Валентин Скурлов в НИИювелирной промышленности.
Валентин Васильевич Скурлов пришел в ювелирную
промышленность в очень сложное для нее время. Сложившаяся в стране
экономическая ситуация заставила резко повышать цены на ювелирные изделия.
Только за придшествующие его приходу два года цены возросли в четыре раза. В
этих условиях ювелирные предприятия
были вынужденные изменять практически весь ассортимент выпускаемых изделий с
целью снижения цен на эти изделия.
Валентин
Васильевич, который во ВНИИювелирпроме отвечал за изучение спроса на ювелирные
изделия, должен был разрабатывать рекомендации предприятиям по развитию
ассортимента. Простейшая рекомендация сводилась к предложению снизить вес
выпускаемых изделий и упростиь их дизайн. Однако вскорее выяснилось, что в СССР
к этому времени сложилась довольно большая группа населения с достаточно
высокими доходами. Для этих покупателей требовались совершенно другие изделия:
высочайшего дизайна, с широким использованием различных сплавов драгоценных
металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. И тогда вспомнили о российских
ювелирах и о серебрянном веке российского ювелирного искусства.
Парадокс,
однако, заключался в том, что советские ювелиры в это время практически ничего
не знали о своих предшественниках. Достаточно привести такой пример. В середине
60-х годов представители одной из западных ювелирных фирм посетили Москву и в
качестве подарка вручили руководству Союзювелирпрома книгу о фирме Фаберже.
Руководство Союзювелирпрома переслало эту книгу во ВНИИюаелирпром, сообщив в
сопроводительном письме, что книга должна храниться в сейфе директора
ВНИИювелирпрома и пользоваться ею могут только руководящие кадры отрасли. Так
как ведущие сотрудники ВНИИювелирпрома знали кое-что о знаменитых российских
ювелирах, то они обратились к Генеральному директору "Русских
самоцветов" с предложением освоить выпуск изделий в стиле Фаберже.
Предложение было принято, но нужна была соответсвующая информация. И в этом
вопросе неоценимую услугу предприятию оказал Валентин Васильевич. Глубоко
заитересовавшись деятельностью фирмы Фаберже, он посетил множество музеев и
архивных учреждений и собрал обширнейшую информацию об ассортименте выпускаемых
этой фирмой изделиях. Разработанные им рекомендации позволили "Русским
самоцветам" организовать выпуск изделий высокоэстетичных изделий,
вызвавший большой и стабильный интерес у покупателей не только на внутреннем,
но и на зарубежном рынке. Среди этих изделий, выпускаемых предприятием до
настоящего времени, изделия камнерезной пластики, пасхальные яйца,
эмалево-филигранные изделия, эмалевая миниатюра, изделия с гильошированной
эмалью, серебряные фигурки животных и рыб для охотников и рыболовов.
Интерес Валентина Васильевича не ограничился только фирмой Фаберже. Он собрал обширную информацию и о других знаменитых российских ювелирах. Резульtaты этой огромной работы позволили ему совместно с сотрудницей Исторического музея выпустить книгу " Фаберже и русские придворные ювелиры", из которой советский читатель впервые узнал о выдающихся отечественных ювелирах, таких как Сазиков, Овчинников, Хлебников, Болин, братья Грачевы.
Интерес Валентина Васильевича не ограничился только фирмой Фаберже. Он собрал обширную информацию и о других знаменитых российских ювелирах. Резульtaты этой огромной работы позволили ему совместно с сотрудницей Исторического музея выпустить книгу " Фаберже и русские придворные ювелиры", из которой советский читатель впервые узнал о выдающихся отечественных ювелирах, таких как Сазиков, Овчинников, Хлебников, Болин, братья Грачевы.
Еще
большее значение имеет изданная в 1997 году эциклопедическая книга " К.
Фаберже и петербургские ювелиры". Собранная в этой книге информация
настолько обширна и разносторонна, что трудно поверить, что она собрана одним
человеком.
В 2012
году вышло второе издание этой книги, в которое включено множество дополнительных
материалов. К работе по истории фирмы Фаберже Валентин Васильевич привлек
талантливого художника Пeревышко А.И., который создал ряд
замечательных портретов Карла Фаберже, членов его семьи и сослуживцев. Упоминания так же заслуживает и капитальный труд об
изделиях камнерезной пластики фирмы Фаберже и его последователей.
Валентин Васильевич ведет огромную
просветительскую работу по истории искусства, выступая с интереснейшими материалами в прессе
ина телевидении. При его непосредственном участии перед главным зданием "
Русских самоцветов" поставлен памятник Карлу Фаберже. Он привлек к
активной деятельности в России Татьяну Федоровну Фаберже, благодаря которой мы
имеем множество интереснейших документов о деятельности фирмы, ставших
достоянием российского народа. В заключение хочется обратить внимание на один
момент. Известно, что Карл Фаберже в течение многих лет реставрировал в
Эрмитаже изделия скифских курганов, но этот вид его деятельности не нашел
достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Валентин
Васильевич находится в расцвете сил. И если бы он раскрыл эту сторону
деятельности Фаберже, то мы бы узнали еще об одной грани Великого ювелира -
ювелира-мастера
Профессор
Высшей школы народного искусства Комягин Ю.П., в 1977 – 1988 гг.
директор Всесоюзного НИИ ювелирной промышленности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий