четверг, 5 февраля 2009 г.

КОШЕЛЕК

"ЯЙЦО "ПРИВЕТ ВЕСНЫ".

  Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, 
  Как будто тухлое разбилось яйцо
  Иль карантинный страж курил жаровню серой
  Я, нос себе зажав, отворотил лицо  
  А.С.Пушкин, (1832 год).

  Открываешь пасхальное подарок:
  Вместо "Весенних цветов" - тухлое яйцо.

В начале 2004 года российский бизнесмен Виктор Феликсович Вексельберг купил через Фонд "Связь Времен" пасхальное яйцо красной эмали, в виде кошелька, сюрпризом которого является платиновая корзинка с цветами из камня. Яйцо это получило название "Весенние цветы". Подобный сюрприз мы наблюдаем в "Ледяном яйце" 1913 года.
Яйцо "Весенние цветы" стало известно исследователям в марте 1961 года. Его купил в нью-йоркском магазине "Из Старой России" (владельцы: семья Шеффер; сведения по книге Кр. Мак-Канлесс, 2001) американский коллекционер Лансдейл Кристи (+1965). В 1966 году после смерти коллекционера, яйцо приобрел Малкольм Форбс, в качестве императорского, через тот же магазин. В 1962 году во втором издании книги "Карл Фаберже" фабержевед Кеннет Сноуман представил это яйцо (в первом издании 1953 года его не было) как принадлежащее императрице Марии Федоровне. Г-да Шефферы в 1961 году не утверждали, что это яйцо императорское, это сделал автор книги г-н Кеннет Сноуман. 
На яйце нацарапан инвентарный номер фирмы Фаберже: № 44374. Яйцо помещено в футляр с надписью "К.Фаберже" под двуглавым орлом и названиями городов: "Санкт-Петербург-Москва-Лондон". Это была третья покупка М.Форбсом императорского яйца Фаберже. До этого, в 1965 году он уже купил императорские пасхальные подарки: яйца "Ренессанс" и "Лавровое дерево". В ноябре 1966 года М.Форбс купил четвертое яйцо "Пятнадцатилетие Коронации". Никита Хрущев хотел догнать и перегнать Америку по молоку и мясу, а Форбс решил обогнать Россию по яйцам. Оружейная палата Московского Кремля обладала 10 пасхальными шедеврами Фаберже, Малкольм Форбс к 1990 году имел 11 яйц, но в 1993 году, после публикации архивных изысканий Валентина Скурлова, оказалось, что из 11 яиц императорских пасхальных яиц только 9.
В 1990 году Малкольм Форбс умер, завещав коллекцию детям, будучи уверен, что яйцо "Весенние цветы" - императорское.
Яйцо “Весенние цветвы" демонстрировалось на 21 выставке, в том числе 1961 и 1996 гг. в Метрополитен-музее, в 1977 году на выставке Фаберже в лондонском музее Виктории и Альберта, где автором каталога Кеннетом Сноуманом было позицианировано как императорское. В 1990 году яйцо выставлялось в Московском Кремле (в качестве императорского), в 2004 году – выставки в аукционном зале “Сотбис” (Нью-Йорк), затем в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Изделие упоминается в 38 книгах и более чем 70 журнальных статьях. 

До начала 1990-х гг. года яйцо “Весенние цветы” проходило во всех публикациях и на выставках совершенно определенно как работа Фаберже, как безусловно "императорское", пока в 1989 г., по итогам научно-исследовательской работы Валентин Скурлов не отметил, что императорские пасхальные яйца не должны иметь инвентарных номеров. Скурлов поделился этой информацией с М.Лопато (Эрмитаж), которая опубликовала этот факт в 1993 г.
Татьяна Мунтян, хранитель коллекции Фаберже в Оружейной палате, в каталоге выставки Фаберже в Гамбурге (1995) упомянула о Списке, составленном осенью 1917 года комендантом Аничкова Дворца, при отправке драгоценных вещей в Москву. В этом Списке встречается: "ПОРТМОНЕ серебряно-вызолоченное, в виде ЯЙЦА, крытое красной эмалью, с одним сапфиром". Про пьедестал из бовенита здесь не указано, хотя в том же Списке 1917 года, по всем другим пасхальным яйцам, указано наличие пьедестала (если он имеется). В Списке Оружейной палаты 1922 года - некая "Одна серебряная Корзинка с цветами, в оправе, с розами" (корзин с цветами Фаберже исполнил несколько, не только как сюрприз для яйца, это могла быть корзинка от “Ледяного яйца” 1913 года - В.С.). Мунтян указывает, что это может быть яйцо "Весенние цветы", но считает, что это яйцо подарено императрице Марии Федоровне кем-то из членов императорской семьи. 
Авторы Т.Фаберже, Л.Пролер и В.Скурлов в монографии "Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже" (1997) выводят пасхальное яйцо "Весенние цветы" из окончательного "Списка императорских яиц" и вводят его в разряд "неатрибутированных", поскольку документально заполнен весь хронологический ряд императорских пасхальных яиц.
Геза фон Габсбург в книге "ФАБЕРЖЕ. Сокровища Российской Империи" (2004), посвященной коллекции Вексельберга, сообщает ложную информацию, что это пасхальное яйцо было продано через Всесоюзное объединение "Антиквариат" в 1933 году за 2000 руб. Впервые это утверждение появилась в книге К.Мак-Канлесс "Faberge Eggs. A Retrospektive Enciclopedia" (2001). Геза ф.Габсбург не раскрывает источник информации. К. Мак-Канлесс не работала с архивами В.О."Антиквариат" и использовала сведения из статьи Александра Солодкова “По следам сокровищ Фаберже” (каталог выставки “Фаберже:придворный ювелир”, 1993, с.159), где автор дает перечень “Императорских яиц из императорской серии; имя покупателя неизвестно, 1933 год:
“Весенние цветы” (1890 г.) – 2 000 руб. Обратим внимание, что А. Солодков интерпретирует яйцо “весенние цветы” как императорское.
Кроме того, в книге Фаберже/ Пролер / Скурлова, в Приложении № 6, на стр. 262 указано, что пасхальное яйцо "Букет полевых цветов", 1901 года (сейчас в коллекции английской королевы) продано в 1933 году через В.О."Антиквариата" именно за 2 000 руб. 
Кристель Мак-Канлесс перепутала "Весенние цветы" с «Полевыми цветами», а Геза ф. Габсбург продублировал ошибку. К.Мак-Канлесс вводит новую, сфальсифицированную хронологию бытования этого яйца, начиная с 1903 года, когда оно было якобы подарено императрице Марии Федоровне, затем идут даты "1917 год" , "1922", когда яйцо, якобы было в Списках вещей, отправленных в Москву. Затем следует дата "1927 год" - возвращение в Оружейную палату и, наконец "1933 год" - продажа через В.О."Антиквариат". Ни одна из этих дат не подтверждается архивными источниками. 
К.Мак-Канлесс пишет, что впервые в литературе яйцо «Весенние цветы» упоминается в книге Г.Ч.Бэйнбриджа, в издании 1949 года (с.74). На этой странице упоминается только сюрприз - "корзинка с цветами", который, принадлежит "Ледяному яйцу" 1913 года. Про яйцо "Весенние цветы" Бэйнбридж не пишет. Выходит, что пасхальные яйцо "Весенние цветы с "сюрпризом" впервые появилось только в 1961 году. Появление второй платиновой корзинки с цветами действительно явилось настоящим "сюрпризом" для исследователей творчества Фаберже.

В настоящее время появилось достаточно оснований утверждать, что яйцо "Весенние цветы" фальшивое и не является работой Фаберже.
АРГУМЕНТЫ:
  1. В 1917 году в Списке присутствует яйцо "серебряное позолоченное", в 1961 году появилось "яйцо из золота 56 пробы".
  2. В 1917 году в Списке в яйце "Кошелек красной эмали" присутствует "один сапфир" (информация Т.Мунтян). В яйце "Весенние цветы" в 1961 году - сапфир отсутствует. Возможно, сапфир был кнопкой яйца. Тогда почему яйцо названо в 1917 году «кошельком»?
  3. На яйце «Весенние цветы» - раннее клеймо мастера Михаила Перхина (до 1895 года). Нацарапанный номер соответствует 1892 году, но фирменная надпись на футляре относится 1907-1914 годам, когда Карл Фаберже открыл свой магазин в Лондон (1915-1916 гг.: должно быть: "Петроград"). Аллан Боу в 1903-1906 гг. (владел Лондонским магазином) не употреблял футляры с надписью "Санкт-Петербург - Москва - Лондон", поскольку продавал изделия Московского Торгового дома "К.Фаберже. Москва" Надпись на футляре нанесена не так, как на других аналогичных футлярах. Футляр и ткань новые, нет следов исторического бытования; особенно контрастна разница с футляром яйца «Пятнадцатилетие коронации», где действительно заметны следы времени. Между тем это яйцо на 19 лет было изготовлено позже яйца "Весенние цветы".
  4. Клеймение не соответствует статье 89 Пробирной инструкций 1882 года, которая действовала до 1 января 1899 г. Арматура, обрамляющая постамент, вообще не имеет пробирного клейма (какой металл: латунь золоченая, серебро или золото ?), и клейма мастера. Внутри, на обеих половинках яйца имеется клеймо "56", означающее пробу. На всех известных императорских пасхальных яйцах периода 1887-1895 гг. не употребляется клеймо "56", без герба города ("якоря"), должно стоять клеймо «герб города» (такое клеймо называется «знак удостоверения», смотри п. 89 Пробирной инструкции 1882 года). Клейма и инвентарный номер этого яйца никогда не публиковались, поэтому невозможно определить их подлинность; те эксперты, которые их видели, никогда не высказывали своего мнения.
  5. "Корзинка с цветами" исполнена в 1892 году (дата по инвентарному номеру), за 21 год до знаменитого "Ледяного яйца" 1913 года, где в качестве сюрприза такая же платиновая корзинка с цветами. Оригинальный дизайн яйца 1913 года разработала Альма Пиль. Датский исследователь Пребен Ульструп в 2002 г. опубликовал письмо императора Николая II матери императрице Марии Федоровне, где, со слов Фаберже, император объясняет сюжет яйца 1913 года: "Снаружи зима, в внутри привет весны". Зачем объяснять такой сюжет императрице, если она с 1892 года уже имела подобный подарок? Нахождение "корзинки с цветами" в "кошельке" не поддается логическому объяснению, какое нашел Фаберже для "Ледяного яйца". Получается: “Снаружи кошелек – а внутри привет весны”. Нонсенс!
  6. Цветы из камня фирма Фаберже начала исполнять только для Парижской выставки 1900 года. Франц Бирбаум, пишет, что фирма получила в качестве образца китайский образец подобного изделия, после захвата Пекина русскими войсками в 1899 г. Знаменитоое изделие “корзина с подснежниками" было изготовлено фирмой еще в 1896 году, но авторы книги “Цветы Фаберже “ (2004; среди них: Татьяна Фаберже и Валентин Скурлов) согласны с мнением Бирбаума, что первые каменные цветы визделиях появились в конце 1890-х гг. Здесь же, судя по инвентарному номеру - 1892 год, по клейму “раннего Михаила Перхина” – до 1895 года. 
  7. Ювелирно-технологическое исполнение пасхального яйца "Весенние цветы" не соответствует мнению о качестве работы Михаила Перхина: невысокое качество демантоидов, их неумелая закрепка и обрамление некими "пружинами". Яйцо разделено по всей поверхности двумя поперечными полосами, которые не несут никакой эстетической нагрузки, но свидетельствуют о неумении гильошировать всю поверхность яйца. Золотая арматура в виде рокайлей неплотно прилегает к телу яйца, что является браком при монтировке и никогда не встречается в подлинных изделиях Михаила Перхина.
  8. Конструкция яйца (раскрывается сверху на две половины) идентична конструкции другого подобного яйца, которое в 1953-1977 гг. фигурировало в качестве "императорского"И окончательно разоблаченного в качестве фальшивого в 1980 году. Это "Яйцо 1913 года с конной статуей Николая II". Впервые появилось в монографии о Фаберже того же Кеннета Сноумана в 1953 году, как подарок императрицы Александры Федоровны царственному супругу на 300-лете Дома Романовых. В качестве «императорского» было продано через аукцион в Женеве в 1977 году. Можно предполагать, что оба эти яйца ("Весенние цветы" и "Конная статуя») исполнены в одной мастерской. В 1979 года, при попытке владельца вновь продать яйцо "Конная статуя" через аукцион, эксперт Кеннет Сноуман отказался атрибутировать его как изделие фирмы Фаберже. С тех пор информация об этом яйце появлялась в разделе "Скандалы" Аукцион вынужден был признать свою неправоту и выплатить клиенту огромную сумму компенсации.. Его не включали К.Мак-Канлесс и М.Лоуес в свою "Ретроспективную энциклопедию пасхальных яиц Фаберже" (2001 год). Как и на яйце "Весенние цветы", на яйце "Конная статуя" двуглавый орел и арматура ("сетка" в навершии яйца) неплотно прилегают к поверхности яйца, оставляя большие зазоры.
  9. По сути яйцо нельзя назвать “портмоне”, поскольку при раскрытии его на две половинки, монеты неизбежно вывалились бы в разные стороны. Только застежка условно может быть “от кошелька”.
  10. Сочетание золотого яйца, платиновой корзинки и каменных цветов с золотой арматурой – является явным стилистическим диссонансом. Так, в “Ледяном яйце” 1913 года в платиновом яйце находитсяплатиновая корзинка.
  11. Инвентарный номер яйца № 44373 очень близок к № 44255, который нанесен на пасхальное яйцо с полосками синей эмали и голубым агатовым кроликом внутри. Можно сказать, что оба предмета были сделаны в течение одного месяца, следовательно у них должны быть одни и те же клейма. Яйцо “Кролик” было куплено фирмой Тилландер в 1921 году в Гельсинфорсе, а в 1924 году продано в Будапешт; впервые появилось в книге К.Сноумана в 1953 г., как императорское. Тогда “Кролика” в яйце не было, он появился в 1962 году, во втором издании книги К.Сноумана, но он был из другого камня, чем “Короли” 1921 года при покупке в Гельсинфорсе. С атрибуцией "императорского” изделие пребывало до начала 1990-х гг., пока не пришли к выводу, что на императорских яйцах не должно быть инвентарного номера. С 1962 года это "яйцо с Кроликом" в коллекции Ставроса С.Ниархоса, который приобретал его как "императорское". Ниархос спросил мнение Федора Агафоновича Фаберже, и когда тот указал ему, что яйцо не “императорское”, то Ниархос устроил страшный скандал. Близость номеров (изделия исполнены в один месяц 1892 года) позволяет предполагать, что мастера-изготовители яйца "Весенние цветы" имели возможность изучать клейма яйца "с голубым кроликом".
  12. Неизвестна история происхождения яйца "Весенние цветы”, где оно было до 1961 года, до своего появилянения на антикварном рынке. Все известные пасхальные яйца появились в поле зрения исследователей в 1920-1940-х гг. Кажется не случайным, что яйцо появилось в марте 1961 года, через полгода после смерти последнего из сыновей Фаберже, Евгения Карловича, который не допустил бы появление фальшивки.
  13. Две раскрывающиеся половинки явца совершенно ассиметрички. Это явно видно на фотографии яйца в издании “Фоберже. Коллекция Форбса”, авторы К.Форбс, Р.Тремер-Бреннер, 1999, с.26). Все прочие пасхальные яйца Фаберже в этом плане - безупречно симметричны.
  14. Изделие не проходило комплексной научной экспертизы. Его атрибуция строилась на субъективных заключениях "знатоков”, которые, как в при судействе фигурного катания, гимнастики и бокса, по-человечески могут ошибаться. Комплексная экспертиза включает экспертизы: архивно-историческую, искусствоведческо-стилистическую, ювелирно-технологическую, пробирную, металлургическую, геммологическую, Товароведно-органолептичекую. Должны быть известны фамилии экспертов, проводивших такую экспертизу.
  15. Никто еще не исследовал архивы Валютного управления Наркомфина, куда в 1922 году было передано “Яйцо в виде Кошелька, серебряное, позолоченное, с одним сапфиром”. Именно там может быть ответ на вопрос, кто и когда купил это изделие. может быть более подробное описание по сюрпризу.

В журнале “Профиль” (20.09.2004), в статье “Таланты и подддельники”, авторы Дм. Беликолв и Наталья Готова, отмечают, что среди “свежепострадавших” при покупке предметов искусства – Виктор Вексельберг: “некоторые из купленных им яиц Фаберже оказались “тухлыми”. 
Председатель правления фонда “Связь времен” Владимир Воронченко заявил: “В приобретенной нами коллекции Форбс, насчитывающей 200 предметов, мы обнаружили 9 подделок, среди которых 5 – пасхальные миниатюрные яйца-подвески и изделия из серебра. Без клейма Фаберже одно таке яичко стоит 2 тыс. долл., а с клеймом – 15-20 тыс. долл.”.

Выводы. Плюсы и минусы. Яйцо “Весенние цветы” – не входит в разряд антикварных. Ему меньше 50 лет (точнее 44 года). По американским законам, если предмет антикваритата старше 100 лет, въездная пошлина с него не взимается; если меньше 100 лет – пошлина 12,5 %. Это минус. При вывозе за границу, надо меньше платить страховую пошлину. Это плюс. Нельхя заложить в банк и получить солидный кредит – это минус. Меньше средств на охрану – это плюс. Изделие было ввезено в Россию для участия в выставках в феврале 2004 года, поэтому было освобождено от таможеннной пошлины. Это плюс. Перечень плюсов и минусов можно продолжать. Ясно одно – это яйцо нельзя демонстрировать вместе с настоящими пасхальными предметами “от Фаберже”. Ходили слухи, что это пасхальное яйцо владелец может подарить Эрмитажу, Оружейой палате, патриарху или президенту... Но представители Фонда "Связь Времен" на пресс-конференциях категорически отметали эту возможномсть.. Наверное, они что-то знали...
Нам неизвестно, кто ввыступал консультантами при покупке пасхальных яиц в январе 2004 года. В книге Г. Фон Габсбурга, посвященной коллекции яиц Вексельберга (2004) на стр. 20 г-н виктор Вексельберг выражает благодарность “Андрею Ружникову, одному из ведущих специалистов по Фаберже, выступавшему в роли консультанта Фонда на этапах технической экспертизы и оценки”. “Сотбис”, очевидно, не несет ответственности за экспертизу изделий, так как сделка была напрямую между владельцами и Фондом “Связь времен”. К сожалению, не изобретен еще универсальный “овометр” (кто не помнит, это прибор с лампой, позволяющий определять тухлые яйца, в 1950-1970- х годах стоял в каждом гастрономе). Понятно, что компетенция консультантов Фонда - "фабержеведов-яйцеведов" оказалась недостаточной. Материальные потери покупателей остаются неизвестными, так как яйцо “Весенние цветы" не подвергалось оценке. Оценены только императорские пасхальные яйца (70-105 млн. долларов, а также яйцо “Шантеклер” Кельха: 4-6 млн. долл. И “Корзинка с цветами”: 0,7-0,9 млн. долл.). Остальные предметы коллекции Форбса приобретны "в придачу", в том числе шесть “не императорских яиц”. 
Это не первое пасхальное яйцо, которое за последние 25-30 лет меняет свою атрибуцию. Долгие годы пасхальные яйца, изготовленные для семьи Кельх выдавались за императорские. Также императорскими считались пасхальные яйца: "Конная статуя Николая II", "Кролик", "Сумерки» (1917 года). Теперь пришла пора вывести яйцо «Привет весны» из числа произведений фирмы Фаберже.
Сотрудница Эрмитажа г-жа Марина Лопато и хранитель десяти императорских пасхальных яиц Фаберже в Оружейной палате г-жа Татьяна Мунтян указали, что не занимались экспертизой пасхального яйца «Весенние цветы» (по состоянию на 12.02.2005 г.).

Валентин Скурлов
Татьяна Фаберже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий