четверг, 15 января 2009 г.

Ледяные узоры Альмы Пиль

Когда думаешь о художнице Альме Терезии Пиль-Клее, поневоле вспоминается сказка о Снежной королеве, хотя на повелительницу льдов она вовсе не была похожа -- скорее уж на милую и скромную Герду. Но в истории русского ювелирного искусства ее имя оказалось связанным со снегом и льдом и eще с праздником православной Пасхи. Альме Пиль принадлежит идея и дизайн двух императорских пасхальных яиц, выполненных фирмой Фаберже в 1913 и 1914 годах. 

Она смотрит на нас с фотографии 1912 года -- повзрослевшая Герда. Темные глаза, круглое лицо с широковатым носиком, маленькая шапочка на пышных волосах, бархатное платье с галунами, браслетка на левой руке. Альма-Терезия Пиль готовится к свадьбе с Николаем Клее, акционером финской компании "Кюммене". А страна готовится к 300-летию Дома Романовых. Это напрямую касается фирмы Фаберже -- она завалена заказами Двора. Традиционные пасхальные подарки для императриц в юбилейном году тоже должны быть особенными. 
Известно, что работа над императорскими пасхальными заказами начиналась чуть ли не на следующий день после Христова Воскресения -- впрочем, большинство мастеров, работавших на Фаберже, были лютеранами, их праздник обычно наступал раньше и не являлся самым главным в году, как у русских. Идеи царских подарков с каждым годом придумывать было все сложнее, в фирме устраивалось что-то вроде мозгового штурма, руководил которым сам Карл Густавович Фаберже, человек креативный и остроумный. На этот раз тема одного из яиц была очевидна -- 300-летие. Такой роскошный, но протокольный подарок готовили для царицы Александры Федоровны. 
А для императрицы Марии Федоровны на этот раз делали вещь безо всякой идеалогической нагрузки, просто красивую. И придумала ее девушка-невеста Альма Пиль, бывшая в фирме Фаберже своим человеком. Сверкающая "ледяная скорлупа" из хрусталя заключает в себе корзиночку с весенними цветами -- жизнь и тепло внутри вечного льда. (Вспоминается сказка "Двеннадцать месяцев" -- про то, как добрая и трудолюбивая сирота добыла для взбалмошной королевы посреди зимы корзинку апрельских подснежников. Сказка советского времени, но автор ее -- Самуил Маршак приходился родственником киевскому ювелиру Иосифу Маршаку, извечному конкуренту Фаберже на малороссийской земле...)
"Снаружи зима, а внутри привет весны", -- так объяснил Фаберже царю идею этого подарка. Весна жизни, любовь, ожидание счастья -- вот что это означало для Альмы Пиль. 
Альма Терезия Пиль -- дочь Кнута-Оскара Пиля, главы московского отделения фирмы Фаберже, родилась в 1888 году. Ее мать Фанни Флорентина была дочерью ювелира Августа-Вильгельма Хольмстрёма, владельца петербургской мастерской, работавшей исключительно на Фаберже, -- именно в этой мастерской были выполнены миниатюрные копии императорских регалий, получившие Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1900 году.
Кнут-Оскар умер в 1897 году, его вдова с детьми перебралась в Петербург, под родительский кров. Опекала сирот вся ювелирная семья: дедушка Август, дядя Альберт, художница тетя Хильма Алина. Не оставлял их вниманием и сам Карл Густавович. Однажды он спросил Альму, какой подарок она хочет получить на день рождения. "Слона, настоящего, живого", -- ответила девочка. Слон был взят напрокат в цирке, за день объел всю зелень во дворе. 
Альма прилежно училась в частной женской гимназии, окончила ее с золотой медалью. Она любила рисовать, так что для нее сразу нашлось место в семейном бизнесе. Дядя Альберт Хольмстрём, возглавивший мастерскую еще в 1903 году после смерти своего отца, взял ее на работу рисовальщицей. Ее делом стало вести рабочие альбомы мастерской -- перерисовывать в них акварельные эскизы изделий в масштабе 1:1. Девушка также научилась подсчитывать количество и вес драгоценных камней и металлов, необходимых для их изготовления. Кропотливая работа эта была все же не особенно творческой. Альме, вероятно, хотелось большего, и она в свободное время начала зарисовывать собственные идеи. Они вызвали одобрение руководства, и способная родственница получила должность дизайнера.
Звездный час Альмы настал где-то в начале 1910-х. Одним из постоянных клиентов Фаберже был нефтяной магнат Эммануил Нобель, племянник Альфреда Нобеля, изобретателя динамита и учредителя известной премии. По воспоминанию Франца Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже, "Э. Нобель отличался особой щедростью на подарки, иной раз казалось, что это его главное занятие и удовольствие. В мастерских всегда находилось в работе несколько его заказов, и он время от времени приходил их осматривать. Часто бывало, что свое назначение подарок получал лишь по окончании работы". На этот раз Нобель сделал срочный заказ на сорок ювелирных изделий, желательно брошей, оригинального дизайна. Они должны были быть столь элегантны, чтобы мысль об их стоимости в голову вообще не приходила, -- то есть чтобы никто не расценил эти милые знаки внимания как взятки. 
Дизайн брошей придумала Альма -- платиновые снежинки, сверкающие алмазами. "Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и напоминала то диковинный цветок, то десятиугольную звезду... "Видишь, как искусно сделано, -- сказал Кай. -- Они гораздо лучше настоящих цветов. И какая точность! Ни одной неправильной линии. Ах, если б только они не таяли!"" -- это из андерсеновской сказки.
Нетающие снежинки понравились Нобелю, а зимняя тема оказалась плодотворной для Альмы Пиль. В дальнейшем она разработала дизайн большого числа вещиц из горного хрусталя, покрытых "инеем" из платины и бриллиантов. Среди изделий Фаберже ее морозная серия стоит особняком: его художники предпочитали неорококо, неоклассицизм, реже модерн; лаконичные разработки Альмы Пиль-Клее, пожалуй, ближе к ар деко. Те, кто держал в руках эти драгоценные "льдинки", говорят о их необыкновенном очаровании, но ни одной из современных фирм не приходит в голову сделать что-либо подобное, слишком они узнаваемы.
Есть мнение, что именно Нобель посоветовал привлечь молодую художницу к созданию яйца к Пасхе 1913 года. Не знаю, как отреагировала Александра Федоровна на "Зимнее" яйцо, которое ее супруг подарил свекрови, но похоже, подарку позавидовала, а мужу попеняла. И не только из-за огромной стоимости этой вещи, хотя 24 600 рублей -- годовой оклад премьер-министра. Как бы то ни было, к будущему празднику царь просит сделать для жены что-нибудь неформальное, просто для души. И фирма Фаберже создает пасхальное яйцо, получившее название "Мозаичного". Хотя его, скорее, следовало бы назвать "Вышитым". В платиновой "канве" закреплены бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, топазы -- этакая вышивка крестиком, только вместо разноцветного шелка -- самоцветы (архисложная ювелирная работа). В качестве сюрприза -- нежный медальон с профилями пяти царских детей. Милая, изящная, очень женская вещь и совсем непохожая на "Зимнее" яйцо. Но автор дизайна все та же Альма.
По преданию, идея пришла в ей голову, когда она увидела за пяльцами свою свекровь. А может быть, просто вспомнила как сама вышивала свое приданое. В европейских музеях и сейчас можно видеть старинные вышитые крестиком панно с отдельными, не связанными общим смыслом мотивами. Это были своебразные "записные книжки" девушек -- ведь раньше не существовало журналов со схемами. Наверное, была такая и у Александры Федоровны, по крайней мере во времена ее бедного гессенского детства. Главным мотивом таких панно обычно являются букеты и гирлянды из роз и полевых цветов -- подобные тем, что украшают "Мозаичное" яйцо. Императрицу подарок восхитил.
Ну а дальше была война -- в морозные узоры теперь вплетаются красные рубиновые крестики. Потом революция, в 1921 году -- переезд в Финляндию. Альма и Николай Клее поселились в небольшом городке Куусанкоски на юго-востоке Финляндии, где и сегодня существует завод компании "Кюммене" (Kymmene). Жизнь вели скромную, работу по специальности в глухой финской провинции Альма найти не могла, и в 1927 году пошла преподавать рисование и чистописание в шведскую школу компании. О ее блестящих петербургских триумфах ни ученики, ни соседи даже не догадывались.

Светлана Гришкина
Автор благодарит историка русского ювелирного искусства Валентина Скурлова за помощь в подготовке материала.
Использованы фотографии из книги А. Kenneth Snowmann. Faberge: Lost and Found и альбома "Петербург Карла Фаберже".


ПОДПИСИ к ФОТО
Alma Theresia Pihl 1912.tif
Дизайнер Альма Пиль. 1912

al holmstrem office1912.tif
Интерьер конторы Альберта Хольмстрёма. Около 1912 года.
Слева направо: бухгалтер Евгений Звержинский, художественный ассистент Оскар Вольдемар Пиль -- брат Альмы, сама Альма Пиль, Альберт Хольмстрём, дизайнер Хильма Алина Пиль-Звержинская

august holmstrom.tif
Ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём (1829 -- 1903) -- дедушка Альмы Пиль. Работы его мастерской отличались большой точностью и безупречной техникой. Такая безукоризненная закрепка камней не встречалась даже в лучших парижских работах

albert holmstrom.tif
Ювелир Альберт Августович Хольмстрём (1876 -- 1925) -- дядя Альмы Пиль, после смерти отца возлавил его мастерскую

egg1.tif
Императорское пасхальное яйцо "Зимнее". Подарок Николая II матери на Пасху 1913 года. В 2001 году продано на аукционе "Кристи" неизвестному покупателю из Австралии за $9,6 млн 

кorzinka.tif
Сюрприз из "Зимнего" яйца -- платиновая корзинка, усыпанная бриллиантами огранки "роза", с подснежниками из белого кварца с нефритовыми листьями

schet.tif
Счет фирмы Фаберже императору Николаю II на "Большое яйцо из белого топаза с узорами мороза...". Рукой царя написано: "Уплатить" 

egg-nobel.tif
Пасхальное яйцо для Эммануила Нобеля. 1912 или 1913 год. Платина, серебро, прозрачная белая эмаль, полужемчужины, горный хрусталь, бриллианты огранки "роза". Сюрприз -- часы с "мороными" узорами

braslet eskiz 1912.tif
Браслет из семи прямоугольных звеньев -- пластин из горного хрусталя с "морозными" узорами из бриллиантов огранки "роза". Рисунок из альбома мастерской Хольмстрема. 3 декабря 1912 года

platinum necklage Nobel.tif
Платиновое колье c бриллиантовыми "морозными" узорами, разбирающееся на два браслета. На платиновой медали изображены профили Эммануила и Людвига Нобелей. Подарок Э. Нобеля Эдле Нобель. 1912.
Вполне вероятно, что автором проекта колье также является Альма Пиль. Художники, работавшие за оклад, не имели авторского права на свои рисунки, поэтому проекты ювелирных изделий фирмы в большинстве своем анонимны.

rock crystal frost pendant Apr1913.tif
Эскиз кулона из горного хрусталя с платиной, бриллиантами и "розами" (апрель 1913 года) и его воплощение, проданное через лондонский магазин фирмы Фаберже в том же году

miniature Easter eggs1913.tif
Эскизы двух миниатюрных кулонов-яичек из горного хрусталя. Апрель 1913 года

miniature Easter eggs1913-2.tif
Эскиз платинового кулона-яичка с эмалью, имитирующей снег, и сапфиром-кабошоном. Апрель 1913 года

rock crystal frost May1913-1 и 2
Эскизы кулонов из горного хрусталя с "морозными" узорами. Май 1913 года


two ice pendant eggs March1914.tif
Эскизы двух кулонов-яичек. Март 1914 года

pendant1914
Кулон, созданный по одному из эскизов

small red cross.tif
Кулон в виде пятиконечной льдинки с "морозными" узорами и рубиновым крестиком. Сделан по стертому рисунку на альбомной странице. 1915

red cross Jan1915
"Морозные узоры" времен Первой мировой войны

mosaic Egg 1914.tif
"Мозаичное" яйцо. Подарок Николая II супруге на Пасху 1914 года. Платина, золото, бриллианты, жемчуг, цветные драгоценные камни, эмаль. Сюрприз -- увенчанный короной медальон, на одной стороне которого изображены пять профилей детей императора, на другой -- корзинка с цветами в обрамлении их имен. 
Дизайн Альмы Пиль-Клее. Ныне принадлежит королеве Великобритании Елизавете II


gold broosh 1913.tif
Рисунок золотой броши с драгоценными камнями и полужемчужинами. Дизайн Альмы Пиль-Клее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий