Встречаются
отдельные талантливые мастера, но нет кадра, нет той армии хороших
ремесленников, которою держится производство. Создание этого кадра образованных
ремесленников есть первое и главное условие дальнейшего развития производства
и залог успешной борьбы с иностранной конкуренцией.
Я
позволю себе остановиться на характеристике русского ремесленника, с которым я
работал в течение более 25 лет. По способностям он, безусловно, превосходит
своих европейских коллег, но чего ему недостает — это сознательности,
вытекающей из образования и общего развития. Ремесленник, любящий cвое ремесло,
гордящийся им, редкое у нас явление, а отсюда халатность, недобросовестное
отношение к работе, отсутствие выдержки и прилежания. Я видел мастеров,
способных в экстренных случаях работать по 60 часов в течение трех суток, но не
подстрекаемые нуждою или повышенным заработком они редко работали 8 часов в
день. Отсутствие системы в процессе работы также сильно снижает продуктивность
нашего ремесленника. В то время как западный ремесленник, методичный во всех
приемах работы, избегает благодаря этому многих неожиданностей и дефектов,
русский ремесленник беспорядочен, непоследователен в приемах и теряет
бесполезно много времени.
Потомственные
ремесленники — редкое еще явление в России; большая часть ремесленников
сделалась ими случайно. Это элемент, пришедший из деревни с минимумом
образования, если не совсем его лишенный. Дети этих осевших в городе
ремесленников, получив некоторое образование, никогда не продолжали дело отцов,
а находили для себя выгоднее и почетнее другое занятие. При таком положении
дела становится невозможным образование кадра традиционных ремесленников, а так
как традиции играют важную культурную роль в развитии художественных ремесел,
то отсутствие их снижает общий художественный уровень работ.
Опыт
революционного времени должен в корне изменить это положение; интеллигенция и
полуинтеллигенция могла за это время убедиться, что знание какого-нибудь ремесла
служит лучшим обеспечением, чем чиновничья или всякая другая карьера; это
капитал, который нельзя ни конфисковать, ни аннулировать. Продукт ремесленного
труда всегда будет нужен, это верно даже по отношению к ремеслу,
изготавливающему предметы роскоши, например ювелирному; даже в настоящий
момент, если бы налицо были условия и материалы, необходимые производству, то
ювелирные и золотые изделия имели бы сбыт, никогда не виданный ранее.
Я
наблюдал работу на одинаковых станках нашего русского ремесленника и австрийца;
последний, благодаря методичности своих приемов и своему прилежанию, выпустил в
три раза больше предметов, чем русский за тот же промежуток времени. Если это
перевести в часы рабочего времени, то окажется, что австрийский ремесленник
может, не опасаясь нашей конкуренции, установить себе трехчасовой рабочий день.
Я всегда утверждал, что можно бы установить не только восьмичасовой, но даже
шестичасовой рабочий день, если бы эти шесть часов были действительно
интенсивной работой. В подтверждение могу привести примеры, когда при сдельной
работе продуктивность одного десятичасового рабочего дня равнялась
продуктивности трех дней при поденной оплате. Допустим, что такая напряженность
работы вредна и не может повторяться изо дня в день, но если мы ее ослабим даже
наполовину, то получим в итоге шестичасовой рабочий день. Ремесленной среде
недостает знания и света, ведущих за собой сознательность и моральную
дисциплину.
В
современном ювелирном и золото-серебряном производстве различаются два направления:
одно — к массовому производству, другое — к единичным художественным
произведениям. Было бы, однако, ошибочно заключать из этого, что первым
направлением исключается возможность появления художественных произведений.
Наоборот, нужно рассматривать массовое производство как способ размножения
последних с целью сделать их доступными большому количеству людей. Поясню эту
мысль примером: плакета, или медаль Роти (знаменитый французский медальер конца
XIX — начала XX века. — Ред.-сост.), является, безусловно, высоким
художественным произведением, хотя она изготовляется штампованием, то есть
способом массового производства. Все зависит от достоинства оригинала, от
модели, которая воспроизводится.
В производстве
фирмы сочетались оба направления. Рядом с единичной ручной работой существовали
и способы механического воспроизведения. Они применялись главным образом к
массовым предметам, например столовому серебру или в повторных орнаментах фриз,
гирлянд и т. д. Б последнее время мною были сделаны опыты сочетания в одной и
той же вещи обоих способов работы. Опыты эти дали прекрасные результаты.
Оригинал исполнялся ручною работою лучшими мастерами, а затем воспроизводился в
больших количествах механическими способами. При этом удешевление предмета
достигало более 50%, а внешний вид его вполне соответствовал оригиналу. Часто
высказываемые опасения, что механическое производство убьет ремесло, сильно
преувеличены. При порядке изготовления, только что указанном (а это
единственно правильный), личная работа мастера всегда будет необходима при
изготовлении оригинала, оплачиваться она будет НЕСРАВНЕННО ВЫШЕ (вьделено Ф.
П. Бирбаумом. — Ред.-сост.), потому что стоимость ее, будучи впоследствии
разложена на многие сотни воспроизведенных предметов, не будет играть значительной
роли в конечной стоимости изделия. Наконец, как бы ни развилось массовое
производство, всегда останутся такие художественные задачи и работы, которые
не могут быть выполнены механическими способами и потребуют применения ручного
труда. Правда, количество ремесленников уменьшается, но художественные
качества оставшихся повысятся, так как наиболее способные в состоянии будут
выполнять художественные оригиналы.
Как я
уже писал, мастера-владельцы мастерских были автономны в ведении хозяйства своих
мастерских, и фирма редко вмешивалась в отношения между мастерами и
подмастерьями. Обычно тип мастера был хозяин-эксплуататор, но были исключения,
например ... (11). Характерно, что эти три мастера были лучшими работниками
своих собственных мастерских, то есть лично работали за верстаками и любили
свое ремесло; это были художественные натуры. Зато мы видели, как первый из них
вынужден был бросить мастерскую из-за нервного переутомления, второй из-за
того же переутомления умер, а все три не сумели нажиться, в то время как
мастера другого типа в короткое время составляли себе кругленькие состояния.
Особенно характерно выступили отношения мастеров к своим рабочим и к фирме,
когда в силу революционного времени и Декрета о 36-й пробе пришлось закрывать
мастерские. Все расходы по удовлетворению претензий подмастерьев, трехмесячный
заработок и т. д. мастера взвалили на фирму, нисколько не считаясь с тем, что
они, мастера, получали изряднейший доход от труда своих рабочих. Так как
большинство рабочих работало для фирмы, хотя и косвенно, то фирма долгое время
удовлетворяла все их требования, и мастерские закрывались с согласия рабочих и
без инцидентов. Масса мастеров-владельцев во всем, что не касалось наживы, была
инертна, неорганизованна, и солидарность совершенно отсутствовала даже в
вопросах защиты своих интересов. Существовавшее общество ювелиров мало
способствовало их сплочению. Когда к какому-нибудь мастеру бывали предъявляемы
требования со стороны его подмастерьев, постановления общества не соблюдались,
а он уступал или отказывался удовлетворить рабочих, считаясь лишь со своей
собственной выгодой. Общественные просветительные задачи не встречали поддержки
и сочувствия большинства; основанный маленькой группой ювелиров,
преимущественно торговцев, журнал «Ювелир» должен был прекратить свое
существование (12). Общество содействия художественно-промышленному
образованию также. В таком положении находилась производственная среда перед
1914 годом.
Война
вызвала панику. Даже крупные мастерские и фирмы сократили производство,
полагая, казалось бы, не без основания, что не будет спроса на такие предметы
роскоши, как ювелирные и золотые изделия. Впрочем, тогда уже опытные старые
торговцы, пережившие военные времена, указывали, что, наоборот, в военное
время, когда государственные заказы создают обилие денежных знаков, последние
охотно реализуются их владельцами покупкою золота и бриллиантов. Спекуляция и биржевая
игра выдвигают новых богачей, которые торопятся обзавестись всякими предметами
роскоши. Старики были правы, и указанное явление продолжается до наших дней.
Застой в ювелирной торговле наблюдался лишь в первый год войны. За это время
фирма Фаберже спешила применить свое производство к нуждам военного времени и
обратились в военное ведомство с определенными предложениями в этом смысле, Ответа
она ждала целый год, а между тем нужно было занять рабочие руки. Прибегли к
разным паллиативам: стали изготавливать медные изделия — судки, тарелки,
кружки, табачницы и т. д.
Единственная
цель такого производства была в обеспечении нескольких сотен подмастерьев. О
прибыли, конечно, нечего было думать, убыток был, но значительный. Если бы
руководители фирмы были в то время менее патриотично настроены и учли всю
вакханалию, создавшуюся вокруг интендантства и военных заказов, и, наоборот,
сделали бы за этот год застоя торговли запасы товара, то реализовали бы их в
последующие годы с крупной прибылью.
Лишь на
втором года войны фирма добилась получения военного заказа. Московская
серебряная фабрика была переоборудована, а в Петербурге открыта дополнительная
мастерская. Одновременно один из мастеров, ювелир Гольстрем, открыл мастерскую,
выделывавшую шприцы Праваца (13).
Над
выполнением военных заказов работали как оставшиеся ювелиры и серебряных дел
мастера, так и вновь набранные рабочие. Деятельность фабрики и мастерских
продолжалась до самой революции. Исполнены были ударные и дистанционные трубки,
гранаты, части приборов. Вначале производство налаживалось трудно, но скоро
наше исполнение ставилось в пример за точность и тщательность изготовления.
Я
привел это лишь как эпизод из деятельности фирмы. Теперь возвращаюсь к
основному производству, чтобы сказать несколько слов об организации мастерских.
Каждая
мастерская занимала в среднем от 40 до 60 человек подмастерьев. По
специальности они распределялись следующим образом: от 20 до 30 монтировщиков,
5 граверов, 5 чеканщиков, 5 закрепщиков, 5 шлифовщиков, 1-2 гильошера, 1
токарь.
Специализация
работ шла дальше: монтировщики подразделялись на портсигарщиков, то есть
специалистов по изготовлению коробок, табакерок, папиросниц дамских
несессеров, вообще вещей, где шарнирам и затворкам нужно узелять особое
внимание. Заграничные мастера всегда удивлялись совершенству в этих наших
работ. Плотность затворов была такова, что на полированной поверхности
папиросницы сразу трудно было найти линию, отделяющую крышку от корпуса, а все
коробки и подобные им предметы закрывались без малейшего звука. Другие
монтировщики специализировались на чисто ювелирных шаботах как то: брошки,
браслеты, колье, диадемы, предназначенные для закрепки … (вставок. —
Ред.-сост.) на оправах изделий из полудрагоценных камней - нефрита, горного
хрусталя, лазурита и др. Такая специализация доводит технику до совершенства,
но снижает художественный облик предмета. Проходя через столько рук, он теряет
следы индивидуальности мастера; кроме того, так как каждый специалист заботится
лишь о совершенстве своей работы, он склонен в случае нужды пожертвовать
работой другого специалиста - чеканщика, гравера или эмальера. Граверное дело
также подразделяется на две специальности: штриховая гравюра, шрифты,
орнаменты, картины и резная рельефная гравюра и оборотная работа (выемчатая)
для медалей.
Чеканка,
в срою очередь, делится на два рода: чеканка отливных работ и чеканка по латуни
... (пропущено в рукописи. — Ред.-сост.).
В
серебряном деле монтировщики делятся на две категории: посудники,
изготавливающие сервизы, самовары и прочую посуду, и монтировщики имеющие дело
преимущественно со сборными отливными работами, канделябрами, фигурами, часами
и т. д.
Так как
почти все работы включали несколько специальностей, то вещи проходили через
несколько рук, а затем части их собирались специалистом-сборщиком.
Эмальерное
и позолотное дело были выделены в особые мастерские.
Комментариев нет:
Отправить комментарий