суббота, 31 декабря 2016 г.

015. ПРИЛОЖЕНИЯ

ИСТОРИЯ ФИРМЫ «К. ФАБЕРЖЕ»
 
Краткая справка Евг. Фаберже, написана 15 февраля 1937 года по запросу Г. Ч. Бэйнбриджа (архив Татьяны Фаберже)
Фирма "К. Фаберже", Санкт-Петербург — придворный ювелир России, Великобрита­нии, Швеции и Сиама.
Г-н Петер-Карл Фаберже (по-русски Карл Густавович) родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. в семье ювелира и золотых дел мастера Густава Фаберже, который открыл в этом городе маленькую и скромную мастерскую на Большой Морской улице.
По происхождению Фаберже — французские протестанты (гугеноты) из Пикардии на севере Франции; предки Фаберже были вынуждены бежать из этой страны после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV. Пройдя через северную часть Германии, они поселились в прибалтийской провинции России и, наконец, обосновались в Санкт-Петер­бурге. В 1872 г. Карл Фаберже стал преемником своего отца, после того как тот отошел от дел. Вскоре Карл Фаберже переехал из скромной мастерской в более просторное помещение, которое было расположено как раз напротив старой мастерской. Через несколько лет эта новая мастерская стала вдвое больше. В 1900 г. К. Фаберже переехал в новое здание, которое он приобрел на этой же улице и перестроил по собственному замыслу в англо-готическом стиле; фасад здания был облицован великолепным гранитом из Финляндии. В этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом Шмид­том, сыном двоюродной сестры Карла Фаберже, на улице, которая с 1902 г. называлась Морская, а до этого Большая Морская, размещался большой ювелирный магазин на первом этаже. Было еще три этажа. В самом верхнем из них была фешенебельная квартира Фаберже, спланированная и отделанная с присущим ему вкусом. Особенно хороши были его рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотой в два этажа, изящным был будуар его жены, г-жи Августы Фаберже, урожденной Якобс. Ее отец был знаменитым мастером, резчиком по черному дереву, он выполнил множество первоклассных вещей по заказам Николая I, Александра II и Александра III.
В новом здании Фаберже было несколько торговых залов, в которых продавались ювелирные украшения, камнерезные изделия, поделки и серебро; бухгалтерия, студии дизайнеров и скульпторов; в обширной специализированной библиотеке были собраны книги по всевозможным жанрам и стилям искусства, особое внимание уделялось ювелир­ному искусству, это была уникальная библиотека; в нескольких комнатах были собраны модели из воска, пластилина и металла, образцы эмалей и т.п. Б этом же здании К. Фабер­же разместил основные мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей. К. Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или по его замыслам, которые он передавал своим дизайне­рам для исполнения; он контролировал все, вплоть до последней детали. В состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие всевозможные фантазийные изделии из всевозможных самоцветов, преимущественно сибирских; это были фигурки животных — от крошечных до очень больших; различные цветы и растения, точно воспроизводящие натуральные, в вазочках из горного хрусталя. Изготавливались также всевозможные комические вещицы, например, русские типы — солдаты, крестьяне, бабы, казаки и т.п.
Однажды, я думаю это было в 1883 г., Карлу Фаберже пришла счастливая мысль изготовить оригинальное пасхальное яйцо, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило высокую оценку его величества, который сделал заказ и выразил пожелание получать новое яйцо ежегодно и доставлять его во дворец накануне Пасхи. Упомянутое выше первое яйцо было выполнено из золота и покрыто белой эмалью; когда его открывали, там оказывался золотой желток, а в нем курочка с перышками из разноцветного золота, внутри курочки была миниатюрная царская корона из алмазов — копия настоящей, а внутри короны — крошечное рубиновое яичко, которое можно было носить на цепочке. С тех пор, каждый год мой отец проектировал новое яйцо с каким-нибудь сюрпризом, которое царь преподносил своей жене, императрице Марии Федоровне. После смерти его величества, мой отец был обязан делать по два пасхальных яйца для нового царя Николая II, который преподносил их своей жене, императрице Александре Федоровне, а также вдовствующей императрице. Всего К. Фаберже изготовил 50 яиц.
Г-н Карл Фаберже принимал участие в различных выставках, так, он имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где Он показал копии прекрасных древнегреческих золотых украшений, оригиналы кото­рых хранятся в Петербурге в Эрмитаже. Эти украшения были изготовлены за несколько столетий до Рождества Христова. К. Фаберже был награжден золотой медалью.
На Северной выставке 1888 года в Копенгагене, экспонируя свои произведения вне конкурса, он получил Почетный диплом. Затем он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году (большая золотая медаль) и получил право носить на вывеске Государственный герб; до этого, в 1882 г., в Москве на Всероссийской выставке он получил золотую медаль. На следующий год, в 1897 году, на Большой Северной выставке в Стокгольме, Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира, а Евгений Фаберже, будучи членом жюри, получил памят­ную медаль.
Самый большой успех Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где он продемонстрировал свои произведения вне конкурса, а также был членом жюри и был награжден орденом Почетного легиона, в то время как его старший сын Евгений получил пальмовую ветвь — знак офицера Академии изящных искусств, а его главные мастера — золотые и серебряные медали.
Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание поставщика Высочайшего двора, а царь Николай II присвоил звание придворного ювелира.
Кроме основного магазина в Санкт-Петербурге, г-н Фаберже имел Московский фили­ал с большой фабрикой, которая производила изделия из серебра и ювелирные украше­ния, затем появился Одесский филиал со своими мастерскими, а затем — в течение пяти лет — Киевский; большой магазин был в Лондоне, где первым управляющим был г-н Артур Бо, а затем г-н Г. Ч. Бэйнбридж и Николай Фаберже, младший сын Карпа Фаберже. Его величество король Георг V сделал К. Фаберже своим придворным ювелиром. По пригла­шению его высочества принца Чакробонга сиамского, получившего образование в Петербурге и прекрасно знавшего русский язык, К. Фаберже предпринял путешествие в Сиам, а также посетил дворы индийских магараджей. Его величество король Чулалонгкорн сиамский также присвоил Фаберже звание придворного ювелира и эмальера; он был большим поклонником его искусства. Я должен сказать, что фирма Фаберже была первой и единственной фирмой, которая вступила в торговые отношения с сиамским королевством и индийскими магараджами. После смерти короля Чулалонгкорна, новый король заказал Карлу Фаберже большую статую Будды из сибирского нефрита для усыпальницы-храма короля Чулалонгкорна. В течение 9-ти лет представители фирмы успешно совершали деловые поездки в Сиам и ко дворам индийских магараджей.
После Всемирной выставки в Париже в 1900 г., К. Фаберже приобрел обширную клиентуру не только в Париже, но также во всем цивилизованном мире, как в Европе, так и в Америке.
Еще несколько слов о Сиаме. По заказу нового короля, К. Фаберже выполнил для храма-усыпальницы Чулалонгкорна прекрасную огромную чашу из зеленого сибирского нефрита, украшенную золотом, розовой эмалью и алмазами, на пьедестале из того же материала; пару больших подсвечников-торшеров в стиле Людовика XVI для электричес­ких ламп — также из нефрита. Множество великолепных произведений Фаберже украша­ют дворец короля Сиама, дворцы сиамской знати и индийских магараджей в Непале.
Я не говорю о русских великих князьях и большей части европейской знати, которые были постоянными клиентами Фаберже. При посещении Петербурга иностран­ными монархами, в программу осмотра города входил, согласно обычаю, визит в магази­ны Фаберже. Ни один монарх не отказывался от посещения фирмы.
Г-н  К. Фаберже проработал ровно 50 лет, сначала вместе с отцом, затем, с 1872 года — когда его отец уехал в Дрезден — он лично управлял делом. Его опорой и надежным помощником был друг его отца, знаменитый финн Петер Хискиас Пендин из Санкт-Михеля в Финляндии, умерший в 1882 году. Потом Карл Фаберже руководил фирмой один.
К. Фаберже женился в 1872 году на Августе Юлии Якобе, дочери Готтлиба Якобса из Риги, знаменитого резчика по черному дереву, столяра и краснодеревщика, управляюще­го мастерскими царей Николая I, Александра II и Александра III в Царском селе.
Когда в России разразилась революция, магазины Фаберже оставались открытыми, их закрывали лишь на некоторое время. Полтора года семья Фаберже жила при револю­ционном режиме, из этого срока — один год при большевиках. Затем К. Фаберже эмигри­ровал в Ригу, которая в то время стала столицей Латвии. Затем, когда большевики напали на этот город, он с большим трудом бежал с некоторыми друзьями в Германию. Когда же и там началась революция, он был вынужден бежать сначала во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и, наконец, в Висбаден. Нетрудно понять, что все эти переезды и нервная жизнь начали подрывать его здоровье, ведь в это время ему было уже 74 года. В Висбадене он заболел, хотя раньше в России он всегда отличался очень хорошим здоро­вьем. В июне 1920 г. его жена и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну. Превосходный швейцарский воздух оказал на него благотворное влияние, и он почувство­вал себя лучше; он даже иногда совершал прогулки по Женевскому озеру до Уши, Монтре, Ннйона и др. со своим внуком Петром, вторым сыном Агафона Фаберже. Однако, он страдал от бездействия, он всегда такой трудолюбивый и активный, умный, работоспо­собный, усердный. Такая жизнь без работы была для него невыносимой. Он часто повторял: «Такая жизнь — это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить — нет смысла». Его сердце было разбито после 50-летнего творческого труда, после того, как он создал первоклассное ювелирное предприятие, после того, как он добился успеха и был знаменит во всем цивилизованном мире, этот человек вынужден был наблюдать, как дело его жизни было погублено так глупо и так бессмысленно — это было последним ударом.
Однажды, в конце июля 1920 г. он от слабости упал на пол в своей комнате и после этого уже был прикован к постели. До конца жизни он оставался в здравом уме, его интересовало все, что происходит в мире. Он ежедневно читал газеты и интересные книги, которые мы приносили ему каждый день из библиотеки. Врачи обнаружили у него рак печени, но, к счастью, он не страдал и никогда не жаловался. Он скончался тихо, без страданий, рано утром 24 сентября 1920 года в присутствии своей жены, за час до этого выкурив половину сигареты. По его последнему желанию, тело его было кремировано в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена, которую он любил.
Г-жа Августа Фаберже, вдова Карпа Фаберже, была женщиной с большим и добрым сердцем и положила всю свою жизнь на то, чтобы помогать другим, насколько это было возможным. Она умерла также спокойно и без страданий в Канне на Французской Ривьере, 27 января 1925 года в возрасте 73 лег, тогда как мой отец достиг возраста 74 лет и 4 месяцев. Все мои бабушки и дедушки жили более 80 лет. В мае 1930 года я перевез прах моего отца из Лозанны в Канн и похоронил его в могилу моей матери. Я поставил на могилу благородное и в то же время скромное, так как мои родители всю свою жизнь были благородными и скромными людьми, надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами в соответствии с желанием моего отца, который хотел иметь на своей могиле черный камень с золотыми буквами.
 
 
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ
в изложении Евгения Фаберже в письме Александру А, Фаберже 19 декабря 1947 года
(Архив Татьяны Фаберже)
 
«...Ты интересуешься нашими предками:
они были французские протестанты (гугеноты) и после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV в 1685 году (эдикт был в пользу протестантов и был издан Генрихом IV в 1598 г.), покинули Францию (они были родом из Пикардии, но я не знаю точно, жили ли они именно в Амьене, но это очень вероятно). Много способных и замечательных ремес­ленников, художников и других талантливых хороших людей — протестантов покинули тогда Францию и пошли в Германию, где наши поселились и долго жили (около 100 лет в Шведте-на-Одере, немного южнее Штеттина), переженились с немками и, конечно, онеме­чились. Оттуда мой прадед почему-то эмигрировал в Прибалтийский край в город Пернов (Пернау) в Лифляндской губернии России. Там родился мой дед Густав Петрович Фаберже, женился в 1842 г. на Шарлотте Юнгштедт, дочери художника Карла Юнгштедта, стал золотых дел мастером и переселился в Санкт-Петербург, где открыл маленький магазин с мастерской на углу Большой Морской и Кирпичного переулка в подвальном помещении, потом перевел магазин на первый этаж того же дома, а потом на той же Большой Морской, напротив старого его магазина, в доме Руадзе. Потом этот дом перешел к Кононову, а затем его купил полковник Гартонг. В Санкт-Петербурге родился 18/30 мая 1846 г. мой отец Петер-Карл Фаберже (с детства его называли Карлом). Воспитывался он в Анненшуле на Кирочной, потом в Дрездене в Хандельшуле. Он конфирмовался в Дрездене в Кройцкирхе, учился ремеслу главным образом у сотрудника его отца, финлянд­ца Петера-Хискиаса Пендина, но и во Франкфурте-на-Майне в фирме Фридмана, и в Париже у Шлосса. Был одно время и в Лондоне, не знаю у кого. Карл Густавович поставил депо на более широкую ногу; изготовлял не только золотые и бриллиантовые вещи, но занялся также и эмалевыми, и серебряными. Карл Густавович женился 8 ноября 1872 г. на Августе Богдановне (Готтлибовне) Якобе, дочери придворного столярного мастера Готтлиба Филипповича Якобса в Царском селе (он был родом из Риги, но когда-то был шведского происхождения). Вскоре после женитьбы Карла Густавовича, отец его с женой переселились в Дрезден, где он там и умер в начале 1894 года. Карл Густавович в 1882 г. выписал из Дрездена своего младшего брата Агафона Густавовича, который оказался отличным сотрудником, художником-рисовальщиком. Он умер в 1895 г. от воспаления легких. В 1887 г. Карл Густавович открыл отделение в Москве с фабрикой, где заведую­щим и компаньоном стал англичанин Аллан Андреевич Бо (Allan Bowe), родом из Южной Африки. В 1900 (?) Карп Густавович открыл отделение в Одессе, в 1903 (?) в Лондоне, в 1905 г, в Киеве, но это было закрыто уже в 1911 г. С 1906 г. фирма по приглашению принца Чакрабона сиамского ежегодно совершала деловые экспедиции в Бангкок, где была первой и единственной русской фирмой. Карл Густавович был придворным ювели­ром Императора Российского, Короля Шведского и Норвежского (за выставку в Стокголь­ме в 1897 г.), Короля Великобританского и придворным ювелиром и эмальером Короля Сиамского.
В 1918 году, после русской революции, пришлось Карлу Густавовичу, а потом и другим членам семьи покинуть Петроград, так как становилось опасным там оставаться. Дом был передан Швейцарской миссии безвозмездно (посланник Миссии монсеньер Одье жил в нашем доме). Карл Густавович перебрался в Ригу, откуда в Берлин, дальше в Гамбург на Таннасе, потом в Висбаден, где захворал. В июне 1920 г. Августа Богдановна и его старший сын Евгений перевезли его в Позанну, где он скончался 24 сентября 1920 г., и был по его желанию сожжен, и когда его жена в 1925 г. скончалась в Канне, прах его тоже был перевезен в Канн и похоронен в их совместной могиле на протестантском кладбище. Вот вкратце история Фаберже.
В Петербурге при отце сотрудничали его два старших сына Евгений и Агафон, в Москве его третий сын Александр, а в Лондоне младший — Николай, который после закрытия Лондонского отделения, занялся фотографическим делом, сперва в Лондоне, потом в Париже. Скончался от туберкулеза в 1939 году.
Р.S. Еще много, конечно, можно написать о деятельности Карла Густавовича. О пасхальных яйцах для царей Александра III и Николая II. Также об интересных заказах для сиамского двора, об отношениях царской семьи к нам, о выставках, в которых принимала участие наша фирма и т.д. и т.д. Но ты, кажется, главным образом интересовался происхождением нашей семьи, а я так много написал. Во всяком случае, сохрани написан­ное, может быть когда-нибудь кому-нибудь пригодится или, если будет время, переведи, на английский язык и дай прочитать кому это интересно.
Твое описание музеев меня заинтересовало. Я слышал, что в Нью-Йорке кажется есть замечательная коллекция картин и «обжедаров» ("обже д'ар» — предмет искусства. — Ред.-сост.) Моргана, также музей Рериха, который недавно умер в Тибете и которого я немного лично знал (он петербуржец), оригинальный художник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий