среда, 15 ноября 2017 г.

Галин Владимир Иванович, журналист международник

Галин Владимир Иванович, журналист международник
Москва.

Судьба счастливо свела меня с Валентином Васильевичем ровно 20 лет тому назад - осенью 1997 года. В то время я активно сотрудничал с японской телекомпанией NHK, помогал японским журналистам рассказывать об интересных сторонах жизни нашей страны и ее жителей. Одной из таких важных для японцев тем был рассказ о знаменитых императорских пасхальных яйцах работы Фаберже. Несмотря на какие-то договоренности с Кремлем, где хранилась большая коллекция изделий мастерских Фаберже, работа продвигалась медленно: эксперты Оружейной палаты ссылались на занятость и нужные для подготовки к съемкам встречи постоянно откладывались…
И тут неожиданно вмешалось везение: в магазине на полке новинок я увидел книгу «Фаберже и петербургские ювелиры». Купив и залпом проглотив ее удивительно насыщенный фактами и иллюстрациями текст, стало понятно: с автором нужно немедленно встречаться. Уже через несколько дней я стоял у гостиничного номера знаменитой (стоявшей на месте супернового парка «Зарядье») гостиницы «Россия», где остановился приехавший по своим делам из Питера В. Скурлов. Нынешним юбиляром я был встречен так, как будто мы были знакомы уже долгие годы: из гостиничного холодильника к принесенной мною (на всякий случай) фляжке марочного коньяка были без слов вытащены питерские бутерброды, был поднят тост за знакомство и… началась беседа, больше похожая на монолог и закончившаяся далеко за полночь. Уже через полчаса общения стало понятно, что нам не просто повезло, а повезло - очень!  Валентин Васильевич оказался не просто кладезем информации, а человеком обаятельным, энциклопедически образованным и, самое главное, полным неожиданных идей, за которые японцы, естественно, ухватились буквально двумя руками.
Во многом благодаря Валентину Васильевичу программа была сделана в срок, она получила самую высокую оценку как у руководства NHK, так и у японских (и не только) зрителей. Продолжились и наши добрые отношения, смею надеяться, с годами перешедшие в дружеские.
Хочу повторить уже сказанное кем-то, что существуют люди-символы, и В. Скурлов – один из них. Поскольку, говоря о К. Фаберже и его работах, сегодня уже невозможно не упомянуть о его крупнейшем исследователе.
Во-первых, проведя огромную работу в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, семейном архиве Т.Ф. Фаберже (правнучки Карла Фаберже), проживающей в Швейцарии, Валентин Васильевич сумел обнаружить, разгадать алгоритм и систематизировать номерные идентификаторы, ставившиеся едва ли не на все изделия, происходившие из мастерских Фаберже. Без этих данных сегодня уже невозможно обойтись, определяя подлинность той или иной работы Мастера.
Свои исследования В. Скурлова как правило оформляет в виде книги, коих уже, если не ошибаюсь, из-под пера автора вышло двадцать пять, а также многочисленных журнальных статей и интервью. Одним из важнейших, как мне кажется, стал красочный альбом-каталог всех известных на тот момент императорских пасхальных яйцах работы Фаберже, изданный в середине 90-х в Лондоне знаменитым Аукционным домом «Кристис», в штате которого юбиляр состоял (и состоит до сих пор) научным консультантом. В этом альбоме впервые были опубликованы обнаруженные Валентином Скурловым подлинные документы, счета на практически каждое из знаменитых пасхальных яиц, и также впервые было названо их точное количество – 50. К слову, мы с Валентином Васильевичем дважды делали попытки переиздать это великолепное издание у нас, в России, но оба раза натыкались на непробиваемую и так и не преодоленную стену из международных авторских прав.
Еще одна работа, ставшая важной вехой в исследовании творчества К. Фаберже и его мастеров – история создания камнерезных фигурок. Данная работа, вылившаяся в объёмную книгу, а затем и в кандидатскую диссертацию,  фактически подняла эти, незаслуженно находившиеся долгое время в тени, выдающиеся произведения ювелирного и камнерезного искусства, до уровня самых известных и знаменитых работ, исполненных на фабриках Фаберже.
Помню, как радовался Валентин Васильевич, когда в США в октябре 2013 года на аукционе Stair Galleries за 6,3 миллионов долларов была продана камнерезная фигурка камер-казака Н. Пустынникова. Столь высокий интерес и, соответственно, рост цены на камнерезные фигурки работы Фаберже (в мае 2005 года другая камнерезная фигурка «Боярин» была продана за кажущиеся тогда немыслимыми 1,8 миллиона долларов) я всецело отношу к заслуге юбиляра.
Не чурается Валентин Васильевич проводить и частные экспертизы. Отличаются они от массы прочих огромным фактическим документальным аппаратом, который он приводит в итоговом документе. И нет разницы: сделана экспертиза для рядового коллекционера, или для мирового уровня Аукционного дома (видел и те, и другие); в обоих случаях это – подробнейший анализ, убедительнейшие доказательства, сканы иногда десятков документов, в совокупности подтверждающих авторитетное заключение автора…
Став фактически биографом Карла Фаберже, исследователем его многочисленных изделий, со временем Валентин Васильевич почувствовал себя в этих рамках тесно. Огромная научная работа была проделана им с целью вывести из-за тени самого Фаберже ведущих мастеров-ювелиров его фирмы – Михаила Перхина, Франца Бирбаума, художника Василия Зуева и других; интересны его исследования, посвященные «украинскому Фаберже» - киевскому ювелиру Иосифу Маршаку, камнерезу Денису-Уральскому; на одном дыхании читаются материалы, посвященные крупнейшим клиентам и приобретателям изделий Мастера – Александру Кельху, братьям Нобелям и другим.
Но, как мне кажется, одним из самых важных, если не самым важным,  в плодотворной и разносторонней деятельности Валентина Васильевича является его личное подвижничество, его повседневная работа в популяризации имени Фаберже.
Создав вместе с Татьяной Фаберже и группой других единомышленников в 1996 году Мемориальный фонд Карла Фаберже Валентин Скурлов стал его бессменным Ученым секретарем. Были учреждены ордена Фаберже (В. Скурлов - полный кавалером всех трех его степеней), М. Перхина, Ф. Бирбаума, А. Дениса-Ураьского, В. Зуева и другие – ныне престижнейшие награды мира ювелиров не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье: их кавалерами стали сотни лучших из лучших. На высокий уровень наград Фонда показывает такой факт: орден К. Фаберже 3-й степени сопровождается Почетномм знаком и званием «Заслуженный ювелир». По инициативе фонда стали открываться памятники и мемориальные доски, реставрируются мемориальные здания, пишутся и издаются массовыми тиражами книги, брошюры и статьи.
И, конечно, важнейшая часть подвижнического образа жизни юбиляра - многочисленные лекции и встречи, которые он регулярно читает и проводит, исколесив с этой целью едва ли не всю Россию и с пару десятков далеких и близких стран. Помню, как неотъемную часть гардероба, совершенно неподъемный, набитый книгами и брошюрами рюкзак, который Валентин Васильевич регулярно везет из Питера во все поездки… А в качестве примера, хочу привезти поездку юбиляра в Азербайджан, состоявшуюся в конце 2015 года, в организации которой мне посчастливилось принять участие.
Главной целью поездки В. Скурлов в Баку был сбор материалов о братьях Нобелях, крупнейших нефтедобытчиков того времени - постоянных клиентов фирмы К. Фаберже. Но, как рассказал мой друг Вахид, который организовывал встречи и мероприятия уже на месте, вместо того, чтобы воспользоваться минутами отдыха и знакомства с достопримечательностями, Валентин Васильевич ежедневно читал лекции: в Историческом музее, на местной ювелирной фабрике, в Академии художеств звучал интереснейший рассказ о творчестве знаменитого Мастера. Он произвел награждения лучших ювелиров и антикваров Азербайджана, подарил в фонды нескольких библиотек страны книги о Фаберже, изданные Фондом. Итогом поездки, помимо, собранного материала о Нобелях, лекций и награждений, стала также опубликованная через короткое время обширная статья о ювелирах Азербайджана. Прошло почти два года, но приезд Валентина Скурлова вспоминают в Баку до сих пор…
Помню комплексную экспертизу обнаруженного в США несколько лет назад Императорского пасхального яйца «Ампир» 1902 года, текст которой Валентин Васильевич прислал мне на компьютер из Нью-Йорка. В экспертизе принимали участие многие эксперты со всего мира, лучшие специалисты в своей области – металловеды, искусствоведы, историки, реставраторы, технологи и так далее. Но заключительный доклад был доверен произнести гражданину Российской Федерации В. Скурлову – одному из тех немногих, кому доверили проанализировать все имеющиеся по предмету факты и прийти к окончательному и одобренному всеми выводу: да, яйцо подлинное!
Ровно год назад в октябре 1916 года за заслуги перед ювелирным искусством России Скурлов Валентин Васильевич избран Почётным академиком Российской академии художеств
Сегодня Валентин Васильевич увлечен новой темой, тесно связанной со всей его предыдущей работой. Нет никаких сомнений, что научное исследование: «Подарки из Кабинета Его Величества во времена двух последних царствований, 1881-1917 годов», которое автор планирует оформить как докторскую диссертацию, будет столь же интересным и значимым, как и все, что он создал до того.
Кажется, в Китае считают, что наивысший расцвет мудрости у человека начинается где-то лет с 80. Так что, уверен, самое интересное Вас еще ждет впереди. Здоровья Вам дорогой Валентин Васильевич, успешного завершения всего задуманного, новых интересных идей, удачи, душевных сил и оптимизма.
С любовью и искренним уважением,
Ваш, Владимир Галин.

Москва, октябрь 2017 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий