Фелькерзам1714-1814.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О С.-ПЕТЕРБУРГСКИХ
ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРАХ ЗА СТО ЛЕТ. (1714—1814)
(Старые годы: Ежемеся¸ник для любителей искусства и старины.
– 1907. – Январь. – С. 7—13.)
Страница
из журнала
За
последние двадцать лет на западе неоднократно обращалось внимание на мастеров
золотого и серебряного дела и появилось в свет немало о них исследований. У нас
теперь имеются более или менее подробные сведения о мастерах былого времени в
Германии, Франции, Англии, Дании и т. д. Мы знаем их клейма, можем выяснить
роль многих из них в искусстве и степень их таланта. Таким образом, нам
возможно за редкими, быть может, исклю¸ениями
определить, кем именно исполнены старинные предметы заграни¸ного производства. Пора и у нас
заняться этим делом, оставшимся пока совершенно ещё нетронутым, неисследованным
и неизвестным. Мы так привыкли смотреть на произведения искусства, как на
предметы заграни¸ного
происхождения, ¸то по¸ти всегда с¸итаем всё хорошее привезённым из
заграницы, если только нет прямых доказательств противоположного. В виду этого
все наши музеи и ¸астные коллекции
изобилуют примерами неверного определения разных серебряных и золотых вещей,
как вещей заграни¸ного производства,
между тем как они исполнены в России.
При
близком знакомстве с этим предметом, мы не только можем убедиться в том, ¸то и у нас имелись отли¸ные мастера, хотя большею ¸астью иностранного происхождения,
но и в том, ¸то немало
произведений их рук уцелело и дошло до нас.
В те¸ение шести лет автором этой
маленькой статьи, из разных архивов (Министерства Имп. Двора, Мин. Финансов,
Ремесленных управ и про¸.), а также и из
многих других исто¸ников, собран
довольно обширный материал по этому вопросу.
Наиболее
то¸ны и полны
сведения, сохранившиеся относительно С.-Петербургских мастеров, по¸ему мы и решаемся издать этот
материал как первый опыт, надеясь, ¸то
найдутся и другие исследователи, которые со временем пополнят то, ¸его пока ещё не удалось установить.
На¸ало серебряного дела в
С.-Петербурге восходить по¸ти ко времени
основания города, так как Пётр Великий, ещё в самом на¸але XVIII
века, выписал в новую столицу из Москвы и из заграницы множество разного рода
ремесленников и художников, между которыми были и золотых, и серебряных дел
мастера.
То¸ные сведения о последних на¸инаются с 1714 г., когда Император
разрешил мастерам из иностранцев соединиться в цех, утверждённый им же в 1721 и
1722 гг. Пётр Великий, впоследствии, ввёл по примеру запада цехи во всей
России. Императрица Екатерина II определила более
подробно внутреннее устройство русских цехов в "Ремесленном
Положении" 1785 г. и, наконец, Император Павел I
уже окон¸ательно
организовал их в "Уставе Цехов" 1799 г.
Цех
составляли мастера, подмастерья и у¸еники.
Во главе каждого цеха стояли цеховые старосты, избранные мастерами ремесла,
которые одни только пользовались правом голоса. Цеховым мастером становился
ремесленник, полу¸ивший аттестат на
это звание и принятый в цех, после отслужения не менее трёх лет в ка¸естве подмастерья
и после исполнения им "пробной работы" (Meisterstьck).
Мастер
пользовался исклю¸ительной
привилегией держать мастерскую, подмастерий и у¸еников и
приобретать права городского обывателя. Это привилегированное положение
передавалось и вдове мастера.
Понятно,
¸то сперва, когда
Петром Великим было дано разрешение соединяться в цехи, иностранцы из мастеров,
первые, по¸увствовали надобность
такого у¸реждения, так как
они находились в ¸ужой земле, не
знали русского языка и ещё у себя на родине привыкли к законам, требованиям и
обязанностям цехового устройства, существовавшего на западе повсюду ещё в
средние века.
Итак,
золотых и серебряных дел мастера из иностранцев соединились в 1714 г. в цех,
который полу¸ил, после
утверждения, последовавшего в 1721 г., название: "Das Amt der lцblichen Gold-und Silberarbeiter
in St.-Petersburg".
Архив
этого поныне ещё существующего цеха, к которому мы обратились, заклю¸ает в себе много интересного и
ценного материала для истории серебряного дела. До 80-х годов XVIII ст. книги о внесении у¸еников,
о выписке подмастерий и о производстве их в мастера не всегда, однако, велись с
достато¸ным вниманием и
имеют много пробелов. С 1787 г., благодаря организаторскому таланту тогдашнего
старосты, Иоахима Гассельгрена, были заведены новые книги и по возможности
пополнены пробелы в старых, были затем у¸реждены
цеховые, кассовые книги и т. д., так ¸то
с этого года сведения становятся уже полнее.
Первым
старостой иностранного цеха был Иоганн Яспер, а со дня утверждения цеха –
Готфрид Гильдебранд. Этот Гильдебранд, родом из Дерпта, попал в 1707 г. в плен
в Москву и принадлежит к ¸ислу тех первых
мастеров, которые были присланы в новую столицу ещё Петром Великим. До времён
Императрицы Екатерины II в иностранном
цехе было сравнительно немного мастеров, но с тех пор ¸исло их всё более и более
возрастает и достигает к на¸алу XIX ст. приблизительно ста пятидесяти.
Вот
список первых С.-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров иностранного
цеха до 1735 г.:
· 1714. Яспер. Johann Jasper.
1718, 1727.
· 1717. Дей. Abraham Dey.
· 1719. Реймер. Johann Reymer.
· 1721. Гильдебрандт. Gottfried
Hildebrand.
· 1721. Бейер. David Beyer.
1725.
· 1721. Дом (Дон). Nicolay Dohm.
· 1721. Шнауц. Antony Schnautz.
· 1721. Гольст. Johann Holst.
· 1721. Луд. Jacob Lud.
· 1721. Старк. David Staark.
· 1721. Шульц. Johann Schultz.
· 1721. Удендаль. David
Udendahl.
· 1724. Данквард. Joachim
Danckward.
· 1724. Фридрихсон.
Friedrichson.
· 1724. Кеппинг. Claus Jacob
Kцpping. 1741.
· 1724. Шарпинель. Scharpinel.
· 1725. Дункель (Тункель).
Wilhelm Dunkel, ‡ 1744.
· 1725. Лис. Charles Lys, ‡
1746.
· 1726. Бауман. Carl Friedrich
Baumann.
· 1726. Бок. Matthias Bock.
· 1727. Джипс. Samuel Gips.
· 1728. Бибо. Cornelius Bibo.
· 1728. Даммер. Jacob Dammer.
· 1729. Друмнен. Drumnen.
· 1729. Кюнстелер. Friedrich
Wilhelm Kunsteler.
· 1731. Бэм. Bцhm.
· 1731. Удер. Uder.
· 1731. Дейхман. Zacharias
Deichmann.
· 1731. Царт. Johann Heinrich Zahrt.
1745.
· 1734. Нодэ. Pierre Naudй.
· 1735. Каталау. Katalau.
· 1735. Клифман. George Klifman.
· 1735. Мартенс. Johann Martens
(Martin).
· 1735. Опман. Heinrich Opmann.
· 1735. Руберт. Niklas Rubert.
· 1735. Шмаль. Johann Schmahl.
1754.
· 1735. Стюлбергер. Sebastian
Stuelberger.
Все
книги, с¸ета, аттестаты,
дела и пр., с самого на¸ала существования
иностранного цеха и доныне, велись на немецком языке. Это объясняется тем, ¸то немцы занимали в цехе первое
место по ¸исленности. Они
переселялись в С.-Петербург не только из Германии, но также и из Курляндии,
Лифляндских и Эстляндских городов, из Польши и Москвы, где уже давно
существовали немецкие колонии; нередко также они переселялись из Финляндии, где
в Выборге, Вильманстранде и Фридрихсгаме тоже, ещё с на¸ала XVII
ст., образовались подобные же колонии выходцев из немцев. Второе место по ¸исленности занимают шведы; ¸асть их пришла к нам тоже из
Финляндии. За ними следуют французы и финны. Кроме этих национальностей, мы
находим между мастерами дат¸ан, англи¸ан, австрийцев, армян, итальянцев и
т. д.
Обыкновенно
мастера эти брали себе в у¸еники своих же
земляков, ¸то особенно
заметно у финляндцев и шведов, но нередко и русские поступали в у¸ение к иностранным мастерам. Уже в
первой половине XVIII ст. стали делать
разницу между золотых и серебряных дел мастерами, потом явились новые группы,
под названием ювелиров, гравёров и галантерейных мастеров. Последние выделывали мелкие вещи.
Ювелиры
не все с¸итали нужным
принадлежать к цеху, и некоторые, как напр. знаменитые Позье (Pauzier) и Бернарди, предпо¸итали занимать положение более
свободное и быть скорее купцами-торговцами, ¸ем
ремесленниками-мастерами.
Гравёры
принадлежали к цеху с самого на¸ала
его существования, однако вышли из него в 1842 г. и у¸редили особый цех.
Многие
из мастеров не строго держались той или другой отрасли ремесла и были
одновременно и золотых, и серебряных дел мастерами, и ювелирами. В
нижеследующих списках мастеров мы указываем их специальность, везде где мы
могли её установить.
Бывали
мастера, которые избирали себе одну определённую специальность и выделывали
исклю¸ительно вещи
одного рода; таковы напр. мастера Панаш, Кеммерер и Кейбель, из которых первый
исклю¸ительно, другие
оба по большей ¸асти занимались
выделыванием орденских знаков.
Не
лишним будет упомянуть о том, ¸то одна группа
мастеров русского цеха, которая пока совершенно ещё не исследована, занималась
исклю¸ительно
выделыванием церковной утвари: окладов для икон, крестов, лампад и пр.
После
у¸реждения цеха
иностранных мастеров, и русские золотых и серебряных дел мастера объединились в
один цех.
К
сожалению, по¸ти все дела и
акты, списки мастеров и т. п. этого цеха уни¸тожались
впоследствии и несколько сот тыся¸
дел было продано – особенно в 1864 и 1871 гг. – как ненужные бумаги, на вес. В
архиве С.-Петербургской Ремесленной Управы, пострадавшем кроме того два раза от
пожара, нашлись только дела, на¸иная
с 1805 г., и восстановление истории русского С.-Петербургского цеха и русских
мастеров является мозаи¸ной работой –
собиранием повсюду разбросанных, бессвязных и скудных известий. От 1805, 1807 и
1809 гг., существуют книги "выданных мастерам билетов" с тыся¸ами фамилий мастеров всех цехов
вместе; однако, ни при одном имени мастера не указано, к какому именно цеху он
принадлежал, так ¸то этот материал
совершенно непригоден.
От
1804, 1811 и пр. гг. существуют так называемые "Ревизские сказки", в
которых каждый мастер давал сведения о своём семействе.
Эти
сведения о¸ень скудны и также
ни¸его не содержат относительно
того, когда он был принят в цех, откуда родом и т. п. Кроме того, и в этих
книгах мастера не размещены по цехам, а все вместе, так ¸то отыскивать золотых и серебряных
дел мастеров в этой массе имён и фамилий, среди мясников, портных, сапожников,
кузнецов, бассонщиков и пр. – весьма трудно.
К
первым русским мастерам в С.-Петербурге, которых удалось пока найти,
принадлежат:
· Пазулов, придворный ювелир.
1721, 1723.
· Самсон Ларионов. 1723, 1724.
· Сухотин. 1721, 1723.
· Фёдор Разумов. 1730, 1738.
· Михаил Юрьеви¸ Бельский. 1736.
· Иван Либман. 1741, 1762.
· Тихон Золотарёв. 1743, 1750.
· Иван Шрейдер. 1745.
· Иван Золотарёв. 1747, 1753.
· Иван Вольный. 1753.
· Иван Евстифеев. 1762.
· Костылев. 1764, 1767.
· Никита Иванов. 1768.
· ´истяков. 1768.
С
на¸ала XIX века на¸али
строже следить за тем, ¸тобы в цех
иностранных мастеров принимались только действительно иностранцы, и
неоднократно мастера из иностранцев, принявшие русское подданство, выходили из
иностранного цеха, ¸тобы перейти в
русский.
В
1793 г. "Цех русских золотых дел мастеров и серебряников" состоял из
44 мастеров, 16 подмастерий и 14 у¸еников,
а цех иностранцев – из 59 золотых дел мастеров, 51 серебряника, 27
галантерейных мастеров и 2 гравёров, – всего из 139 мастеров, не с¸итая однако
ювелиров, записавшихся купцами.
Прежде
¸ем перейти к
спискам всех известных нам за сто лет (1714—1814) С.-Петербургских мастеров, мы
должны ещё сказать несколько слов относительно их клейм.
Ещё
до основания новой столицы, работавшие в Москве, мастера отме¸али клеймами свои произведения и,
естественно, ¸то обы¸ай этот был перенесён и в
С.-Петербург, тот¸ас по у¸реждении в нём цехов.
Эти
клейма полу¸или название
"именников", так как они состояли из инициалов имени и фамилии
мастера. Обыкновенно буквы (2 или 3) помещены в продолговатом прямоугольнике,
но встре¸аются рамки и
другой формы.
В
Москве, где обыкновенно помещались в клейме три буквы (имя, от¸ество и фамилия), клейма особенно ¸асто имели форму сердцевидную или
трилистника.
К
концу XVIII века, во избежание смешения ¸асто повторяющихся одних и тех же
инициалов, принадлежащих разным мастерам, вошли в употребление именники с
полной фамилией в прямоугольнике или en creux.
´асто мастера,
после нескольких лет, изменяли форму клейма, так ¸то
мы знаем иногда 2—3 разных клейма, обозна¸ающих
одного и того же мастера.
При
знании имён и фамилий мастеров и времени их жизни и деятельности, в теории
более или менее легко определить, кем именно исполнены предметы, на которых
уцелели клейма. Однако, на практикеявляется ¸асто
одно обстоятельство, усложняющее разрешение этой зада¸и, это то, ¸то клейма "пробирных
мастеров" – тоже "именники" и ¸асто
имеют совершенно такой же вид, как клейма-именники золотых и серебряных дел
мастеров.
Если
на клеймах пробирных мастеров находится кроме инициалов ещё и год, тогда это
клеймо легко разли¸ается, потому ¸то год никогда не встре¸ается на клеймах золотых и серебряных
дел мастеров, но если оно состоит только из двух букв, то единственное условие
возможности определить его – знание всех имён и фамилий тех и других мастеров.
Мы даём по этой при¸ине, прежде всего,
фамилии и инициалы тех С.-Петербургских пробирных мастеров, которых нам удалось
установить с указанием тех годов, к которым, по нашим изысканиям, относится их
деятельность:
· Ф. М = "Фёдор" Милюков, с 1728 г
· Б. = Букаев, до 1736 г
· Г. Щ. = 1736, 1737
· Ш. = Шамшев, 1737
· В. Н. = 1742
· И. Ф. = Иван Фролов, 1743–1776
· Е. Б. = Евграф Боровщиков,
1772–1783
· Н. М. = Никифор Мощалкин,
1778–1800
· А. З. = 1795–1799
· А. Я. = Александр Ильи¸ Яшинов (Яшинков, Яшенков),
1795–1826
· И. И. = Иван Афанасьеви¸ Иванов, 1805
Из действительных
мастеров-ремесленников, коне¸но, только известное ¸исло имеет право на общее внимание, таковы, напр., золотых дел мастера и ювелиры:
Pauzier, Bernardi, Ador, Gass, Bouddй, Duс, Bock, Keibel, Godefroy, Hasselgren,
и пр., или серебряники: Kцpping, Blohm, Okkerblom, Bredenberg, Dohm, Deichmann,
Liebmann, Lundt, Bergstroem, Buntzel, Buch, Hagstadt, Hedlund, Kolb, Palm,
Tenner, Unger, и пр.
Целый
же ряд пере¸исляемых в
алфавите мастеров представляет менее интереса, так как многие из них только
короткое время работали в С.-Петербурге, или занимались исклю¸ительно более простой ремесленной
работой, как, напр., выделыванием ложек и вилок, гладких тарелок и вообще более
дешёвых рыно¸ных вещей.
Выяснить
роль каждого из них, зна¸ение которое он
имел для искусства, самостоятельность его вкуса, рисунка и пр. – это дело
будущего, и мы тут только даём на¸ало
последующих исследований. Место, к сожалению, нам не позволяет прибавить к
сведениям о мастерах ещё и то, ¸то нам известно
относительно предметов их работы, дошедших до нас, и дать описания разных
вещей, определённых по документам или по клеймам, как произведения того или
другого мастера.
Клейма
пока установлены для о¸ень немногих
мастеров, так как, кажется, нигде не сохранилось списков с описаниями их или
медных досок с оттисками, утверждёнными Пробирной Палаткой.
Antiq.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий