Письмо заинтересованного читателя.
Борис Харитонов, ювелир, заслуженный художник РФ (Екатеринбург).
«Мнение любого отдельного
человека по какому-либо
поводу субъективно»
Антон Ананьев. – Журнал СИЗИФ, № 1, 2007, с.15.
В В.Скурлов, с которым я состою в переписке, прислал мне в подарок, вышедший в Санкт-Петербурге новый журнал СИЗИФ, и попросил написать отзыв, высказать своё мнение по поводу его содержания, свои пожелания, мысли.
Первое, что хочется сказать: порадовало появление журнала такой узкой направленности, в котором отражены разные стороны современной камнерезной школы, её трудности, задачи, исторические моменты развития. На современном уровне развития камнерезного искусства задача журнала: обобщать опыт разных мастеров, помогать молодым в поиске интересных и актуальных направлений. В журнале хорошие статьи о работах В.Путрина, А.Корнилова, их поисках, планах.
Но, второе, для меня непонятно название журнала. С давних времён замечено, что имя, данное человеку или вещи, каким-то образом отражается на его (её) судьбе. По древне-греческой мифологии царя Сизифа боги наказали тем, что он должен был втаскивать на гору тяжеленный камень, который каждый раз скатывался, достигнув вершины. Отсюда название бесполезного труда: «сизифов труд», «сизифова работа».
Известно, что работа по камню трудная, кропотливая, но всё зависит от мастера, превратится ли она в бесполезный труд или в произведение искусства.
Конечно, сложно совместить работу художника, ювелира, камнереза в одном мастере. И это даёт о себе знать, когда не хватает детальной эскизной проработки, отражается в неточностях в изделиях, особенно, в изображениях животных, людей. А дальше уже идёт знание материала, камня, металла, механики изготовления.
Элементы эскизной недоработки мелькают в некоторых, изображённых в журнале, изделиях, при всей их чистоте и качестве.
Вот ЧАСОВЩИК (стр.16). Положение лупы у глаза, при такой его позе, напоминает кнопку звонка в двери. А молоточек, для чего он? Может, для того, чтобы по примеру Карла Фаберже, разбивать неудачные работы?
Фигура в костюме ЯПОНЦА (стр.20). Есть неточности: в поясе излишне много складок, изображён двуручный меч. Одной рукой его держат редко, неудобно.
МОНАХ (стр. 3). Так на бочке усидеть трудно, да ещё с рюмкой и бутылкой. Правильнее было бы развернуть его, или вообще перестроить композицию.
В работе ВОЛК (стр.35), насколько позволяет разглядеть иллюстрация, нижняя челюсть Волка выдаётся вперёд, за верхнюю, так в природе не бывает.
Изделие под названием СУКА (стр.4) как-то полностью не раскрывает образ. Для такого туловища коротковат хвост, соскИ вообще, по-видимому, отсутствуют, а ведь это один из характерных её признаков. Их так хорошо можно было бы обыграть.
Часто тематика диктуется заказчиком (юбилее1, торжество или что-то другое). Но даже такая направленность, выполненная профессионально, с авторским почерком, видением внутреннего состояния и гармонии, позволяет делать изделия высокого художественного уровня.
И ещё, в некоторых статьях начинают сквозить словечки, этакий ювелрный жаргон: «ювелирка», «белоречка». «делицизм». Здесь, мне кажется не нужен перевод ни с греческого. Ни с производного.
Если это искусство, а это именно так, то и обращаться со словами, для начала, нужно уважительно, как с искусством.
Удивило слово «чтиво» (стр.36). Оно более подходит для какого-то бульварного романа, который прочитал в поезде и выбросил. Здесь же под ним даются названия каталогов, серьёзных профессиональных работ. И, если вернуться к названию журнала, то слово «чтиво» тоже не гармонирует с его трудностями.
И всё же, хорошо, что журнал вышел. Хорошо то, что рискнули, создали. А огрехи? – Их может допустить каждый, и только опыт, появившийся с годами, этого не позволит. Хочется сказать словами Сальваторе Дали: «Художник, не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь».
Желаю журналу успехов и удачи.
С уважением, Харитонов Б.Н., г.Екатеринбург, 30.04.2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Где можно найти журнал СИЗИФ?
ОтветитьУдалитьХотелось бы ознакомится.
На предновогодней выставке в Манеже продавался. Он о резьбе по камню.
ОтветитьУдалить