниатюрами, изумрудом и розами»
1896 год. Карл Фаберже завоевывает высшую награду на Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде – право употребления «Государственного герба».
1906 год. Фаберже исполнил два императорских пасхальных яйца: «Успенский Собор» и «Лебедь» («золотой 72 пробы, высеребряный»).
1916 год. Карл Фаберже исполнил два императорских пасхальных яйца: «Георгиевское» и «Стальное».
1916 год. Карл Фаберже преобразует свое личное предприятие в Товарищество с уставным капиталом в 3 млн. руб.
Пытаясь осмыслить феномен Карла Фаберже в русской истории, мы попытались очертить круг исторических проблем и географических обстоятельств, способствовавших возникновению гения Фаберже на российской почве, познать генезис творчества великого ювелира.
ДЕТСТВО.
Карл Фаберже помнил открытие железной дороги из Петербурга в Москву (1852 год), открытие железной дороги на Варшаву и Берлин, что позволило ему чаще ездить к отцу и матери в Дрезден. Открытие «чугунки» в Гельсинфорс привлекло в Петербург талантливых финских ремесленников-ювелиров. Детские годы Карла прошли в самом центре Петербурга. Он помнил переезд из дома № 11 по Большой Морской в более просторное помещение в доме Руадзе (1854), напротив, в доме по Большой морской, 18 (в 1874 году дом поменял нумерацию на № 16). Через стену с магазином ювелира помещалось кафе французского ресторатора Дюваля. Лучшие рестораны в Петербурге держали французы. В 1870-1880-х годах здесь шла активная ночная жизнь. Помещики проживали последние деньги, полученные за выкуп крестьян. Среди ночи могли вызвать ювелира и одарить певичку тысячными драгоценностями.
В Анненшуле Карл учился полтора года (1858-1959 годы). В феврале 1960 года выехал в Германию. Добираться в Анненшуле можно было и пешком. Дорога минует Казанскую улицу, которая называлась еще Средней Мещанской. Это была «петербургская улица Сен-Дени» и получила известность не финнами-ювелирами, которые начали здесь селиться только в 1870-е гг., а «чухонками», особами лёгкого поведения. В дальнейшем чухонки становятся самой надёжной прислугой, поскольку умеют держать язык за зубами, чистоплотны и трудолюбивы.
Детство Карла Фаберже прошло при свечах. Затем наступило время керосиновых и газовых ламп. Газовое освещение было в новинку. Электричество пришло к концу 1880-х годов. Партнер Карла Фаберже, фабрикант Карл Фёдорович Верфель купил в 1893 году здание фабрики на Обводном канале у изобретателя Яблочкина, того самого, что осветил своими электродуговыми фонарями Париж на Всемирной выставке 1889 года.
Фаберже был не чужд прогрессу.. Его фамилия встречается среди первых клиентов телефонной станции в начале 1880-х гг. Это было дорогое удовольствие, дороже чем первые мобильные телефоны в наше время.. Главная телефонная станция города была в доме № 22 по Большой Морской. Карл купил дом № 24 по соседству. В 1898 году. Дружба с телефонистами стала притягательной. В 1966 году уже сам дом Фаберже заняло Городское телефонное управление и владеет домом до сих пор..
Карл Фаберже помнил ещё Крымскую войну, англичан и французов в качнестве врагов России. Ювелирная фирма «Никольс и Плинке. Английский магазин» (Невский проспект, 16) срочно убрала название «английский». В Анненшуле собирали деньги в пользу раненых воинов. Дедушка из Пернау сообщал, что ждут английский десант. Получили развитие русские ювелирные и золото-серебряные фирмы: Сазиков, Овчинников, Губкин, Морозов. Граф Строганов в 1867 году нашел «керченские драгоценности» и посылает их в Эрмитаж. Кард Фаберже приступает к реставрации скифских украшений. Гравёр Израил Рухомовский в конце 1890-гг., будучи великим продолжателем Фаберже по части копирования, настолько искусно исполнил подобные вещи на скифскую тему, что его знаменитая «тиара Сайтаферна» была признана подлинной и приобретена за 200 тыс. франков в Лувр. На юге России начала процветать торговля вещами из курганов. Это был уже серьёзный бизнес. В то же время в середине 1860- гг., к моменту возвращения Карла из Европы, в Америке идет гражданская война. Великий князь Алексей Александрович, будущий великий клиент фирмы Фаберже, посещает Северные штаты.
Карл помнит императора Николая I с его любовью к порядку и строжайшей регламентации и запретом на выдачу заграничных паспортов. Аристократы вынуждены были отдыхать на Кавказе и в Крыму. Император Николай Павлович (старше Карла Фаберже ровно на 50 лет) помнил, что, что декабристы набирались идей свободы в Париже. Родись Карл Фаберже раньше, вряд ли он смог получить загранпаспорт и увидеть Европу.
Времена Александра II Освободителя отличались невиданным количеством ювелирных подарков, большим количеством генеральских должностей. Этому положил конец его сын император Александр III, который ввёл режим экономии. Огромного роста, он предпочитал жить в небольших помещениях и воспитывал в таком же духе сыновей. Однажды просматривая ведомость расхода продуктов, император увидел строку с расходом в несколько сот апельсинов. Он очень удивился, поскольку апельсинов не ел и не утвердил этот расход. Императорское яйцо «Несессер» 1889 года стоило только 1900 руб., в то время как в 1913 году император Николай II выложил за императорское «Ледяное яйцо» (боле 6 000 бриллиантов) сумму в 24 600 руб. – годовой оклад премьер-министра. В советских учебниках истории его представляют грубым пьяницей и невеждой. Между тем, он с помощью художника Боголюбова собирал художественные коллекции. Супруга царя датчанка Мария Федоровна не поддерживала стремления мужа к аскетизму. Она любила украшения, особенно сапфиры с бриллиантами. Среди прочих известных ювелиров Санкт-Петербурга, она отдаёт предпочтение Карлу Фаберже. Именно для Марии Фёдоровны Карл Фаберже исполнил в 1885 году первое из императорских пасхальных яиц, что ускорило присвоение ему в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Александр III в искусстве «из принципа предпочитал всё русское» (Франц Бирбаум), а его сын Николай во всём старался подражать отцу. В древнерусском, старорусском, современном русском и новорусском стилях работала Серебряная фабрика фирмы Фаберже в Москве (после 1890 года) и не испытывала дефицита заказов.
Император Николай II, также начал супружескую жизнь с переделки помещений во вкусе молодой супруги, которая превратила роскошные ампирные пространства Александровского дворца в большую буржуазную квартиру. Перечисление этих особенностей отношений царей к жилищу и быту позволяет понять специфику работы Фаберже со своими венценосными клиентами.
Молодость Карла Фаберже прошла в условиях активной реформаторской деятельности императора Александра ( в 1870-х года. Карла Фаберже можно назвать «дитя перестройки». Кстати, термин «перестройка» впервые употреблялся уже в те годы. Для Карла Фаберже это было время женитьбы (1972 год), рождения и воспитания детей, накопления профессионального опыта (получение звания «мастера золотых дел ремесла» в 1882 году), время увлечения театром и балетом, начала коллекционирования. Фаберже наблюдает объединение Германии канцлером Бисмарком, её экономический рост и возвышение. Предки Карла 111 лет прожили в Германии, в роду немки. Отец и мать Карла проживают в Дрездене. Карл ещё в 1870-х гг. размещает некоторые заказы на серебряной фабрике в Бремене, покупает камни в Оберштейне и Пфорцхайме, участвует в промышленной выставке 1885 года в Нюрнберге. Министр Витте, по примеру Бисмарка, вводит в середине 1890-х гг. высокие пошлины на ввозные товары, с целью поощрения собственного российского производства. Это благотворно сказывается на развитии национального ювелирного производства.
ГЕОГРАФИЯ.
Огромные пространства русской империи. Стремление в освоению этих пространств. Экспансионистское развитие рынка. На глазах Фаберже произошло завоевание Туркестана, выход на Афганистан, соприкосновение с Персией. Это все лучшие клиенты Фаберже: шах персидский, эмир бухарский и хан хивинский. Не случайно в альбоме художника фирмы Евгения Якобсона есть картинка: «Гурье (заведующий магазином Фаберже) и восточный человек». Пример подарка персидскому шаху – настольный прибор от Фаберже из нефрита и золота, стоимостью в 15 тыс. руб.
На памяти Фаберже освоение Дальнего Востока. Японская война, потеря имущества фирмы в Харбине в 1905 году. Московский партнёр, англичанин Алла Боу не выдержал стагнации рынка, вызванной войной и продал Лондонский магазин, хотя Фаберже просил его потерпеть. Фаберже вынужден был открывать новый, уже собственный магазин в столице туманного Альбиона. Особенность русского рынка – терпение.. Еще ода особенность – отсутствие ритмичности. Рынок развивается рыками, от заказа к заказу. Огромные заказы 1896 года, на коронацию. Всплеск зарубежных заказов после успеха на Парижской выставки 1900 («некому работать, кто будет выполнять заказы»). Заказы 1904 года, в связи с рождением наследника, неисполнимые заказы к 300-летию Дома Романовых, чем поспешили воспользоваться профсоюзы ювелиров и потребовать повышения оплаты. Необходимость исполнения срочнейших заказов в сжатые сроки. Работа днем и ночью, затем непонятное безделие месяцами. Два пика работы и продаж в течение года: на Рождество и Пасху Отсутствие регулярности и системы, что отмечал Франц Бирбаум. «Но, всё равно, русского ремесленника я ставлю на первое место по его талантливости».
Географический фактор. Некоторые крестьянские семьи живут в одном месте столетиями. Не такова семья Фаберже. После того, как в 1685 году предки Фаберже покинули Пикардию, они пересекли на Восток всю Европу. Тяга членов семьи Фаберже к путешествиям. Перечислять географию путешествий семьи Фаберже, это всё равно, что перелистывать проспект Всемирного туристического бюро Кука. Был в начале XX века такой англичанин, устраивал кругосветные путешествия по любому классу комфорта. Агафон Карлович Фаберже совершил в 1898 оду свадебное путешествие на Восток: Египет, Индия, Индокитай, Китай, Япония. Евгений Фаберже ездил туда же, но посетил больше городов. Два раза был в Шанхае Александр Фаберже, знал две тысячи китайских иероглифов, мог читать китайские газеты. Николай Фаберже был в 1911 году на коронации нового сиамского короля.
Западному читателю будет понятно, если сравнивать освоение Азиатской России с освоением Американского Запада. Экономическое и политическое завоевание Калифорнии дало колоссальный толчок развитию Северо-Американских Соединённых Штатов.
XX век закрыл эпоху географических открытий. Но ещё в начале века в героях ходили полярники, как в 1960-х гг. космонавты. У Фаберже в каменных игрушках популярный персонаж – белый медведь на льдине, пингвины, морские львы. Это сейчас все знают пингвинов, а в начале XX века дети изучали географию и зоологию по фигуркам Фаберже. Да что пингвины. В России, еще в первой половине XIX века прогулка слона по Невскому проспекту вызывала ажиотаж. Купец Гагенбек зарабатывал большие деньги на экспорте зверей. Газеты сообщали о происшествии 1888 года в Гамбурге, когда стадо слонов привезенных Гагенбеком , разбежалось по городу, давя и калеча перепуганных бюргеров. В России очень любили слонов. Начиная с Петра всегда был царский слон. Это был подарок персидского шаха. Слон шёл пешком из Персии полгода. Фаберже исполнил около 1200-фигурок 1500 слонов из разных материалов. Настольной книгой для детей и взрослых в буржуазных семья была «Жизнь животных» Брэма. Коммунистическая идеология безуспешно боролась со «слониками», объявляя их «мещанскими пережитками», а кооператоры зарабатывали хорошие деньги, штампуя слоников из мягкого камня и фарфора. В Собственном садике Гатчинского дворца и сейчас сохранилась каменная плита, на которой написано «Попочка какаду». Это могилка любимого попугая императрицы Марии Фёдоровны, матери последнего русского царя. Последней незаконченной работой Карла Фаберже в 1917 году была поющая птичка. Что она собиралась пропеть? Карл Фаберже у себя на даче в Левашово часто напевал: «Люди гибнут за металл!», арию из оперы «Фауст» (из воспоминаний внука ювелира, проф. Александра Фаберже).
НАЦИОНАЛЬНОСТИ.
Разнообразие национальных типов России. Еще во времена императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины Великой появляются фарфоровые фигурки «Национальные типы Российской империи». Эти фигурки уже два с половиной века кормят фарфоровые заводы и антикварные магазины. Отсюда знаменитые каменные фигурки Фаберже серии «русские типы». Особенность всех империй, в том числе Британской, Австро-Венгерской, Турецкой или Германской – в «разноцветности», полифоничности художественного восприятия мира разными народами и национальностями, населяющими империю. Фирма Фаберже использовала всё богатство камней огромной империи.
Фирма Фаберже – плавильный горшок наций. «ювелирный Интернационал» фирмы был осознанным выбором Карла Фаберже. Биографа фирмы Г.Ч. Бэйнбриджа изумлял руководитель зарубежного отдела фирмы Пауль Бломериус, который говорил на всех языках Европы. Все члены семьи Фаберже знали по несколько языков. Для Карла Фаберже критерием выбора сотрудника была не национальность, а талант художника и мастера. .Другим критерием, была успешность художника. Карл Фаберже брал только лучших выпускников Училища барона Штиглица, прошедших зарубежную стажировку. Сам он в молодости пять лет провёл за границей: в Германии, Англии, Италии и Франции. В английском флоте в послужном списке офицеров была графа: «сопутствует ли офицеру удача». Если ответ был положительным, то офицера продвигали по службе. Будь художники и сотрудники фирмы Фаберже офицерами британского флота, они давно были бы адмиралами. Большинство художников фирмы, ещё во времена сотрудничества с фирмой или позднее стали профессорами и академиками. Карл Фаберже предвосхитил понятие «европейского сообщества». Но это не значит, что он игнорировал национальную специфику и обезличивал её. Когда потребовалось исполнять заказ для сиамского короля, художники фирмы капитально изучили сиамский орнамент, и сделали для себя открытие, что это совсем не китайский и не индийский, а совершенно художественно самостоятельное явление. Конечно, после такой художественно-этнографической подготовки, фирма стала желанным поставщиком сиамской аристократии
БИЗНЕС ПО-РУССКИ.
Слово «бизнес» не употреблялось в России так часто как сейчас. Говорили «дело». «Дело Фаберже». У русского бизнеса есть были и остаются свои особенности. Большое влияние вероятностного фактора, непредсказуемость, стохастичность. Можно быстро разбогатеть, но еще быстрее всё потерять. «Нельзя держать яйца в одной корзине» . – один из принципов Фаберже. Поэтому многопрофильность фирмы, гибкость производственно-технологической базы, способность перестраиваться, умение выжидать, умение считать и предвидеть, способность не складывать оружие при трудностях. Недаром, в записной книжке Евгения Фаберже находим изречение Карла Фаберже: «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. Успех достигается работой и бережливостью» (Архив Татьяны Фаберже).
Еще одна особенность русского бизнеса – зависимость от государства. Карл Фаберже активно работал с государственными структурами, в частности с Кабинетом его Величества (для которого исполнил более 6000 вещей), армией и флотом, различными министерствами.
Особенность бизнеса по-русски. Вера в честное купеческое слово, отсутствие бумажной документации. «Карл Фаберже не любил бумаг, не оставил записей», - констатирует его биограф Г.Ч. Бэйнбридж. Это совсем по-русски. Неразвитость юридических отношений. Судебные реформы Александра II начались ещё во времена начала деятельности Карла Фаберже и он испытал все прелести становления этого непростого дела. Протекционизм. Замкнутость дворянства, тем более, высшей аристократии. Даже Г.Ч. Бэйнбридж, руководитель Лондонского филиала Фаберже, пишет, что только через несколько лет работы в фирме, он узнал, что Фаберже исполняет для царя ежегодно сложные, дорогостоящие пасхальные яйца. Тем почётнее роль Фаберже, который гордился званием «российского купца», никогда не отказывался от своего происхождения, достиг звания мануфактур-советника и не просил о переводе в дворянское сословие, как братья-ювелиры Болин.
Как любой бизнес, дело Фаберже подчинялось мировым экономическим законам, которые действуют столь же неотвратимо, как наступление дня и ночи.
Как бизнес особого рода, связанный с производством предметов искусства, ювелирное дело подчинялось законам искусства.
Как бизнес, связанный с оборотом драгоценных металлов и камней, дело Фаберже в периоды войн и революций переживало чрезвычайные испытания, подчиняясь законам обращения золота. Достаточно сказать, что с началом Первой Мировой войны был запрещён размен бумажных денег в золото, а получение бриллиантов из Антверпена и Лондона стало делом подвига. Платина к 1917 году подорожала к уровню 1913 года в четыре раза.
Наконец, кроме законов капиталистического расширенного воспроизводства, существуют законы искусства, которые нередко вступают в диалектическое противоречие с законами производства. Большой художник торит по законам, которые сам себе устанавливает. «Он сам себе судья!», можно сказать про Фаберже. «Хулу и клевету приемли равнодушно», - сказал поэт. Могут сказать, что Фаберже не знал хулы. Это не так. Помимо хулы, в советское время творчество Фаберже испытало забвение. А это хуже хулы. Ещё в 1980-1990-е годы заслуженные советские искусствоведы через губу роняли: «Ну что такое Фаберже? Что такое пасхальные яйца? Золотые матрёшки с бриллиантами!». Другие говорили об «одиозном мастере» (то есть, вызывающем неприязнь), «работы которого явно безвкусные, с налётом пошлости». «Неоригинальность идеи», «дань откровенному натурализму», «кич» - вот далеко не полный перечень обвинений. Есть такие искусствоведы и сейчас. Но не они определяют направления развитие русского ювелирного искусства, а животворящий родник творчества великого Карла Густавовича Фаберже. Русские ювелиры низко кланяются тебе в пояс. Спасибо, Карл Густавович, за то, что ты был и есть у нас. Тысячу лет тебе!
ВРЕМЯ ФАБЕРЖЕ.
Чтобы понять Фаберже, надо попытаться понять Россию…Но возможно ли это. На этот вопрос ответил Фёдор Тютчев: «…В Россию можно только верить». Ученые рассуждают об особенностях русского национального характера, национальной идее, которая выражается в национальном искусстве. Однако, что такое национальное искусство? Фольклор? Матрёшки? Мужик, танцующий комаринского? Нет, этого мало. Ещё Гоголь отмечал, что русское народное искусство – это не кокошники и сарафан, а русский дух.
Вряд ли Фаберже мыслил столь глобально, а был человек большого ума. Как художник он отвечал на эти вопросы интуитивно, давал своё понимание потребностей эпохи. Карл Фаберже был безусловно русский патриот. В паспорте, в графе «национальность» без сомнений указывал «русский». В Россию приехал еще его дедушка, предки со стороны бабушки жили в России еще с момента покорения Лифляндии (1710 год), отец, сыновья и внуки Карла родились в России. С Россией Карл был связан тысячью нитей.
Бирбаум пишет о русской тройке, гимназистке с розовыми щеками. У Бирбаума была жена, русская. Её звали Екатерина Яковлевна Александрова. Так может писать только человек, который это пережил. Наверное, гимназистка, это и есть Катя. Брюс Локкарт, битанский разведчик, пишет о русском бесшабашном разгуле, ночной тройке, мчащейся к «Яру». Русский размах, типичный русский ночной разговор. «Посмотри вокруг». Это не свобода, это воля! Полная луна зимой, снег, крепчайший лёд на Неве, по которому катили трамваи. Гитара, цыгане. Отсюда каменная фигурка московской цыганки Вари Паниной, исполненная камнерезами фирмы.
ЛИЧНОСТЬ.
Карла Фаберже можно назвать исторической личность не только потому, что этот харизматический человек сам стал частью истории. Но ещё и потому, что он сам творил историю и наблюдал много исторических событий. Прорыв в развитии фирмы во второй половине 1880-х годов, скачкообразное увеличение численности и объемов производства стали итогами развития за 25 лет. В 1860 году Карл, 14-летний подросток, покинул Санкт-Петербург и вместе с другом, сыном придворного ювелира Юлиусом Бутцем поехал в Европу изучать искусство, ювелирное дело и коммерцию. Затем возвращение в Россию (1865 год), 20 лет каждодневного труда, самообразования, постижения тайн профессии, работа «ювелиром Императорского Эрмитажа» (неоплачиваемая должность).
Фаберже был современником Толстого, Достоевского, Чехова, Максима Горького, Чайковского, Римского-Корсакова, Нобеля, Кшесинской, Левитана, Дягилева, Юсупова, Керенского, Ленина. Он пережил четырёх императоров. Высшей наградой из Кабинета Его Величества был бриллиантовый портрет императора. Иногда таких портретов было несколько в одном знаке, если награждённый служил нескольким императорам. Если бы Фаберже заслужил бы такую награду, награждён, то носил бы на груди «бриллиантовый медальон с четырьмя портретами».
Карл Фаберже много видел и знал, накопил огромный человеческий опыт. Он был природным человеческим психологом.
Он много помнил. Карл застал ещё времена крепостного права. Ему было 15 лет, когда была дана воля крестьянам. Гигантские массы крестьян вырвались в города. Был колоссальный выбор из народной массы одарённых людей, выбор природных талантов, среди которых был Михаил Перхин. Таланты, как алмазы, кристаллизовались при огромной температуре и неимоверном давлении. В этом отличие «университетов» русских самородков от западного систематического профессионального обучения.
ВРЕМЯ ФАБЕРЖЕ.
Россия рубежа XIX - XX веков. Энтропия нации (внутреннее напряжение энергии) достигает предела. Внутренний подъём. Стили, мода меняют друг друга с калейдоскопической быстротой. Серебряный век русской культуры. Свою лепту вносит и Фаберже. Никогда еще не было сделано столько серебро-платиновых вещей, как в 1907-1914 гг. Смотри знаменитые ювелирные изделия «с морозгым узором» - заказы для Эммануила Нобеля. «Чем будем удивлять?» - любимый вопрос Сергея Дягилева перед его триумфальными поездками в Европу. Россия пережила все стили, все художественные «..измы». Если Карл Фаберже – величайший знаток и поклонник классических европейских стилей, а его брат Агафон - знаток восточных стилей, то друзьями Александра Карловича Фаберже были уже не академические художники, а футуристы. В изделиях Фаберже уже в начале 1910-х годов заметны признаки стиля, получившего развитие в послевоенной Европе – декоративного стиля, по-французски «ар деко», триумф которого пришёлся на Парижскую художественно-промышленную выставку 1925 года.
ТЕКСТОВЫЕ ВРЕЗКИ.
В Отчёте генерального комиссара Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 году отмечалось, что «фирма ФАБЕРЖЕ заняла почётное место среди ювелиров и получила многочисленные заказы, распродав почти всё привезённое». Из Отчёта узнаём, что «придворный ювелир, оценщик Кабинета Его Величества К.Г.Фаберже числится «заместителем члена международного жюри по классу XV «Группа разного рода производств».
Журнал НИВА (1900, № 31, с.619) критически оценивает коммерческую сторону на Всемирной выставке в Париже:
«Большой интерес возбуждает также серебряный кованый, с эмалью иконостас работы ОВЧИННИКОВА, по рисунку художника В.Васнецова, и серебряные изделия этой фирмы, затем фарфор и стекло Императорского фарфорового завода. Прекрасна также ювелирная работа поставщиков двора КЁХЛИ и ФАБЕРЖЕ. Как видит читатель, немногим мы могли похвастаться; но впечатление в бесцельности в коммерческом отношении этого отдела усиливается, если обратить внимание на то обстоятельство, что всё, что в нём есть лучшего, предназначено не для продажи. Спросите представителя ФАБЕРЖЕ или ОВЧИННИКОВА, и они вам ответят, совершенно откровенно, что участвуют лишь потому, что получили приглашение от правительства; для них иностранного спроса и не нужно, так как они и не хотят и не могут, за отсутствием рабочих, увеличивать своё производство».
В журнале МИР ИСКУССТВА (№ 17-18, 1900) в статье «Письма со Всемирной выставке» Александр БЕНУА хвалит и критически оценивает художественную и эстетическую ценность произведений ФАБЕРЖЕ:
«Однако справедливость требует выделить витрину ФАБЕРЖЕ, если и не блещущую оригинальностью, то изумительную по чистоте отделок выставленных вещей и замечательную полной выдержанностью в старинном вкусе; такова, например, принадлежащая Государыне Императрице коллекция очень изящных пасхальных яиц в виде часиков, урн, корзиночек и т.п. предметов в стиле Louis XVI, украшенных эмалью и драгоценными камнями».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий