четверг, 5 февраля 2009 г.

ГЛУШКОВА Вера. В.В.СКУРЛОВ.

ГЛУШКОВА Вера.
В.В.СКУРЛОВ. 
05.11.2006.
Ответы на вопросы В.Н.Глушковой.

1. ВОПРОС. Чем, на Ваш взгляд, пост-постмодернизм отличается от постмодернизма?
- Пост-постмодернизма ещё не вижу, поскольку постмодернизм ещё не исчерпал себя.

2. ВОПРОС. Как Вы определили бы главенствующее сейчас понятие эстетики во всех видах искусства, особенно в ювелирном?
- В эстетике много понятий, например, категории «красивого» и «безобразного». Сейчас, в ювелирном искусстве много безобразного, но главной идеей остаётся поиск красоты. Я характеризую современное искусство как поиск «новой буржуазности» через освоение прошлой российской и зарубежной культуры. В этом освоении русское ювелирное искусство преодолевает все недостатки прошлого и усваивает его достижения. «Новая буржуазность» не включает в себя пошло-мещанского смысла, а восходит к истинному значению слова «буржуа» - горожанин.

3. ВОПРОС. Когда, на Ваш взгляд, грядёт новый крупный стиль во всяком искусстве, особенно в ювелирном, декоративно-прикладном?
- Об этом писал ещё Франц Бирбаум в 1910-х годах: 
«Пора взглянуть более серьёзно на задачи прикладного искусства. Если национальному стилю суждено возродиться, то конечно только в более культурных формах»
  Бирбаум боролся за функциональность предметов русского стиля, критикуя «медвежьи» талашкинские шкафы и лавки: «Когда создаются предметы, мы вправе требовать, чтобы они соответствовали нашим потребностям, а не одним только декоративным целям».
  «Стиль, по Бирбауму, создаётся сочетанием двух факторов: национально-художественного творчества и культурных потребностей эпохи. Создаётся он не одним человеком, а целыми поколениями. Национальный стиль не выработается у нас, пока не будет художников, проникнутых русским творческим духом и современной культурой».
  Граф Валентин Зубов в 1919 году утверждал, что у России «нет собственной эстетической воли, поэтому её удел – ретроспективизм». Я не согласен с графом. У России есть собственные стили и она ещё даст миру новые.
  Новый стиль рождается после революций, и в результате революций, даже если эти революции мирные. Ельцин приказал разработать новый национальный стиль. Но стиль не возникает по приказу. 
  Учитывая многонациональную историю России и состав её населения, будущее видится за «евразийским стилем». Его будут исповедовать и культуры бывшего пространства Российской империи и Советского Союза. Интересно наблюдать становление «нового казахского стиля». Например, бюст поэта Абая издали можно принять за памятник императору Александру III работы скульптора Роберта Баха в здании петербургской биржи. Примеры: колоссальной поле влияния британской и французской колониальных культур в странах бывших империй. 
  Россия обладатель наследия Фаберже. Вот кто показывал пример российской национальной культуры, активно впитывающей передовые мировые достижения.
4. ВОПРОС. Вы считаете себя человеком из настоящего, прошлого, будущего? Какая эпоха наиболее близка Вам по духу?
- Я считаю себя человеком прошлого. Это в силу предмета моих занятий как историка русского ювелирного искусства. Это такое прошлое, которое активно востребовано в настоящем и имеет большие перспективы в будущем. Мне близка эпоха Фаберже, «Серебряного века», рубежа XIX – XX вв., до 1914 года. Как говорила Анна Ахматова, XIX век закончился в 1914 году.

5. ВОПРОС. Чему бы Вы удивились и чему испугались в ювелирном искусстве?
- Однажды Фаберже спросили о ювелирной моде на следующий сезон. Он ответил: «В моде будет огранённый (фацетированный) жемчуг и изумруды-кабошоны». Я удивился бы «квадратным» яйцам, которые мечтал создать Карл Фаберже. 
Пугает меня обилие «псевдо-Фаберже» (фирма Виктора Майера), пугают изделия мистические, с символикой смерти, неприятна атрибутика «металлистов».
6. ВОПРОС. Как Вам представляются тенденции развития современного ювелирного искусства?
Одной тенденции нет, есть несколько. Так было всегда, меняются только пропорции. Например, всегда было классическое направление, всегда был авангард. Есть периоды моды на каждое из направлений, в том числе на «фолк» т «археологию» (вспомните «скифские» и «греческие» вещи Фаберже). В одежде периоды моды сменяются через семь лет. Так же и в ювелирном искусстве.
  «Вестернизация» - насильное внедрение западной моды на российский рынок, внедрение безликих машинных образцов.
  «Кич» - безвкусные изделия для учениц ПТУ и современных мещанок из числа домохозяек. Кичем считаю и «новорусскую» московскую архитектуру в «лужковском стиле», образцы которой, к сожалению, проникают в Петербург и заметны в ювелирном искусстве. Не воспринимаю насильное внедрение кичевых произведений Церетели на улицы и площади Петербурга и Москвы.
  Развитие «высокого стиля» и авангарда в ограниченной группе высокодоходных потребителей.
  Ренессанс «стиля Фаберже» в группе «продвинутых клиентов»
  Не сдаёт позиций народно-колхозный стиль (вульгарный «фолк») в местностях, ранее обслуживаемых магазинами потребкооперации. Этот стиль опошляет истинное нардное искусство. 
7. ВОПРОС. Как Вам представляется развитие ювелирного искусства в контексте культуры в целом: России, Европы, мира?

- Различия во времени уже представлены различиями в пространстве. Не надо думать, что Россия пойдёт каким-то особым путём. Но у нас преимущество, мы должны избежать ошибом развития ювелирного рынка передовых в экономическом отношении стран. Развитие ювелирного искусства России в настоящее время идёт опережающими темпами, по сравнению с другими направлениями культуры, поскольку Россия преодолевает отставание в этом виде искусства и бизнеса. Сняты ограничения советского времени, много возникло частных предприятий, разрешено производство предметов религиозного культа. Более 50 лет у России собственные алмазы и бриллианты, чего не было в царские времена. Открыты магазины ведущих мировых ювелирных брендов в Москве и Петербурге, много ювелирных изделий покупается за границей. Задача – выйти с нашей продукцией за рубеж. Но нас там никто не ждёт, все рынки поделены. Сказывается 80-летнеее отсутствие России. Если бы не Фаберже, нас давно бы забыли. Необходима активная помощь государства в виде экспортных квот для иностранцев (иначе мы будем задавлены китайским товаром) и льгот для отечественных экспортёров.
8. ВОПРОС. Приведите примеры своих самых любимых научных произведений – книг, и, на Ваш взгляд, наиболее коммерчески удачных?
- Любимые научные книги – это книга Франца Бирбаума «История фирмы Фаберже» (1992), наши с Татьяной Фаберже книги: «Фаберже и петербургские ювелиры» (1997 год) и «Императорские пасхальные яйца Фаберже» (1997 и 2000 годы). Они же и коммерчески успешные.
9. ВОПРОС. Приведите примеры своих самых любимых ювелирных изделий, и, на Ваш взгляд, наиболее коммерчески удачных, виденных Вами?
- Императорское пасхальное яйцо «Ледяное», Фаберже, 1913 год, подарок императрице Марии Федоровне. Продано в 1913 году за 24 600 руб. (246 000 долл. в современном исчислении). Продано в 1994 году на аукционе КРИСТИ за 5,6 млн. долл., а в 2002 году – за 9,6 млн. долл. 
Часы серебряные «25 лет свадьбы», Фаберже, 1891 год. Проданы на аукционе КРИСТИ в 1996 г. за 1,65 млн. долл. Сейчас оцениваются в 8 млн. долл.
Несколько часов настольных Фаберже в форме «могендовида». Во времена Фаберже цена 150-200 долл. Сейчас цена в пределах 1,2-1,8 долл. Я не вижу примера более коммерчески успешного.
10. ВОПРОС. Ваш любимый ювелир, вне временных рамок; фирма, изделие, которое поразило Вас своим совершенством? Приведите примеры безупречного ювелирного вкуса, на Ваш взгляд.
- Мой ювелир – ФАБЕРЖЕ. 
Изделие: Императорское пасхальное яйцо Фаберже 1910 года, подарок императрице Марии Фёдоровне «Александр III». Горный хрусталь, платина, бриллианты; внутри сюрприз – реплика памятника императору работы Паоло Трубецкого.
Современные фирмы. Мне по душе творчество киевской фирмы «Лабортас», петербургских фирм «Каменный Гость» (Антон Ананьев и Александр Веселовский), Сергей Фалькин («Багульник»), «Алексей Помельников», «Акимов» и «Юрий Фёдоров». Из москвичей отмечу фирму «Сирин».
11. ВОПРОС. Предпочитаемый стиль, жанр ювелирных изделий?
- Историзм («ретроспективизм»). Жанр – камнерезные фигурки из серии «Русские типы».
12. ВОПРОС. Кто Ваши «учителя», кто помогал Вам, кто произвёл самые сильные впечатления? Чьё мнение для Вас не безразлично?
- Своим «учителем» считаю Франца Петровича Бирбаума (1872-1947), записки и статьи которого являются для меня настольными книгами. Для меня не безразлично мнение Татьяны Фёдоровны Фаберже. 
По части ювелирной технологии для меня авторитеты: Александр Сергеевич Горыня, Юрий Николаевич Баскаков и Борис Николаевич Харитонов.
13. ВОПРОС. Взгляд на «промоушн» и рекламу в ювелирном бизнесе.
- Признаю огромную роль рекламы в ювелирном бизнесе. Ювелирные изделия, особенно та группа, которая относится к предметам роскоши, без качественной рекламы и информации не продать. Реклама должна быть честной. Нельзя обманывать клиента. В советское время рекламы ювелирных изделий не было, «золото» в любом виде брали с боем или по блату. Инерция старых торговых работников в том, что «реклама не нужна». Нужна красивая «подача» изделий в журналах, буклетах, на телевидении, нужны фильмы о художниках-ювелирах. Всего этого ещё крайне мало. Действенно упоминание о скидках в собственных фирменных магазинах. 

14. ВОПРОС. В чём плюсы и минусы отечественного ювелирного состояния дел?
- Плюсы – в динамике развития российского ювелирного бизнеса, возможности ездить за рубеж, общения на многочисленных ювелирных ярмарках и выставках, наличии информации (Интернет) и журналов, возможности открывать новые направления, реализовывать богатейший творческий потенциал нации.
Минусы – бюрократические препоны, отсутствие помощи ювелирной отрасли со стороны государства (в отличие от Италии), беззаконное движение контрабандной (в основном турецкой и китайской) и контрафактной продукции, беззастенчивое копирование авторских образцов.
15. ВОПРОС. Каких клиентов Вы предпочитаете?
Как и Фаберже (по Бирбауму) предпочитаю иметь дело с образованными «королями» биржи, сахара и нефти, уважающими ювелира-художника-творца.
16. Философские взгляды, предпочтения, вкусы.
Мне по душе девиз Фаберже: «Живи и давай жить другим». Я не мыслю себя без русской культуры, мне по душе русский менталитет, русский размах, российские просторы. Чего нам не хватает – это протестантской этики и потребности в труде. Мои эстетические принципы: «Добро и красота».
17. Понятие гармонии – в чём оно для Вас?
- Гармония для ювелира - это «Золотое сечение». Именно «золотое сечение» я наблюдаю в формообразовании предметов Фаберже. Нарушение принципов «золотого сечения» с сожалению часто наблюдаю в современной ювелирной продукции.
18. Если бы Вы не стали тем, кем стали, в чём бы Вы видели свою самореализацию?
- Вряд ли я стал кем-нибудь другим. В любой отрасли меня интересовала история предмета. По натуре я исследователь. Думаю, мог преподавать в вузе или быть журналистом, но я и так этим занимаюсь. «Свою самореализацию» вижу в передаче найденной информации как можно большему количеству людей. Ювелиры и клиенты ювелиров, не могут существовать без информации. Я чувствую это по себе, по спросу на мою информацию. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий