суббота, 17 января 2009 г.

Фигурки животных от Фаберже.

Его знаменитые миниатюрные фигурки, вырезанные из полудрагоценных камней не всегда были клеймены и поэтому появилось огромное количество копий и подделок. Эти проблемы рассматриваются Александром фон Солодковым.
Кроме его работ из эмали и Пасхальных яиц, Фаберже знаменит предмета-ми, вырезанными из полудрагоценных камней. Эти предметы включают в себя цветочные этюды также как и животных. Фигурки животных зачастую не клейме-ны, их трудно атрибутировать, в связи с огромным количеством копий и подделок, появившемся на рынке.
В период 1890 - 1900 Фаберже замыслил производство миниатюрных фи-гурок животных из полудрагоценных камней. Карл Фаберже, который с 1870 г. возглавлял ювелирную фирму своего отца Густава, насчитывающую 500 художни-ков и мастеров унаследовал традиции Российского камнерезного дела. Камнерез-ные производства в Екатеринбурге и в Петергофе, образованные в 18 - ом веке бы-ли известны своими монументальными вазами, предметами обстановки и пред-метами украшения из малахита, агата и других камней. Во времена Фаберже мас-терские Карла Ворфеля, Сумина и Денисова - Уральского активно работали и поз-же приспособились к стилю Фаберже.
Характерная особенность Фаберже в том, что он придавал большое значе-ние техническому исполнению и эстетическому совершенству фигурок животных. Позже особенно выраженные его выбором миниатюрного размера, который кон-трастировал с монументальным вкусом его современников.
Некоторые из предметов Фаберже могли быть сделаны под влиянием воз-растающего интереса Японским искусством начиная с 1880 г. Это относится к цве-там и к фигуркам животных, которые очень похожи на фигурки Нетцке. Карлу Фа-берже принадлежала коллекция фигурок Нетцке, которая была приобретена Эрми-тажем после 1918 г.
Помимо моды на Японские произведения искусства Фаберже принес пользу из особого сродства, которое Английская Королевская Фамилия имела для живот-ных своего государственного имущества в Сандринхэме. К тому же Король Эд-вард VII увлекался лошадиными бегами. Одним из наиболее значительных заказов Фаберже были фигурки любимых животных королевы Александры. Одна была се-строй Российской императрицы Марии Федоровны. К тому же были фигурки ло-шадей, включая победителя Королевского Дерби Персиммона. 8 декабря 1907 г. был произведен осмотр их восковых образцов во дворце в Сандринхэме. 
Фаберже имел дело с заказами Английской Королевской Фамилии и уже в 1906 г., открыл Лондонский филиал на Довер стрит, 46. Который позже переехал на Нью - Бонд стрит, где и просуществовал до1915 г. В 1917 г. возможно война позволила продолжиться бизнесу в Лондоне. Хотя главные магазины в С. - Петер-бурге быи намного важнее, Лондонский филиал вызывает особенный интерес се-годня, т. к. он являлся рекордсменом по продажам. Это дает информацию нам о клиентуре, количестве и ценах проданных предметов и посредством кратких опи-саний и инвентарных номеров, возможно сделать понятную атрибуцию.
Примером является финансовый год с 14 - го июля 1910 г. по 13 июля 1911 г. За этот период были проданы 26 фигурок животных. Наиболее дорогой была се-рая жадеитовая сова с золотыми ножками и бриллиантовыми глазами, купленная мистером Гордоном Беннетом 3 января 1911 г. за £ 65.15. Самая дешевая это чере-паха из агата, купленная Бароном Альбертом де Голдшмидтом 3 января 1911 г. за £ 6.10. 29 ноября 1910 г. фигурка йоркширского терьера по кличке Цезарь упоми-нается в главных книгах, на его ошейнике надпись: “Я принадлежу Королю”. Це-зарь был любимой собакой короля Эдварда VII. Фигурка была куплена ее Благоро-дием Миссис Р. Гревил за £ 35, как напоминание о короле, который умер в мае того года.
В общем, каждый год между 1907 и 1917 г.г. регистрировалось в среднем 25 фигурок животных. Фаберже продал около 250 фигурок животных в Лондоне. Од-нако число проданных фигурок в России должно было быть намного больше. Наи-более известными художниками были Борис Фредман - Клюзель, швейцарец Франк Лютигер, Курц, Тимус, Штрихт Гратхоф и Г. Малевич. Однако, в С. - пе-тербургской мастерской было также некоторое количество анонимных художни-ков, которые работали в основном с подлинниками и чучелами животных. К тому же у них были образцы из коллекции Нетцке Фаберже. 
По отношению к атрибуциям, каждый может классифицировать фигурки животных на следующие три категории:
Во - первых, существует некоторое количество фигурок животных, оправ-ленных золотом или (по большей части позолотой) серебром. Эти изделия несо-мненно являются изделиями от Фаберже, т. к. оправа должна была быть клеймена и во многих случаях также подписана, зачастую клеймом мастера. Среди этих предметов есть также предметы украшения и предметы широкого потребления. Такие как ручки для тростей, зонтиков или печатей, также как звонки, коробочки и даже клетки для птиц. Среди оправленных золотом или позолотой фигурок жи-вотных миниатюрные Пасхальные яйца — особый случай; размерами не более 2 - х см., эти миниатюрные кулоны подобны формам яиц, например цыплята из кварца оправленные золотом мастера Федора Афанасьева или жадеитовый королевский рыбак из коллекции Форбса, Нью - Йорк. 14 марта 1908 г., бизнес - протоколы в Лондоне упоминали о продаже “Яйцо, Сова, Лапки” за £ 4.15 мистеру Валдорфу Астору.
В следующей категории мы обнаруживаем отчасти золотые фигурки жи-вотных, по большей части птичьи лапки или клювы. Согласно размеру эти метал-лические части были подписаны и клеймены. Большинство этих вещей изготовлял мастер Хенрик Вигстрем, главный мастер с 1903 по 1918 г., и в некоторых случаях его предшественник Михаилом Перхиным.
Последняя, вероятно наиболее важная категория, это фигурки животных, сделанных исключительно из полудрагоценных камней. Здесь очень сложно сде-лать атрибуцию из - за отсутствия подписей. Они знамениты технической точно-стью камнерезки. Только под увеличительным стеклом возможно различить тыся-чи штрихов на миниатюрной мыши размерами 3 см., имитирующих ее шкуру. Тщательно наполированные нефритовые лягушки и жабы имеют почти влажный блеск. Внутренняя поверхность лапок и когтей, каждая высечена индивидуально и сделана с мельчайшими подробностями. Отсутствуют острые углы на поверхности и отделанная поверхность появляется подобно восковой, нежный материал, скруг-ленный по всем сторонам.
Иногда выбор камня значителен. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий