Рядом с
производством петербургских мастерских существовало производство московской
фабрики, основанной в 1887 году. Фабрика объединяла все специальности,
распределенные в Петербурге между разными мастерскими. Некоторые отрасли, например
ювелирные, золотые и эмальерные работы, уступали количеством и качеством
петербургским, но серебряное производство было много обширнее и лучше
поставлено. С 1900 г .
все крупные серебряные работы исполнялись московской фабрикой. Ювелирные и
золотые изделия можно обойти молчанием, так как они являются большей частью
ухудшенными изданиями петербургских, но серебряное производство заслуживает
особого внимания как по художественным достоинствам, так и по образцовой постановке
производства. Характерно то, что Москва всегда была центром серебряного
производства в России: там сосредоточены самые крупные предприятия этого рода.
Я объясняю себе это явление двумя причинами: во-первых, предприятия, подобно
растениям, разбрасывают вокруг себя семена в виде мастеров, кладущих начало
новым, во-вторых, тем, что заработная плата была всегда ниже в Москве, чем в
Петербурге, а поэтому выгоднее в эксплуатации наемного труда. Первое, что
отличает московские изделия фирмы от петербургских, — это преобладание русского
народного стиля. Можно не соглашаться со многими его особенностями, с
отсутствием целесообразности в структуре, с архаичным, нарочито грубым
исполнением, но все эти временные недостатки окупались свежестью замысла и
отсутствием шаблона в композициях. В особом списке я отмечу главные работы
этого рода. В большинстве случаев это братины, жбаны, ковши, ларцы,
декоративные вазы и т. п. Сюжетами служили фигуры богатырей, народные былины и
сказки, исторические события или лица — то в виде отдельных фигур или групп, то
в виде барельефов на самих предметах. Работы эти большей частью исполнены
посредством отливки с восковых моделей и лишь в одном экземпляре.
Наряду
с этими работами московская фабрика выпускала большое количество столового
серебра, которое по своим достоинствам соответствовало лучшим заграничным
работам. Богатый выбор штампов и сильные прессы специальной конструкции
позволяли доводить эти работы до редкого совершенства при невысокой стоимости.
Фабрика имела в своем распоряжении несколько тысяч штампов как цельных
предметов, так и отдельных их частей.
Значительную
роль в производстве играло церковное серебро — как утварь, так и образа. Многие
из этих произведений благодаря художественным достоинствам находили даже сбыт
за границей и привлекали оттуда заказы.
Управление.
Фабрика помещалась в Кисельном переулке, занимая здание бывшего завода
Сан-Галли (10). Она делилась на два отдела: ювелирный и золото-серебряный. Во
главе каждого отдела стояли мастер-управляющий и его помощник. Общая для всей
фабрики контора заведовала отчетностью. Численность рабочих колебалась от 200
до 300 человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий