суббота, 31 декабря 2016 г.

Почему камнерезные работы такие дорогие?

Камнерезные работы – если их делать правильно, они объективно дорогие. Эти работы – они очень трудозатратные. Чтобы это была не поделка (поделки тоже могут быть дорогие, почему – немного ниже),  а скульптура, надо очень тщательно проработать сюжет, композицию, пролепить модель. Затем,  камень – он ведь имеет цвет, то есть требуется очень тщательная работа с цветом, много времени приходиться тратить на  поиск подходящих камней, подбор цветов, оттенков, фактур. Потом, камень -  материал не детерминированный, никто на 100% не может сказать, какой он внутри, что нам откроется при обработке. Часто под конец работы обнаруживается трещина, или вкрапление иного цвета – и, фактически, работу надо начинать заново.
Использование ювелир – объективно удорожает изделие, так как
  • Материалы (золото, платина, драгоценные камни) могут быть очень дорогими;
  • Зачастую для того, чтобы работа смотрелась живой, необходимо делать металлические детали довольно реалистичными. Например, если мы делаем пистолет и абордажный крюк для пирата, то надо проработать литературу по холодному оружию определенной эпохи,  канат должен быть сделан так, чтобы это был действительно морской трос, а не швейная нитка из золота. И так далее;
  • Ювелирная и камнерезная работы должны быть в гармонии, камень не должен “забивать” металл и наоборот. Процесс согласования деталей, если работают два мастера, может быть длительным и трудоемким. Изготовление тонкой ювелирки – не штамповки и литья – тоже требует изрядного времени.
    Дальше – не секрет, что мастер получает намного меньшую сумму, чем платит за работу покупатель – так устроен этот рынок.
    Так что дешево эти работы объективно стоить не могут. Если бы не было платежеспособного спроса на них – их бы просто не делали.
    А спрос есть. Почему? Самое простое объяснение  - это прекрасные представительские подарки. Тем, у кого уже все остальное есть. Тем, кому неприлично подарить нарочито дорогой подарок – машину, бриллиант, но дешевый тоже не подаришь. То есть подарки определенного уровня – и материального,  и эстетического. Подарки от равного равному -  а не взятка или покупка. Или же – подарок очень близкому, дорогому человеку – как, например, было в случае, когда император Александр III покупал у Карла Фаберже подарки для своей жены, императрицы Марии Федоровны– действительно, не шубу же дарить императрице, не карету. Здесь нужен подарок с душой, не покупка, но знак внимания и любви.
    Затем, произведения искусства – это неплохое средство сохранения и преумножения ценностей. Рынок произведений искусства непрерывно растет, и если “поймать” момент становления многообещающего автора – видимо, можно неплохо увеличить свой капитал. Правда это “длинные деньги” как выражаются финансисты, зато солидно и фундаментально.
    И, наконец, самый, на мой взгляд, редкий и неочевидный мотив – это покупка вещи для себя, теми, кто собирает свой “сад камней” для души. Кто тщательно и любовно собирает коллекцию работ для себя, чтобы они радовали его долгие годы.
    Теперь немного, как и обещал, почему довольно посредственные камнерезные работы (поделки), на мой взгляд, стоят столько же, как и действительно интересные, серьезные работы. Дело заключается в том, что основная масса работ покупается именно на представительские подарки – не для себя. Здесь, как правило, никто не спрашивает мнения  эксперта, что, как правило, происходит при мотиве покупки работ с целью инвестирования. И никто не представляет работу в интерьере своей комнаты, не соизмеряет ее характер со своим, не спрашивает себя – удобно ли будет вместе жить долгие годы? Захочу ли это передать своим детям? Тут главное зачастую – поразить воображение, произвести впечатление, в ущерб тех возможностей многогранного очарования, загадочности, сложности характера  небольших по размеру скульптур из камня, живых характеров. Этим целям могут удовлетворять работы, гораздо менее продуманные, трудозатратные, но – более эффектные. Только давайте подумаем – будет ли приятно тому, кому вы подарили такую работу каждый день просыпаться и смотреть на нее – месяц, год, два? Не отправиться ли она скоро за закрытую дверцу шкафа или в чулан – когда пройдет первое впечатление?
    По моему глубокому убеждению, использование камня – сложного, очень сложного материала при работе с ним с уважением, оправдано для выражения своих творческих планов. Именно в том случае, когда все свойства камня, отличающего его от других материалов – редкие по красоте естественные цвета, структура камня, способная передавать живую плоть (человеческую, растений ли) используются, с ними кропотливо, любовно и тщательно мастер работает. Иначе легче сделать вещь из металла, который более удобен – пластичнее, его можно переплавлять, тиражировать, в случае необходимости покрывать его цветной эмалью. Только когда создаются живые существа - живущие своей жизнью, дышащие, двигающиеся (мастер только поймал одно движение и остановил его в своей работе) – тогда да, надо брать в руки камень, работать с ним, жить с ним. Иначе получаются те поделки, о которых я писал выше – коммерческие вещи только для того, что “камнерезные работы такие дорогие”.
     
     
     
    Фаберже и Коноваленко
    Фаберже – его работы сделаны не только из камня, металла – в каждой из них, даже в самой скромной, обязательный составной компонент  - мысль, идея. Видимо, обилие этих мыслей и их обязательное наличие в КАЖДОЙ работе, и позволило фирме Фаберже выделиться среди многих других.
     
    Коноваленко фактически возродил утраченную традицию камнерезного искусства. Выполненные в схожей с Фаберже технике, по содержанию его фигурки уступали работам знаменитого мастера.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий