Производство
их началось постепенно, но сперва были мелкие предметы, мало отличающиеся по
работе от золотых, и исполнялись предыдущими мастерскими. Скоро для
удовлетворения спроса потребовалось открыть специальные мастерские. Первая из
них — мастера Раппопорта — производила очень разнообразные работы, начиная от
мелких предметов письменного стопа и кончая вазами, канделябрами и целыми
сооружениями, такими как парадные декоративные украшения обеденных столов
(сюрту де табле). Самой крупной по размерам работой этой мастерской явился
сюрту де табле, исполненный по заказу Александра III для приданого его дочери
великой княгини Ксении Александровны. Эскизы для этой работы были сделаны
архитектором ... (8) и настолько неудачно, что, несмотря на все изменения, при
приведении их в состояние рабочих чертежей эти громоздкие и ценные предметы все
же оставляли желать лучшего в смысле стиля и пропорции. Так как эскизы были
утверждены императором, то коренные изменения были недопустимы и пришлось
ограничиться исправлением в деталях. Это лишний раз доказывает, что составление
проектов для художественных производств требует от художника специального
знания производства. Мастерская Раппопорта под конец послужила интересному
эксперименту (9). В 19... году владелец ее решил уйти на покой и, желая
вознаградить своих работников за долголетнюю службу, оставил им свою мастерскую
со всем инвентарем. Образовалась первая артель серебряных изделий, фирма со
своей стороны пошла навстречу этому опыту, открыла артели необходимый кредит,
обеспечила ее заказами. В этом маленьком деле, насчитывающем не более 20
человек участников, отразились недостатки всех общественных организаций,
присущие той поре: отсутствие солидарности, дисциплины, понимания общих
интересов. После двух-трех лет внутренних распрей, при вздорожании
производства и понижении его качества, артель прекратила свое существование.
Ее место в производстве фирмы заняла мастерская Армфельдта.
Посудное
серебро, то есть самовары, чайные сервизы и т. д., было специальностью
мастерской Вякиве. Так как производство столового и посудного серебра было
поставлено в крупном масштабе на Московской фабрике Фаберже, то эта мастерская
играла лишь вспомогательную роль. До 1914 г . петербургские мастерские насчитывали в
общей сложности от 200 до 300 рабочих. До постройки собственного дома на
Морской улице мастерские были разбросаны по городу. Позже главные мастерские
были помещены в надворных флигелях, но за недостатком места некоторые остались
вне дома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий