среда, 15 ноября 2017 г.

Про Валентина Скурлова. Воспоминания художника Анатолия Перевышко.



Шел 1991 год. Я заканчивал Академию художеств, работая над дипломной картиной Петр I. Мой товарищ по Вечерним рисовальным классам Института им. Репина Саша Сидоренков часто ходил ко мне в дипломную мастерскую, позировал в исторических одеждах. В один из приходов ко мне он познакомил меня со своим братом,   Валентин Васильевич Скурлов человек был фактурный, колоритный. И я сразу же предложил ему позировать в костюме петровского времени для образа сподвижника Петра I. Костюмы были в изобилии предоставлены мне на «Ленфильме». В петровских одеждах, парике я запечатлел его для своей будущей картины.
Так мы познакомились, не предполагая, что встреча эта определит большое творческое содружество и дружбу на десятиления, и которое, к счастью,  длится до сего дня.
Увлеченность Валенитина Васильевича Скурлова темой Фаберже, посвещение своей жизни изучению и открытию новых страниц в творчестве гениального художника-ювелира Карла Фаберже стала эпохальным явлением. Можно сказать «до Скурлова» появлялись книги на Западе. В основе их лежал только меняющийся асортимент с иллюстрациями. Серьезных исследований на Западе не могло появиться так как как отсутствовали сведения из Российских архивов.
Для западно-европейских исследователей, по понятным причинам советские архивы  не были доступны. Наперед скажу, что именно Валентин Скурлов открыл новое в исследованиях по Фаберже, опираясь на архивные документы, находящиеся в России и краеугольным камнем в исследованиях и новом материале о Фаберже является обнаружение им в архиве  академика Ферсмана записок Франца Бирбаума, главного мастера и дизайнера Фаберже об основных видах деятельности фирмы,  мастерских и мастерах, императорских заказах и другое.
Валентин Васильевич изучил счета императорской семьи, создал «менделевскую» таблицу в создании императорских пасхальных яиц, которое насчитывает  50 изделий. Эта интригующая страница будоражит умы исследователей, антикваров всего мира, любителей ювелирного искусства до сего дня она не закрыта. Сенсационные новости сегодня о найденном «Ольгинском» императорском яйце, исследования которого длились десятилетия тому пример.
Имя В. Скурлова, как авторитетнейшего ученого, эксперта, исследователя творчества Карла Фаберже давно признано в мире.
После окончания Интитута им. Репина я был оставлен в Творческой мастерской Академии художеств СССР, затем Российской Академии художеств. Тема Петра I, создателя нашего города не отпускала. Появились новые эскизы, шла работа над картинами.
В 1997 году с предложением написания портрета Карла Фаберже ко мне обратились с Обьединения «Русские самоцветы» по рекомендации Валентина Васильевича.  Так я познакомился с генеральным директором обьединения Горыней Александром Сергеевичем, дружеские, теплые отношнния с ним и его семьей сохраняютя до сих пор.
Валентин Васильевич уже в это время, хотя имя Фаберже еще было под запретом советской действительности с увлечением открывал для себя имя легендарного ювелира.
Тандем «В. Скурлов – А. Горыня» для имени Фаберже, его мемориализации в Петербурге – особая страница.
Портретов Фаберже, как оказалось, до этого времени не было написано. Мне была предоставлена черно-белая фотография с бюста Карла Фаберже, хранящегося у правнучки Карла Фаберже – Татьяны Федоровны Фаберже, проживающей в Швейцарии.
Через несколько лет, когда мной уже была создана серия картин о Фаберже насчитывающая на тот момент 100 картин, состоялась первая встреча с Татьяной Федоровной Фаберже. Я только приехал с этюдов на Волгу в Юрьевец, мы встретились у меня в мастерской. Это была очень теплая встреча. Она выбрала тогда небольшой волжский этюд на память о России.
Потом будут написаны портрет ее отца, Федора Агафоновича Фаберже, портрет Игоря Фаберже для Фонда его имени в Швейцарии и ряд других работ.
Являясь прямой наследницей Карла Фаберже она много усилий прилагает для сохранения памяти о нем. Удивляюсь ее энергии, она автор и соавтор десятков книг о своем прадеде. Несмотря на солидный возраст она осенью прошлого года приезжала в Петербург на международную конференцию посвященную 170-летию со дня рожнения К.Фаберже, куда сьезжаются все виднейшие исследователи творчества Карла Фаберже, эксперты, антиквары, ученые со всего мира, в том числе Геза фон Газбург, Улла Тилландер, Кирен Маккарти, Александр  Солодкофф, и др. Татьяна Федоровна по-прежнему в хорошей творческой форме, мне приятно с ней встречаться и общение всегда сопровождается теплотой, дружеским пониманием и искренностью.
С портрета Карла Фаберже для обьединения «Русские самоцветы» начинается моя живописная «Фабержиана».  Написано уже более 150 картин и работа продолжается.
Творческая увлеченность и наша человеческая дружба с Валентином Васильевичем не ослабевает до сих пор. Охватить десятилетия нашей дружбы очень сложно, кажется мы вместе со дня своего рождения. Совместно изданы книги, сняты фильмы, репортажи, написаны статьи, а работа не остаавливается.
С 2005 по 2012 год я был автором проекта и художественным руководителем музейно-выставочного центра «Петербургский художник» на Мойке, 100. А также главным и выпускающим редактором журнала «Петербургский художник». Валентин Васильевич был автором многих статей и материалов для журнала. Огромный вклад в популяризацию имени Фаберже он внес будучи научным редактором журнала  «Антикварное Обозрение». Трудно оценить обьем  работы его, как признанного в мире специалиста по Фаберже,  эксперта-консультанта аукционного дома «Кристи», вклад в изучение творческого наследия Карла Фаберже. 
Слышал о нем мнение. Специалисты говорят, что в мире издается много книг о Фаберже. Это перепечатка уже известного материала, меняется только ассортимент изделий в иллюстрациях. Новое дает только Скурлов. Знает ли сам об этом мнении Валентин Васильевич?
Хочется сказать о его бескорыстной подвижнической деятельности. Он сделал огромное количество докладов по Фаберже для сотрудников художественных музеев России, написаны десятки книг о Фаберже и выдающихся сотрудниках фирмы.  Например: «Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже» и «Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум» – наш совместный труд.
Валентин Васильевич  провел огромную работу по выялению лучших современных ювелиров, камнерезов России, Украины, Казахстана, и других государств, их награждению орденами Мемориального фонда Карла Фаберже.
Огромный подвижнический труд Валентина Васильевича  трудно поддается оценке и охвату. От себя могу сказать, что создание живописной «Фабержианы» это результат нашей человеческой дружбы и творческой увлеченности двух художников. И первое место здесь принадлежит Валентину Васильевичу.  Его бескорыстие и творческая увлеченность, заразительность как исследователя творчества Фаберже лежит в основе. Когда был 100-летный юбилей обьединениям «Русские самоцветы», я был в приемной где висит портрет Карда Фаберже написанный в 1997 году. Ко мне подошла женщина, представилась. Спросила меня, я ли автор портрета? Я сказал: «да». Она мне мне рассказала, что каждый день приходя на работу много лет утром здороваеся с портретом Карла Фаберже как с живым человеком. Так через многие годы я получил ответ о том, что портрет живет своей жизнью, он нужен людям. Именно с этого портрета началась моя «Фабержиана».
Валентин Васильевич Скурлов одаренный человек, обладает огромной человеческой добротой, мощным интелектом, обьединил вокруг себя десятки, сотни людей причастных к миру ювелирного искусства, является центром прияжения и рождения новых идей.
В юбилейном году желаю своему товарищу, другу огромного здоровья и новых достижений в творчестве.
Мы давно дружим семьями, переживаем вместе за близких. Семья это фундамент всех успехов в творчестве. Ирине Леонидовне, супруге Валентина Васильевича желаю терпения и поддержки в подвижнической деятельности Валентина Васильевича. Благополучия Вам!

Анатолий Перевышко, живописец, член Союза художников России

Комментариев нет:

Отправить комментарий