среда, 15 ноября 2017 г.

Валентин Скурлов в НИИ ювелирной промышленности.

 Валентин Скурлов в НИИювелирной промышленности.

 Валентин Васильевич Скурлов пришел в ювелирную промышленность в очень сложное для нее время. Сложившаяся в стране экономическая ситуация заставила резко повышать цены на ювелирные изделия. Только за придшествующие его приходу два года цены возросли в четыре раза. В этих  условиях ювелирные предприятия были вынужденные изменять практически весь ассортимент выпускаемых изделий с целью снижения  цен на эти изделия.
Валентин Васильевич, который во ВНИИювелирпроме отвечал за изучение спроса на ювелирные изделия, должен был разрабатывать рекомендации предприятиям по развитию ассортимента. Простейшая рекомендация сводилась к предложению снизить вес выпускаемых изделий и упростиь их дизайн. Однако вскорее выяснилось, что в СССР к этому времени сложилась довольно большая группа населения с достаточно высокими доходами. Для этих покупателей требовались совершенно другие изделия: высочайшего дизайна, с широким использованием различных сплавов драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. И тогда вспомнили о российских ювелирах и о серебрянном веке российского ювелирного искусства.
Парадокс, однако, заключался в том, что советские ювелиры в это время практически ничего не знали о своих предшественниках. Достаточно привести такой пример. В середине 60-х годов представители одной из западных ювелирных фирм посетили Москву и в качестве подарка вручили руководству Союзювелирпрома книгу о фирме Фаберже. Руководство Союзювелирпрома переслало эту книгу во ВНИИюаелирпром, сообщив в сопроводительном письме, что книга должна храниться в сейфе директора ВНИИювелирпрома и пользоваться ею могут только руководящие кадры отрасли. Так как ведущие сотрудники ВНИИювелирпрома знали кое-что о знаменитых российских ювелирах, то они обратились к Генеральному директору "Русских самоцветов" с предложением освоить выпуск изделий в стиле Фаберже. Предложение было принято, но нужна была соответсвующая информация. И в этом вопросе неоценимую услугу предприятию оказал Валентин Васильевич. Глубоко заитересовавшись деятельностью фирмы Фаберже, он посетил множество музеев и архивных учреждений и собрал обширнейшую информацию об ассортименте выпускаемых этой фирмой изделиях. Разработанные им рекомендации позволили "Русским самоцветам" организовать выпуск изделий высокоэстетичных изделий, вызвавший большой и стабильный интерес у покупателей не только на внутреннем, но и на зарубежном рынке. Среди этих изделий, выпускаемых предприятием до настоящего времени, изделия камнерезной пластики, пасхальные яйца, эмалево-филигранные изделия, эмалевая миниатюра, изделия с гильошированной эмалью, серебряные фигурки животных и рыб для охотников и рыболовов. 
            Интерес Валентина Васильевича не ограничился только фирмой Фаберже. Он собрал обширную информацию и о других знаменитых российских ювелирах. Резуль
taты этой огромной работы позволили ему совместно с сотрудницей Исторического музея выпустить книгу " Фаберже и русские придворные ювелиры", из которой советский читатель впервые узнал о выдающихся отечественных ювелирах, таких как Сазиков, Овчинников, Хлебников, Болин, братья Грачевы.
Еще большее значение имеет изданная в 1997 году эциклопедическая книга " К. Фаберже и петербургские ювелиры". Собранная в этой книге информация настолько обширна и разносторонна, что трудно поверить, что она собрана одним человеком.
В 2012 году вышло второе издание этой книги, в которое включено множество дополнительных материалов. К работе по истории фирмы Фаберже Валентин Васильевич привлек талантливого художника Пeревышко А.И., который создал ряд замечательных портретов Карла Фаберже, членов его семьи и сослуживцев.  Упоминания так же заслуживает и капитальный труд об изделиях камнерезной пластики фирмы Фаберже и его последователей.
        Валентин Васильевич ведет огромную просветительскую работу  по истории  искусства, выступая с интереснейшими материалами в прессе ина телевидении. При его непосредственном участии перед главным зданием " Русских самоцветов" поставлен памятник Карлу Фаберже. Он привлек к активной деятельности в России Татьяну Федоровну Фаберже, благодаря которой мы имеем множество интереснейших документов о деятельности фирмы, ставших достоянием российского народа. В заключение хочется обратить внимание на один момент. Известно, что Карл Фаберже в течение многих лет реставрировал в Эрмитаже изделия скифских курганов, но этот вид его деятельности не нашел достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Валентин Васильевич находится в расцвете сил. И если бы он раскрыл эту сторону деятельности Фаберже, то мы бы узнали еще об одной грани Великого ювелира - ювелира-мастера
Профессор Высшей школы народного искусства  Комягин Ю.П., в 1977 – 1988 гг. директор Всесоюзного НИИ ювелирной промышленности.



Комментариев нет:

Отправить комментарий