суббота, 24 декабря 2016 г.

Фирма Фаберже и Строгановское училище.


Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства, Санкт-Петербург.

 

           Фирма Фаберже и Строгановское училище.

 

        Cтатья  рассматривает потенциальные встречи  директора Строгановского училища Николая Васильевич Глобы с братьями Евгением и Александром Фаберже в России и в Париже (1925-1941 гг.).  Использованы ценнейшие документы:  парижская «Записная книжка Евгения Фаберже», материалы архива Татьяны Фаберже в Женеве, архивы Российского государственного исторического архива литературы и искусства (РГАЛИ), что позволило  ввести в научный оборот  художников Московского отделения фирмы Фаберже, учившихся в училище или сотрудничавших с ним,  приведены примеры изделий, исполненных фирмой Фаберже совместно со Строгановским училищем1.

             В 1941 г. Евгений Карлович Фаберже (1874 - 1960) пишет в Лейпциг письмо издателю знаменитого лексикона Тиме-Беккер: "У Карла Фаберже было четыре сына, все родились в Петербурге, были задействованы в предприятии. Евгений (род. 1874) посещал рисовальную академию в Ханау, был рисовальщиком ювелирных изделий [помета на полях: учился также портретному искусству в СПб у живописца С. Зейденберга из Киева и в Гельсинфорсе у Юрье Оллила в Атенеуме] и теперь является портретистом - любителем (уголь, цветной карандаш и т.д.) … Александр (род. 18782; правильно 1877 - В.С.) посещал училище прикладного искусства барона Штиглица в Санкт-Петербурге, как и училище прикладного искусства графа Строганова в Москве, учился также живописи у профессора Кашо в  Женеве; работал [помета на полях; как рисовальщик и модельер] в филиале фирмы в Москве. Его жена Иоанна, урожденная Таммерман из Ревеля, посещала эти же три школы и была хорошей художницей-прикладницей [помета на полях: умерла в 1930]"3 (Правильно, в 1929 году – В.С.)

 

      Евгений Карлович Фаберже, скромный, но известный деятель  парижской художественной эмиграции, знал директора Императорского Строгановского училища проф. Николая Васильевича Глобу еще до эмиграции, по Парижу1900 года. По итогам Парижской выставки Е. Фаберже был награжден орденом "Пальмовая ветвь".  Награды получило и Строгановское училище.  Таким образом, контакты Евгения с Николаем Глобой – старые, с парижских встреч в 1900 г.  Встречались они и в Париже.  Адрес Н.В. Глобы, отмечен в «Записной книжке Евгения Фаберже». Евгений не заносил туда случайных людей. Имеется два адреса:  1. Villa Therеse, S'te Genevieеve des Bois (S.n.O.). .2. Villa Robert Lindet Paris 15. Оба адреса и фамилия зачеркнуты. +28.IХ.1941 (82 лет) — т.е. указана дата смерти.  Конечно,  Евгений Карлович мог писать письма по этому адресу и никогда за 16 лет в Париже лично не встретиться, но это было бы странно. 

       Евгений Карлович Фаберже охотно ходил  на многие мероприятия русской эмиграции,  был публичным человеком, активно участвовал в мероприятиях, проводимых деятелями русской культуры в Париже.  Именно его портрет А.С. Пушкина был помещен на задник сцены в качестве декорации, на торжественном вечере в память 100-летия смерти поэта (1937).   Именно Евгений,  а не другой профессиональный музыкант составил музыкальную программу этого вечера, хотя в оркомитет входили   профессионалы, как  С. Лифарь. Н.В. Глоба также участвовал в этом мероприятии4.

Евгений Фаберже сотрудничал с журналом «Иллюстрированная Россия», знал отставного офицера В.В. Сахарова, который к 80-летию Н.В. Глобы (1939)  опубликовал в том же журнале юбилейную статью5. Владимир Владимирович Сахаров, капитан Русской армии был составителем Словаря художников (так и не увидевшего свет). Е. Фаберже предоставил Сахарову для Словаря сведения о художниках.

В Архиве Татьяны Фаберже имеется копия письма Евгения Карловича Фаберже, проливающая свет на обстоятельства появления этой статьи. Из письма видно, что автор публикации в журнале,  через Евгения  Фаберже посылал первоначальный текст статьи, или же Евгений Фаберже рекомендовал статью Сахарова для публикации.  Евгению Фаберже пришел из редакции ответ, который он пересылает Сахарову.  Е. К. Фаберже отмечает, что о Н.В. Глобе нужна не одна, а две статьи.  Приводим письмо:

Eug. FABERGE   Paris le..... 3 июня 1939

23, Rue Saulnier Paris -  9-e Tel. provence 42 26

                         Многоуважаемый Владимир Владимирович,

     Только что я получил письмо из редакции "Илл. России" за подписью заместителя г-на Гордона - г-на Когана, которое  при сем Вам пересылаю для того, чтобы Вы сами снеслись с "Иллроссийщиками".

       Я придерживаюсь того мнения, что если уж нельзя напечатать полностью, то уж лучше сократить все менее существенное  (как например о чинах, орденах etc.) и упомянуть лишь главным делом о его художественной и преподавательской деятельности. - Опять говорю; лучше меньше, чем ничего,  т.к. о Н.В. Глобе что-нибудь написать непременно нужно.  Надеюсь, что Вам удастся договориться с редакцией и поторговаться.

       Пока остаюсь с истинным уважением и приветом

       Евг. К. Фаберже.

P.S.  На днях я вам сообщу опять несколько фамилий художников для Вашей энциклопедии.  В №  22 "Илл.Р." о К.А. Сомове напечатано на 4 страницах + портрет на передовой. Конечно, он этого заслуживает,  как один из великолепнейших русских художников нашего времени, но я думаю, что о Н.В. Глобе, который создал целую плеяду художников по декоративному и прикладному искусству, можно напечатать по крайней мере две.                                                                       ЕФ.

Татьяна Федоровна Фаберже (род. в 1930 г.) жила периодически в Париже в 1949-1954 гг. Она рассказывала, что у Евгения было столько знакомых, что он никогда не повторял визиты. В 1950-х гг., когда Евгений нуждался, он звонил состоятельным друзьям, приходил  пообедать.

 Евгений Карлович умер в сентябре 1960 г. В мае того же года умер его друг Александр Бенуа (1870 – 1960), а еще через три месяца Альберт Александрович Бенуа (, который, по заказу Евгения Фаберже исполнил проект могильного памятника. Александр  и Альберт Бенуа также присутствуют в записной книжке Евгения Карловича.

В «Записной книжке» мы находим также фамилии деятелей общества «Икона»:  основателя и первого руководителя Владимира Петровича Рябушинского (1873-1953) и его брата Сергея (1872-1936), Николая Тимофеевича. Каштанова ((1874-1950; заместитель председателя общества «Икона) (магазин «Москва», примечание «умер»);  Шебеко Николай Николаевич (1863-1953; действительный статский советник) (примечание «+»)  и Анна Анатольевна, рожд, кн-ня Куракина, «Русский дом», Ментон;  Маковский Сергей Константинович (1872-1962; художник), почетные попечительница общества великая княгиня  Ксения Александровна (1875-1960), Хемптон –корт, Англия. С Владимиром Рябушинским у Евгения были и профессиональные интересы: оба были антикварами, и поставляли друг другу клиентов.

      В 1920-1930-х гг. к Евгению и его брату Александру ходил в контору "Фаберже Ко" весь русский Париж. Братья  занимались комиссионной продажей ювелирных вещей  В 30- е гг. к ним часто приезжали братья Хаммеры. Евгений спрашивает  Бирбаума, нет ли у кого в Швейцарии "наших вещей", «братья Хаммеры охотно покупают».

         Александр Карлович Фаберже (1977-1952, Париж),  вне сомнения, тоже знал Н.В.  Глобу, поскольку ученики Строгановки проходили практику на Московской Серебряной фабрике Фаберже, а художники, сотрудничавшие с фирмой (Ф. Шехтель, братья Козловы, С. Константинов, В. Соколов, И. Соколовский) одновременно преподавали в Строгановке.  Совместные работы фирмы со строгановской эмалью, не могли проходить без ведома Глобы. В Париже Александр продолжал заниматься скульптурой. Есть сведения, что ему  отдала в 1939 г. свой станок по обработке камня скульптор Евгения Илинская. На нем Александр исполнил скульптуру «Бегемот», которого Сноуман после смерти А. Фаберже  представил как работу дореволюционной фирмы Фаберже.
        В
адресаты «Записной книжки Евгения Фаберже» входили многие имена, которые были членами круга Николая Васильевича Глобы в Париже. Это: Исцеленов  Николай Иванович (1891-1981), архитектор и художник;

Мария Александровна Лагорио (1893 - 1979), дочь профессора, члена-корреспондента Императорской Академии наук Александра Евгеньевича Лагорио (1852-1924), двоюродная племянница живописца Льва Феликсовича Лагорио, жена Н. Исцеленова.  Ее отец, управляющий учебным отделом Министерства торговли и промышленности, член жюри Конкурса имени придворного ювелира Карла Фаберже в 1912 г. Мария училась в Рисовальной школе ОПХ у Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина и Н.К.Рериха. В 1918 г. эмигрировала в Финляндию. Выполняла рисунки для шоколадных наборов на фабрике Карла Фазера.  Фабрикант Фазер  друг  Агафона Фаберже,  покровительствовал русским в Финляндии. В 1920 г. Мария  вышла замуж за Н.К. Исцеленова. Здесь Мария могла встречаться с Евгением Карловичем Фаберже, который перешел финскую границу в конце ноября 1918 г. и жил в Финляндии более года6;

Лагорио Аделаида Александровна (1886-1976), миниатюристка;

Рейтлингер Юлия Николаевна (с начала 1930-х сестра Иоанна)(1898-1988), дочь сановника,  родилась и провела детство в Петербурге.  Отец Николай Рейтлингер  действительный статский советник, помощник  статс-секретаря Государственного Совета, причислен к Министерству финансов, член  Алексеевского Главного комитета  попечения о раненых. В 1917 год   проживал по адресу: Греческий проспект, 17.  Жена: Лидия Николаевна, и там же проживает дочь Мария Николаевна, сестра милосердия Кауфмановской общины. Бароны Рейтлингеры из остзейских дворян.

Александр Александрович Трейберг (1888-1950), родной брат Лидии Александровны Фаберже (урожд.  Трейберг), супруги Агафона Фаберже. Жена А.А. Трейберга   урожденная  Елизавета фон Рейтлингер (1888-1936, Париж). Трейберги проживали в Париже, затем в Ницце, имели серьезное дело,  шили балетную обувь.  Александр Трейберг, вместе с Евгением Фаберже были опекунами детей  Агафона Фаберже. Мать Елизаветы Ольга Густавовна фон Рейтлингер погибла в 1943 г. в Данциге, теща Александра Трейберга. Ее адрес  в «Записной книжке» Евгения Фаберже. Она вместе с мужем, статским советником Каспаром Рудольфовичем фон Рейтлингером проживали по Кронверкскому проспекту, 71. Этот дом принадлежал Трейбергам, его строил архитектор Карл Шмидт, родственник Фаберже.

Возможно,  Юлия и Елизавета Рейтлингеры были в родстве.

         В «Записной книжке» Фаберже упоминается редактор «Иллюстрированной России» Гордон, который после  1940 г. , оккупации Парижа, выехал в Нью-Йорк. .

В той же книжке два Когана: Иосиф Ефимович, адвокат Париж и Коган М.  и Соломон, Париж. Кто-то  из них заместитель Гордона по журналу «Иллюстрированная Россия».

Орлов Владимир Григорьевич, выпускник Строгановского училища. Художник Петергофской гранильной фабрики.  2-ая  премия в номинации "Наперсные и нательные кресты", 3-я  премия в номинации "ювелирные украшения в русском стиле" на Конкурсе им. Придворного ювелира К. Фаберже в 1912 г. В.Г. Орлов вновь просился на Перергофскую фабрику в 1925 году, но его не взяли.

         За время руководства  Строгановского училища в 1896 – 1917 гг. Н. В. Глобе неоднократно приходились сотрудничать с представителями всех золото-серебряных и ювелирных фирм Москвы и России. Были  плодотворные контакты с фирмой Фаберже, ученики проходили практику на Московской фабрике Фаберже, а преподаватели исполняли для фирмы проекты, модели и сами работы. В 1912 г. москвичи  стали участниками конкурса им. Придворного ювелира Фаберже, объявленного Русским Художественно-промышленным обществом и завоевали заслуженные награды.

      До сих пор не изучен вопрос о совместных изделиях училища  с фирмой Фаберже, таких как керамические вазы и ковши. Знаменитая керамика (коричневая и фиолетовая  полива и  кракле)  училища, получившая золотую медаль на выставке в Париже в 1900 году, обрамлялась на Московской фабрике Фаберже в серебро. Не изучен также вопрос об эмалевых знаках и жетонах и плакетах, в том числе супрематических, исполненных в первые годы советской власти мастерскими Строгановского училища (ВХУТЕМАС) под руководством декана факультета А. Родченко. Исполнителями таких знаков были  мастера фирмы Фаберже.

       Московское отделение фирмы Фаберже славилось  изделиями с перегородчатой эмалью, основное производство которых было в Москве.  В продукции Фаберже ощутимо влияние «строгановской эмалевой школы».       

          В настоящий статье вводится в оборот весь список художников Московского отделения с целью установления возможных контактов со Строгановским училищем,. По художникам Московского отделения Фаберже много сведений получено  в РГАЛИ в 1993-1996 гг.

       СПИСОК  художников и скульпторов Московского отделения фирмы Фаберже (выделены фамилии сотрудников, связанных со Строгановским училищем).

 

AПУХТИНА Клавдия Александровна (1885 – 1986). Окончила Строгановское училище в 1908 г. Преподаватель в Красносельском художественно- промышленном училище. Вторая премия на конкурсе им. Придворного ювелира Карла Фаберже, 1912 г. Член Русского Художественно-Промышленного Общества.

АБРАДУШКИН. Художник фирмы в Москве. У Бирбаума: Обрадушкин. В начале 1920-х гг. некто Абрадушкин обучался во ВХУТЕМАСе7.

 

АДРИАНОВ (АНДРИАНОВ) Сергей Николаевич.  (1877 – 1942). Художник Московского отделения фирмы. Учился в ЦУТР бар. Штиглица, затем в 1900-1904 гг. в Строгановском училище . Женат на дочери известного фотографа Барщевского. Альбом с проектами ювелирных изделий для фирмы Фаберже находится в Оружейной палате. После 1917 г. изменил фамилию на Андрианов, чтобы не путали с Адрияновым, начальником московской полиции8.

 

БАЛАШЕВ Петр Иванович. Купеческий сын,  получил свидетельство в 1902 г. от Императорской Академии художеств  на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. Художник фирмы Фаберже в Москве, затем в Киевском отделении фирмы. 

БОРИН Василий Михайлович (1863 - после 1914). Художник - архитектор. В 1914 г. по заданию фирмы Фаберже изучал в Историческом музее в Москве формы и орнаменты.

БОРИСОВ Николай Павлович. Из крестьян. Окончил ЦУТР бар. Штиглица в 1902 г. Художник  Московского отделения фирмы Фаберже  в 1906 г.

БОРОЗДИН Александр (1880 – после 1920). Художник, помощник придворного иконописца В. Гурьянова. Рисунки на табакерках Ф. Рюкерта для Фаберже.

БУЦЦИ Луиджи. Скульптор Московского отделения фирмы в 1908 – 1918 гг. В 1915 г. проживает в Петрограде.  «Вся Москва, 1913»:  Рождественка, 14, служащий фирмы «К. Фаберже».

 

ВАШКОВ Сергей Иванович (1879 – 1914). Летом 1900 г. проходил практику на Серебряной фабрике Фаберже в Москве. Главный художник фирмы «Оловяннишникова Сыновья». Деятель декоративно – прикладного искусства, архитектор, издатель журнала9.

 

ВЕСЕЛОВ Иван Лаврентьевич. Ученик ЦУТР бар. Штиглица. Летом 1913 г. проходил двухмесячную практику на Московской Серебряной фабрике фирмы.

 

ГОЛОВ  Георгий. Ученик Строгановского училища. Летом 1900 г. проходил практику на Московской Серебряной фабрике Фаберже. Сотрудник Московского отделения фирмы в 1906 г. 10

 

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864 – 1927), скульптор. Сотрудничала с фирмой (Евг. Фаберже, 1931 г., письмо В.В. Сахарову. – Архив Татьяны Фаберже). В 1920-х гг. резала камеи для Треста «Русские самоцветы».

ГОСУДАРЕВ Алексей Осипович. Мастер – ювелир и рисовальщик (Род. 1885). Из Москвы. 1912 г.: мастерская Никулина в Одессе, бывшего мастера Московской фабрики Фаберже. В 1927 г. В Московском ювелирном товариществе.

ГУРЬЯНОВ Василий Андреевич (1867 – 1920). Придворный иконописец, родом из Мстеры, работал в Москве. Исполнял совместно с Фаберже заказы Кабинета Е.И.В. на иконы с окладами.

 

ЗИНОВЬЕВ Алексей Прокофьевич (1880 – 1942). Окончил Строгановское училище в 1903 г..Художник «круга М.К. Тенишевой» в Талашкино. В Московском отделении фирмы.  Евг. Фаберже в письме  В.В. Сахарову (1931 г.)  примечание к фамилии Зиновьева: «уехал?»11.

ИВАНОВ Михаил Пафнутьевич. Художник – композитор (сочиняет композиции, термин Ф.П. Бирбаума) постоянный в Москве. «Специалист по рококо». Работал в 1890 – 1905 гг. (умер)»  (Евг. Фаберже, 1931 г.; «умер»,  по состоянию на 1931 г.). Отец художника из Петербурга, в 1874 г. Пафнутий Иванов, золотых дел мастер, Б. Морская улица, 25.

Сын Михаила Иванова обучался в Строгановском училище.

 

КЛОДТ фон Юргенсбург Евгений Александрович (1867 – 1935). Художник фирмы в Москве. Специалист по орнаментам. Закончил МУЖВЗ в 1889 г., скульптор. В 1921 – 1931 жил в Омске, преподаватель художественного техникума, издал книгу по казахским орнаментам,

КЛОДТ фон Юргенсбург Константин Александрович (1867 – 1928). Закончил МУЖВЗ в 1883 г.  Скульптор Московской Серебряной фабрики в 1892 – 1898 гг. Далее преподавал в Пензенском художественном училище. С 1921 г. работал на заводе в Касли, скульптор.

 

КОЗЛОВ Федор Иванович (1884 – 1957). Художник Московского отделения фирмы. Окончил Строгановское училище в 1906 г., преподавал там же с 1911 г.   В 1919 г, работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, вместе с Н. Шевердяевым пытался спасти фабрику Фаберже, устроив там Учебные мастерские. После 1945 г. доцент кафедры художественной обработки металла Строгановского училища12.

 

КОЗЛОВ Николай Иванович (брат Федора Козлова) , преподаватель Строгановского училища, статский советник. 1914 г. по заданию фирмы зарисовывает изделия в Историческом музее

КОНСТАНТИНОВ Сергей Захарович. (1885 – после 1928) . Гравер Московского отделения фирмы Фаберже. Работал  для фирмы А.Ф. Лорие. Преподаватель Строгановского училища, после революции на факультете художественного металла у Родченко. Уволен по сокращению в 1928 г. 13

 

КОСТРЮКОВ Иван Семенович. Художник Московского отделения фирмы.

КУЛЕША Мечеслав Михайлович. Чеканщик Московского отделения фирмы. Примечание Евг. Фаберже против фамилии Кулеша: «кубок Кавальери» (гастроли Кавальери в России, 1911 г. – В.С.) (Архив Татьяны Фаберже).

Г.Ч. Бэйнбридж упоминает о знаменитом золотом кубке, исполненном для певицы Лины Кавальери [20]

 

ЛАСКИН Константин Алексеевич (род. 1884 – после 1917). Сын крестьянина. Закончил Строгановское ЦХПУ в 1906 г.,  «ученый рисовальщик». Художник фирмы в Москве, командирован в Одесское отделение. Лауреат конкурса им. Придворного ювелира К.Фаберже в 1912 г., 3 премия за проект наперсного креста (проект вместе с Оскаром Маем)14.

 

ЛЕБЕДЕВ Михаил. Ученик  Строгановского училища. 3-я премия на конкурсе им. Придворного ювелира Фаберже в 1912 г. Член Русского Художественно-промышленного общества.

 

ЛИБЕРГ – НИБЕРГ Ян Янович (Иван Иванович) (1862 – 1933). Окончил ЦУТР бар. Штиглица в 1895 г.  «Художник – композитор постоянный 1898 – 1918 гг»  («Постоянный». Это значит в штате фирмы, в отличие от художников «временных», на разовых заказах - Франц Бирбаум).  В 1908 г. в связи с женитьбой на дочери московского купца Ивановой, работает в Московском отделении фирмы.

 

ЛОГИНОВ В.Б., художник, Москва. Участник конкурса им. Придворного ювелира  Фаберже. Дизайн наперсного креста приобретен Русским Художественно - промышленным обществом.

 

ЛОЖКИН Александр Васильевич. Художник фирмы в Москве в 1900 – 1912 гг.

 

НАВОЗОВ Василий Иванович (1862 – 1919). Художник Московского отделения фирмы в 1898 – 1908 (Евг. Фаберже – Архив Татьяны Фаберже). Окончил Строгановское училище в 1880 г., затем учился в МУЖВЗ (1880 – 1882), в 1886 окончил ИАХ.  Придворный художник, сопровождал цесаревича в поездках в Палестину и Египет15.

 

 

НИКУЛИН  П.А. Владелец ювелирной мастерской в Одессе. Родом из Москвы. «Много лет был первым мастером в фирме К.Фаберже» [21]  В эмиграции сотрудничал с Евг. Фаберже в 1940-1950 гг. в Париже.

НИРНЗЕЕ Эмиль. Техник архитектуры. В 1902 г. надстроил 4-й этаж в здании Московской фабрики. Оборудование фабрики составляло 40 000 руб.

ПАВЛОВСКИЙ Сергей Анатольевич. Окончил Высшее Техническое училище в Москве. В июне 1917 г. просит уволить его с должности мастра Московской фабрики фирмы.

ПЕСТ (иногда неверно: ПЕТЦ) Мартин Янович. Из мещан. Окончил  в 1900 г. ЦУТР бар. Штиглица. Рисовальщик Московского отделения (1906).

ПОЛУШИН Сергей Николаевич. Художник фирмы П.А. Овчинникова. Премии на конкурсах придворного ювелира Фаберже в 1913 г. и конкурса Русского Художественно-промышленного общества (РХПО)  в 1913 г. Член РХПО.

 

РАПНИК Людвиг Христофорович. Окончил Строгановское училище. Проходил практику на Московской фабрике Фаберже. После 1945 г. доцент Строгановского училища, кафедра художественной обработки металла. Рапник виртуозно владел чеканным мастерством, еще во время обучения выполнял "особо ответственные" заказы для фирмы Фаберже. Одним из интересных заданий было "чеканить по серебру обрамление для какой-то хрустальной вазы в виде лебедя, который охватывал вазу распростертыми крыльями"16.

 

 

РЮКЕРТ (РЮККЕРТ) Федор Иванович (1840 – 1918). Владелец эмалевой мастерской в Москве с осени 1886 г. До этого главный эмальер фирмы Сазикова. Активно сотрудничал с Фаберже в 1887 –1917 гг. Вместе с отцом работали все 10 детей:  Павел, Петр, Анатолий, Александр, Федор и др.

Из них Павел и Петр  Рюкерты поступали в Строгановское училище, но учились недолго17.

 

СЕМЕНОВ Иван Федорович (ум в 1918 г.). Рекомендовал себя как «бывший мастер Фаберже». Приехал из Москвы в Одессу, где открыл чеканно-граверную и ювелирную мастерскую.

 

СМИРНОВ Павел. Ученик Строгановского училища. Летом 1900 г. проходил практику на Серебряной фабрике Фаберже в Москве.

СОКОЛОВ Василий Дмитриевич. (1866 – после 1928).  Скульптор Московского отделения (по Бирбауму). С 11 лет начал работать у Овчинникова. В 1883-1889 обучался в МУЖВЗ. Для  Фаберже работает  с 1896 г., на выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде отмечен золотой медалью. Преподаватель чеканки  Строгановского ВХПУ с 1904 г. Уволен по сокращению в 1928 г.

СОКОЛОВСКИЙ Иосиф Иванович (род. 1863 - после 1928).. Скульптор Московского отделения (по Бирбауму). Преподаватель Строгановского училища в 1900 – 1928 гг. Уволен по сокращению.

 

ЧЕШУИН  Петр Иванович, после 1920 г. взял фамилию ТАЕЖНЫЙ (1887 – 1952). Закончил Екатеринбургское художественно – промышленное училище.  Работал в Московском отделении, скульптор и гравер (по Евг. Фаберже и Бирбауму) в 1913 – 1918 гг. В 1911 г. на выставке в Турине коллекция рисунков училища (где были рисунки П.И. Чешуина) получила золотую медаль.

 

ФАБЕРЖЕ Александр Петрович (Карлович) (1877 – 1952). Учился в ЦУТР бар. Штиглица в 1899 – 1904 гг. успешно (ни одной тройки), но диплом не получил, затем у художника Кашо в Женеве и в Строгановском училище  (по справочнику Vollmer, Leipzig, 1955), очевидно на платных курсах. Доверенный фирмы в Москве, художник и геммолог. В 1918 – 1919 гг. эксперт Наркомпроса по восточному искусству, один из основателей Музея  Восточных искусств. В апреле 1920 г. перешел финскую границу. В Париже  с братом Евгением основал фирму «Фаберже и Ко».

ФАБЕРЖЕ Иоанна Ивановна (Иоганновна) (1882 – 1929). Художница, супруга Александра Фаберже. В 1909 г. просит зачислить ее на вечерние курсы керамики и гравирования Строгановского ЦХПУ18.

 

ХАРИТОНОВ. Художник Московского отделения фирмы (Евг. Фаберже). Миниатюрист. Исполнил миниатюру с картины художника К. Маковского на ларце. «Живописец по эмали (после 1900 г.)» (Евг. Фаберже – Архив Татьяны Фаберже). Возможно, это  Харитонов Александр Николаевич  (см.: «Художники Русского Зарубежья, 1999, с. 587); учился в Москве у В. Маковского, живописец, иконописец, с 1931 г. в Шанхае.

ЧЕРЯТОВ  Георгий (Егор). Главный мастер фирмы «Ф.А. Лорие»;  с 1912 г. фирму Лорие контролировал  Фаберже. Магазин Лорие на Кузнецком мосту, 6   через стену с магазином фирмы Фаберже (Кузнецкий мост, 4). Сын Егора Черятова учился в Строгановском училище.

 

ШЕВЕРДЯЕВ Николай Александрович (1877 – 1952). Окончил ЦУТР бар. Штиглица. В 1919 г. вместе с Федором Козловым предпринимали действия по передаче московской фабрики Фаберже под учебные мастерские19.

 

ШЕХТЕЛЬ Франц Оскарович (Федор Осипович) (1859  – 1926). Архитектор, академик. В фирме «временно, при исполнении отдельных заказов» (по Бирбауму). Автор проекта серебряного сервиза для особняка супругов Кельх, стоимостью 125 000  руб. Преподавал в Строгановском училище в 1896 – 1926 гг.

ШИШКИНА Елена Иустиновна (урожд. Голиневич) (1865 – после 1936).  Дочь виленского  губернского архитектора. Училась в ЦУТР бар. Штиглица и МУЖВЗ.  Скульптор Московского отделения фирмы (по Бирбауму). «Вся Москва, 1915»:  преподаватель Строгановского училища, проживает Арбат, 35.

 

ЭБЕРГ Гуго –Луи Гугович. Художник – композитор Московского отделения. Работал в Одесском отделении и в Петербурге. В эмиграции жил  в Париже, с 1945 г. - в Швеции. «Отличный миниатюрист» ( Евг. Фаберже – Архив Татьяны Фаберже). Умер в 1969 г., работал дизайнером  ювелирной фирмы  «Клифф и Арпельс».

ЯР Густав-Генрих Готфродоич. Владелец ювелирно-эмалевой мастерской и магазина. Руководитель ювелирного отделения фирмы в 1897 – 1902 гг. «Вся Москва, 1915» : Салтыковский, 2, ювелирный мастер. «Золотые и фантазийные вещи» (Евг. Фаберже – Архив Татьяны Фаберже). Сотрудничал с фирмой Картье.

 

Апрель 2010 г., Женева.



1             См.: Алфавитный список друзей и знакомых Евгения Карловича Фаберже. Архив Татьяны Фаберже. Научная редакция и публикация Валентина Скурлова. – С.-Петербург, Антикварное Обозрение, 2002. – 76 с.
 
2             К характеристике Александра Петровича Фаберже. Он взял себе отчество "Петрович" по второму имени отца, чтобы его не путали со вторым братом, Агафоном Карловичем. Его жена Иоанна Фаберже выведена в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" под именем "ювелирши Анны де Фужере". Михаил Булгаков посещал бывшую квартиру Александра Фаберже на ул. Пречистинка, 13, когда навещал своего дядю-врача, жившего в том же доме и послужившего прообразом профессора Преображенского в повести "Собачье сердце". -
 
3             См.: Источник:"Den Herrn Direktor des Verlagen "E.A.Zeemann", Leipzig". Den 5 August 1941". - Архив Татьяны Фаберже (Женева). Русский перевод полностью опубликован : Лопато М.Н. Ювелиры Старого Петербурга. Издательство Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. 2006. - С.162.
4             См.: Астраханцева Т.Л. «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы. // Художественная культура русского зарубежья: 1917-1939. Сборник статей. Отв. Ред. Г.И. Вздорнов. М.: Индрик. 2008. С. 264-283.
5             См.: Сахаров В. Глоба и Строгановское училище: к 80—летию художника//Иллюстрированная Россия. 1939. № 26. С. 13.
6             В Хельсинки Евгений брал уроки живописи у художника Юрье Оллила. В апреле того года, через финскую границу бежал из Москвы Александр Фаберже, почти сразу прибыл  в Париж.
7             РГАЛИ Ф. 681 (Высшие художественно-технические мастерские – б.Строгановское училище). Оп. 1. Д. 3 Абрадушкин Алексей Константинович. 1923/26 гг.
8             РГАЛИ.Ф. 766.Оп. 1. Д. 77. Ученик Адрианов Сергей Николаевич. 1900 г. р.
 
9             РГАЛИ Ф. 677.Оп.1.Д. 1143. Вашков Сергей Иванович. Ученик. 1893 г.
10          См.: Архив Татьяны Фаберже.
11          См.: Архив Татьяны Фаберже.
12          РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Д. 1151. Козлов Федор Иванович. 1892/1927 г. Ученик  и преподаватель Училища.
13          РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Д. 1186. Константин Сергей Захарович. 1926/28 гг.- 34 с.
14          РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 4911. Ласкин Константин Алексеевич. Род. 17 мая 1884 г.  обучался 1899/1907 гг. Из Тульской губернии, сын крестьянина.
15          РГАЛИ. Ф. 680. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) Оп. 2. Д. 713. Навозов Василий Александрович, 1886/1888 гг.).
16          См.: Вихарева Н.И. Рождение новой профессии. М., 2006. С. 38.
17          РГАЛИ, Ф.677. Оп. 1. Д. 7670. Рюкерт Павел Федорович, 1898 г.
                РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 7671. Рюкерт Федор Федорович. 1903 г.
18          РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 6240. Почетная гражданка Иоанна Ивановна Фаберже. Сент. 1909 г.: Прошу принять меня в число учениц вечерних курсов (керамика и гравировка). Проживаю: Тверской бульвар 46, кв. 21.
19           РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Д. 2809.
20         H.Ch. Bainbridge.  Peter Carl Faberge. Goldsmith and Jeweller to Russian Imperial Court.     His Life and Work. Spring Books. London. 1949/1966/1974. – P.8.
21          Русский Бедеккер. Адресно-справочная книга на 1912-1913 гг. Одесса.
 
Иллюстрации.
 
Ирина Александровна Фаберже (1925 – 1988) (по прозвищу «Топа»)ученица М. Кшесинской. Фото из журнала «Иллюстрированная Россия», 1933 г.
Рисунки – портреты Пушкина и Шаляпина. Художник Евг. Фаберже, 1937 г., Париж. – Архив Татьяны Фаберже, Женева.  
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий