Воспоминания Лидии Артуровны
Миткевич-Жолтко, дочери мастера, заведующего ювелирным отделением московской
фабрики фирмы Фаберже.
Эти вещи со мной уже более
двадцати лет. И с каждым годом я все больше чувствую их ценность. Именно
чувствую духовную ценность этих материальных вещей. Золото, бриллианты, рубины,
серебро, перламутр – среди этих маленьких вещиц нет шедевров ювелирного
искусства, но для меня и моей семьи эти вещи – подлинные семейные реликвии. У
каждой есть своя история. Вот маленькие подвески-«яички», которые мой прадед
дарил своей дочери, моей бабушке, каждый год по одному на Пасху, в апреле.
Дочку очень ждали – в семье Миткевичей уже было два сына. И вот, наконец, она появилась и именно в апреле; назвали
Лидией и день святой Лидии – тоже в апреле. Все как будто «сошлось», и вот стали год за годом добавляться на золотой
цепочке то голубое, то беленькое, то темно-красное или же другое «яичко», и
получилось, наконец очаровательное пасхальное ожерелье – изысканное и
оригинальное. К сожалению, до меня оно не дошло в таком задуманном и
воплощенном прадедом виде – осталось лишь несколько подвесок. Их тоже дарила
мне бабушка, когда я взрослела, но о том, что это было пасхальное ожерелье, я
узнала много позже.
На запястье левой руки бабушка
носит золотой ободок. Эта вещь с ней уже больше семидесяти лет, и каждый раз,
когда она говорит о ней, я чувствую, как браслет с руки ее умершей матери,
Марии Андреевны, и надел на руку дочери. С тех пор она его не снимала. Да,
иногда вещи живут дольше людей.
Бабушка сидит рядом со мной,
вспоминает и рассказывает о своем детстве и юности. Что-то из этих рассказов я
знаю, слышала не раз, что-то узнаю впервые. Я записываю отдельные эпизоды, ведь
бабушкины глаза уже не позволяют ей этого сделать. Воспоминания нанизываются
как подвески на цепочку, складываясь в нечто единое – жизнь. Эти воспоминания о
далеких ушедших днях становятся мне все ближе и дороже, соединяя век нынешний и
век минувший.
В Москву мы переехали из Петербурга
в 1902 г. Мне было уже пять лет, и я хорошо помню, как на вокзале мы садились в
поезд, было много провожающих – родных и друзей. Прощание с Петербургом было
вызвано новым назначением отца. В Петербурге он несколько лет успешно
проработал в ювелирной фирме Болина, проявил себя как отличный мастер с
выраженными задатками руководителя. Его порекомендовали Карлу Фаберже, и тот
предложил ему место заведующего ювелирным отделением Московского филиала
известной уже тогда фирмы Фаберже.
Мой отец, Артур Янович (в России
– Иванович) Миткевич-Жолтко происходил из семьи потомственных польских дворян.
Но доходов семья не имела: родители рано
умерли, родовое имение и конный завод, находившийся в Могилевской губернии,
были проданы.
В семье Миткевичей было семь братьев.
Все они получили хорошее образование, окончив Гатчинский сиротский институт.
Артур с юности к наукам не тяготел, высшего образования так и не получил, зато
руки имел такие умелые, что все в семье обращались к нему за любыми поделками:
коньки заточить, что-то подчинить, приладить. Позже он нашел себя в тонком и
кропотливом ювелирном ремесле.
По прибытии в Москву, наша семья,
в которой было четверо детей, сняла небольшую квартирку на Троицкой улице, в
недавно отстроенном "доме мадам Глюк". За последующие четыре-пять лет
мы переезжали несколько раз. Наконец освободилась квартира в доме, который
находился во дворе ювелирной фабрики, расположенной в Большом Кисельном
переулке, и наша семья переместилась туда. Квартира была на первом этаже, имела
четыре комнаты, кухню и еще две большие прихожие - парадную и заднюю, черным
ходом выходившую на задний двор. Во дворе был маленький палисадник, клочок
земли, которым никто не занимался. Когда я подросла, то обусловила его,
посадила цветы, какую-то зелень. Там была и беседка, где мы летними вечерами
любили пить чай.
Этажом выше жила семья Чепурнова,
заведующего серебряным отделением
фабрики. В этой семье было пять дочерей : Евдокия, Мария, Валентина,
Клавдия, Полина и сын Михаил, с которым я и братья в детстве часто общались. На
втором этаже жил также бухгалтер
фабрики, немец по национальности.
ЗАКАЗЧИКИ И
ПРИКАЗЧИКИ
Ювелирное отделение, которым
заведовал мой отец, занимало четвертый этаж фабричного корпуса. Там же
находился мой отец, занимало четвертый этаж фабричного корпуса. Там же
находился кабинет отца с телефоном. В кабинете стоял громадный несгораемый
шкаф, в который в конце рабочего дня убирались отдельные ящики с работой
каждого мастера. Под началом отца работало до сорока мастеров-ювелира разных
специальностей: монтировщики, шлифовщики, специалисты по эмали.
Напротив кабинета отца
располагалась комната, где постоянно много лет жили «два Николая». Это были так
называемые артельщики – честнейшие люди, которым доверялись ответственные
поручения по доставке драгоценных камней и готовых заказов из магазинов Фаберже
на углу Кузнецкого моста и Неглинной на фабрику и обратно.
Основная работа Московского
ювелирного отделения заключалась в выполнении заказов частных лиц – состоятельных
людей, купцов, актеров, музыкантов. В магазине Фаберже готовые изделия, как
правило, не предлагались. Заботясь о престиже, фирма не практиковала
тиражирования ювелирных изделий, они были штучными , индивидуальными. Заказчик
приходил в магазин и говорил о своем
изделии, которое клиент хотел бы иметь, уточнял из какого металла, с какими
камнями, на какую сумму. При магазине работали шесть художников, занимавших
помещение над магазином. Заказ поступал одному из художников. К назначенному
времени он выполнял несколько рисунков, и заказчик выбирал понравившийся. Если
заказом было кольцо для дамы, то к ней посылали одного из Николаев, который
должен был снять точную мерку с пальца. Затем заказ (рисунок, мерка, камни)
поступал в ювелирное отделение фабрики, и заведующий распределял работу среди
мастеров.
Артур Иванович Миткевич, будучи
сам опытнейшим мастером, очень тщательно контролировал процесс работы над
заказом. Он не терпел никакой халтуры, недоделок и мог даже резко повысить
голос, если встречал некачественную работу. Мой отец в течение долгих лет
держал на высоте марку фирмы Фаберже. Он был человеком очень требовательным.
Все знали о его нетерпимости к неряшливой работе, но эти его должностные
качества прекрасно сочетались с добротой и вниманием к своим подчиненным. Все
это снискало ему заслуженное уважение сослуживцев. В 1912 г. В честь
десятилетия работы отца в фирме ему был подарен серебряный портсигар с
сапфировой застежкой, имеющей внутри дарственную надпись: «На добрую память
Артуру Ивановичу в память десятилетия службы от признательных подмастерьев
фирмы К. Фаберже. 18 февраля 1912 года».
ЛЕТО
Со многими мастерами у отца
сложились дружеские отношения. Мастера-закрепщики братья Колбасины не раз
приглашали отца с семьей на престольные праздники к своим родителям, жившим в
деревне, расположенной верстах в сорока от Москвы по Казанской железной дороге.
Там все мы встречали радушный прием, а нам, детям, было особенно интересно
участие в ярмарочных гуляниях. Запомнились также угощения в августе – на праздниках Спаса Господня – яблоки и огурцы с
медом.
Летние месяцы братья, мама и я
проводили в какой-либо подмосковной деревне. Отец приезжал к нам на выходной.
Когда у отца был отпуск, он брал меня с собой, чтобы навестить одного из своих
братьев. Так я побывала с отцом в Ярославле, где стоял полк, в котором служи
полковник дядя Эдуард – мой крестный. Ездили мы и на Украину, где в
Екатеринославской губернии служил управляющим императорским лесным хозяйством
брат отца Леонард.
ОХРАНА НЕ
СПАЛА
Хотелось бы рассказать еще о
некоторых традициях, связанных с жизнью и работой на фабрике. В августе был
день, в который отмечалось начало нового рабочего дня. На фабрику привозили
икону Иверской Божьей Матери, Покровительницы деловой Москвы, и служили
молебен. Затем работникам и мастерам отпускались деньги для посещения
ближайшего питейного заведения, а администрация фабрики в это время, как,
впрочем и всегда была под надежной охраной. Ключи от ювелирного отдела
находились у «двоих Николаев» - они в ресторан не ездили.
Ценностями в фабричных цехах были
не только металлы и камни, но и сами ювелирные инструменты, многие из которых
были редкими, персональными.
Мастера-ювелиры, отработав день,
перед уходом домой мыли руки. Вода текла из крана и сливалась в большие
емкости. Эту воду покупали на фабрике практичные немцы. Вероятно, они как-то
процеживали или выпаривали воду, чтобы собрать мельчайшие частицы золота,
смытые с рук мастеров. Помню, как мы, дети, кричали из окон дома: «Смотрите,
смотрите, немцы за водой приехали». Охрана фабрики была хорошо продумана. После
окончания рабочего дня начался обход всей территории фабрики и двора. Он был
организован так: в пяти местах (1 – на верхнем этаже, 2 – на нижнем этаже
фабричного корпуса, 3 – на каменной стене, отделявшей территорию от соседнего
двора, 4 – около сараев, 5—у черного выхода жилого корпуса) были установлены
небольшие деревянные ящички. В них на цепочках висели ключи от специальных
часов. Часы могли быть заведены только этими ключами в строго определенном
порядке всего на один час. Таким образом, получалось, что сторож с часами
должен был постоянно обходить территорию от ящичка к ящичку. Иначе часы
остановились бы, а подвести их было нельзя.
Сторожами и дворниками на фабрике
были очень добросовестные люди, татары по национальности. Жена одного из них,
ее звали Фамида, часто помогала моей матери при стирке белья.
ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЕЛЬЦЕР
Однажды – мне было лет двенадцать
– я поднялась на четвертый этаж в кабинет отца, чтобы позвонить подруге (в
нашей квартире телефона не было). На столе отца лежали вещи, приготовленные к
отправке в магазин. Это были роскошные ожерелье и диадема с бриллиантами и
изумрудами. Увидев эти изделия, я от восхищения тотчас забыла, зачем пришла
сюда и стояла несколько минут, любуясь и восторгаясь. Позже я узнала, что это
были подарки для известной балерины Гельцер, заказанные поклонниками к ее
бенефису. Изумруды были выбраны для нее не случайно. У балерины были красивые
рыжие волосы и зеленый цвет камней, безусловно, был ей очень к лицу.
ЗАКАЗ
ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ
Непосредственных заказов от
царского двора Московское ювелирное отделение не имело. Был у моего отца
интересный личный заказ. Отцу сообщили, что с ним желает встретиться великая
княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны. Елизавета
Федоровна некоторое время назад приняла белое монашество. Произошло это после
убийства ее мужа, генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея
Александровича, эсером Каляевым. Елизавета Федоровна основала в Замоскворечье
Марфо-Мариинскую обитель. Туда, в ее апартаменты и поехал отец в присланном за
ним экипаже. Он пробыл у Елизаветы Федоровны почти целый день и, вернувшись к
вечеру, рассказывал дома о том, как любезно и внимательно принимала его
хозяйка, угощала завтраком, расспрашивала о семье, о работе. Просьба ее к отцу
заключалась в том, чтобы он передал кое-что из ее фамильных драгоценностей на
вещи более мелкие и простые. Этим отец и занимался, проводя в ее доме за
работой по нескольку часов в течение нескольких дней. Небольшие и ставшие
гораздо более скромными украшения великая княгиня собиралась раздарить на
память своим приближенным.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
После 1917 г. Московский филиал,
как и вся фирма Фаберже, был закрыт, работники распущены. Мой отец остался без
работы, а семья наша – без средств к существованию. В голодном 1920 г. Умерла
моя мать. Во время мятежа в Ярославле погибли мой дядя Эдуард и двоюродные
братья Дмитрий и Борис. Моих родных братьев унесли империалистическая и
гражданская войны. Наша квартира в Большом Кисельном переулке была занята
Невским оптическим обществом.
Отец до 1927 г . числился в Московском
ювелирном товариществе, но никакой серьезной работы у него там не было. В
1920-е гг. Отец сохранил добрые отношения со многими бывшими сотрудниками и
заказчиками фирмы. Александр Степанович Аверкиев, бывший присяжный поверенный и
директор Московского филиала фирмы, был посаженным отцом на моей свадьбе в 1922 г . А пролетку с
запряженной в нее белой лошадью для молодоженов по просьбе отца предоставил
китайский посол.
Артур Иванович Миткевич умер в
1960 г. на 96-м году жизни в Москве в окружении своих близких.
Комментариев нет:
Отправить комментарий