вторник, 10 февраля 2009 г.

ЗАЛКАЛНС.

Архив Государственной Третьяковской Галереи. Ф.4. дело 1058. Письмо ЗАЛЬКАЛНСА Теодора Эдуардовича 
Шалимовой Валентине Павловне.
12 октября 1951 года.
На конверте: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Заведующей отделом Советской скульптуры Валентине Павловне Шалимовой.
Отправитель: Теодор Залькалнс. Рига, Красноармейская, 12 – 26.

  Глубокоуважаемая Валентина Павловна!
  Извините меня, пожалуйста, что Вам так долго пришлось ждать на мой ответ. Я очень занят и трудно мне концентрироваться, чтобы восстановить в памяти Вас интересующие моменты из жизни Екатеринбургской художественно-промышленной школы.
  Школа была основана Министерством финансов с целью поднятия художественной культуры уральских кустарей, преимущественно каменнорезного-гранильного и в связи с ним и ювелирного.
  Были организованы мастерские: каменнорезная-гранильная, ювелирная, бронзолитейная, мастерская эмали и столярная (последнюю, согласно традициям семьи, выбрал себе Шадр). Всё это было очень обосновано и вызвано сильно развившимися, особенно в Екатеринбурге, кустарями. Дело было постпавлено на правильный путь, довольно живое, но почему-то вскоре заглохло, не получив даже полного развития.
  Из учеников, шедших по каменнорезной специальности, выделядся впоследствии, помимо Дербышева, Кремлёв, прекрасно резавший животных и, в особенности, цветы. Много работавший для ювелирной фирмы Фаберже в Петербурге. Ещё выделялся Таёжный, как полный мастер миниатюрной скульптуры, портрета, работавший для той же фирмы Фаберже в Москве, а в области живописи Слюсарев, мастер пейзажа Урала.
  Что касается преподавательского состава школы, то это были люди прогрессивных взглядов. По своему интересным и живым было руководство школы её первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей. Как во всех школах и тут существовала определённая программа, но проводилась она в жизни не по-чиновнически, а как-то живо и индивидуально разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя.. Яркой фигурой среди преподавателей был зоолого Владимир Онисимович Клер, сын преподавателя французского языка Екатеринбургской гимназии, родившийся в Екатеринбурге, но получивший своё образование в Швейцарии. Охотник и большой любитель природы, он в постоянном живом общении с учениками, как в школе, так и на охоте и в экскурсиях внёс в их среду много культуры и культурных интересов. Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастерова-художников, да и обстоятельства для этого были очень благоприятны.
  Лично я преподавал лнпку и композицию, и одно время и начертательную геометрию. Моей задачей было будить творческую потенцию моих учеников, дать вполне свободно, без малейшего гнёта, развиться их индивидуальным творческим стремлениям.
  В школе, к счастью, как я тогда думал, не было гипсов, или их было немного, почему я уже с самого начала, уже для первых работ пользовался живой натурой, что в проведении программы внесло много свежести и жизненности. Натуры я брал из растительного мира и животных, вернее птиц.
  Так я для первых работ пользовася, например, листом репеня, брал дальше что-нибудь слдожное, хотя бы два листа, целые ветки и т.д. Помимо растений и цветов, был у нас орёл-беркут, был филин, знаменитый журавль, который свободно прогуливался по городу и пристрастился бить стёкла окон (его слепил и Шадр), была утка и курица. От поры до времени приглашали кого-нибудь попозировать для головы, а иногда лепили и всю фигуру, но в костюме. Было довольно много удачных работ, которые самими учениками отливались из гипса и со временем составляли своего рода методический кабинет. Учил я и практическому анализу работ и для проверки проводил перед официальными экзаменами оценку работ самими учениками, оставаясь в роли наблюдателя.
  Что Екатеринбургская школа дала Шадру и что она внесла в образование его личности художника, не могу сказать. Может быть это вскроют его мемуары.
  Дату основания школы я не помню. Сам я туда поступил 10 сентября 1903 года и пробыл там до середины июня 1907 года. Года поступления Шадра в школу точно не помню, думаю это 1902. Оставил олн школу в начале лета 1906 года.
  Это, Валентина Павловнап, пока всё, что я нный момент мог вспомнить. Хотелось бы, чтобы эти краткие отрывки Вам всё же помогли создать картину среды и духовной обстановки, в которой проходило юношество Ивана Дмитриевича Шадра.
  С глубоким уважением и приветом
  Теодор Залькалнс.
Рига 12. Х. 1951.

Комментариев нет:

Отправить комментарий