О Брешко-Брешковском.
См. Льва Любимова.
Брешко-Брешковский Николай Николаевич
[20.02.1874-23.08.1943]
Брешко-Брешковский Николай Николаевич
[8(20).2.1874, Петербург — 23.8.1943, Берлин]
—
прозаик, журналист.
Из
старинного польско-украинского дворянского рода. Сын известной народницы
Е.К.Брешко-Брешковской (1844-1934), проведшей в заключении и ссылке 22 года;
после 1917 — активной противницы советской власти; с 1920 жила в Чехословакии
(воспоминания Брешко-Брешковского о ней: Терзания моей матери // Жизнь и суд.
1913. №13; Бабушка русской революции
// Лукоморье. 1917. №12/13; Воспоминания сына // Иллюстрированная Россия. 1934.
№39). Из-за ареста и ссылки матери Брешко-Брешковский с юных лет рос в семье дяди
В.К. Вериго в Заславле на Волыни. С 5 лет читал запоем; особой любовью
пользовалась лубочная литература и романы В.В.Крестовского.
После
окончания Ровенского реального училища (1893) переехал в Петербург, где
поступил в акцизное ведомство контролером табачной фабрики. Через 2 года
оставил службу и стал профессиональным литератором. Первое выступление в печати
— рассказ «Счастливый день Петра Ивановича» (1896). Сотрудничал в журнале
«Живописное обозрение» и «Наблюдатель», редакторы которых, А.К.Шеллер-Михайлов
и А.П. Пятновский, оказали значительное влияние на формирование мировоззрения
Брешко-Брешковского. В ранних вещах Брешко-Брешковский выступал как
бытописатель провинции (Юго-Западного края) и запорожского казачества: повести
«Запорожец Подкова» (1897), «Счастливая пора» (1898), «В забытой стороне»
(1898), «По течению» (1899), «Петрусь Мартынюк» (1900), «Гайдамаки», «Мазепа и
запорожцы» (обе — 1901) и др. Критики указывали на «живую обрисовку характеров,
тонкое понимание красот природы» (Д.Л.Мордовцев, А.А.Измайлов).
С 1900-х
Брешко-Брешковский выступал с многочисленными публикациями о спорте, модах,
светской хронике, новинках живописи, ведя соответствующие разделы в газете
«Биржевые ведомости», «Петербургская газета», «Русское слово», «Голос Москвы»,
журнал «Звезда», «Север», «Нива», «Огонек», «Синий журнал» и др.
В 1906
Брешко-Брешковский издавал и редактировал иллюстрированный журнал «Огни» (вышло
4 номера). Являясь плодовитым художественным критиком («В.Е.Маковский и его
художественная деятельность», 1902; «Русский художник В.В.Верещагин», 1904),
Брешко-Брешковский высказывал суждения столь же наивные, сколь и категоричные.
Так, в книге «Русский музей императора Александра III» (1903) он писал о
«слабой технике» В.И.Сурикова, «слепой подражательности» М.В. Нестерова и
«гениальности» Г.И. Семирадского. Ярким примером бесцеремонности
Брешко-Брешковского как журналиста явилась его беседа с Л.Н.Толстым — «В Ясной
Поляне у графа Л.Н.Толстого» (Петербургская газета. 1907, 26 июня; перепечатано:
Звезда. 1978. №8 и в книге: Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986). Это
интервью дало В.П.Буренину повод назвать Брешко-Брешковского «клопом, присосавшимся
к выдающимся людям» (Новое время. 1907. №11 с.272). Предметом постоянных
нападок Брешко-Брешковского были любые новые течения, в частности футуризм
(Здоровое и больное // Петербургская газета. 1914.№82).
Брешко-Брешковского отличала необычайная литературная плодовитость:
помимо не поддающегося учету количества публикаций в периодической печати на
злобу дня, им было создано несколько сот романов, повестей, рассказов.
Творческий процесс не представлял особых затруднений для Брешко-Брешковского:
«Отнимает время сам процесс нанизывания слов и фраз. <...> Люблю
диктовать, сидя у горящего камина и куря сигару, и тогда фантазируется легко и
свободно, и мысли плавно и свободно ложатся на бумагу. <...> Можно в год
несколько романов написать. <...> Так оно и выходит» (Мои настроения //
Журнал журналов. 1915. №2. с.12). Свои многочисленные беллетристические
произведения, печатавшиеся на страницах газет и «тонких» журналов,
Брешко-Брешковский адресовал тем читателям, которые «не руководствуются мнениями
строгой, серьезной критики, а читают лишь то, что соответствует их
непритязательным вкусам» (Вестник литературы. 1911.№ 3. С.69).
В начале
1910-х Брешко-Брешковский был самым читаемым автором в России, опережая по
популярности следующих за ним А.И.Куприна и М.П.Арцыбашева. А.А.Блок писал, что
он «способен читать с увлечением<...> пошлейшие романы
Брешко-Брешковского, который <...> ближе к Данте, чем <...>Валерий
Брюсов» (Блок А.А. СС: в 8 т. М.; Л., 1963. Т.8. С.331). Особый успех имели романы
Брешко-Брешковским из жизни борцов и тореадоров: «Чемпион мира» (1907),
«Гладиаторы наших дней» (1908), «Чухонский бог» (1910), «Роман тореадора.
Гладиаторы» (1910). В спортивных романах Брешко-Брешковского Куприн увидел
«подлинную печать близкого знакомства с бытом», однако В.Г.Короленко порицал
Брешко-Брешковского за то, что у его персонажей «нет ни характеров, ни
физиономий, а есть только мускулатура, зычный голос и большее или меньшее
умение "брать на передний пояс" и "строить мосты"»
(Короленко В.Г. О литературе. М., 1957. С.404).
Впрочем,
и Куприн, выделив произведения на спортивную тему из всего написанного
Брешко-Брешковского, порицал последнего прежде всего за «шаблонный стиль», за
«голую порнографию, и притом холодно риторичную, взвинченную, вычурную», а
также за «дурной вкус вообще» (Куприн А.И. СС: в 9 т. Т.9. С.167).
Впрочем,
успеху произведений Брешко-Брешковского способствовала не только эпатирующая
критиков броскость заглавий, от которых, по словам Куприна, «собаки воют и дамы
в обморок падают». (Например, репортаж о строительстве моста Брешко-Брешковский
озаглавил «Пленники железного гроба»). Читателей привлекало большое количество
реалий, а также наличие в числе персонажей известных современников; придуманные
Брешко-Брешковским подробности их жизни были столь живописны и правдоподобны,
что позднее некритически вносились в их научной биографии. Зачастую
Брешко-Брешковский давал героям имена своих знакомых, что приводило к
недоразумениям. Ряд произведений Брешко-Брешковского был переделан им для
сцены; особый успех имели «Гладиаторы», одновременно поставленные в 1909 в нескольких
театрах. Брешко-Брешковский интенсивно работал в кинематографе; он был первым в
России писателем, приглашенным для написания сценария; участвовал в создании
фильмов и как режиссер.
К
середине 1910-х тематика произведений Брешко-Брешковского претерпела
значительные изменения: если ранее основными его героями, помимо спортсменов,
были люди искусства («Записки проходимца», 1901; «В царстве красок», 1903;
«Опереточные тайны», 1904; «Записки натурщицы», 1909), то позднее интерес
Брешко-Брешковского сосредоточился на великосветских пороках («В потемках
жизни», 1914; «Прекрасный мужчина», 1917), описываемых со свойственным Б.-Б.
шаблонным однообразием. Появился устойчивый интерес к военной тематике: в 1909
Брешко-Брешковский совместно с полковником Черкасовым сочинял «роман из
кавалерийской жизни, причем главы военно-бытовые писал Черкасов, а главы общие
— Брешко-Брешковский» (Биржевые ведомости. 1909. № 10 864). Уже в период малых
балканских войн (1912-13) Брешко-Брешковский сформировался как военный корреспондент,
что позволило ему в 1914 сразу же занять первенствующее положение в военной
журналистике (см. пародию А.С.Грина «Редактор и писатель»). Но и здесь критика
отмечала присутствие шаблонов: «Пришла война, и нужны оказались германские
зверства. Пожалуйста! И чего-чего только нет в новой, горячей еще, только-что
со сковородки Брешкиной книжке: и подлые шпионы, и героические сестры
милосердия, и "орлы", "чудо-богатыри" русские, и
кровожадные вампиры-немцы... Пришла февральская революция, и нужны, оказывается,
иные мотивы! Пожалуйста! И новый труд неутомимого Брешки, свежий,
круто-заправленный, горячо поданный, "с луком, перцем, с собачьим
сердцем", рьяно рассказывает о Гришке Распутине, о развратной Алисе, о
восставшем народе» (Василевский И.М. [Не-Буква]. Что они пишут? Мемуары бывших
людей. Л., 1925. С.27-28).
Осенью
1917 уехал на юг России; с 1919 жил в Одессе.
В 1920
эмигрировал в Сербию; с 1921 жил в Варшаве, продолжал работать с прежней
продуктивностью; произведения Брешко-Брешковского пользовались устойчивым
спросом у оказавшихся на чужбине его прежних читателей. Незадолго до гибели
Брешко-Брешковский вспоминал: «Эмигрантские годы. Тридцать новых романов; почти
сплошь борьба с еврейством и коммунизмом. <...> Эмигрантские же газеты,
правда, не все эмигрантские, редакторы, журналисты, и те и другие одинаково
бездарные, из безграмотных репортеришек, вся эта шпана травила меня и печатно,
и устно. И чем ничтожней был человечишко, тем обозленней лягал он старого
национального писателя ослиным копытом своим» (Письма издалека // Молва.
[Одесса]. 1943. 22 авг. С.4). Доминирующей в творчестве Брешко-Брешковского
стала тема «жидо-немецко-большевистского заговора» против России и загадочного
«Славянского Союза».
После
1933 окончательно обосновался в Берлине; из конспирологической доктрины
Брешко-Брешковского исчезло слово «немецко», и в III рейхе он увидел
единственную преграду всемирному распространению большевизма. Приветствовал
нападение Германии на СССР; подчеркивал сознательность сделанного им выбора
(Воспоминания старого журналиста // Новое русское слово. [Берлин]. 1942. 8
марта). Брешко-Брешковский был апологетом жесткой карательной политики III
рейха на оккупированных территориях — см. его очерк «Большой капитан. Ротмистр
Заустинский и его борьба с красными партизанами» (За родину. [Рига]. 1942.
№88). Как позднее вспоминал его бывший единомышленник и коллега по
коллаборационизму: «Махровый реакционер, самый, кажется, вульгарный, буквально
тошнотворный по своему дурному вкусу эмигрантский романист поспешил в Берлин и
там ревностно служил в органах пропаганды, пока не погиб во время бомбежки»
(Любимов Л.Н. На чужбине // Новый мир. 1957. №4. С.170; в отд. изд. (М., 1964.
С.335) характеристика смягчена). Погиб во время бомбежки.
Несмотря на значительный объем написанного и
сенсационный читательский успех при жизни, творческое наследие «неутомимого
Брешки» (Куприн) было не известно послевоенному поколению в СССР. Произведения
Брешко-Брешковского, погребенные на страницах периодики и практически не
имевшие переизданий, никогда не были собраны и не являлись предметом изучения.
Творчество Брешко-Брешковского оказало значительное влияние на В.С.Пикуля,
роман которого «У последней черты» содержит ряд прямых заимствований из романа
Брешко-Брешковского «Позор династии» (Пг., 1917).
Соч.:
По
течению. СПб., 1900;
Повести и
рассказы. СПб., 1901;
Мятежная
душа. СПб., 1901; 2-е изд. СПб., 1910;
Из
акцизных мелодий. СПб., 1902;
Шепот
жизни. СПб., 1903;
Карнавал
смерти: Итальянские легенды и рассказы. СПб., 1908;
Петербургская накипь. СПб., 1908;
Рыцари
«лоскутной монархии». СПб., 1914;
В паутине
шпионажа. СПб., 1914;
На
границе Аварии. СПб., 1914; 2-е изд. Пг., 1915;
Кровь
Гогенцоллернов. Пг., 1915;
В сетях
предательства. Пг., 1915; 2-е изд. Пг., 1916;
Шпионы и
солдаты. Пг.. 1915;
Гадины
тыла: Немецкий шпионаж. Пг., 1914; 2-е изд. Пг., 1915;
В когтях
германских шпионов. Пг., 1915;
Предатели. Пг, 1915;
Придунайские варвары. Пг., 1915;
Солнце
Вардара: на армянском яз. Тифлис, 1915;
Танцовщица Лилиас. Пг., 1916;
Дочь
Иностранного легиона. Пг., 1916;
Горячая
кровь. Пг., 1916;
Ремесло сатаны. Пг., 1916; М., 1991; М.,
1992; М., 1995;
Загадочная женщина. Пг., 1916;
Необыкновенная девушка. Пг., 1917;
Прекрасный мужчина. Пг., 1917;
Позор
династии. Пг., 1917;
Коронованные скитальцы. Пг, 1917;
Белые и
красные. Ч.1: Дочь великого князя. Париж, 1921;
Царские
бриллианты. Париж, 1921;
На белом
коне. Берлин, 1922;
Под
звездой дьявола. Новый Сад, 1923;
Мировой
заговор: Бомбы римского отеля. София, 1924;
Когда рушатся троны. София, 1925;
На
золотом троне. Белград, 1925;
Печать
проклятья. Новый Сад, 1925;
Ряса и
кровь. Варшава, 1925;
Белые и
красные. Ч.1-2. Рига, 1926;
Демон
пустыни. Рига, 1926;
Женщины,
кровь и бриллианты. София, 1926;
Мстители.
София, 1926;
Побежденные победители. Берлин, 1926;
Албанская
сирена. Берлин, 1927;
В огне
страстей. Ч. 1-2. Рига, 1927-28; отд. изд. Ч.2: Кровавый май. Рига, 1928;
Ночи
Варшавы. Рига, 1927;
Принц и
танцовщица. Рига, 1927;
Сбежавший
каторжник. Рига, 1927;
Живая
совесть: Прекрасные калеки. Париж, 1928;
Роман
«Манекена». Рига, 1928;
Тайна
мертвых песков. Рига, 1928;
Яд земли. Рига, 1928;
Рукою
палача. Рига, 1928;
Рукою
палача. Рига, 1929;
Голубой
мундир. Рига, 1930;
Дикая
дивизия. Рига, 1930; М., 1990; М., 1991;
Жидкое
золото: Нефтяной роман. Варшава, 1930;
Жуткая
сила / предисл. А.Куприна. Рига, 1930; Ростов н/Д, 1991;
Роман
великого князя. Варшава, 1931;
Короли
нефти. Ч.1-2. Рига, 1933; отд. изд. Ч.1: Роман княгини Светик; Ч.2: Борьба
титанов. Рига, 1933;
Стависский, король чеков. Париж, 1934;
В
джунглях Парижа // Иллюстр. Россия. 1934. №38-41; 1935. №7-10;
Графиня:
Венский роман. Рига, 1935;
Абиссинские ночи. Рига, 1938;
Король
пулеметов. Тяньцзин, 1938;
Под
плащом сатаны. Тяньцзин, 1938;
Сокровища
Алмазхана. Тяньцзин, 1938;
Кровавые
паяцы. Шанхай, 1939.
Лит.:
Чуковский
К. Литературные стружки // Речь. 1909. №340;
Фелицын
С. Литературный паспорт певца арены // Вестник литературы. 1911. №3;
Куприн
А.И. Певец арены (1911) // Куприн А. СС: в 9 т. М., 1980. Т.9. С.87-95;
Светлов
В. «Дикая дивизия» и ее автор // Мир искусства. 1930. №3;
[Сургучев
И.Д.] Некролог // Парижский вестник. 1944. 4 сент.
Усенко
Л.В. Критика А.И.Куприным псевдонародности бульварной литературы // Вопросы
русской и зарубежной литературы. Ростов н/Д., 1967;
Дудаков
С. История одного мифа. М., 1993. С.187-193.
М.П.Лепехин
Комментариев нет:
Отправить комментарий