ОТЗЫВ
на автореферат диссертации В.В. Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX-начало XXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 – Теория и история искусства
Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленной массой художественных произведений, исполненных мастерами и художниками фирмы Фаберже и современными камнерезами, работающих в стилистике Фаберже, и отсутствием искусствоведческого анализа этой продукции, определения ее места в системе художественных ценностей и перспектив развития.
Диссертант проработал огромное количество архивных и литературных источников в течение многих лет исследовательской работы, являясь одним из первооткрывателей темы Фаберже в российском искусствознании.
Изложенный в первой главе историко-искусствоведческий очерк, посвященный камнерезному искусству России и его основным центрам анализирует эволюцию художественной обработки цветного камня в нашем Отечестве с петровский времен до 1990 года. Отмечается значение для развития прикладного искусства в период первоначального развития капитализма в России открытия в Петербурге Центрального училища технического рисования, созданного на средства барона А.Л. Штиглица.
Вторая глава «Камнерезное искусство фирмы Карла Фаберже» посвящена анализу этого вида в общем контексте многогранного характера деятельности фирмы. Исследуются основные этапы деятельности фирмы Фаберже. Рассмотрена эволюция организационно-управленческой системы фирмы, рассматриваются два этапа развития этого вида искусства на фирме – до открытия собственной камнерезной мастерской и после ее открытия. Автор дает творческую характеристику художников и скульпторов фирмы Фаберже, большинство которых были выпускниками, а многие и преподавателями Центрального училища технического рисования им. бар. А.Л. Штиглица: В.И. Зуев, Г.Ю. Курц, Я.Я. Либерг, О.О. Май, К.Ф. Цейдлер, Е.Я. Якобсон, Г.-Б. Скильтер, Б.О. Фредман-Клюзель и др. Особое внимание автор уделяет анализу камнерезных «человеческих фигурок», одной из интереснейших групп камнерезного направления фирмы. Составлен наиболее полный список этих фигурок. Поскольку основной массив изделий Фаберже в последние 30 – 40 лет стал известен исследователем посредством выставок и каталогов антикварного рынка, автор анализирует динамическую систему организации антикварной выставочно-рыночной деятельности.
Исходя из поставленной цели исследования, в третьей главе автор рассматривает как общие проблемы современного камнерезного искусства, так и творчество отдельных мастеров северной столицы, мастеров и художников Урала и Алтая. Автор диссертационного исследования рассматривает традиции в области стилистической преемственности, заключающейся в интересе современных мастеров к тем стилям, которые пропагандировали еще камнерезы и ювелиры фирмы Фаберже, а именно: историзм, модерн, неоклассицизм, ар-деко.
В качестве замечания отметим, что в советское время название «Художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной» (с.12) было «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной».
Содержание автореферата позволяет сделать вывод о том, что исследование, представленное к защите, отвечает критериям научно-квалификационной работы, предъявляемой Высшей Аттестационной комиссией РФ к кандидатским диссертациям. Теоретическое и практическое решение задач, поставленных в исследовании может быть использовано для практического применения в научной и практической деятельности искусствоведов, экспертов, историков, в учебных курсах высших и средних специальных учебных заведений.
Диссертация является самостоятельной и завершенной научно-квалификационной работой, а ее автор Валентин Васильевич Скурлов заслуживает ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.09 – Теория и история искусства.
Профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Яшманов Николай Александрович
10 мая 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий