Всякое производство находится в прямой зависимости от
материалов, которые оно потребляет, следовательно, от добывающей их
промышленности. Так, ювелирное производство находится в зависимости от добычи и
обработки драгоценных камней, золотое и серебряное — от количества поступающих
на рынок благородных металлов. В этом отношении указанные производства находились
в особенно неблагоприятных условиях. Добыча драгоценных и полудрагоценных
камней на Урале и в Восточной Сибири находилась в хаотическом состоянии;
месторождения не эксплуатировались, а расхищались; приемы добывания были
настолько первобытны и плохо организованы, что добывалось лишь то, что давалось
случайно, без труда и без применения приемов правильной эксплуатации. Огранка
драгоценных камней производилась такими кустарными приемами и была настолько
несовершенна, что нельзя было подвергать ей хорошие экземпляры, и они
отправлялись для огранки за границу, хотя некоторые из этих камней, может быть,
увидели свет в Сибири. При этом переплачивались значительные суммы заграничным
гранильщикам и торговцам.
Большое количество полудрагоценных камней, как то:
бухарский и сибирский лазуриты, нефриты и другие — вывозятся в Германию и
возвращаются к вам в обработанном виде. Повторялось то же, что случилось в свое
время с выделкой мехов и кож, обработка которых целиком перенеслась в Германию.
С благородными металлами дело обстояло немного лучше.
Очистка их, выплавка и превращение в листы крайне несовершенны. Для тонких работ
мы вынуждены были выписывать английское серебро. Приобретение золота затруднено
всякими запретами и формальностями, и это повело к тому, что мелкие
производители находили расчет плавить золотые монеты и делали это, несмотря на
запрещение законом.
Многие недостатки нашей обработки происходят от
несовершенства оборудования, но многие и от неряшливости в самом процессе
обработки. Я имел возможность сравнить процедуру вальцовки (превращение слитков
серебра в листы) за границей и у нас. В то время как там эта работа
производится с особой тщательностью, с соблюдением идеальной чистоты, у нас
слитки и листы валяются на грязном, часто даже земляном полу. К металлу
пристают посторонние вещества и вдавливаются в него при его прохождении между
валиками. Легко себе представить, какой неожиданности подвержена работа с таким
металлом. Инкрустированные в него посторонние примеси выступают наружу при
шлифовании или отпадают, оставляя на том месте всякие следы и ноздринки.
Вообще производство даже на крупных предприятиях
поставлено нерационально, что ведет к большим потерям в материалах и во
времени. В заграничных мастерских грязная вода проходит через 6-7 фильтров,
оставляя в каждом некоторый осадок драгоценного металла. У нас довольствуются
одной-двумя фильтровками, и благодаря этому процент потери золота и серебра
значительно выше, что составляет при большом производстве значительные суммы.
Очистка мусора не производится в России, а содержащий металл мусор отправляется
бочками, в Гамбург, где мусор сжигают, а по извлечении золота и серебра
выплачивают отправителю известную сумму. Были попытки производить это здесь,
но выплачиваемая сумма всегда оказывалась ниже заграничной. По всей
вероятности, это нужно приписать несовершенству здешних процессов очистки
мусора и извлечения из него ценных металлов.
Если перейти к самому ремеслу, то главным тормозом его
развития следует признать недостаток художественных и технических познаний у
мастеров, отсутствие специальных школ и художественно-технической литературы.
Существующие художественно-промышленные школы не выполняют своей прямой
задачи — художественного и технического образования ремесленников, а создают
либо художников, либо учителей рисования. Производству же нужны прежде всего
образованные мастера-ремесленники.
За границей, помимо многочисленных специальных школ и
курсов для ремесленников, существует еще обширная художественно-техническая
литература, и выходят периодические издания по отдельным производствам. В
России нет не только оригинальных трудов по этим вопросам, но нет даже
переводов из заграничных изданий. При таких условиях нужно удивляться не тому,
что производства наши отстали, а тому, что они еще могут бороться с заграничной
конкуренцией. Если иногда им удается выйти победителями в этой борьбе, то
исключительно благодаря индивидуальным работам отдельных мастеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий