суббота, 31 декабря 2016 г.

МЕЖОВ Сергей…. «Авторское художественное коллекционное оружие. Мастерская – студия МЕЖОВ. Санкт – Петербург».

(2012)
27.07.2012
 
10 лет – только начало.
Совсем недавно, в конце июня (2012), в Санкт-Петербурге прошло одно знаменательное для оружейной среды событие - юбилей отпраздновала «мастерская-студия «Межов», которая вот уже на протяжении десяти лет успешно работает и выпускает первоклассные образцы авторского художественного оружия на российский ножевой рынок.
Как и положено отмечали торжество в большой кампании в дружеской обстановке. На юбилее собрались коллеги из  разных оружейных и  околоножевых фирм, несколько авторов из гильдии мастеров оружейников, петербургские художники-кузнецы, работающие с дамасском и булатом и даже американские коллеги. Кроме того юбилей посетили хранители  оружейных фондов Государственного Эрмитажа и Центрального военно-морского музея. Прозвучало много рассказов, связанных с эпизодами из жизни мастерской разного времени, выступил каждый, кто хотел высказать несколько теплых слов.
Коротко расскажем об истории мастерской и о том, что было сделано за десять лет. Всё началось в 2002 году с нуля, когда Сергей Межов основал фирму, в успех которой среди конкурентов никто не верил. Творческим поиском и художественными решениями в первые годы занимался уроженец Златоуста, талантливый художник-оружейник Анатолий Богачев. К фирме примкнули его ученики и многие молодые художники – выпускники Художественно-промышленной Академии («Муха»), которые и до сих пор работают и сотрудничают с мастерской. Фирма уверенно заняла свое место на рынке авторских единичных предметов художественного клинкового оружия. Со временем круг авторов стал расширяться и, параллельно с собственным производством, мастерская-студия начала сотрудничество с Гильдией мастеров-оружейников, а также с самостоятельными художниками по металлу.
Мастерская  регулярно принимает участие в ежегодных специализированных выставках и отметилась дважды в Музеях Московского Кремля на крупнейшей биеннале «Клинки России» в 2004 и 2008 годах, а в Петербурге с выставкой «Шедевры и раритеты клинкового оружия».
За время своего существования мастерская выпустила три полноценных художественных альбома собственных произведений. Эти альбомы разбиты на тематические главы, предварены статьями авторитетных оружейных специалистов из таких музеев как Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, ЦВММ, Царскосельский дворец, Этнографический музей и дополнены развёрнутыми описаниями предметов.
На сегодняшний день сложно даже подсчитать, сколько всего произведений декоративно-прикладного искусства вышло из стен мастерской. Были придуманы и воплощены в металле большое количество авторских охотничьих ножей, различных типов кортиков, авторских длинноклинковых предметов и оригинальных настольных художественных композиций. Отметим лишь то, что высокий уровень мастерства и тонкий вкус, отличающий работы художников петербургской студии заслуживают уважения и высокой оценки. В частности это подтверждает тот факт, что некоторые работы хранятся в коллекциях многих «сильных мира сего». Например, в мастерской был изготовлен меч «Владеющий миром» для президента Российской федерации; президент Украины обладает охотничьим набором из кортика, кинжала и ножа  работы петербургской студии; в 2009 году, ко дню рождения президента республики южная Осетия Э. Д. Кокойты была преподнесена именная шашка; к восьмидесятилетнему юбилею митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира был изготовлен богослужебный жезл, затем были выполнены несколько наборов панагий с крестами и  посох Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Недавно студия открыла новый для себя проект, в котором представляет работы известных зарубежных мастеров-оружейников из Америки, Японии, Южной Африки, Италии, Франции и других стран.
 
Мастерская-студия "Межов"
    Как ни странно, но поводом для создания художественной мастерской послужила пословица "Новое это хорошо забытое старое". Величайший художник-ювелир Карл Фаберже более 100 лет назад привлёк молодые таланты из Центрального училища технического рисования барона Штиглица к разработке художественных сюжетов и к воплощению в реальность своих далеко идущих замыслов. Что получилось из этого эксперимента теперь известно всему миру. Непревзойденные образцы художественно-прикладного искусства К. Фаберже сегодня бережно хранятся, как эталоны высочайшего мастерства, в коллекциях крупнейших музеев мира и частных собраниях.
     Сергей Николаевич Межов, вспомнив эту мудрую пословицу, и своего великого предшественника, решил создать свою художественную мастерскую. Ведь и сегодня преподавательский состав, студенты и выпускники этого прославленного училища славятся своими талантами и высоким мастерством. В основе творческого коллектива стали преподаватели училища Анатолий Леонидович Богачев и Юрий Хачатурович Саркисян.
     Анатолий Богачёв родом из Златоуста. Именно там, работая учеником на оружейном заводе имени Ленина в мастерской художественной обработки металла, он приобрел первичные навыки граверного искусства. В 1982 . его приняли в Союз художников РСФСР. Желание познать больше и достичь настоящего мастерства привели его в Высшее Художественно-промышленное училище имени Мухиной, которое он закончил в 1989 г. и был оставлен преподавателем. Художественный талант и его трудолюбие вскоре пробили дорогу к самостоятельному творчеству, результатом которого и стало возникновение мастерской студии. Анатолий Богачев сотрудничал с известнейшим американским кузнецом Джерри Фиском, дважды в Америке (в 1992 и 1993 гг.) завоевывал награды на выставках клинкового оружия, где его работы были высоко оценены. Весьма ценной для себя наградой Анатолий Леонидович считает завоёванную в творческой конкуренции медаль и почетный диплом на 4-й международной выставке ювелирного искусства в Манеже, посвященной 150-летию К. Фаберже. Теперь у него сложилась своя школа, свои ученики и последователи.
     Юрий Хачатурович Саркисян весьма авторитетный и колоритный профессиональный художник-кузнец. В 1983 г. он закончил обучение в Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище по кафедре Художественной обработки металла. Работа кузнецом-реставратором Большого Успенского монастыря в городе Тихвине явилась для него практическим университетом кузнечной сварки и знакомством с древними способами изготовления высокопрочных металлов. Здесь он овладел технологией получения различных типов дамасской стали и познал многие премудрости кузнечного ремесла.
     В 1988 г. он вернулся на свою кафедру в училище высоко профессиональным специалистом. Широкое участие в российских и международных симпозиумах и выставках: в Германии (1990 г.), в Чехословакии (1991 г.), Англии (1993 г.), в Финляндии (1998г.) принесли доценту Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии Ю.Х. Саркисяну широкую известность и заслуженную популярность.
     Вокруг этих маститых художников сплотилась творческая молодежь, которым показалось заманчивым работать в студии, где можно было бы реализовывать свои знания, силы и фантазию.
     Идея и практическая деятельность по организации студии принадлежала руководителю проекта Сергею Николаевичу Межову.  В 2002 г. мастерская-студия вначале "Богачев", а позднее "Межов" приобрела официальный статус.
 Соединение зрелого педагогического мастерства и студенческой молодости с обоюдной одержимостью идеей художественного оружия, вскоре начали давать свои результаты.
      Сегодня основной костяк мастерской составляют студенты и выпускники Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной академии. Основной концепцией этого творческого объединения является разработка и изготовление авторского коллекционного оружия.
      Главными художниками студии являются Александр Дубровин и Максим Нестеров. Александр Дубровин бывший выпускник кафедры ХОМ ЛВХПУ им. Мухиной, член Союза художников России. Максим Нестеров защитил диплом в СПбГХПА по кафедре ХОМ в 2003 году, аспирант, работает на кафедра металла. Помогают художникам воплощать в реальность их идеи, а также и свои собственные, их коллеги - Владимир Наумов, Юрий Тюпин, Алексей Горелов, Александр Иванов, Антон Ткаченко и другие. И всё же чаще всего мастера и художники ведут работы самостоятельно от разработки проекта до готового изделия. Главными специалистами по клинкам из дамасской стали, являются доцент кафедры Художественной обработки металла Юрий Саркисян и его ученик, выпускник и аспирант этой же кафедры Владимир Демидов.
      За относительно короткий срок мастера студии создали довольно значительное количество уникальных образцов авторского оружия, которые с большим успехом экспонируются на многих специализированных выставках последних четырех лет. Часть из них можно увидеть в вышедшем в 2002 году альбоме "Символ доблести и чести". Не удивительно, что многие изделия художественной мастерской быстро расходятся по частным собраниям - это культурное наследие, которое со временем будет иметь такую же ценность, как и те предметы, к которым теперь мы относимся с особым трепетом.
      В последнее время студия успешно работает в новом для себя направлении - создании эксклюзивных авторских ювелирных изделий.
Мастерская-студия "Межов" с 2002 года изготавливает авторское коллекционное холодное оружие, современное холодное оружие, а также эксклюзивные ювелирные изделия. Многократный участник выставок коллекционного оружия.
 Студия работает с ведущими художниками-оружейниками России.
современное холодное оружие- настоящие боевые сабли, кинжалы и охотничьи ножи - Вашему вниманию представляет мастерская-студия "Межов". Авторское клинковое холодное оружие от наших мастеров - это уникальные работы, которые неизменно привлекают внимание на выставках и презентациях.
 Авторское оружие имеет особенную ценность, так как каждый клинок - это в первую очередь произведение искусства, а не просто оружие, богато декорированное с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. Настоящее авторское оружие отличается единством замысла, неповторимым образом, воплощенным в металле.
Журнал «ПРОРЕЗ», 2008/5.  Статья «Настольные игры».
Далеко не всегда, предлагая вещь покупателю, мы знаем, кто он — банкир, офицер, менеджер по работе с клиентами, успешный мебельщик- краснодеревщик или кто-то еще. Но мы знаем одно — наш покупатель — человек незаурядный, человек с чувством меры и вкуса, человек, который видит в ноже не только бездушный инструмент
Кстати, чем ценен именно штучный, авторский настольный нож — клеймами. Обычно на авторском изделии присутствуют следующие — тавро студии «Межов», клеймо художника, кузнеца, гравера, исполнителя монтажа и т.д. и т.п. Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы наши изделия из обычных настольных предметов постепенно перерастали в семейные реликвии. Кто знает, может быть, лет через сорок любой банк Европы сможет вам выдать кредит под залог изделия с именинниками наших мастеров. Может быть, время сотрет грани, и когда-то предметы от «Межова» будут стоять на одном аукционе с вещами братьев Грачевых, В.А. Болина, Карла Гана.
Чем еще, как не тягой к прекрасному, объяснить успех ножа «Попугай», сделанного А. Дубровиным? Понятно с первого взгляда, что перед вами произведение ювелирного искусства, полет художественной мысли и только в последнюю очередь нож. Тем не менее, никому не рекомендую рассматривать это изделие, как нагромождение драгоценных камней с приклеенной к нему полоской металла. Все без исключения изделия делаются нами по всем канонам современного оружейного мастерства. В «Попугае» есть все признаки ножа с большой буквы — тут вам и сквозной монтаж клинка в рукояти (голова попугая является гайкой), и клинок из дамаска Ю. Саркисяна с твердостью выше 58 ед., и продуманная рукоять.
вспомним «Корриду» А. Иванова. Это же не то, что нож — это произведение искусства — культурная ценность. Как сказал один из клиентов на выставке в Крокус-Экспо, с которой мы только что вернулись — «Как вас с этим охрана Эрмитажа выпустила?» На одном изделии можно проследить всю тенденцию развития интерьерного, короткоклинкового оружия.
Так, чем бы еще порадовать читателя? Давайте возьмем что-нибудь поаскетичнее, где чуть меньше золота. Ножевая пара «Танго» М.Нестерова — замечательнейший пример того, как на десяти квадратных сантиметрах вашего рабочего стола разыгрывается история любви и страсти, поэзии танца и грациозности.
Или вот, например, «Наложница». Вы знаете, в настоящее время очень тяжело найти изделие, которое было бы придумано и реализовано одним и тем же человеком. «Наложница» была изначально нарисована и выкована самим Ю.Х.Саркисяном, задача студии была, как можно ближе к эскизу реализовать мысль автора. Нам оставалось лишь доработать золотое ожерелье и спадающие одежды — даже подставку ковал сам автор. Изделие получилось в меру эротичным, загадочным и имеющим свой особенный шарм. О прочности такого ножа говорить вовсе не приходится — вся «Наложница» выкована из одного массива дамаска.
композиция «Рыцарь» С.Кутергина. В ней воплощена одна из главных идей настольного мира ножей. Сделать очевидное тайным, а простое интересным. Глядя на рыцаря со стороны, сразу и не поймешь, что перед вами подставка с двумя ножами и стилетом. Причем вытаскивать из подставки ножи тоже нужно в определенной последовательности. Подобная тайна, искус, внутренняя мысль становятся очень востребованными. В этой же манере исполнены такие шедевры, как нож «Добрый», выставлявшийся в этом году в Кремле, «Мать Кавказа», показанная по одному из московских телеканалов, «Наутилусы» и многие другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий