Ильин М. Новые работы в цветных камнях // Декоративно-прикладное искусство СССР. – 1958 - № 3.
С.17-18.
С.17: подписи под фотографиями: «Вазочки, чашечки, родонит, техническая яшма, майнаковская яшма, Ленинград, завод «Русские самоцветы», 1957 г.
Мастера тали терять «чувство камня». В результате изделия треста «Русские самоцветы» в художественном отношении оказались в последнее время на таком низком уровне, что на выставке декоративно-прикладного искусства Российской Федерации 1956-1957 гг. было показано менее десятка произведений из твёрдого камня, с трудом пропущенных жюри.
С.18: подписи под фотографиями: Туалетные принадлежности, ляпис-лазурь, металл.
Это неприятное для треста явление заставило призадуматься его руководителей, которое, по-видимому, и привело к появлению на Юбилейной [40 лет Советской власти, 1957 г.] выставке двух витрин с изделиями, занимающими не последнее место в разделе «Декоративное искусство». Значит, есть мастера и хулдожники, способные создавать хорошие вещи из цветных камней. А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и в достижениях ряда выставленных изделий.
Одной из причин, приведших к резкому падению художественных достоинств изделий из твёрдых пород цветных камней, явилась тенденция использования его в плане натуралистического воспроизведения разного рода листиков, ягодок и других плодов на поверхности крышек туалетных коробок, письменных приборов и других подобных изделий. Их авторы стремились не столько показать свойства и красоту камня, сколько подобрать такой по цвету камень, который бы максимально точно воспроизводил вишню или нечто им близкое. Люди с мещанским вкусом при виде подобных произведений переживали неподдельный восторг, восклицая: «Замечательно! Как живые, как настоящие!». К счастью, подобные вещи не попали на выставку, не осрамили замечательного русского искусства. Однако, среди выставленных вещей есть большие круглые дорогостоящие и трудоёмкие коробки – шкатулки из яшмы (К слову сказать, их изготовление вряд ли целесообразно) на крышках которых, с тщательностью, достойной лучшего применения можно увидеть башню Адмиралтейства, фасад павильона механизации ВСХВ и решётку Летнего сада. Под искусным резцом мастера чудесная яшма темно-зелёного цвета потеряла здесь свои качества и свойства и выглядит словно пластилин, маскирующий великолепный по строгому цвету камень.
Натуралистический приём особенно сильно проявился в коробке с изображением решётки Летнего сада. Последняя выполнена («Как настоящая!») из металла с вмонтирована в крышку. Сюда же следует отнести и прямоугольную коробку из той же яшмы с барельефным букетиком. Можно удивиться тщательности и виртуозности исполнения цветов, но выглядят они словно сделанные из масла.
На выставее экспонировался ряд произведений, выполненных в основном по проектам художницы Ю. Паас, в которых с большим тактом использованы природные декоративные качества материала – камня. В первую очередь, следует назвать группу мелкой декоративной скульптуры. Такова курица из красновато-коричневого белореченского кварцита, ёжик из алтайской яшмы, белка из того же полупрозрачного белореченского кварцита, росомаха из ревневской яшмы и другие. Их формы в меру обобщены, великолепно подобран камень, с большим художественным чувством использованы его свойства т расцветка. Хорошо осуществлена полировка, блики которой ка бы подчёркивают пластические формы скульптуры. Движения и позы зверей не только живы и естественны, но и декоративны, что необходимо в скульптуре. Помимо этого, их хочется взять в руки, подобно чукотским изделиям из кости, полюбоваться полировкой, красотой самого камня и умелым использованием его декоративных, природных качеств. Удача художников, изготовивших эти привлекательные произведения, должна заставить призадуматься предприятия, которые специализируются на изготовлении мелкой скульптуры из мягкого камня – слонов, кошечек, собачек, отличающихся мещанской слащавостью и дурным вкусом, но по-прежнему встречающихся в изобилии на полках магазинов.
Значительными художественными достоинствами обладает также другая группа произведений, в своём большинстве предназначенная для женского туалетного стола: туалетный прибор из полупрозрачного серо-зеленого флюорита, прибор из орлеца, тарелочки и лоточки из яшмы, вазочки из ляпис-лазури, коробки из пестроцветной яшмы.
С.17-18.
С.17: подписи под фотографиями: «Вазочки, чашечки, родонит, техническая яшма, майнаковская яшма, Ленинград, завод «Русские самоцветы», 1957 г.
Мастера тали терять «чувство камня». В результате изделия треста «Русские самоцветы» в художественном отношении оказались в последнее время на таком низком уровне, что на выставке декоративно-прикладного искусства Российской Федерации 1956-1957 гг. было показано менее десятка произведений из твёрдого камня, с трудом пропущенных жюри.
С.18: подписи под фотографиями: Туалетные принадлежности, ляпис-лазурь, металл.
Это неприятное для треста явление заставило призадуматься его руководителей, которое, по-видимому, и привело к появлению на Юбилейной [40 лет Советской власти, 1957 г.] выставке двух витрин с изделиями, занимающими не последнее место в разделе «Декоративное искусство». Значит, есть мастера и хулдожники, способные создавать хорошие вещи из цветных камней. А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и А раз это так, то следует разобраться, как в причинах ещё далеко не изжитых неудач, так и в достижениях ряда выставленных изделий.
Одной из причин, приведших к резкому падению художественных достоинств изделий из твёрдых пород цветных камней, явилась тенденция использования его в плане натуралистического воспроизведения разного рода листиков, ягодок и других плодов на поверхности крышек туалетных коробок, письменных приборов и других подобных изделий. Их авторы стремились не столько показать свойства и красоту камня, сколько подобрать такой по цвету камень, который бы максимально точно воспроизводил вишню или нечто им близкое. Люди с мещанским вкусом при виде подобных произведений переживали неподдельный восторг, восклицая: «Замечательно! Как живые, как настоящие!». К счастью, подобные вещи не попали на выставку, не осрамили замечательного русского искусства. Однако, среди выставленных вещей есть большие круглые дорогостоящие и трудоёмкие коробки – шкатулки из яшмы (К слову сказать, их изготовление вряд ли целесообразно) на крышках которых, с тщательностью, достойной лучшего применения можно увидеть башню Адмиралтейства, фасад павильона механизации ВСХВ и решётку Летнего сада. Под искусным резцом мастера чудесная яшма темно-зелёного цвета потеряла здесь свои качества и свойства и выглядит словно пластилин, маскирующий великолепный по строгому цвету камень.
Натуралистический приём особенно сильно проявился в коробке с изображением решётки Летнего сада. Последняя выполнена («Как настоящая!») из металла с вмонтирована в крышку. Сюда же следует отнести и прямоугольную коробку из той же яшмы с барельефным букетиком. Можно удивиться тщательности и виртуозности исполнения цветов, но выглядят они словно сделанные из масла.
На выставее экспонировался ряд произведений, выполненных в основном по проектам художницы Ю. Паас, в которых с большим тактом использованы природные декоративные качества материала – камня. В первую очередь, следует назвать группу мелкой декоративной скульптуры. Такова курица из красновато-коричневого белореченского кварцита, ёжик из алтайской яшмы, белка из того же полупрозрачного белореченского кварцита, росомаха из ревневской яшмы и другие. Их формы в меру обобщены, великолепно подобран камень, с большим художественным чувством использованы его свойства т расцветка. Хорошо осуществлена полировка, блики которой ка бы подчёркивают пластические формы скульптуры. Движения и позы зверей не только живы и естественны, но и декоративны, что необходимо в скульптуре. Помимо этого, их хочется взять в руки, подобно чукотским изделиям из кости, полюбоваться полировкой, красотой самого камня и умелым использованием его декоративных, природных качеств. Удача художников, изготовивших эти привлекательные произведения, должна заставить призадуматься предприятия, которые специализируются на изготовлении мелкой скульптуры из мягкого камня – слонов, кошечек, собачек, отличающихся мещанской слащавостью и дурным вкусом, но по-прежнему встречающихся в изобилии на полках магазинов.
Значительными художественными достоинствами обладает также другая группа произведений, в своём большинстве предназначенная для женского туалетного стола: туалетный прибор из полупрозрачного серо-зеленого флюорита, прибор из орлеца, тарелочки и лоточки из яшмы, вазочки из ляпис-лазури, коробки из пестроцветной яшмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий