Actions
Материалы к лекции 19.05
Некоронованные владельцы яиц Фаберже
Таких владельцев можно перечесть по пальцам одной руки: Варвара Кельх, Консуэло Мальборо, княгиня Юсупова, Эммануил Нобель, Эдуард Ротшильд. И каждый удивителен, как изделие Фаберже, которым он обладал. Ситуация, когда вещь и хозяин достойны друг друга. Но судьбы этих людей, в отличие от судеб их вещей, обычно остаются за рамками лекций. А жаль.Присмотреться к ним стоит. Начнем с Варвары Базановой - наверное, самой загадочной особы из всех.
Варвара Базанова-Кельх. Грезы любви
Купчиха Варвара Базанова-Кельх являлась одной из самых богатых невест России: внучка золотопромышленника Ивана Базанова, наследница (совместно с матерью) Ленских золотых приисков, а также обладательница Ленско-Витимского пароходства, железной дороги, солеваренного завода, винных промыслов и пр., особняка в Москве и особняка в Петербурге на Сергиевской - ныне Дом юриста на Чайковского. Ей же принадлежала и коллекция из 7 пасхальных яиц Фаберже - самая большая после коллекций двух императриц.
Варвара Петровна отличалась крайне экстравагантным поведением. Два странных замужества подряд. В 1892 году вышла замуж за бедного дворянина Николая Кельха, который скоропостижно умер. Она осталась беременной, уже после смерти мужа родила дочь и в 1898 году вышла замуж за Александра Кельха, младшего брата покойного. Первые годы супруги живут врозь: она - в Москве, он - в Петербурге. В 1897 году они поселяются в особняке на Сергиевской. . Вскоре рождается вторая дочь. Каждый год жизни в доме на Сергиевской отмечен яйцом от Фаберже - итого набралось семь лет и семь яиц. А в 1904 году Варвара навсегда покидает и Россию, и мужа с 2 дочерьми. В Париже она начинает новую жизнь, в которой нет места прежним привязанностям, в том числе и ювелиру Фаберже. У нее новый кумир - Бушерон.
В стремлении объяснить это странное двойное замужество обычно приводят две причины: причуда или корысть. Причуда, дескать, она и есть причуда, дальнейших объяснений не требуется, хотя понятней ничего не стало. Ну, а корысть - ясно дело, в чем состояла: погоня за титулом, желание приобщить к деньгам еще и знатность . Но Кельхи были не только бедны, они не были знатны ни разу. Дворянство получил отец Николая и Александра как обладатель ордена Святого Станислава первой степени. Если бы Варвару интересовала знатность, то при ее состоянии и внешности - красавица, как говорят - она могла бы найти жениха и с настоящим титулом. Кроме того, даже если бы ей руководила корысть, то после первого замужества цель была достигнута: она дворянка, дочь тоже. Нет никакой нужды выходить замуж за Кельха еще раз.
Причуда и корысть - ключи, которые тут ничего не открывают. Вообще ничего, выбросить их и забыть. Есть третий ключ, который лежит под носом, но почему-то им пренебрегают - может, сбивает с толку то, что купчиха. С купчихой ассоциируются либо придурь, либо расчет. А этот незамысловатый ключик идеально подходит: любовь. Представим, что Варвара, хоть и купчиха, просто очень любила Николая. Без всякой корысти. Потому что никакой корысти выходить замуж за бедного и незнатного дворянина у этой красавицы-богачки не было. Он внезапно умирает. Она выходит замуж за младшего брата, который напоминает покойного. Тем самым она отказывается предать мертвого земле, мумифицирует его таким способом и грезит наяву. Полагает, что будет утешительно, но оказывается мучительно.
Первое время, пока боль потери особенно сильна, супруги живут раздельно. И вообще, Александр для нее лишь двойник Николая, копия, которая заведомо хуже оригинала. Варвара честно попытается жить с копией, но это не столько заполняет пустоту, сколько бередит душу, рождает тоску и чувство вины. Отсюда эта странная жизнь - не вместе и не врозь, и последующее бегство в Париж от поддельной, ненастоящей жизни.
История вполне в духе Серебряного века. В 1892 году вышел символистский роман Жоржа Роденбаха "Мертвый Брюгге", в котором описан похожий треугольник, только главный герой - мужчина. В 1915 году этот роман был экранизирован Ханжонковым, действие перенесено в Петербург, фильм назывался "Грезы": https://www.youtube.com/watch?v=6iC9ow5Rw5A . В финале герой убивает двойника покойной жены. Варвара бежала подальше в Париж, и кровь, слава богу, не пролилась. Все-таки Александр Фердинандович Кельх был очень славным, порядочным человеком.
А что касается яиц - то они тоже были всего лишь двойниками императорских, ведь для частных лиц Фаберже не делал оригинальных яиц, только вариации на тему. На память о семи годах жизни на Сергиевской с двойником остались семь яиц-двойников.
Некоронованные владельцы яиц Фаберже
Таких владельцев можно перечесть по пальцам одной руки: Варвара Кельх, Консуэло Мальборо, княгиня Юсупова, Эммануил Нобель, Эдуард Ротшильд. И каждый удивителен, как изделие Фаберже, которым он обладал. Ситуация, когда вещь и хозяин достойны друг друга. Но судьбы этих людей, в отличие от судеб их вещей, обычно остаются за рамками лекций. А жаль.Присмотреться к ним стоит. Начнем с Варвары Базановой - наверное, самой загадочной особы из всех.
Варвара Базанова-Кельх. Грезы любви
Купчиха Варвара Базанова-Кельх являлась одной из самых богатых невест России: внучка золотопромышленника Ивана Базанова, наследница (совместно с матерью) Ленских золотых приисков, а также обладательница Ленско-Витимского пароходства, железной дороги, солеваренного завода, винных промыслов и пр., особняка в Москве и особняка в Петербурге на Сергиевской - ныне Дом юриста на Чайковского. Ей же принадлежала и коллекция из 7 пасхальных яиц Фаберже - самая большая после коллекций двух императриц.
Варвара Петровна отличалась крайне экстравагантным поведением. Два странных замужества подряд. В 1892 году вышла замуж за бедного дворянина Николая Кельха, который скоропостижно умер. Она осталась беременной, уже после смерти мужа родила дочь и в 1898 году вышла замуж за Александра Кельха, младшего брата покойного. Первые годы супруги живут врозь: она - в Москве, он - в Петербурге. В 1897 году они поселяются в особняке на Сергиевской. . Вскоре рождается вторая дочь. Каждый год жизни в доме на Сергиевской отмечен яйцом от Фаберже - итого набралось семь лет и семь яиц. А в 1904 году Варвара навсегда покидает и Россию, и мужа с 2 дочерьми. В Париже она начинает новую жизнь, в которой нет места прежним привязанностям, в том числе и ювелиру Фаберже. У нее новый кумир - Бушерон.
В стремлении объяснить это странное двойное замужество обычно приводят две причины: причуда или корысть. Причуда, дескать, она и есть причуда, дальнейших объяснений не требуется, хотя понятней ничего не стало. Ну, а корысть - ясно дело, в чем состояла: погоня за титулом, желание приобщить к деньгам еще и знатность . Но Кельхи были не только бедны, они не были знатны ни разу. Дворянство получил отец Николая и Александра как обладатель ордена Святого Станислава первой степени. Если бы Варвару интересовала знатность, то при ее состоянии и внешности - красавица, как говорят - она могла бы найти жениха и с настоящим титулом. Кроме того, даже если бы ей руководила корысть, то после первого замужества цель была достигнута: она дворянка, дочь тоже. Нет никакой нужды выходить замуж за Кельха еще раз.
Причуда и корысть - ключи, которые тут ничего не открывают. Вообще ничего, выбросить их и забыть. Есть третий ключ, который лежит под носом, но почему-то им пренебрегают - может, сбивает с толку то, что купчиха. С купчихой ассоциируются либо придурь, либо расчет. А этот незамысловатый ключик идеально подходит: любовь. Представим, что Варвара, хоть и купчиха, просто очень любила Николая. Без всякой корысти. Потому что никакой корысти выходить замуж за бедного и незнатного дворянина у этой красавицы-богачки не было. Он внезапно умирает. Она выходит замуж за младшего брата, который напоминает покойного. Тем самым она отказывается предать мертвого земле, мумифицирует его таким способом и грезит наяву. Полагает, что будет утешительно, но оказывается мучительно.
Первое время, пока боль потери особенно сильна, супруги живут раздельно. И вообще, Александр для нее лишь двойник Николая, копия, которая заведомо хуже оригинала. Варвара честно попытается жить с копией, но это не столько заполняет пустоту, сколько бередит душу, рождает тоску и чувство вины. Отсюда эта странная жизнь - не вместе и не врозь, и последующее бегство в Париж от поддельной, ненастоящей жизни.
История вполне в духе Серебряного века. В 1892 году вышел символистский роман Жоржа Роденбаха "Мертвый Брюгге", в котором описан похожий треугольник, только главный герой - мужчина. В 1915 году этот роман был экранизирован Ханжонковым, действие перенесено в Петербург, фильм назывался "Грезы": https://www.youtube.com/watch?v=6iC9ow5Rw5A . В финале герой убивает двойника покойной жены. Варвара бежала подальше в Париж, и кровь, слава богу, не пролилась. Все-таки Александр Фердинандович Кельх был очень славным, порядочным человеком.
А что касается яиц - то они тоже были всего лишь двойниками императорских, ведь для частных лиц Фаберже не делал оригинальных яиц, только вариации на тему. На память о семи годах жизни на Сергиевской с двойником остались семь яиц-двойников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий