Шел 1991 год. Я заканчивал Академию
художеств, работая над дипломной картиной Петр I. Мой товарищ по Вечерним
рисовальным классам Института им. Репина Саша Сидоренков часто ходил ко мне в
дипломную мастерскую, позировал в исторических одеждах. В один из приходов ко
мне он познакомил меня со своим братом,
Валентин Васильевич Скурлов человек был фактурный, колоритный. И я сразу
же предложил ему позировать в костюме петровского времени для образа
сподвижника Петра I. Костюмы были в изобилии предоставлены мне на «Ленфильме».
В петровских одеждах, парике я запечатлел его для своей будущей картины.
Так мы познакомились, не предполагая,
что встреча эта определит большое творческое содружество и дружбу на
десятиления, и которое, к счастью, длится до сего дня.
Увлеченность Валенитина Васильевича
Скурлова темой Фаберже, посвещение своей жизни изучению и открытию новых
страниц в творчестве гениального художника-ювелира Карла Фаберже стала
эпохальным явлением. Можно сказать «до Скурлова» появлялись книги на Западе. В
основе их лежал только меняющийся асортимент с иллюстрациями. Серьезных
исследований на Западе не могло появиться так как как отсутствовали сведения из
Российских архивов.
Для западно-европейских исследователей,
по понятным причинам советские архивы не
были доступны. Наперед скажу, что именно Валентин Скурлов открыл новое в
исследованиях по Фаберже, опираясь на архивные документы, находящиеся в России
и краеугольным камнем в исследованиях и новом материале о Фаберже является
обнаружение им в архиве академика
Ферсмана записок Франца Бирбаума, главного мастера и дизайнера Фаберже об
основных видах деятельности фирмы,
мастерских и мастерах, императорских заказах и другое.
Валентин Васильевич изучил счета
императорской семьи, создал «менделевскую» таблицу в создании императорских
пасхальных яиц, которое насчитывает 50
изделий. Эта интригующая страница будоражит умы исследователей, антикваров
всего мира, любителей ювелирного искусства до сего дня она не закрыта. Сенсационные
новости сегодня о найденном «Ольгинском» императорском яйце, исследования
которого длились десятилетия тому пример.
Имя В. Скурлова, как авторитетнейшего
ученого, эксперта, исследователя творчества Карла Фаберже давно признано в
мире.
После окончания Интитута им. Репина я
был оставлен в Творческой мастерской Академии художеств СССР, затем Российской
Академии художеств. Тема Петра I, создателя нашего города не отпускала.
Появились новые эскизы, шла работа над картинами.
В 1997 году с предложением написания
портрета Карла Фаберже ко мне обратились с Обьединения «Русские самоцветы» по
рекомендации Валентина Васильевича. Так
я познакомился с генеральным директором обьединения Горыней Александром
Сергеевичем, дружеские, теплые отношнния с ним и его семьей сохраняютя до сих
пор.
Валентин Васильевич уже в это время,
хотя имя Фаберже еще было под запретом советской действительности с увлечением
открывал для себя имя легендарного ювелира.
Тандем «В. Скурлов – А. Горыня» для
имени Фаберже, его мемориализации в Петербурге – особая страница.
Портретов Фаберже, как оказалось, до
этого времени не было написано. Мне была предоставлена черно-белая фотография с
бюста Карла Фаберже, хранящегося у правнучки Карла Фаберже – Татьяны Федоровны
Фаберже, проживающей в Швейцарии.
Через несколько лет, когда мной уже была
создана серия картин о Фаберже насчитывающая на тот момент 100 картин,
состоялась первая встреча с Татьяной Федоровной Фаберже. Я только приехал с
этюдов на Волгу в Юрьевец, мы встретились у меня в мастерской. Это была очень
теплая встреча. Она выбрала тогда небольшой волжский этюд на память о России.
Потом будут написаны портрет ее отца,
Федора Агафоновича Фаберже, портрет Игоря Фаберже для Фонда его имени в
Швейцарии и ряд других работ.
Являясь прямой наследницей Карла Фаберже
она много усилий прилагает для сохранения памяти о нем. Удивляюсь ее энергии,
она автор и соавтор десятков книг о своем прадеде. Несмотря на солидный возраст
она осенью прошлого года приезжала в Петербург на международную конференцию
посвященную 170-летию со дня рожнения К.Фаберже, куда сьезжаются все виднейшие
исследователи творчества Карла Фаберже, эксперты, антиквары, ученые со всего
мира, в том числе Геза фон Газбург, Улла Тилландер, Кирен Маккарти,
Александр Солодкофф, и др. Татьяна
Федоровна по-прежнему в хорошей творческой форме, мне приятно с ней встречаться
и общение всегда сопровождается теплотой, дружеским пониманием и искренностью.
С портрета Карла Фаберже для обьединения
«Русские самоцветы» начинается моя живописная «Фабержиана». Написано уже более 150 картин и работа
продолжается.
Творческая увлеченность и наша
человеческая дружба с Валентином Васильевичем не ослабевает до сих пор.
Охватить десятилетия нашей дружбы очень сложно, кажется мы вместе со дня своего
рождения. Совместно изданы книги, сняты фильмы, репортажи, написаны статьи, а
работа не остаавливается.
С 2005 по 2012 год я был автором проекта
и художественным руководителем музейно-выставочного центра «Петербургский
художник» на Мойке, 100. А также главным и выпускающим редактором журнала
«Петербургский художник». Валентин Васильевич был автором многих статей и
материалов для журнала. Огромный вклад в популяризацию имени Фаберже он внес
будучи научным редактором журнала
«Антикварное Обозрение». Трудно оценить обьем работы его, как признанного в мире
специалиста по Фаберже,
эксперта-консультанта аукционного дома «Кристи», вклад в изучение
творческого наследия Карла Фаберже.
Слышал о нем мнение. Специалисты
говорят, что в мире издается много книг о Фаберже. Это перепечатка уже
известного материала, меняется только ассортимент изделий в иллюстрациях. Новое
дает только Скурлов. Знает ли сам об этом мнении Валентин Васильевич?
Хочется сказать о его бескорыстной
подвижнической деятельности. Он сделал огромное количество докладов по Фаберже
для сотрудников художественных музеев России, написаны десятки книг о Фаберже и
выдающихся сотрудниках фирмы. Например:
«Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже» и «Маршал империи Фаберже: Франц
Бирбаум» – наш совместный труд.
Валентин Васильевич провел огромную работу по выялению лучших
современных ювелиров, камнерезов России, Украины, Казахстана, и других
государств, их награждению орденами Мемориального фонда Карла Фаберже.
Огромный подвижнический труд Валентина
Васильевича трудно поддается оценке и
охвату. От себя могу сказать, что создание живописной «Фабержианы» это
результат нашей человеческой дружбы и творческой увлеченности двух художников.
И первое место здесь принадлежит Валентину Васильевичу. Его бескорыстие и творческая увлеченность,
заразительность как исследователя творчества Фаберже лежит в основе. Когда был
100-летный юбилей обьединениям «Русские самоцветы», я был в приемной где висит
портрет Карда Фаберже написанный в 1997 году. Ко мне подошла женщина,
представилась. Спросила меня, я ли автор портрета? Я сказал: «да». Она мне мне
рассказала, что каждый день приходя на работу много лет утром здороваеся с
портретом Карла Фаберже как с живым человеком. Так через многие годы я получил
ответ о том, что портрет живет своей жизнью, он нужен людям. Именно с этого
портрета началась моя «Фабержиана».
Валентин Васильевич Скурлов одаренный
человек, обладает огромной человеческой добротой, мощным интелектом, обьединил
вокруг себя десятки, сотни людей причастных к миру ювелирного искусства,
является центром прияжения и рождения новых идей.
В юбилейном году желаю своему товарищу,
другу огромного здоровья и новых достижений в творчестве.
Мы давно дружим семьями, переживаем
вместе за близких. Семья это фундамент всех успехов в творчестве. Ирине
Леонидовне, супруге Валентина Васильевича желаю терпения и поддержки в
подвижнической деятельности Валентина Васильевича. Благополучия Вам!
Анатолий Перевышко, живописец, член
Союза художников России
Комментариев нет:
Отправить комментарий