Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства ©, 2006.
АССОРТИМЕНТ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ.
Интересно рассматривать знаменитую фотографию интерьера петербургского магазина фирмы (1903 год). Слева, в глубине, за витриной мы видим огромную серебряную обезьяну. Очевидно, это та самая обезьяна, которая произвела фурор на Стокгольмской выставке 1897 года. Зрители спешили её посмотреть. Выше, на витрине мы видим столь же большую серебряную гончую собаку. Очевидно, это вещи мастера Раппопорта, но мы не встречаем этих вещей в музеях и коллекциях. Огромный фронтальный шкаф и витрина под ним заполнены интересными фантазийными предметами. Это то, что члены семьи Фаберже называли «обжедарами». У них даже приветствие было такое. Вместо «здравствуйте» говорили «Обжедар!». По - французски «обже д ар» означает «предмет искусства».
Мы видим каменные фигурки слона, бегемота, хорька, кошки, зайца и др. Верхний ряд занят светильниками, но таким, каких мы до сих пор не видели. На второй полке, в каждом из четырех отделений шкафа наблюдаем большие настольные часы, в том числе с колоннами, а одни часы имею в навершии большого двуглавого орла – потенциальный предмет для Кабинета его величества. Прекрасной формы стаканы и вазочки. На прилавках, выходящих к покупателю, огромное количество маленьких коробок, очевидно с ювелирными изделиями. Со стороны продавца прилавки оборудованы большим количеством выдвижных ящиков, наверняка заполненных доверху другими интересными вещами.
Франц Бирбаум, главный мастер фирмы, оставивший замечательные мемуары, декларировал функциональность предметов русского стиля:
«Когда создаются предметы, мы вправе требовать, чтобы они соответствовали нашим потребностям, а не только декоративным целям».
«Стиль, продолжает Бирбаум, создаётся сочетанием двух факторов: национально-художественного творчества и культурных потребностей эпохи. Создаётся он не одним человеком, а целыми поколениями. Национальный стиль не выработается у нас. Пока не будет художников, проникнутых русским творчески духом и современной культурой» (Ф.Бирбаум «История фирмы Фаберже», 1992, с.47).
Эти рассуждения позволяют понять специфику стиля Фаберже. Стиль Фаберже, по Бирбауму, это не стиль одной только фирмы, но стиль русской национальной ювелирной школы последней трети XIX – начала XX веков. Этот стиль не создан одним человеком, Карлом Фаберже. Он только дал название стилю.
Много копьев сломано в определении «стиля Фаберже». Трудность заключается в отсутствии стилеобразующих признаков, таких как рокайли в стиле «рококо». Франц Бирбаум рассказывает, как складывалось своеобразие творческого подхода Карла Фаберже. Этот подход со временем сложился в эстетическую программу. Получив от германского императора Вильгельма заказ на исполнение копий с эрмитажных керченских украшений и блестяще исполнив его, братья Фаберже изучили при этом эрмитажные коллекции драгоценностей эпохи Елизаветы и Екатерины II, скопировали многие предметы с большой точностью и «затем были исполнены НОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ, пользуясь этими образцами как руководством».
«Композиции, продолжает Франц Бирбаум, хранили стиль прошлых веков, но прилагались они к СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДМЕТАМ. Вместо табакерок изготовлялись ПАПИРОСНИЦЫ И ТУАЛЕТНЫЕ НЕСЕССЕРЫ, вместо безделушек без определённого назначения – НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ, ЧЕРНИЛЬНИЦЫ, ПЕПЕЛЬНИЦЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КНОПКИ и т.п. (Франц Бирбаум «История фирмы Фаберже». 1992, с.6).
Не все современники заметили и оценили поиски Карла Фаберже. Биограф фирмы, бывший руководитель Лондонского отделения Г.Ч. Бэйнбридж отмечал, что его всегда удивляла неустанная работа Фаберже по разработке НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, в то время как можно было бы коммерчески успешно эксплуатировать хотя бы одну удачную идею. «Хватило бы на хлеб с очень хорошим куском масла», - пишет Бэйнбридж. Он приводит интересное наблюдение, почему Фаберже, в отличие от западных ювелиров, продолжал развивать ювелирное искусство. Крупнейшие западные ювелиры находили способ зарабатывать большие деньги, беря в залог крупные драгоценные камни и дорогие вещи. Практически ювелиры превращались в ростовщиков. О развитии художественной стороны дела можно было и не думать. Однако у Фаберже не было некоего «ассортиментного синдрома», то есть болезненной страсти выпускать все изделия только в одном экземпляре. Но такое требование выдвигал английский король Эдуард VII. «Король не должен иметь копий!» - утверждал он, предпочитая щедро оплачивать эксклюзивные разработки. С женскими украшениями та же история. Вообразите трагикомичную ситуацию, когда на балу встречаются две дамы с одинаковыми украшениями, в одинаковых колье и браслетах… Вот ещё одна причина, по которой в Списке художников, в разное время сотрудничавших с Фаберже встречается более 150 фамилий. Каждый из них сказал своё слово. «Пусть будет сто цветов!» - говорят китайцы. К счастью, ювелирное искусство даёт необозримое поле для творчества, для обогащения вещного мира.
Сам художник предпочитал не провозглашать и дискутировать, а работать, выдвигая непрерывно творческие находки. Получив новое помещение студии на Большой Морской улице, 24, группа художников была значительно усилена, как количественно (сразу в два раза), так и качественно. В неё влились лучшие выпускники Училища барона Штиглица, обязательно прошедшие школу зарубежного пенсионерства. Школу европейского обучения в своё время прошёл сам Карл Густавович. Среди художников не может быть иерархии. Заслугой Карла Фаберже было то, что он смог собрать коллектив талантливых художников и поставить перед ними серьёзные и увлекательные задачи. В новом помещении были созданы прекрасные условия для созидания, к услугам художников была лучшая в городе (и в России) частная библиотека по декоративно-прикладному искусству. Всё это способствовало созданию уникальной творческой атмосферы, созданию именно того «духа Фаберже», о котором пишут все исследователи.
КРИТИКИ ФАБЕРЖЕ.
Французский историк искусств некто Шантеклер беспощадно критикует императорские пасхальные яйца работы Карла Фаберже, выставленные на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. В журнале «Декоративное искусство СССР» (№ 6, 1983) специалист Государственного Эрмитажа говорит о «неослабевающем интересе к этой несколько одиозной фигуре ювелира прошлого века» (Из словаря: «Одиозный – вызывающий к себе крайне отрицательное отношение»). Назвать Фаберже «ювелиром прошлого века» - это значит вычеркнуть 17 лет творчества (1900-1917 гг.). Далее в статье 1983 года: «…Нередки у Фаберже работы явно безвкусные, с налетом пошлости… Высокий профессионализм и техническая изобретательность, характерные для лучших произведений фирмы, прикрывают порой неоригинальность идеи… Изображение зверей, цветов, ягод, народных типов – дань откровенному натурализму, причём подчищенному, отшлифованному, блистающему бриллантами… слащавых, красивеньких, чистеньких вещей, до тошноты сахарных». В другой статье тот же автор вновь упрекает Фаберже в том же грехе – натурализме, в отсутствии художественного образа: «Натуралистический иллюзионизм фигурок – зверей и птиц, животных и цветов», «…Цветы и зверюшки Фаберже суть лишь красивые копии. Банальна мысль художника их задумавшего и прямолинейно пластическое решение. Поражает в изделиях не художественный образ, а искусство камнерезов, умелое владение ремесленными приёмами» (М.Лопато в каталоге- сборнике «Великий Фаберже», Л.. 1990, с.33).
Автор предисловия книги Г.Ч.Бэйнбриджа С.Ситуэлл критикует камнерезные фигурки: «Статуэтки «Русские типы» привлекательны, но не заслуживают того, чтобы долго обсуждать их. По-моему, они наименее удачные иллюстрации произведения мастерских Фаберже, хотя и приятно напоминают иллюстрации Билибина к русским сказкам». Однако сам автор монографии Бэйнбридж не не согласе с автором предисловия: «…Представляется правдоподобным, что всего было изготовлено не более 40-50 статуэток. Это ограниченное количество, а также уникальное качество делают их чрезвычайно ценными экспонатами коллекции из-за их большой ХУДОЖЕСТВЕННОЙ (выделена нами – В.С.) и материальной ценности». Франц Бирбаум также относит «камнерезные скульптуры» к числу «выдающихся камнерезных произведений». Как мы видим, произведения Фаберже получали неоднозначную оценку специалистов. В конце концов, каждый имеет право на свою точку зрения. Часто такая оценка больше говорит о самом искусствоведе, чем о предмете. Читатель и зритель вправе разделять мнение искусствоведов или выработать свой взгляд на художественное явление.
В письмах с той же Парижской выставки (1900 год) Александр Бенуа отмечает: «Несмотря на отсутствие оригинальности, изделия Фаберже технически исполнены блестяще». Бенуа, блестяще знавший стили прошлых эпох (он даже преподавал стили незадолго перед поездкой в Париж в Училище барона Штиглица), не нашёл стилистической новизны в изделиях Фаберже, что может быть и было справедливо, но Бенуа не отметил, что стили прошлых веков прилагались Фаберже к функционально новым предметам. Сами императорские пасхальные яйца были не только роскошными пасхальными подарками, но и вполне функциональными предметами. Среди них часы (1887, 1900 «Петушок», 1910 «Колоннада»)), музыкальные механизмы (1906 «Успенский собор»), действующие игрушки (1900 «Транссибирский экспресс», 1906 «Лебедь», 1908 «Павлин» и т.д.).
Современные исследователи, напротив, отмечают изощрённую оригинальность вещей Фаберже. Хранитель коллекции Фаберже музеев Московского Кремля искусствовед Татьяна Мунтян пишет:
«…Обращаясь к творческому наследию прошлого, К.Фаберже не был просто талантливым копиистом. Изделия с клеймом его фирмы были в высочайшей степени оригинальны. Мастера, создававшие пасхальные подарки, имели своеобразный, легко узнаваемый почерк, что позволяло современникам говорить об особом «стиле Фаберже». Под этим определением часто подразумевался изобретательный, необычный замысел и изощрённое воплощение. Особенно это относится к сюрпризам пасхальных яиц-подарков, миниатюрным моделям кораблей, дворцов, памятников, достаточно точно, в мельчайших подробностях повторяющих оригиналы» («Т. Мунтян «Мир Фаберже», М., 1992, с.29).
Некоторые исследователи называют Фаберже ярким представителем стиля эклектики и стиля модерн. Однако в своих мемуарах Франц Бирбаум замечает, что «…стили «модерн» не получил широкого распространения в ювелирных изделиях фирмы(…). Признавая художественную ценность произведений отдельных личностей, как Лалик, тем не менее подражать ему считали бесполезным занятием и были правы» (Ф.Бирбаум, «История фирмы Фаберже, СПБ, 1992, с.7). Мастера-ювелира в фирме назвали «наш Лалик». Вопрос: кто разрабатывал для Аарне дизайн в «стиле Лалика»? Кто-то из художников фирмы или сам мастер выбирал художественные проекты и предлагал их Фаберже. Аарне был единственным и неповторимым. Затем он уехал в 1904 году в Выборг, а модерн в Петербурге, в отличие от Москвы, не получил в изделиях Фаберже достойного продолжения. Можно отметить императорское пасхальное яйцо 1902 года «Клевер», которое считают примером воплощения стиля «модерн». В счетах фирмы на императорские пасхальные яйца в 13 случаях указан и стили изделия:
В стиле Людовика XIV исполнено яйцо «Датский король Христиан и королева Луиза» (1903, М.Ф.)
В стиле Людовика XV выполнены яйца: «Несессер» (1889), «Память Азова»(1891), «12 монограмм»(1895, М.Ф.), «Павлин» (1908, М.Ф.)
В стиле Людовика XVI : «Дворцы Дании» (1890, М.Ф.), «Кавказское» (1893, М.Ф.), «Букет Лилий»(1899, А.Ф.), «Колоннада» (1910, А.Ф.), «15 лет Коронации» (1911, А.Ф.).
В стиле Ренессанс: «Яйцо «Ренессанс»№ (1894, М.Ф.) и «Памятник Александру III» (1910, М.Ф.)
В стиле Ампир: «Нефритовое с миниатюрой Александра III « (1902, М.Ф., утрачено).
Можно и остальные пасхальные яйца «распределить по стилям. Это хорошо делают даже начинающие искусствоведы. Важнее заметить то, что в таких дорогих изделиях недопустимы стилистические колебания и соединения.
Гораздо более устойчив миф об эклектизме Фаберже. Слово «эклектика» означает «соединяю», то есть предполагает соединение элементов разных стилей в одном изделии. Укажите такие изделия у Фаберже. Вы их не найдёте. Карл Фаберже был убеждённым сторонником чистоты стиля. «Убеждённый поклонник классических стилей, он уделял им всё свое внимание» (Франц Бирбаум)..
АССОРТИМЕНТ.
Ассортимент предметов учитывал все жизненные потребности, начиная от рождения и заканчивая похоронами. На рождение ребенка, ему дарили крестильный крестик, затем серебряную ложку на первый зубок, погремушку, затем игрушки, ну а потом и школьно-письменные принадлежности и наконец, предметы украшения и функциональные вещи для быта. Императрица Александра Фаберже приобрела у Фаберже в декабре 1912 года две «детские погремушки из серебра»: за 35 и 25 руб. Не дешево! Императрица заботилась о здоровье своих детей и в каждой из 40 комнат своей половины Александровского дворца, особенно в детской части, приказала развесить термометры. Обычный термометр стоил 1-2 рубля. Термометры от Фаберже: 40-60 руб., но ведь они были в ювелирном исполнении. В нашей базе учтено 99 термометров и 4 градусника. Для вызова прислуги в каждом помещении были установлены электрические звонки – последнее слово техники. Допотопные серебряные колокольчики уходили в прошлое. Потребности для курения удовлетворялись огромным количеством разнообразных пепельниц. На половине императора Николая II в Александровском дворце было расставлено более 70 пепельниц, на столах и столиках для курения лежали несколько настольных портсигаров и коробок для сигар. Царь имел большую коллекцию табакерок. Наиболее часто императрица Мария Фёдоровна дарила сыну (царю) на Рождество, на рождение и именины новый портсигар от Фаберже. Курили и дочери. «Спасибо, папа, за пахитоски, они очень вкусные», - встречаем мы в переписке дочерей с царём.
Пока дети подрастали, им дарили огромное количество игрушек по любому поводу. Отец, мать и бабушка приобретали у Фаберже изрядное количество каменных животных, птиц, рыб и прочих представителей фауны. Сам Фаберже был отцом четырёх сыновей и хорошо понимал детскую психологию Часто в магазине, когда клиенты приходили с детьми, он давал им поиграть каменными зверьками.
Практически все исследователи творчества Фаберже пытались обозреть ассортимент Фаберже в русле традиционных подходов, прежде всего по видам металла. Бирбаум рассматривает ювелирную группу, группу золотых изделий, отдельно серебряные и камнерезные изделия. Выделяя различные группы клиентов, Бирбаум приводит примеры их специфического спроса, то-есть рассматривает ассортимент со стороны потребителя. Бирбаум определяет следующие группы клиентов «Высочайший Двор», «Кабинет Его Величества», «гвардейские полки», «гражданские учреждения разных ведомств», «клиентура из финансового и торгового мира», «полусвет», «мир артистов».
Редко кто пытался рассмотреть количественную и стоимостную структуру ассортимента, хотя бы на примере анализа каталогов аукционных домов. Исследователей отпугивает колоссальное разнообразие продукции фирмы. Фабержеведы любят приводить в пример палитру эмалей Фаберже в 144 колора (12 дюжин оттенков). Современными эмальерами этот факт воспринимается с трудом, цветовая гамма используемых ими эмалей не превышает трёх десятков.
Если начать перечислять ассортимент фирмы, то скоро начинаешб понимать, что с таким же успехом можно переписывать Товарную энциклопедию. Когда начинаешь изучать каменных и серебряных зверей и птиц Фаберже (ювелирная фауна), то кажется, что читаешь занимательную книгу Брэма «Жизнь животных». Хотя бы по разу, но встречается в нашем Списке жираф, антилопа, муравьед, кузнечик, леопард, сокол, цебу, страус и т.д. Помимо реальных птиц, существует целый отряд фантастических птиц – в стиле Босха. Это не просто птицы, но ещё и спичечницы. Когда начинаешь изучать ассортимент камней, используемых фирмой, то кажется, что читаешь учебник минералогии. Коллекция вещей Фаберже, даже небольшая, в несколько десятков издедий, даст вам понятие о разнообразных ювелирных техниках, способах обработки металла. Хорошее пособие по ювелирной технологии, которую лучше всего изучать на изделиях Фаберже. Не случайно. Современные ювелиры только тогда считают себя достигшими определённой степени мастерства, когда им удаётся отрестраврировать изделие Фаберже или выполнить удачную копию с оригинального изделия фирмы. Это тоже одна из причин, почему изделий фирмы больше, чем их изготовлено мастерами Фаберже.
Проще всего сказать, каких ассортиментных групп у Фаберже нет Нет, например, изделий с чернью. Возможно потому, что это вредное производство, Хотя конкурент – московская фирма Павла Овчинникова успешно выпускала подобные вещи. Нет изделий с огневым, ртутным золочением, хотя такие вещи есть у фирмы Постниковых. Очень мало изделий с янтарём, кроме небольшого количества мундштуков. В то же время и в Москве и в Петербурге были успешные янтарные фирмы.
Российский исследователь Фаберже г-жа Татьяна Мунтян утверждает, что «русские мастера в отличие от западноевропейских ювелиров этого времени (рубежа XIX - XX
Вв. – В.С.) почти не экспериментировали с недрагоценным металлом, стеклом, деревом, папье-маше и другими «неблагородными» материалами. Они были традиционно привержены золоту, платине и, конечно, драгоценным камням. Это придавало нарядным полихромным изделиям особый русский колорит» (Т.Мунтян «Мир Фаберже», 1992, с.46). Это утверждение совершенно справедливо именно к подавляющей массе русских ювелиров – современников, но с точностью наоборот соответствует тому, чем занималась фирма Фаберже. Для Фаберже не было понятия «неювелирного» камня или металла или другого материала. Он больше других работал со сплавами платины и серебра, уже начинал работать с палладием, работал с медью и алюминием, бронзой и латунью. Он обрамлял в серебро керамику ведущих зарубежных и отечественных фирм, работал с английским и мальцевским хрусталём, кожей, любил лакированные лукутинские шкатулки из папье-маше. Не менее двух процентов, по нашим подсчётам, было в ассортименте изделий с использованием дерева. Более половины деревянных изделий это, конечно, рамки для фотографий. Если по сортам дерева, то больще половины всех деревянных вещей исполнены из амаранта. Далее палисандр, вишня, кедр, груша, падуб, махогон. Иногда в записях просто «белое дерево «птичий глаз» или же «серый птичий глаз». Встречаются в записях и «обезьянье дерево» и «змеиное», всего более 30 наименований. В Прейскуранте Московского отделения фирмы за 1899 год мы встречаем спичечницу керамическую, армированную серебром и с серебряной фигуркой амура. Подобная спичечница на весеннем аукционе КРИСТИ 2002 года в Нью-Йорке была продана за 100 тыс. долл. Материал – кирпич московской фабрики А.Гусарева. Из кирпичей этого фабриканта выложены стены московского Введенского (немецкого) кладбища. Фаберже мог делать ювелирные фантазийные вещи из кирпичей!.
Бирбаум уточняет, что «значительную роль в производстве (Московской фабрики – В.С.) играло церковное серебро – как утварь, так и образа. Многие из этих произведений, благодаря своим художественным достоинствам, находили даже сбыт за границей и привлекали оттуда заказы» («История фирмы Фаберже», с.10). Эта цитата из Бирбаума была полнейшей неожиданностью для исследователей Фаберже, которые в своих книгах и каталогах не могли предъявить ничего из церковного ассортимента фирмы, кроме одной панагии и двух-трёх крестов. Такой же неожиданностью было сообщение Бирбауму о том, что мастерская Тилемана специализировалась на знаках, жетонах и орденах. «Многие клиенты фирмы не удовлетворялись орденами и знаками казённого образца крайне грубой работы и обращались к фирме за таковыми более художественной работы. Этими частными заказами и иногда массовым производством жетонов была главным образом занята мастерская». На сохранившейся фотографии персонал мастерской Тилемана насчитывает 43 человека.
АССОРТИМЕНТ на основе базы данных (в %).
Электронная база данных учитывает более 28 000 изделий с инвентарными номерами фирмы Фаберже. Это изделия, приобретённые императорами Александром III и Николаем II, императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной, некоторыми великими князьями и княгинями; вещи, приобретённые для нужд Кабинета Его Величества; полный список изделий Лондонского магазина (1907-1917 годы); список вещей, изъятых большевиками в Московском магазине Фаберже (1919 год); ряд списков из архива Татьяны Фаберже; списки изделий с инвентарными номерами из монографий и каталогов выставок, а также некоторое количество вещей с инвентарными номерами из каталогов аукционных домов. База составлена на основе монографических и каталожных сведений. Надо отдавать себе отчёт, что база данных не может адекватно отражать фактическую структуру ассортимента, но на сегодняшний день она является наиболее полной.
Восемь основных ассортиментных групп занимают 54,3 % всего объема производства. Следующие 11 групп (доля каждой от 1 до 2 %) дают в общем объёме 16,5 %. Ещё 40 ассортиментных групп (доля каждой от 0,8 до 0,2 %) дают 18,8 % всего объема.
Следует ещё раз отметить, что такого разнообразия ассортимента не достигала ни одна из действующих ювелирных фирм в мире.
Ведущие группы ассортимента (%):
1. БРОШИ………………………………….11
2. ЗАПОНКИ………………………………10
3. ПОРТСИГАРЫ ………………………… 9
4. ЯИЧКИ………………………………… 6
5. БУЛАВКИ………………………………..6
6. РАМКИ…………………………………...5
7. КУЛОНЫ ……………………………….. 4
8. ЗВЕРИ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ…………3,4
И Т О Г О: 54,4 %
Прочие группы: (с удельным весом не менее 1-2 %):
8. КАРАНДАШИ…………………………….2
9. КОЛЬЦА…………………………………1,9
10. ЧАСЫ…………………………………….1,8
11. КОВШИ………………………………….1,8
12. БОНБОНЬЕРКИ…………………………1,6
13. ВАЗЫ……………………………………..1,5
14. ЗВОНКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ………… 1,5
15. ПЕПЕЛЬНИЦЫ………………………….1,3
16. ЛИСТОРЕЗЫ…………………………….1,1
17. ПЕЧАТИ………………………………….1,0
18. НАБАЛДАШНИКИ ДЛЯ ТРОСТИ…….1,0
И Т О Г О: 16,5 %
Остальные группы (с удельным весом менее 1%):
19. РУЧКА ДЛЯ ЗОНТИКА…………………..0,8
20. ЧАРКА…………………………………….0,8
21. ПЕРСТЕНЬ………………………………..0,8
22. ФЛАКОН………………………………….0,8
23. КРЕСТ……………………………………..0,7
24. ПРЯЖКА………………………………….0,7
25. СОЛОНКА………………………………..0,7
26. БРЕЛОК……………………………………0,7
27. СТАКАН…………………………………..0,7
28. МНДШТУК…………………………………0,6
29. СЛОНЫ (каменные и серебряные)………..0.6
30. МЕДАЛЬОН………………………………….0,5
31. КОРОБКА ………………………………… 0,5
32. СПИЧЕЧНИЦА……………………………..0,5
33. ТАБАКЕРКА………………………………….0,5
34. ОБРАЗ…………………………………………0,5
35. ПУГОВИЦЫ………………………………….0,5
36. ЦЕПЬ…………………………………………..0,5
37. КОРОБОЧКИ………………………………….0,4
38. БРАТИНА………………………………………0,4
39. ЖЕТОН…………………………………………0.4
40. ТЕРМОМЕТР…………………………………..0,4
41. ГРАФИНЫ, КУВШИН………………………...0,4
42. ЩИПЦЫ…………………………………………0,3
43. ВИЛКА…………………………………………...0,3
44. ЯЩИК……………………………………………0,3
45. СЕРЬГИ………………………………………….0,3
46. КОФЕЙНИК……………………………………..0,3
47. ЧАЙНИК…………………………………………0,3
48. ПУДРЕНИЦА…………………………………….0,3
49. ЗАЖИГАЛКА…………………………………….0,3
50. ПОДНОС…………………………………………0,3
51. ЦВЕТЫ……………………………………………0,3
52. НЕСЕССЕР……………………………………….0,3
53. ЛУПА………………………………………………0,2
54.. ПОДСТАВКА……………………………………0,2
55. ВЕЕР……………………………………………….0,2
56. ПОДСВЕЧНИК……………………………………0,2
57. МОКАЛКА
58. КУБОК……………………………………………..0,2
59. ЛОЖКА…………………………………………….0,2
60.. РАЗНОЕ расшифрованное……………………….3,5
61. РАЗНОЕ нерасшифрованное……………………...8,0
В С Е Г О: 100,0 %
КОЛИЧЕТВО предметов, учтённых в Базе данных, по видам ассортимента (выборочно)
Пудреница – 72, Термометр – 99, Молочник – 12, Диадемы – 40. Закладки – 51, Бинокль – 5. Барометр – 33, Вязальный крючок – 18, Пресс (предмет письменного стола) – 14. Брелок – 175, Салфетка – 10. Веер – 45, Шатлен – 23, Мундштук – 157, Полдсвечник – 46. чайник – 77, Кофейник – 74. Пуговицы – 130, Образ – 130. Мольберт – 16. Альбом – 10.. Блокнот – 36, Блюдо – 35, Бинокль – 26. Графин – 76, Канделябр – 10, Кастрюля – 3, Книжка записная – 27, Кружка – 39, Кубок – 52, Лоток – 7, Самовар – 13, Сахарница – 12. Ситечко – 4. Щетка – 5, Ящик – 79, Братина – 117, Тарелка – 28, Ложки – 53, Ожерелье – 10, Серьги – 74, Шкатулка – 18.
Фишки – 2, Столовый прибор – 35, Ящичек – 3, Подстаканник – 18, Дорожный набор- 1, Сухарница – 2, Вилка – 81, Конфетница – 4, складень – 21, Лорнет – 23, Гребень – 21, Тюбик для губной помады – 16, Менюдержатель – 24, Салатница – 1, Коробочка – 105, Держатель для бумаг (куп-папир) – 12, Мокалка (смачиватель) – 48, Выключатель – 25, Цепь – 144, Светильник – 7, Колокольчик – 22, Градусник – 4, Маслёнка – 4. Гарнитур – 53, Щипцы – 80, Папка (для бумаг)- 7, Монетница – 10, Миниатюра – 23, Витрина – 1, Паланкин – 3, Погремушка – 2. Сургучница – 12, Напёрсток – 5, Ларец – 13, Ларчик – 2, Пенал – 2, Орден – 13, Фиалки – 2, Нарцисс – 3.
ЖЕТОНЫ. Всего учтено 93 вида. Тиражность: 5+8+9+6+7+75+80+830+835+113+15+44+10+10+2+3+6+10+100+15+16+52+100+29+350+112+95. Остальные встречаются по одному экземпляру. В 1916 году – заказ великого князя Андрея Владимировича на 2 200 знаков конной артиллерии.
ЖИВОТНЫЕ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ И ПОЧИЕ.
«Собака» - 26, Пудель – 4, Бульдог – 19. Терьер – 6, Мопс – 15, Спаниэль – 2, Такса – 3, Кошка, 32, Кот – 26. Корова, 4, Кролик – 47, Заяц – 18, Зайчик – 13, Гусь – 12, Утка – 12, Курица – 7, Петух – 18, Цыплёнок – 8, Овца – 3, Голубь – 8, Волк – 5, Медведь – 30, Свинка – 54, Свинья – 7, Поросёнок – 8, Кабан – 8, Лошадь- 2, Ягнёнок – 1, Козлик – 1.
«Животное» - 40, «Рыба» - 12, «Птица» - 51, «Обезьяна» - 24, Шимпанзе – 7, Бабуин – 1, Горилла – 7, Орангутан – 1, Павиан – 1, Пингвин – 18, Попугай – 10, Черепаха – 6, Улитка – 7, Марабу- 1, Пеликан – 3, Аист – 2, Павлин – 2, Чайка – 2, Цапля – 2, Индюк – 3, Ворона – 6, Сова – 89, Глухарь – 4, Страус – 1, Филин – 5, Лебедь – 13, Фазан – 7, Малиновка – 2, Сокол - 1; Тюлень – 7, Лиса – 16, Белка – 4, Зубр – 2, Крокодил – 7, Мышь – 17, Крыса – 2, Бегемот – 9, Тигр – 7, Лев – 8, Хамелеон – 4, Муравьед – 1, Альмандиль – 1, Лягушка -41, Кенгуру – 6.
Жираф – 1, Кузнечик – 1, Соболь – 1, Цебу – 1,. Телёнок – 1, Леопард – 1.
РАСЧЁТ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ.
Количественно объем выпуска изделий фирмы в 1891-1917 гг. можно определить в 190 тысяч. Главная товарная книга фирмы велась с 1842 года и к 1885 году насчитывала 35 тысяч записей. То есть, объем реализации (включая и покупные изделия) составлял порядка 800 изделий в год. В записях Петербургской пробирной палаты за 1874 год Фаберже числится как импортёр зарубежных золотых изделий, а не как производитель собственных вещей. В период 1886-1890 гг. произведено 5 тыс. изделий, в среднем по тысяче предметов в год. Ещё в 1895 году встречаются покупка фирмой зарубежных ювелирных изделий и переделка мастером Перхиным французских вещей.. Но это было уже исключением. К 1900 году главная товарная книга уже имела номера за 60 000, а товарная книга Московского отделения (1887-1899 гг.) подходила к 20 000 рубежу. Собственная Московская (золото-серебряное и ювелирное отделения) фабрика стала работать только в 1890 году. В 1887-1889 гг. привлекались московские мастера (К.Линке, Г.Блюттентреппель, И.Прудников, Г.Клингерт; начал активно работать для Фаберже Федор Рюккерт) , а московский магазин торговал петербургскими изделиями. В 1890-1899 гг. фирма (обе столицы) ежегодно производила не менее четырех тысяч изделий в год. В 1901 году было открыто Одесское отделение, но фабрика в Одессе начала работать только в 1903 году, в 1905-1910 гг. фирма имела филиал в Киеве. Сведений об объемах производства на Украине мы не имеем. Известно только, что на Одесской фабрике в лучшие времена работало 35 человек. Можно делать приблизительные оценки.
Официальная статистика производства по Московскому отделению за 1896 года даёт цифру объема в 450 тысяч руб. Следует упомянуть о трудностях стоимостной олценки производства. Не всегда ясно, где оценка объёмом производства даётся в оптовых, а где в розничных ценах. Например, в том же 1896 году объем реализации московского магазина фирмы БОЛИН составил 500 тыс. руб., при том, что численность работников Московской фабрики фирмы БОЛИН в пять раз меньше численности рабочих фирмы Фаберже. Но магазин БОЛИН в Москве торговал дорогостоящими бриллиантовыми изделиями
Если считать объём реализации Петербургского отделения фирмы Фаберже соответствующим Московскому (численность работников в там и там примерно одинакова, то совокупный объём оборота фирмы в 1900-1916 гг. составлял ежегодно не менее одного млн. руб. А всего, за 1891-1916. гг. выпущено ювелирной продукции и золото-серебряных изделий, по нашим оценкам, не менее чем на 23 млн. руб. Средняя стоимость одного изделия составляет 120 руб. Это очень близко к средней цене покупки изделий венценосными клиентами, сведения о которых имеются в Базе данных. Сведения о прибыли фирмы у нас отсутствуют. Видимо дела шли неплохо, поскольку в 1898 г. Карл Фаберже покупает дом в центре Петербурга, вместе с землей за 407 тыс. руб. В 1912 год, он закладывает его. Стоимость дома уже 700 тыс. руб. В 1916 году, во время преобразования фирмы в Товарищество на паях, личная доля Карла Фаберже составляет 2,2 млн. руб. (всего 600 паев на 3 млн.руб.)
Как всегда, при рассмотрении любого множества, существуют отклонения от средних показателей. За 20 императорских пасхальных яиц, проданных в 1900-1911 гг. император Николай II уплатил Фаберже 194 500 руб., но только в 1913 году, за два яйца – 46 900 руб. По 1912 и 1914 гг. архивные сведения о счетах отсутствуют, но по косвенным данным, речь может идти о суммах в 40 тыс. руб. в 1912 г. и 50 тыс. руб. в 1914 году. (ха оба яйца). Не случайно, Агафон Карлович Фаберже сообщал Бэйнбриджу, что стоимость пасхального яйца доходила до 30 тыс. руб.
Уже упоминалось,, что цена каждого из трёх императорских серебряных свадебных сервизов составляла 50 000 руб. Один из них включал 48 предметов и весил 288 кг. Удельный показатель – 18 коп. за грамм серебра, при стоимости серебра как металла 1,4 коп. за грамм. Цена за фунт (409 г) чеканного серебра составляет 32-35 руб. (8 -.9 коп).. Цена столового серебра в 1893 г. в ящике-наборе, составляла 7 коп. за грамм; сам дубовый футляр стол 30 руб. Такой популярный вид ассортимента, как миниатюрные пасхальные яички выпускались в диапазоне 5-15, реже 25 руб. за штуку, а выпускались тысячами каждый год.
За период 1900-1914 гг. произведено порядка 130 тыс. изделий, то есть по девять тысяч в год. Ещё раз приходиться говорить об условно всех подсчётов. Товарная запись может включать в себя не только дюжину или полудюжину предметов столового серебра, но несколько десятков и даже сотен предметов. Например, в 1915 году, после назначения великого князя Андрея Владимировича начальником гвардейской конной артиллерии, необходимо было срочно изготовить 2 200 новых гвардейских знаков с вензелем великого князя. Этот заказ проходит одной строкой. Известны заказы императрицы Марии Федоровны на исполнение жетонов для подшефных полков, в количестве 830 и 850 штук. Цена каждого жетона 35 руб. Их исполняла мастерская Тилемана. Каждый заказ проходит в учётной книге одной строкой.
В 1915-1917 гг., количество мастеров, занимающихся исполнением основного, ювелирного ассортимента, уменьшилось в четыре раза. В Одессе из 35 мастеров осталось только три. Объём производства за эти последние три года составил порядка 4-5 тыс. изделий. Последние инвентарные номера Московской фабрики заканчиваются на 44 000. По главной товарной книге в Петрограде (учёт с 1842 года) последние номера: 104 000. Однако существовала ещё книга кабинетских заказов. Она велась с 1885 года и к 1917 году насчитывала 5 000 записей. Здесь также встречаются записи в несколько десятков единиц, такие, например, как «Жетоны «В память Высочайшего посещения» или «За сопровождение императорского поезда». Наконец, существовали ещё два журнала учёта «фантазийных вещей». Журнал № 1 начинается в 1899 году и заканчивается номерами не более 27 000. Журнал № 2 начат также в начале века и насчитывает не более 16 000 записей. Здесь учитывались в основном мелкие золотые вещи. До 1900 г. «фантазийные вещи» учитывались по главной товарной книге. Некоторые , в основном уникальные вещи, такие как императорские пасхальные яйца, не проходили через товарные книги. Кроме того, не менее чем 5 % всех вещей идут в счетах с записями «без номера» («без №)… Но большинство вещей фирмы , как правило имеют товарные, или как их чаще всего называют, инвентарные номера. Существуют ещё, так называемые производственные номера вещей, которые мы видим в подписях к рисункам в сохранившихся альбомах мастерских Вигстрёма и Хольмстрёма., но эти номера имеют учётное значение и сохраняются на этапе от рисунка до окончательной передачи в магазин и не наносятся (не нацарапываются) на изделии. .
ПРЕЙСКУРАНТЫ.
Крупнейшие фирмы выпускали каталоги и прейскуранты своих изделий. Известны три каталога-прейскуранта Московского отделения фирмы Фаберже с иллюстрациями (1893, год – 226 рисунков изделий; 1899 год – 408 иллюстраций и 1902 года – 30 иллюстраций). Но это каталоги так называемого стандартного ассортимента. В предисловии ко второму изданию прейскуранта (1899 год) фирма отмечает:
«Мы не рассчитываем включить в настоящий прейскурант всё Ито огромное разнообразие предметов, какое доступно лишь непосредственному ознакомлению. Узкие рамки прейскуранта не позволяют нам останавливаться на подробностях, - мы могли представить здесь лишь самое существенное, и притом в типических рисунках. Сверх того, мы обращаем внимание публики на два обстоятельства, наряду с прочими, влияющее на некоторое несоответствие нашего выбора с тем, что имеется в прейскуранте:
1) Изделия нашей фирмы часто подвергаются изменениям в зависимости от причудливых требований моды, вследствие чего ежедневно поступают в продажу новые фасоны.
2) Многие из лучших фасонов не могут здесь быть помещаемы из опасения подделки со стороны конкурентов..
Далее в прейскуранте отмечается, что «лучшие художники, работающие единственно для нас, доставляют фирме редкое разнообразие изящных рисунков, которые могут поспорить с превосходнейшими произведениями в той же области наших иностранных конкурентов. В количественном отношении мы позволим себе подчеркнуть действительно громадный выбор всякого рода вещей из серебра, золота и бриллиантов всех фасонов, кончая самыми последними. Что же касается качества наших изделий, то достаточно будет познакомить уважаемых покупателей со следующими четырьмя основаниями, которые мы неустанно проводим в течение многолетней нашей деятельности:
1) Мы безусловно не доставляем недоброкачественных товаров, другими словами, всякий предмет, будь его стоимость не выше одного рубля, изготовляется с должной тщательностью и прочностью.
2) Мы стараемся, - и в этом наши покупатели всегда могут убедиться лично, - по мере возможности предлагать публике в большом количестве исключительно новые образцы. Предметы старые, вышедшие из моды, не остаются в магазине: они собираются все и раз в год переплавляются.
3) Мы стремимся изготовлять наши товары таким образом, чтобы ценность приобретённого предмета вполне соответствовала затраченной сумме, иначе говоря, мы продаём наши изделия настолько дешево, насколько это допускается добросовестным выполнением работы.
4) Мы в состоянии, благодаря значительному основному капиталу, держать и иметь всегда готовыми к распоряжению уважаемых покупателей большое количество самых разнообразных и богатых вещей.
ЦЕНЫ:
5) Мы ни в коем случае не допускаем возможности продажи в другом месте каких-либо вещей одинакового достоинства с нашими, ниже нами поставленной цены, и потому назначенная нами цена всегда самая умеренная, соответствующая всегда вполне качеству камней и положенному на изготовление вещи труду, причём мы должны заметить, что изделия, составленные и изготовленные из материалов первоклассного достоинства само собой обойдутся уважаемому покупателю дороже, нежели изготовление из материалов второстепенного качества.
Разнообразию рисунков и фасонов вполне отвечает разнообразие цен. Мы одинаково имеем в виду потребности высших классов общества и интересы среднего сословия, и потому заботимся столько же об удовлетворении роскошными и дорогими предметами самого утончённого вкуса, сколько и том, чтобы изготовлением недорогих и доступных по цене изделий идти навстречу интересам лиц небогатых».
После 1902 года фирма не выпускала прейскурантов. Очевидно, это связано с упоминавшимся выше «опасением подделки со стороны конкурентов» и перестройкой системы работы с клиентами, переходом на индивидуальное обслуживание, работа по системе ателье. В записках Лидии Миткевич-Жолтко, дочери главного ювелира Московского отделения система приема заказов описана следующим образом:
«Основная работа Московского ювелирного отделения заключалась в выполнении заказов частных лиц – состоятельных людей, купцов, актёров, музыкантов. В магазине Фаберже готовые изделия, как правило, не предлагались. Заботясь о престиже, фирма не практиковала тиражирования ювелирных изделий, они были штучными, индивидуальными. Заказчик приходил в магазин и говорил о своём желаемом приобретении. Приказчик расспрашивал его об изделии, которое клиент хотел бы иметь, уточнял, из какого металла, с какими камнями, на какую сумму. При магазине работали шесть художников, занимавших помещение под магазином. Заказ поступал одному из художников. К назначенному времени он выполнял несколько рисунков, и заказчик выбирал понравившийся. Если заказом было кольцо для дамы, то к ней посылали одного из Николаев (артельщика), который должен был снять точную мерку с пальца. Затем заказ (рисунок, мерка, камни) поступал в ювелирное отделение фабрики, и заведующий распределял работу среди мастеров» (Л.А. Миткевич-Жолтко. Пасхальное ожерелье. – в сборнике «Фаберже и петербургские ювелиры». СПб, 1997, с.545).
ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ КУРЕНИЯ.
Курили все, помногу и часто. Расход на табак был на уровне расхода на бриллианты. Были любимые табачные фирмы. Когда турецкий табак перестал поступать во время Первой Мировой войны, это было большим горем. Считалось большой удачей получить сигару от царя. Сам Николай II хвалил себя за предусмотрительность, что незадолго перед войной запасся прекрасным египетским табаком, но не спешил делиться любимым табачком (Воспоминания генерала Данилова).
Ассортимент расширялся не только вглубь, внутри каждой группы, но и вширь – появляются новые ассортиментные группы. Война породила новые группы ассортимента: медные и алюминиевые изделия. Фаберже подарил госпиталю ведомства императрицы Александры Федоровны «набор алюминиевой посуды». В рамках конкретной группы, например «Звонки электрические», ассортимент различается по металлам (золото, серебро), конструкции и форме, материалам (дерево, камень), эмалям (цветовое решение), ювелирным техникам и т.п. Помимо материаловедческих группировок, существовала ранжировка по ценам: недорогие изделия (изделия нижнего ценового диапазона), по средним ценам, дорогие и группа особо дорогих (эксклюзтвных) изделий. В рамках каждой ассортиментной группы были такие супердорогие изделия. Например, нефритовые подарочные блюда на свадьбу принца Германского в 1908 году, стоимостью 8000 руб. (теперь в коллекции фонда «Связь времён», приобретены из коллкции журнала ФОРБС в 2004 году).
Эксклюзив. Набор для письменного стола для Шаха Персидского, ннефырит, белая и красная эмаль, 1905 год, стоимость 13 000 руб; 10 предметов, в том числе два подсвечника общей ценой 1430 руб., рамка 1100 руб, чернильница 965 руб., календарь 900 руб., блокнот 750 руб.. марочница 400 руб., мокалка (прибор для смачивания почтовых марок) 350 руб., звонок электрический 325 руб.
Даже термометрии был по цене 190 руб., для имератрицы Александры Федоровны, хотя обычная цена термометров не превышала 40 - 60 руб.
Самый дорогой электрический звонок, нефритовый, в стиле «ампир», приобрела в 1904 году императрица Мария Федоровна: за 425 руб.
Обезьяну из камня сатуарна приобрела в 1901 году императрица Мария Федорована.
В 1908 году в Лондоне королева Александра приобрела «Свинку»-зажигалку, новая модель, коричневый орлец, резервуар из серебра с позолотой, золотая сигара. Цена «Свинки» 46 фунтов 10 шиллингов (440 руб.).
В 1916 году в Лондоне г-жа Лидс приобрела пепельницу коричневого орлеца с двумя нефритовыми слониками за 80 фунтов стерлингов (760 руб.!), но самая дорогая пепельница была среди имущества Московского магазина Фаберже, конфискованного большевиками в 1916 году. Её цена составляла в тот момент 6 500 руб. Правда в ценах 1913 года эта «пепельница-кресло» золотое, красной и зелёной эмали оценивалось в 1 300 руб. Это был годовой денежный оклад подполковника.
Практически не было в ассортименте эротических вещей, хотя были в России такие художники и ремесленники – специалисты. Например, граф Михай Зичи, придворный художник, обслуживал это направление творчества для императора Александра II. Отец академика-гравёра Михаила Рундальцева, тоже гравёр, но ремесленник, зарабатывал неплохие деньги, изготовляя эротические нецке для великих князей.
РАСЧЕТ объёмов продаж.
Магазин Аллана БОУ в 1903-1906 годах в Лондоне. Торговал по 300-500 вещей в год. Остаток в мае 1906 году, около 200 вещей проданы компании ЛЯКЛОШ в Париже. В придачу продали 500 дизайнов вещей, на что Карл Фаберже смертельно обиделся на Алана Боу. Дизайны нельзя было продавать нив коем случае.
Магазин Карла Фаберже в Лондоне с 1907 по 1917 годы. Продано 5 500 вещей. Больше всего 1 200 вещей в 1912 году. Клиентов 1 100 человек. Продано на сумму более 800 000 руб. Продажи осуществлялись во Франции (Париж, Канн), Италии (Рим). Клиенты: Сесиль Мюрат, принцесса и принц Де Москова.
Объём продаж всей фирмы в 1908-1917 гг. – 25 млн. руб. Фактически надо считать до 1915 года, потому что 1915 год был провальным в продаже ювелирных изделий. Ювелирная группа занимала 33 % оборота, сейчас в обороте антикварных продаж ювелирная группа занимает менее 3 %. Но в конце 1915 и в 1916 году торговый оборот увеличился, в том числе за счёт оборонных заказов: снаряды, медная посуда, шприцы и т.п.
Расчет объема продаж по ценовым группам. Группа дорогих вещей, по цене 400 руб. и дороже. Продано 20 000 вещей на сумму 8 млн. руб. (30 всех продаж).
33 000 дешевых вещей (низшей ценовой группы), при средней цене 30 руб. дают всего 1 млн. руб. В этой группе больше всего пасхальных яичек по цене 6 - 25 руб., которые фирма выпускала тысячами самых разнообразных фасонов.
6 000 вещей для Кабинета его величества дают 1, 8 млн. руб., при средней цене за изделие 300 руб.
Пасхальные яйца эксклюзивные (императорские, и прочие, включая семь яиц для семьи Кельх) дают общий объем продаж в 0,5 млн. руб.
Остается 14,7 млн. руб. на 136 000 вещей, или средняя цена 110 руб. за изделие.
КЛИЕНТЫ:
Император Николай II 2 300 вещей Фаберже.
Императрица Александра Федоровна 2 400
Императрица Мария Федоровна 2 100
Великий князь и великие княгини:
Владимир Александрович и Мария Павловна 1 200
Павел Александрович 1 200
Сергей Александрович и Елизавета Федоровна 1 200
Алексей Александрович 1 500
Мария Александровна 400
Константин Конст - вич и Елизавета Маврикиевна 1 000
Михаил Александрович 900
Георгий Александрович 400
Ксения Александровна и Александр Михайлович 600
Ольга Александровна 300
Николай Михайлович 400
Сергей Михайлович 200
Георгий Михайлович 300
Анастасия Михайловна 100
Михаил Михайлович 200
Петр Михайлович 100
Милица Николаевна 200
Борис Владимирович 100
Андрей Владимирович 200
И Т О Г О 17 500 вещей на общую сумму 1 925 тыс. руб., при средней цене 110 руб. за изделие. Императорская семья (включая всех великих князей) приобрела 10 % всей продукции фирмы Фаберже за 28 лет , в период 1890-1917 годах.
Имеются архивные сведения по заказам фирмы Фаберже, в период с 1 июля 1914 по 1 октября 1916 года, то есть за два года и три месяца. Исполнено ювелирных, золотых и серебряных вещей по заказам членов императорской семьи на общую сумму 156 300 руб., по заказам Кабинета на 80 000 руб., по заказам разных полков и учреждений на сумму 50 005 руб., а всего на общую сумму 286 305 руб. (список неполный). За тот же период государь император заказал изделий на 33 000 руб., но его младший брат великий князь Михаил Александрович – на сумму 53 000 руб.
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА фирмы ФАБЕРЖЕ будет продолжен в следующих статьях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий