суббота, 17 января 2009 г.

СОБАКИ.

Год СОБАКИ. Собачки от Фаберже.

  Как известно, 2006 год – это год СОБАКИ по восточному календарю. Карл Фаберже, один из первых широко использовал в своей коммерческой деятельности восточный календарь. Годами Собаки были 1886, 1898, 1910. По архивным документам нами учтено 64 собачки продукции фирмы Фаберже. Фирмой Фаберже исполнено порядка 300-360 собачек. В конце 1909 и в 1910 году фирма исполнила 10 собачек из разного камня.
  Франц Петрович Бирбаум, главный мастер фирмы, упоминает в своих мемуарах «миниатюрные скульптуры – портреты любимых собачек», например, «любимого французского бульдога артистки Элизы Баллетта, исполненного по заказу великого князя Алексея Александровича". К сожалению отсутсвуют архивные сведения о покупке каменных собачек балериной Матильдой Кшесинской. Впрочем, ей много дарили. Не знаем о знаменитых собачка княгини Занаиды Юсуповой. Знаем только портрет кисти Валентина Серова, где княгиня изображена со шпицем на коленях. Легенда рассказывает, что, когда в магазин приходили высокопоставленные клиенты с детьми, то Карл Фаберже давал детям для игры каменную собачку.
  Как отмечал первый биограф Фаберже, Г.Ч.Бэйнбридж, «камнерезные фигурки животных разнообразны и многочисленны, все фигурки отличаются дружелюбием и здоровьем. Не все они выполнены одинаково вдохновенно, но большинство таких животных выделяются живостью и очарованием». Далее, автор дает совет, как по признаку упитанности отличать вещи Фаберже: «Прежде всего они должны быть хорошо упитанными. Никто не купит тощую и грустную зверушку, когда можно купить веселое и сытое животное». Именно таких "веселых и сытых" собачек видим мы у Фаберже.
  Самая дорогая по цене фигурка – «французский бульдог окаменелого дерева с бриллиантами». В конце 1914 года эта фигурка была отправлена сиамскому королю, но по какой-то причине сделка не состоялась, и в 1916 году «бульдог» был продан в Лондоне богатой американке г-же Мэнгоу за 90 ф.ст. (855 руб., при себестоимости исполнения 520 руб.). Чтобы понять, что это за сумма, отметим, что номер гостиницы «Ритц» с ужином стоил полфунта, а месячная зарплата ювелира-англичанина, работавшего в Москве у Фаберже составляла 16 фунтов стерлингов.
  Фаберже исполнял и серебряных собак. Одна из них, серебра 90 пробы, продана в 1909 году через Лондонский магазин. Другая представляет из себя «лампочку для прикуривания».
  ПОРОДЫ. Чаще всего встречается просто «Собака» или «Собачка» - 22 раза. Бульдоги – 11, Мопсы (мопсики) – 10 раз, терьеры – 4, таксы, пудели и шпицы – по 3 раза. По одному разу встречаются породы: Борзая, Скотч-терьер, Фокстерьер, Японская собачка. Мопс последний раз встречается в нашем списке в 1908 году, когда фигурку купил английский король Эдуард VII. В 1907 году начитается эпоха бульдогов. Их исполнено в 1907-1916 году 11 штук, что объясняется ориентацией на английский рынок.
  ВРЕМЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. За период 1894-1900 гг. исполнено 20 фигурок собак на общую сумму 1 930 руб., то есть около 100 руб. за фигурку. Только "Шпиц халцедоновый» приобретен в 1894 году императрицей Марией Федоровной за 350 руб., и «собака халцедоновая", стоимостью 200 руб. куплена в том же году в складчину детьми царя для подарка матери. Собственного камнерезного производства фирма Фаберже тогда не имела. Это был период Верфеля и германских камнерезов.
  МАСТЕРА И ХУДОЖНИКИ. Как отмечает Франц Бирбаум, «когда художественные недостатки работ Верфеля и Оберштейна побудили фирму открыть собственную мастерскую, то приглашен был управлять этой мастерской художник П.М.Кремлев, окончивший Екатеринбургское художественное училище и посвятивший себя камнерезному делу. Под его руководством класс работ сразу повысился. Исчезла прежде всего ремесленная сухость исполнения, отличавшая работы Верфеля и Оберштейна. Многие работы исполнялись Кремлевым лично. Работа, правда, обходилась значительно дороже, чем в Оберштейне…».
  Справедливости ради, следует отметить, что еше в 1880-х гг. удачно лепил фигурки мопсов скульптор Артемий Обер, сотрудничавший с фирмами Верфеля, бр. Грачевых, Овчинникова и Фаберже. До 1905 года на фирму Фаберже работал скульптор-анималист Василий Грачев, по определению журналистки Ольги Базанкур – «лучший анималист России».
  Вместе с Кремлевым в Петербург с Урала прибыл художник-камнерез Петр Дербышев, которого Бирбаум аттестовал как «лучшего камнереза Европы», а затем и выпускник Екатеринбургского художественного училища талантливый Николай Владимирович Куликов. В 1902, 1905 и 1906 гг. продажи собачек не было, что связана с застоем рынка (1902 г.) и русско-японской войной. В 1907 году исполнено только 2 собачки, но уже в 1908 году – сразу 8 штук. Этой прорыв обхясняется приходом в фирму Фаберже выдающегося скульптора Бориса Оскаровича Фредмана-Клюзеля, с осени 1907 года активно моделировавшего различных животных на ангшлийской королевской ферме в Сандрингаме. С 1911 года у Фаберже работали талантливые анималисты Евгения Илинская и Георгий Малышев. Фигурка Малышева «Мопс» была приобретена Академией художеств для музея и он получил премию Академии в 2 000 руб.
  ПОКУПАТЕЛИ. Среди покупателей чаще всего встречается императрица Мария Федоровна. Она купила у Фаберже 17 фигурок собак, в том числе 6 мопсов. Известно, что члены семьи Александра III называли друг друга "мопсами"; это было любимое семейное прозвище, а «Главным Мопсом" был сам имперпатор Александр III. Замечено, чтособак любят молодые женщины, воспитывающие детей. Любили собак и дети императрицы Марии Федоровны. В Собственном садике Гатчинского дворца до сих пор сохранилось несколько каменных плит на могилах собок - домашних любимцев, в том числе любимой собаки Камчатки. 
  Императрица Александра Федоровна приобрела у Фаберже 7 фигурок собак, и все в перил 1896-1899 гг.
  Через Лондонский магазин Фаберже лучше всех приобретала английская королевская семьи – 7 фигурок собак и барон Леопольд де Ротшильд или его супруга – 5 фигурок. Королевская семья любила получать каменные фигурки от Фаберже в подарок и поэтому среди клиентов магазина много фамилий английских аристократов. Так, достопочтенная г-жа Р.Гревилл приобрела фигурку королевского терьера по кличке «Цезарь», на ошейнике которого красовалась надпись «Я принадлежу Королю». Подарок этот был любезно принят королем Эдуардом VII. На похоронах Эдуарда VII в 1910 году, переживший своего хозяина живой Цезарь замыкал печальную процессии.
  ЦЕНЫ. Наблюдается качественный скачок в строну увеличения цен, начиная с 1908 года. Через Лондон продано только 4 собачки по сравнительно низкой цене 14 ф.ст. (133 руб.), но зато 13 фигурок – по цене 300 ркуб. И более. Заметим, что средняя заработная плата ювелира в Петербурге в 1910 году составляла 50 руб., а в Москве - 40 руб. Иначе говороя, стоимость собачки превышала полугодовую заплату ювелира. Объяснить такие цены можно только возросшим художественным уровнем изделий, привлечением высококлассных модельеров и камнерезов, в меньшей степени влияли транспортные расходы. Транспортировка фигурок в Лондон требовала наличия лучшего футляра. Футлярам придавалось особое значение, они были дороги.
  МАТЕРИАЛЫ. Из халцедона изготовлено 15 собачек, из орлеца – 8. Кроме того, есть одна «орлецовая подставка под серебряной собачкой». ? фигурок – из обсидиана, 6 – из оникса, 3 – из агата, по 2 – ихз жадеита и топаха. По разу представлены материалы: аметист, гранат, раухтопаз, горный хрусталь, нефрит, сердолик, сардоникс, белый магнезит, сатуарн, окаменелое дерево и просто «камень». Итого: 54 собачки из камня и две серебряные. По 8 фигуркам материал не указан. 
  КОНКУРЕНТЫ. Помимо Фаберже, только три фирмы в России изготовляли камнерезные фантазийные изделия: фабрика Верфеля (которавя контролировалась капиталом Фаберже), хкдожника-камнереза Алексея Денисова-Уральского и мастера Авенира Сумина. Известно, что работали на Картье екатеринбургские кустари, но они же работали и для Фаберже. Сам Картье так ж покупал анималистику у Фаберже.Сведенения о собачках, изготовленных этими фирмами присутствуют в архивах, но цены на эти изделия на порядок ниже, чем у Фаберже. Многие из анималистических фигурок конкурентов выдаются за подлинные изделия фирмы Фаберже, особенно при отсутствии оригинального футляра фирмы. Иногда фигурка от Денисова-Уральского или Сумина помещается в подлинный фитляр Фаберже. Это обстоятельство надо учитывать коллекционерам, чтобы не упрекать напрасно Фаберже за "ремесленный уровень" качества. Художественно «собачки от Фабеже» стояли гораздо выше аналогичных фигурок петербургских и уральских конкурентов.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий