Иван Алексеевич Владимиров (29 декабря 1869 (10 января 1870), Вильно, Российская империя — 14 декабря1947, Ленинград, СССР) — российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.
Иван Алексеевич родился 10 января 1870 года в Вильно (нынешнем Вильнюсе).Мать
художника была известной английской акварелисткой. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе Ивана Трутнева. В 1891—1893
годах учился в Петербургской Академии художеств, где специализировался у Богдана Виллевальде, Алексея Кившенко и Франца Рубо[4]. Был художественным корреспондентом в период русско-японской (1904—1905), балканских (1912—1913) и Первой
мировой войн.Ученик Виллевальде и Кившенко, он проводил ежегодно
лето на Кавказе в горных аулах, привозя оттуда материал для картин, удостенных
больших и малых серебряных медалей: «Взятие турецкого редута», «Перевязочный
пункт во время Кавказской войны». За картину «Перевязочный пункт во время
Кавказской войны» в 1893 году получил звание классного художника второй
степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество. В 1897
году за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» был удостоен звания классного
художника первой степени.Автор циклов картин, посвящённых русско-японской войне
(«Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «В Манчжурии»,
«Разведка в ливень», «Допрос пленного», «Усиленная рекогносцировка»), революционным событиям 1905 года («У Зимнего дворца», «Бой на
Пресне», «На баррикадах в 1905 году»), жизненным композициям («На дровяном
складе», «Благотворитель», «Горе», «Изобретатель и капиталист», «Именины
деда»), Первой мировой войне, зарисовками военных операций для журнала «Нива», акварелями. Владимирову
принадлежат копии и зарисовки остатков росписи X—XI веков Сентинского храма в Тебердинском ущелье
Карачаево-Черкессии[5]Будучи противником модернизма в искусстве, предложил свои
картины для выставки художников «Мира искусства», но был отвергнут, как
устаревший реалист. Тогда он написал несколько картин
на финские сюжеты в манере мирискусников, и под финским псевдонимом отдал эти
картины на выставку. Был принят, удостоился лестных слов от Александра
Бенуа, картины
продали. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю
интригу. Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с
удачным розыгрышем модернистов.В 1910-х годах жил с женой и двумя дочерьми на
своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи Владимирова входит в
состав губернаторской дачи поселка Комарово.
В 1917—1918 годы, работая в Петроградской милиции,
сделал цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов. После октябрьской революции 1917 года был членом Ассоциации художников революционной России.
С 1932 года член ленинградского
Союза советских художников. Писал картины на историко-революционные и батальные темы («Арест царских
генералов» (1918), «В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие
будёновцами Мелитополя» (1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926),
«Ликвидация Врангельского фронта» (1932), «Баррикады в Испании» (1936), «Въезд
советских войск в Выборг» (1939)).В годы Великой Отечественной войны находился
в блокадном Ленинграде, готовил плакаты, выполнял эскизы и зарисовки, писал
картины («Бой за Тихвин», 1943; «Бой на улицах Берлина», 1946).
Иван Владимиров умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде
на семьдесят девятом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее[6], Государственной Третьяковской
галерее[4], в музеях и частных собраниях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий